-–убрики

 -÷итатник

ѕам€ти ≈лены ќбразцовой - (0)

¬ ћариинском театре пройдет вечер пам€ти ≈лены ќбразцовой ¬ ћариинском театре пройде...

Ўильдер јндрей Ќиколаевич (1861-1919). - (0)

«имние пейзажи. «имние лесные пейзажи стали настолько каноническими, что сегодн€ ручьи и п...

Ћегендарна€ балерина “амара “уманова - (0)

„ерна€ жемчужина русского балета: как эмигрантка из “ифлиса покорила Ћа —кала,  овент-√арден и √олли...

Ќеустанного стремлень€ неизменна€ печаль,Ч - (0)

"...чары €сных светлых снов..." Aspen Trunks and Descending Moon ‘антази€.  онстантин Ѕаль...

CANOVA, BERNINI, MACDONALD - (0)

"Victoria and Albert Museum, London" "Victoria and Albert Museum, ' London" BAMBAIA Char...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 50278

ќ взаимоотношени€х –афаэл€ со знаменитыми современниками

ѕ€тница, 02 ƒекабр€ 2016 г. 17:03 + в цитатник
 то был другом –афаэлю, а кто — врагом? » что св€зывало «по жизни» художника с теми, кому он проектировал капеллы, расписывал лоджии и кого изображал на своих картинах и фресках?
„тобы пересчитать автопортреты –афаэл€ —анти, исключа€ спорные, хватило бы пальцев одной руки. Ќо вот что удивительно: на единственном зрелом автопортрете (если позволительно говорить о зрелости дл€ человека, умершего в 37) –афаэль пишет себ€ на втором плане, а вперЄд выдвигает кого-то другого.  ого-то, кому он дружески кладЄт руку на плечо и как бы подталкивает по направлению к зрителю: на него, дескать, смотрите — не на мен€! 

» по сей день остаютс€ не€сными две вещи. ѕерва€ — кто этот человек? ј втора€ — что это за причуда? „то за необъ€снима€ творческа€ прихоть заставила –афаэл€, одного из трЄх ренессансных титанов, самоумалитьс€ до такой степени, чтобы выпустить в центр, на передний план собственного портрета (а автопортрет ведь всегда — попытка самопознани€) другого человека?

√ипотез о том, кто бы это мог быть, выдвигалось немало, и кажда€ стоит остальных. ѕри€тель –афаэл€ и автор скандальных эротических сонетов ѕьетро јретино? Ѕогатый коллекционер-нумизмат Ѕранконио дель јквила, камерленг (администратор) папы римского и впоследствии исполнитель завещани€ –афаэл€? јрхитектор јнтонио да —ангалло (младший), с которым –афаэль встречалс€ в –име? ≈го талантливый, но самовольный ученик ƒжулио –омано? ≈го учитель фехтовани€?  то?..
¬ерсий много — доказательств мало или нет совсем. » картину стали называть обобщенно: «јвтопортрет с другом». 



¬ообще, «–афаэль и дружба» — это почти такое же бесспорное тождество, как «–афаэль и гармони€». Ѕолее благорасположенного к люд€м художника, чем –афаэль, истори€ просто не знала. «√овор€т, что стоило кому-нибудь из знакомых или даже незнакомых ему живописцев попросить его о каком-либо нужном ему рисунке, как он тотчас же бросал свою работу, чтобы помочь товарищу. ј держал он при себе в работе всегда множество людей, помогал им и наставл€л их с любовью, которую обычно питают не к художникам, а к родным дет€м», свидетельствует ¬азари.

ќ некоторых друзь€х, заказчиках, покровител€х, учениках и даже недругах –афаэл€ мы, к счастью, знаем гораздо больше, чем о загадочной фигуре с автопортрета. јртхив подготовил материал об этих люд€х, с чьими жизн€ми так плотно переплелась биографи€ художника, что без них могло и не по€витьс€ самых значительных шедевров –афаэл€.

ѕапа ёлий II, в миру ƒжулиано делла –овере (1443-1513)

–афаэль —анти. ѕортрет ѕапы ёли€ II
ѕортрет ѕапы ёли€ II –афаэль —анти. 1512

 ем осталс€ в истории? –имским папой, который позиционировал себ€ преемником ёли€ ÷езар€, и восстановил репутацию ÷еркви, сильно пострадавшую при его преемнике из рода Ѕорджиа. 

¬заимоотношени€ с –афаэлем. Ќесмотр€ на то, что на портрете –афаэл€ ёлий II выгл€дит др€хлым, болезненным и смиренным, на самом деле это был один из самых воинственных пап на римском престоле. ¬рем€ его понтификата запомнилось нескончаемой чередой войн. –им воевал то с ¬енецией, то с ‘ранцией, и в результате существенно расширил свои границы. ¬ некоторых сражени€х ёлий II принимал личное участие, нес€ впереди себ€ —в€тые ƒары и вдохновл€€ на подвиги. 

–афаэл€ познакомил с папой ёлием II архитектор ¬атикана ƒонато Ѕраманте — как и –афаэль, он был родом из ”рбино и, возможно, даже состо€л с —анти в дальнем родстве. ћолодой –афаэль был тогда далеко не самым знаменитым италь€нским художником, но ему улыбнулась удача — стать любимым художником папы.

¬зойд€ на римский престол, ёлий II первым делом пожелал избавитьс€ от всего, что напоминало о прошлом папе јлександре VI (–одриго Ѕорджиа), осквернившем –им распущенностью, коррупцией и даже, поговаривали, кровосмесительной св€зью с дочерью Ћукрецией. ёлий II за€вил: «¬се портреты Ѕорджиа должны быть покрыты чЄрным крепом, все гробницы Ѕорджиа должны быть вскрыты, а их тела отправлены обратно туда, откуда они пришли — в »спанию».
Ќовый папа решил полностью изменить облик своего дворца, чтобы ничего не напоминало о ненавистном предшественнике. ƒл€ этого со всех концов јпеннин были собраны достойнейшие, знаменитейшие художники, которые вз€лись заново декорировать папские апартаменты.

ќднажды с утра папа ёлий II производил смотр работ во дворце, наход€сь в раздраженном расположении духа. ќн без удовольстви€ рассматривал всЄ, что уже успели нанести на стены приглашЄнные мастера. » вдруг остановилс€ перед люнетом, в который –афаэль вписал «јфинскую школу». ѕоражЄнный папа долго разгл€дывал еЄ, а потом распор€дилс€ сбить другие фрески со стен и уволить всех остальных художников. «ј ты, мой мальчик, работай, — обратилс€ он к –афаэлю. — ¬ижу, только ты один понимаешь, что делаешь».

— тех пор ёлий II называл –афаэл€ исключительно «наш любезный сын». ’удожник не только расписал дл€ ёли€ II ватиканские станцы (ит. stanza — комната), но и когда воинственный папа своим указом учредил Ўвейцарскую гвардию (вот уже более п€ти столетий именно она отвечает за безопасность ¬атикана и лично папы), –афаэль, согласно легенде, разработал дл€ солдат форму.

ѕапа Ћев ’, в миру ƒжованни ћедичи (1475 – 1521)

–афаэль —анти. ѕортрет папы Ћьва ’ с кардиналами ƒжулио ћедичи и Ћуиджи –осси.
–афаэль —анти. ѕортрет папы Ћьва ’ с кардиналами ƒжулио ћедичи и Ћуиджи –осси. 1518

 ем осталс€ в истории? ѕапой, который за увеселени€ми и развлечени€ми «проморгал» по€вление в ≈вропе протестантизма.

¬заимоотношени€ с –афаэлем. ¬ 1513-м папа ёлий II умер, и его сменил Ћев ’. Ќовый начальник нередко проводит кадровые рокировки и расставл€ет на ключевые позиции собственных людей, так было всегда, но 30-летнего –афаэл€ эта опасность миновала: он, как и прежде, осталс€ первым художником ¬атикана. ¬сЄ-таки новый папа был сыном знаменитого мецената, Ћоренцо ћедичи ¬еликолепного — он понимал цену –афаэлю.

√овор€т, как только ƒжованни был избран папой, он сказал брату ƒжулиано ћедичи: «ј вот теперь мы повеселимс€ на славу!» Ќа смену эпохе ёли€ II с еЄ пафосом собирани€ италь€нских земель под эгидой –има оп€ть наступила эра расточительства и праздности. –афаэлю в этой св€зи работы только прибавилось. “о он проектировал дл€ нового папы охотничий домик, то днЄм и ночью был зан€т роспис€ми грандиозных ¬атиканских лоджий, потом папа Ћев ’ придумал украсить дворцы ¬атикана златоткаными шпалерами — и –афаэль прин€лс€ за эскизы шпалер. ≈сли папа задумывал феерические представлени€, декорации поручались –афаэлю. ¬ 1514-м португальский король прислал в подарок папе слона. √иганта назвали јнноне. Ћев ’ слона обожал и велел выстроить ему вольер пр€мо под окнами своей опочивальни.  огда бедн€га, не вынес€ нервной обстановки вечного карнавала, околел, папа потребовал от –афаэл€ написать любимого покойного слона на одной из внешних стен.

 ардиналы оп€ть, как при Ѕорджиа, соревновались в роскоши. ќт богатств, стекавшихс€ в ватиканскую казну при папе ёлии II, скоро остались одни воспоминани€. ќбраз жизни хоз€ев ¬атикана при папе Ћьве ’ стал таким, что однажды, когда двое визитЄров мастерской –афаэл€ заметили, что у св€тых на его картине слишком красные лица, художник ответил: «ќни краснеют, гл€д€ на вас — римских кардиналов». ѕравда, и –афаэлю грех было жаловатьс€: при папе Ћьве ’ он стал очень богат, построил себе дворец по собственному проекту. ¬азари пишет, что –афаэль стал жить «не как художник, а по-кн€жески».

 огда –афаэль умер, Ћев ’ оплакивал его почти как сына.

ћикеланджело Ѕуонаротти (1475-1564)

ћикеланджело Ѕуонарроти. јвтопортрет
јвтопортрет ћикеланджело Ѕуонарроти

 ем осталс€ в истории? ¬еличайшим художником и скульптором эпохи ¬озрождени€


¬заимоотношени€ с –афаэлем. –афаэль впервые услыхал о ћикеланджело и Ћеонардо да ¬инчи в —иене, куда приехал поработать как ученик ѕеруджино. –афаэлю было меньше 20-ти. Ћеонардо был старше его на 31 год, а ћикеланджело — на 8, оба жили во ‘лоренции и уже тогда были легендами. Ќаслушавшись разговоров об их непревзойдЄнной «новой манере», –афаэль помчалс€ во ‘лоренцию. “ам он впервые встретилс€ с ћикеланджело, чуть позднее оба гени€ оказались в –име. Ќо ни симпатии, ни тем более дружеского прит€жени€ между ними не возникло. 

ќтношени€ –афаэл€ и ћикеланджело всегда оставались нат€нутыми. Ѕыла ли это ревность? —оперничество? «ависть? —емЄн Ѕрилиант, написавший биографии обоих, рассуждает: «ќни никогда не могли сойтись дружески. ћолодой, счастливый избытком юношеской силы, прекрасно прин€тый при папском дворе –афаэль не мог завидовать больному, надломленному и удрученному гневной скорбью ћикеланджело… — другой стороны, ћикеланджело, хот€ и не любил –афаэл€, отчасти инстинктивно, опаса€сь умалени€ собственной славы, отчасти как больной, вообще с неудовольствием вид€щий силу и здоровье, был слишком благороден, чтобы вредить –афаэлю и чернить его».

ћикеланджело по складу личности был бунтарь и одиночка, а –афаэл€ вечно сопровождала восторженна€ толпа последователей и поклонников. ќни старались избегать друг друга, но это было непросто: «коворкингом, офисом, опенспейсом» обоих был ¬атикан. ¬стретив однажды в его высоких галере€х –афаэл€ в окружении учеников, ћикеланджело едко заметил: «¬ечно вы ходите со свитой, как генерал». –афаэль парировал: «ј вы всегда один — как палач».

¬скоре неуживчивый ћикеланджело рассоритс€ с папой ёлием II, заморозившим финансирование —икстинской капеллы из-за очередной военной авантюры, и сбежит из –има. ј капеллу с почти законченными роспис€ми потребует запереть до его возвращени€, чтобы его фрески не увидел и не использовал в работе –афаэль. 
¬ернувшись в 1511-м году в ¬атикан, ћикеланджело узнает, что на переднем плане своей «јфинской школы» –афаэль изобразил его в образе √ераклита Ёфесского — и среди остальных п€ти дес€тков персонажей грандиозной фрески только ћикеланджело-√ераклит совершенно, пр€мо-таки тотально одинок. Ќо на правду — что ж обижатьс€?



ќбида была в другом. ѕо резко возросшему мастерству соперника ћикеланджело догадалс€: Ѕраманте «по блату» всЄ-таки открывал дл€ него —икстинскую капеллу…

јгостино  иджи (1465-1520)

–афаэль —анти. “риумф √алатеи. ‘рагмент: похищение
“риумф √алатеи. ‘рагмент: похищение –афаэль —анти. 1510-е

—амый богатый клиент –афаэл€ осталс€ в истории банкиром, кредитовавшим „езаре Ѕорджиа, семейство ћедичи и римских пап; в историю искусства сиенского предпринимател€ јгостино  иджи привела «элитна€ недвижимость» — расписанна€ дл€ него –афаэлем ¬илла ‘арнезина.

¬заимоотношени€ с –афаэлем. ѕортрета јгостино  иджи –афаэль, к сожалению, не оставил, поэтому как выгл€дел«пакетный акционер» ¬атикана, мы не знаем. Ќо существует предположение, что в знаменитой фреске «“риумф √алатеи» дл€ ¬иллы ‘арнезина –афаэль изобразил  иджи в образе брутального “ритона (мужчины-рыбы), а его обнажЄнную пленницу-нимфу написал с любовницы  иджи — известной на весь –им куртизанки »мперии.

ѕо воспоминани€м современников, –афаэль и јгостино  иджи дружили, что неудивительно: –афаэль был не только человеком дружелюбно-прит€гательным, но и чрезвычайно светским.

Ќо дружба дружбой, а деньги — врозь. ќднажды –афаэль выполнил за 500 монет несколько фресок дл€  иджи, и, закончив, неожиданно потребовал от заказчика удвоить оплату. ”правл€ющий јгостино  иджи по имени ƒжулио Ѕоргези поначалу отказалс€: что за безумный каприз? –афаэль не уступал. «ѕризовите экспертов — и вы увидите, насколько умеренны мои требовани€!» — аргументировал он. 

“огда прожжЄнный Ѕоргези, знавший об антипатии к –афаэлю ћикеланджело, пригласил быть экспертом его. Ѕуонаротти пришЄл, не спеша и молча осмотрел фрески соперника и перевЄл мрачный взгл€д на Ѕоргези. ”казав пальцем на голову сивиллы, он за€вил: «ќдна только эта голова стоит сто монет, а остальные не хуже». ќн недолюбливал –афаэл€, но не мог позволить себе необъективности. ”знав об оценке ћикеланджело, јгостино  иджи велел управл€ющему немедленно уплатить –афаэлю требуемую сумму.

¬азари сообщает одну очень деликатную деталь о взаимоотношени€х богате€ и художника: « огда јгостино  иджи, его дорогой друг, заказал ему роспись передней лоджии в своем дворце, –афаэль, влюбленный в одну из своих женщин, не был в состо€нии работать с должным усердием». 

Ћюбовное томление (предположительно, страсть к юной ‘орнарине, дочери булочника) так вымотало –афаэл€, что он наотрез отказалс€ работать дальше.  иджи взывал к его разуму и совести, напоминал, что он уже заплатил наперЄд, но ничего не помогало: амурный дурман парализовал волю художника. «» доведЄнный до отча€ни€ јгостино, — рассказывает ¬азари, — через посредство других, собственными усили€ми и вс€кими другими способами с большим трудом добилс€ того, чтобы женщина эта посто€нно находилась при –афаэле, там, где он работал, и только благодар€ этому работа была доведена до конца».

Ѕальдассаре  астильоне (1478-1529)

–афаэль —анти. ѕортрет графа Ѕальдассаре  астильоне
 –афаэль —анти ѕортрет графа Ѕальдассаре  астильоне. 1515

 ем осталс€ в истории? “алантливым дипломатом и писателем, создавшим один из главных литературных портретов эпохи — трактат «ѕридворный».

¬заимоотношени€ с –афаэлем. «адолго до того, как оба — и Ѕальдассаре, и –афаэль — св€зали свою судьбу с –имом (где  астильоне выполн€л дипломатические поручени€), оба они принадлежали к одному светскому кругу» — урбинскому. 

ѕри дворе герцога ”рбино √видобальдо ћонтефельтро и его жены Ёлизабетты √онзага в конце XV века сложилось общество. ѕо мотивам остроумных бесед, которые там велись, и под впечатлением самого урбинского изысканного образа жизни Ѕальдассаре  астильоне сочинил знаменитый трактат «ѕридворный» — собирательный портрет идеального ренессансного человека. «¬ придворном всЄ должно быть прекрасно», убеждал  астильоне. ”м, красота, граци€, если они не даны от природы, могут быть воспитаны упражнени€ми: плаванием, танцами, верховой ездой. »деальный придворный — одновременно воин и рыцарь, он должен быть сведущ в литературе и истории, разбиратьс€ в музыке и искусстве и — едва ли не главное — в обществе он должен вести себ€ так, словно всЄ даЄтс€ ему исключительно легко. Ќекоторые убеждены, что, создава€ «ѕридворного», Ѕальдассаре держал в уме –афаэл€ — светского, благородного, грациозного.

ќ доверительности отношений –афаэл€ и Ѕальдассаре говорит их переписка. 
   «ƒл€ того чтобы нарисовать одну красивую девушку, — сообщал –афаэль в письме к  астильоне, — € должен увидеть много красавиц. ќднако если бы ты был р€дом, проблема выбора самой красивой из них не сто€ла бы так остро: ты помог бы мне. ј так, поскольку р€дом со мной нет истинных ценителей (как нет и истинно красивых женщин), — € должен придумывать красавиц сам». 

ѕортрет Ѕальдассаре, написанный –афаэлем и теперь хран€щийс€ в Ћувре, считаетс€ вершиной портретного творчества –афаэл€. ј рафаэлевский портрет Ёлизабетты √онзага Ѕальдассаре  астильоне захватил с собой в јнглию, куда надолго уезжал с дипломатической миссией. ќн был платонически влюблЄн в утончЄнную и глубоко несчастную в браке герцогиню и спр€тал портрет возлюбленной под зеркалом, чтобы смотр€сь в него, мысленно соедин€ть себ€ с ней.

ƒжулио –омано (1492-1556)

ƒжулио –омано. јвтопортрет
јвтопортрет ƒжулио –омано
 
 то он был дл€ –афаэл€? ЌепутЄвый ученик.

 ем осталс€ в истории? ’удожником, сформировавшимс€ в краткую эпоху ¬ысокого –енессанса и резко свернувшим в кризисное искусство маньеризма.

¬заимоотношени€ с –афаэлем. ћногочисленные ученики –афаэл€ просто обожали, среди них было немало «крепких специалистов», но учител€ не превзошЄл никто. —амым, пожалуй, известным из учеников –афаэл€ стал ƒжулио ѕитти по прозвищу –омано, что означало «римл€нин». 

–афаэль довер€л ƒжулио самые серьЄзные капитальные работы в ¬атикане. –омано помогал ему в оформлении ватиканских станц Ёлиодора и дель-»нчендио, некоторые фрески на ¬илле ‘арнезина, принадлежавшей банкиру јгостино  иджи, тоже были созданы им. ƒаже написать погибшего слона Ћьва ’ (та еще задачка!) –афаэль с облегчением поручил безотказному ученику.  огда –афаэль внезапно умрЄт, завершать его неоконченные работы тоже довер€т ƒжулио –омано.

Ќо потом в ученика «божественного» –афаэл€ словно вселилс€ бес.

«Ќачалось же все с того, — по€сн€ет поэт и философ  онстантин  едров, — что лучший ученик –афаэл€ ƒжулио –омано поссорилс€ с папой  лиментом VII и в отместку за неуплату вз€л да и расписал порнографическими фресками зал  онстантина в ¬атиканском соборе.»

‘рески быстро закрасили, но другой ученик –афаэл€ —  ћаркантонио –аймонди — успел срисовать их и растиражировать в виде гравюр, а поэт и друг –афаэл€ ѕьетро јретино сопроводил каждую из любовных поз соответствующим сонетом. ¬ласти не оставили оскорбление общественной нравственности безнаказанным: ћарантонио был заключЄн в тюрьму, а –омано бежал из –има в ћантую и вынужден был долго скрыватьс€.

Ќо всЄ же, несмотр€ на его «дела, омерзительные во всех отношени€х» (как с видом св€тоши выражаетс€ ¬азари), человеком ƒжулио –омано был талантливым. ¬ ѕушкинском музее в ћоскве есть женский портрет –омано, где, как предполагают, изображена легендарна€ возлюбленна€ –афаэл€ ‘орнарина, не отличавша€с€ строгой нравственностью. ѕодражал ли –омано только искусству –афаэл€ или же попыталс€ «пойти по стопам учител€» и в делах сердечных — истори€ умалчивает.
–афаэль —анти. ‘орнарина
 
ƒжулио –омано. ƒама за туалетом (‘орнарина)
–афаэль —анти. ‘орнарина
ƒжулио –омано. ƒама за туалетом (‘орнарина?)

ѕьетро Ѕембо (1470-1547)

–афаэль —анти. ѕортрет ѕьетро Ѕембо (ѕортрет кардинала ѕьетро Ѕембо в юности)
–афаэль —анти ѕортрет ѕьетро Ѕембо (ѕортрет кардинала ѕьетро Ѕембо в юности) 1506
 то он был дл€ –афаэл€? «ƒвойник».

 ем осталс€ в истории? ќдним из лучших литераторов своего времени, автором «јзоланских бесед». ¬ зрелости сделалс€ кардиналом.

¬заимоотношени€ с –афаэлем. ƒовольно долго, и этот факт фиксируют старые каталоги, портрет ѕьетро Ѕембо считали автопортретом –афаэл€. » ведь действительно — так много общего со знамениты мранним автопортретом: поза, спокойно-изучающий взгл€д, берет, каштановые волосы до плеч, длинна€ из€щна€ ше€, несколько женственный тип красоты. 

ј в биографи€х художника –афаэл€ —анти и поэта ѕьетро Ѕембо количество параллелей просто обескураживает. ќба были щедро одарены природой грацией, красотой, оба€тельной обходительностью, талантами. ќба €вл€лись не только знатными людьми, но и «наследственными интеллигентами»: отец –афаэл€ ƒжованнни —анти был художником и устроителем придворных праздников в ”рбино, отец ѕьетро Ѕернардо Ѕембо — энтузиастом италь€нской литературы и инициатором установки пам€тника ƒанте в –авенне. ќба в 1500-х оказались в ”рбино, в высококультурной атмосфере двора ћонтефельтро, а в 1510-х попали в –им и почти одновременно получили от папы ёли€ II высокие должности: –афаэль — титул писар€ папских указов, а ѕьетро — составител€ папских булл (проще говор€, секретар€). ќба совершенствовали образование во ‘лоренции. ќба писали стихи. ќба воспевали — каждый своими средствами — возвышенную, в духе неоплатонизма, любовь. ќба примеривали кардинальские шл€пу и мантию: о –афаэле накануне его смерти ходили настойчивые слухи, что его вот-вот сделают кардиналом, а поэт Ѕембо кардиналом в 1539-м году всЄ-таки стал.

Ўироко известен факт, что эпитафию –афаэлю, украсившую его надгробие в ѕантеоне, сочинил ѕьетро Ѕембо:
 ««десь покоитс€ тот самый –афаэль, при жизни которого мать-природа, прародительница всего сущего, опасалась быть превзойдЄнной, а после его смерти едва не умерла от печали».

Ќо от чего умер –афаэль? ¬азари говорит — от любви: 
«» вот однажды после врем€препровождени€ еще более распутного, чем обычно, случилось так, что –афаэль вернулс€ домой в сильнейшем жару, и врачи решили, что он простудилс€, а так как он в своем распутстве не признавалс€, ему по неосторожности отворили кровь, что его ослабило до полной потери сил, в то врем€ как он как раз нуждалс€ в их подкреплении. “огда он составил завещание и первым делом, как христианин, отпустил из дому свою возлюбленную, обеспечив ей приличное существование, а затем разделил свои вещи между двум€ учениками».

≈ще за 15 лет до смерти –афаэл€, в 1505-м году, в знаменитых «јзоланских беседах» ѕьетро Ѕембо, сам не веда€ того, сделал мрачное предсказание, вынес€ чувству, которое убьЄт –афаэл€, свой литературный вердикт: 
    «»так, донны, наиболее несомненным €вл€етс€ то, что из всех возмущений души нет ни одного столь досадливого, столь т€желого, столь настойчивого и неистового, такого, которое бы так волновало и кружило, как-то, которое мы называем любовью: писатели иногда называют его огнем, ибо, подобно тому, как огонь пожирает вещи, в которые он входит, так и нас пожирает и разрушает любовь…»
∆ан ќгюст ƒоминик Ёнгр. –афаэль и ‘орнарина
–афаэль и ‘орнарина. ∆ан ќгюст ƒоминик Ёнгр
Ёпилог. ћы так и не знаем достоверно, кого –афаэль поставил на первое место в автопортрете с другом. Ќо тут важно не им€, а принцип. јвтопортрет — всегда попытка самопознани€. Ёто то,что художник думает о себе. 35-летний –афаэль за 2 года до смерти оставил живописное высказывание — очень личное и откровенное. –азместив себ€ на периферии автопортрета, он будто бы говорит: вот €, –афаэль —анти, человек, дл€ которого дружба и любовь (то есть способность поставить другого впереди себ€) были превыше всего.
јвтор: јнна ¬черашн€€  https://artchive.ru/publications
 
ƒама в покрывале.  1516

"»стори€ великого человека бывает историей его времени. “аковы биографии Ќаполеона, √алиле€. Ќапротив, биографи€ –афаэл€ заключаетс€ в истории его времени, в одном снимке эпохи ¬озрождени€, котора€ произвела его гений. ¬ сказании о докторе ‘аусте, чернокнижнике и ученом, астрономе, математике и медике, выразилс€ весь внутренний смысл ¬озрождени€. ‘ауст хотел познать все тайны земли и неба. — этой целью он пробовал, при помощи дь€вола, совершить воздушный полет, но дь€вол уронил его, говорит сказание, и, наказанный за гордость, он очутилс€ снова во прахе. –афаэль тоже предприн€л такой полет, но не с помощью дь€вола, а с помощью религиозного вдохновени€ красотой, и он достиг своей цели и принес миру новые вести и светлые видени€".

—. Ѕрилиант.

ќт ќльги: 

¬еликий италь€нский живописец-–афаэль —анти.„асть 1.
¬еликий италь€нский живописец-–афаэль —анти.„асть 2.

–убрики:  живопись
ћетки:  

ѕроцитировано 2 раз
ѕонравилось: 10 пользовател€м