-Рубрики

 -Цитатник

Павел Дмитриевич Шмаров (1874-1950). - (0)

Работы до эмиграции.Анализ стиля. -ч.4. Крестный ход 1898 Несколько работ художника...

О Сергее Судейкине - (0)

  Судейкин Сергей Юрьевич (1882, Санкт-Петербург — 1946, Найак, штат Нью-Йорк,...

Памяти Елены Образцовой - (0)

В Мариинском театре пройдет вечер памяти Елены Образцовой В Мариинском театре пройде...

Шильдер Андрей Николаевич (1861-1919). - (0)

Зимние пейзажи. Зимние лесные пейзажи стали настолько каноническими, что сегодня ручьи и п...

Легендарная балерина Тамара Туманова - (0)

Черная жемчужина русского балета: как эмигрантка из Тифлиса покорила Ла Скала, Ковент-Гарден и Голли...

 -Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Всегда под рукой

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 50316

К юбилею Жан-Батиста Мольера (1622 — 1673)

Воскресенье, 15 Января 2017 г. 18:45 + в цитатник
15 цитат из комедий Мольера

15 января 1622 года родился Жан-Батист Мольер (настоящее имя Жан-Батист Поклен). Наряду с Жаном Расином и Пьером Корнелем, он был одним из крупнейших французских драматургов XVII века. Самыми известными его произведениями являются комедии «Тартюф, или Обманщик», «Мнимый больной», «Мещанин во дворянстве» и «Мизантроп». Эти и другие пьесы талантливого драматурга вошли в золотой фонд мировой литературы, а спектакли по ним не сходят со сцен театров и в наши дни.

« — Король идёт. Он хочет видеть Мольера. 
Мольер! Что с вами? 
— Умер. 
И принц, побежав навстречу Людовику, воскликнет: — Государь! Мольер умер! 
И Людовик XIV, сняв шляпу, скажет: — МОЛЬЕР БЕССМЕРТЕН!»

/Михаил Булгаков «Жизнь господина де Мольера»/


Несколько фрагментов из исторического романа Михаила Булгакова 1933 года «Жизнь господина де Мольера».

 

«Я мог бы назвать вам десятки писателей, переведенных на иностранные языки, в то время как они не заслуживают даже того, чтоб их печатали на их родном языке. Но этого не только переведут, о нем самом начнут сочинять пьесы, и одни ваши соотечественники напишут их десятки. Такие пьесы будут писать и итальянцы ... и русские. Не только в вашей стране, но и в других странах будут сочинять подражания его пьесам и писать переделки этих пьес. Ученые различных стран напишут подробные исследования его произведений и шаг за шагом постараются проследить его таинственную жизнь. Они докажут вам, что этот человек .... будет влиять на многих писателей будущих столетий, в том числе на таких,... как Грибоедов, Пушкин и Гоголь». 
*

« – Единственно, что врожденно людям, – говорил Гассенди своим ученикам, пощипывая острую ученую бородку, – это любовь к самому себе. И цель жизни каждого человека есть счастье! Из каких же элементов слагается счастье? – вопрошал философ, сверкая глазами. – Только из двух, господа, только из двух: спокойная душа и здоровое тело». 
*

«Вот кто отшлифовал моего героя!... От него Жан-Батист получил в наследство торжествующую философию Эпикура и множество серьезных знаний по естественным наукам. Гассенди, при пленительном свете восковых свечей, привил ему любовь к ясному и точному рассуждению, ненависть к схоластике, уважение к опыту, презрение к фальши и вычурности». 
Фото Андрей Кончаловский.

«Трагик в трагическом проваливался, а в комическом имел успех? Объяснение может быть только одно, и очень простое. Не мир ослеп, а ... как раз наоборот: мир великолепно видел, а слеп был один господин Мольер. И, как это ни странно, в течение очень большого периода времени. Он один среди всех окружающих не понимал того, ...что по природе был гениальным комическим актером, а трагиком быть не мог. И ... речи товарищей ничуть не помогали: командор труппы упорно стремился играть не свои роли». 
*

«Когда Шанваллон явился к королю, тот спросил его: - Что происходит там по поводу смерти Мольера? - Государь, - ответил Шанваллон, - закон запрещает хоронить его на освященной земле. - А на сколько вглубь простирается освященная земля? - спросил король. - На четыре фута, ваше величество, - ответил архиепископ. - Благоволите, архиепископ, похоронить его на глубине пятого фута, - сказал Людовик…»" 
*

«Тот, кто правил землей, шляпы ни перед кем никогда, кроме как перед дамами, не снимал и к умирающему Мольеру не пришел бы. И он действительно не пришел, как не пришел и никакой принц. Тот, кто правил землей, считал бессмертным себя, но в этом, я полагаю, ошибался. Он был смертей, как и все, а следовательно-слеп. Не будь он слепым, он, может быть, и пришел бы к умирающему, потому что в будущем увидел бы интересные вещи и, возможно, пожелал бы приобщиться к действительному бессмертию». 
*

« – Ваше высочество, разрешите вам вручить эпитафию, которую я написал для Мольера. Конде взял эпитафию и, глянув на автора, ответил: – Благодарю вас! Но я предпочел бы, чтобы он написал вашу эпитафию». 
Фото Андрей Кончаловский.

«На его могилу жена положила каменную плиту и велела привезти на кладбище сто вязанок дров, чтобы бездомные могли согреваться. В первую же суровую зиму на этой плите разожгли громадный костер. От жара плита треснула и развалилась. Время разметало ее куски, и когда через сто девятнадцать лет, во время Великой революции, явились комиссары для того, чтобы отрыть тело Жана-Батиста Мольера и перенести в мавзолей, никто место его погребения с точностью указать не мог. И хотя чьи-то останки и вырыли и заключили в мавзолей, никто не может сказать с уверенностью, что это останки Мольера. По-видимому, почести воздали неизвестному человеку.

Итак, мой герой ушел в парижскую землю и в ней сгинул. А затем, с течением времени, колдовским образом сгинули все до единой его рукописи и письма. Говорили, что рукописи погибли во время пожара, а письма будто бы, тщательно собрав, уничтожил какой-то фанатик. Словом, пропало все, кроме двух клочков бумаги, на которых когда-то бродячий комедиант расписался в получении денег для своей труппы.

Но даже лишенный и рукописей и писем, он покинул однажды землю, в которой остались лежать самоубийцы и мертворожденные дети, и поместился над высохшей чашей фонтана. Вот он! Это он-королевский комедиант с бронзовыми бантами на башмаках! И я, которому никогда не суждено его увидеть, посылаю ему свой прощальный привет!

Москва, 1932-1933 »

(Роман М.Булгакова «Жизнь господина де Мольера», фрагменты).

Андрей Кончаловский

 

Фото Андрей Кончаловский.

Цитаты из комедий Мольера:

 

Все люди, черт возьми, так созданы от века: / Тщеславие — рычаг всех действий человека. («Мизантроп»)

Как легко убеждают нас те, кого мы любим! («Мещанин во дворянстве» )

Любовь всегда склонна бывает к ослепленью, / Она любой порок за качество сочтет / И в добродетели его произведет. («Мизантроп»)

В словах и клятвах все мужчины одинаковы, а вот поступки их показывают разницу меж ними. («Скупой»)

Я полагаю, что всякий обман бросает тень на порядочного человека. Стыдиться тех, от кого тебе небо судило родиться на свет, блистать в обществе вымышленным титулом, выдавать себя не за то, что ты есть на самом деле, — это, на мой взгляд, признак душевной низости. («Мещанин во дворянстве»)

Тот, кто любит всех, тот никого не любит. («Мизантроп»)

Фото Андрей Кончаловский.

Мудрец стоит выше всех ругательств, какими его могут осыпать; и лучший ответ на оскорбления — это терпение и сдержанность. («Мещанин во дворянстве»)

Правдивость не порок. («Тартюф, или Обманщик»)

Насилие — дурной способ заставить полюбить себя. («Мнимый больной»)

Подражай людям в их склонностях, следуй их правилам, потворствуй их слабостям, восторгайся каждым их словом и поступком — и делай из них что хочешь («Скупой»)

От злоязычия себя не уберечь. / Так лучше сплетнями и вовсе пренебречь. / Нам подобает жить и мыслить благородно, / А болтуны пускай толкуют как угодно. («Тартюф, или Обманщик»)

 

Фото Андрей Кончаловский.

Безоблачное счастье может наскучить, в жизни никак нельзя обойтись без приливов и отливов: с препятствиями и любовь разгорается сильней, и наслаждение ценится больше. («Плутни Скапена»)

Кто время выиграл — все выиграл в итоге. («Тартюф, или Обманщик»)

Сганарель. Один человек уже шесть дней находился при смерти; не знали, что ему и прописать, толку не было ни от одного лекарства; решили в конце концов дать ему рвотного вина.
Дон Жуан. И он, конечно, выздоровел? 
Сганарель. Нет, умер. 
Дон Жуан. Замечательное действие!
Сганарель. А что вы хотите? Целых шесть дней он не мог умереть, а тут сразу же и умер. Это ли не действительное средство? («Дон Жуан, или Каменный гость»)

Фото Андрей Кончаловский.

Рубрики:  Писатели и книги
Метки:  
Понравилось: 12 пользователям



Татьяна_Сенкиенко   обратиться по имени Воскресенье, 15 Января 2017 г. 21:22 (ссылка)
Благодарю, Тамара! Отличный пост, интересно!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 17 Января 2017 г. 18:09ссылка
Спасибо за интерес, Танечка!
TimOlya   обратиться по имени Понедельник, 16 Января 2017 г. 12:26 (ссылка)
С благодарностью и наилучшими пожеланиями !
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 17 Января 2017 г. 18:17ссылка
Спасибо, Олечка, за твои труды!
Откровения_Красоты   обратиться по имени Четверг, 19 Января 2017 г. 12:19 (ссылка)
Помню, что читать Мольера было интересно и увлекательно, пьесы его живые, актуальные и для последующих поколений! Спасибо, Тамара!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 19 Января 2017 г. 19:57ссылка
Спасибо, Сабиночка, за отзыв! Спасибо, Мольеру! Сколько поколений получают удовольствие от его произведений!
elinor_051   обратиться по имени Воскресенье, 22 Января 2017 г. 00:42 (ссылка)
Три с лишним века прошло, а эти строки всё так же актуальны.
От злоязычия себя не уберечь.
Так лучше сплетнями и вовсе пренебречь.
Нам подобает жить и мыслить благородно,
А болтуны пускай толкуют как угодно.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 22 Января 2017 г. 20:31ссылка
Всё так, Елена! Сколько мудрости оставили нам гении прошлых веков! А злоязычия и болтунов не стало меньше
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку