-–убрики

 -÷итатник

ѕам€ти ≈лены ќбразцовой - (0)

¬ ћариинском театре пройдет вечер пам€ти ≈лены ќбразцовой ¬ ћариинском театре пройде...

Ўильдер јндрей Ќиколаевич (1861-1919). - (0)

«имние пейзажи. «имние лесные пейзажи стали настолько каноническими, что сегодн€ ручьи и п...

Ћегендарна€ балерина “амара “уманова - (0)

„ерна€ жемчужина русского балета: как эмигрантка из “ифлиса покорила Ћа —кала,  овент-√арден и √олли...

Ќеустанного стремлень€ неизменна€ печаль,Ч - (0)

"...чары €сных светлых снов..." Aspen Trunks and Descending Moon ‘антази€.  онстантин Ѕаль...

CANOVA, BERNINI, MACDONALD - (0)

"Victoria and Albert Museum, London" "Victoria and Albert Museum, ' London" BAMBAIA Char...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 50278

 о дню рождени€ јлександра Ѕлока

ѕонедельник, 28 Ќо€бр€ 2016 г. 18:07 + в цитатник

 ∆изнь - без начала и конца.
Ќас всех подстерегает случай.
Ќад нами сумрак неминучий,
»ль €сность Ѕожьего лица.


Ќо ты, художник, твердо веруй
¬ начала и концы. “ы знай,
√де стерегут нас ад и рай.
“ебе дано бесстрастной мерой
»змерить всЄ, что видишь ты.


“вой взгл€д - да будет тверд и €сен.
—отри случайные черты -
» ты увидишь: мир прекрасен.
ѕознай, где свет,- поймешь, где тьма.
ѕускай же всЄ пройдет неспешно,
„то в мире св€то, что в нем грешно,
—квозь жар души, сквозь хлад ума.........

јлександр Ѕлок. 1907

   — Ѕлоком, как и со многими другими нашими поэтами, € познакомилс€ на «средах» у ¬€чеслава »ванова зимой 1906/07. Ёто был у Ѕлока период «ѕрекрасной ƒамы» и «Ќезнакомки»,    и тогдашн€€ поэзи€ его действовала на мен€ еще глубже, чем поэзи€ —ологуба, и отраднее, чем она.  я испытывал к ней даже какое-то чувство благодарности. Ѕлок был самым петербургским из современных поэтов, и одним этим уже многое у него было дл€ мен€ дорого и близко. “огда только что был поставлен у  омиссаржевской его "Ѕалаганчик" с декорацией —апунова — истинно поэтический, и до сего дн€ незабываема его странна€ и остра€ прелесть.

ѕќ—Ћ≈ ѕ–≈ƒ—“ј¬Ћ≈Ќ»я «ЅјЋј√јЌ„» ј»  ЅЋќ ј

“ени на стенах,   Ќа масках
ѕлещут в пл€ске.  “ени и маски —
¬ ћире — все.  ѕод масками — маски,
ѕод ними ж — Ќичто;  «Ќичто» повторилось
¬озник двойник.  ѕьеро — јрлекин —
Ѕлизнецы женихи  ќдна их невеста —
«а дверью —мерть.  «а твердью, за ћиром —
— ћолчание, — Ќичто.  “уда — јрлекин!
ќттуда — —мерть —  ¬ечна€ Ќевеста
∆ена и ћать. —  –адуйс€ ѕьеро
“ы один и жених  Ќевеста сзади —
∆дет: ты не видишь.  Ќе плачь ѕьеро
“ы жених — ты двойник:  јрлекина обнимешь  ¬ объ€ти€х ≈е

4 €нвар€ 1907



   

—ам Ѕлок, как личность, мне казалс€ в полной гармонии с его поэзией. ќн был в те годы юн и строен, с гордо поставленной головой, в ореоле вьющихс€ волос и с лицом молодого √ете. ќн был более красив, чем на довольно мертвенном портрете —омова.  ак ¬€чеслав »ванов, Ѕальмонт, Ѕрюсов, ¬олошин и другие, Ѕлок носил тогда черный сюртук и черный шелковый галстук бантом (и, в отличие от других, «байроновские» отложные воротнички). Ёто сделалось как бы формой поэта того времени. “радици€ еще держалась…

≈сть минуты, когда не тревожит –окова€ нас жизни гроза.

 то-то на плечи руки положит,  то-то €сно загл€нет в глаза...

» мгновенно житейское канет, —ловно в тЄмную пропасть без дна.

» над пропастью медленно встанет —емицветной дугой тишина...

» напев заглушЄнный и юный ¬ затаЄнной затронет тиши

”сыплЄнные жизнию струны Ќапр€жЄнной, как арфа, души...

   —вои волнующие стихи Ѕлок читал медленно, с полузакрытыми глазами, слегка нараспев и монотонно, и у него это вовсе не было позой, и действовало его чтение неотразимо, хот€ у него был несколько глухой голос и он чуть шепел€вил. ѕрочт€ стихотворение, он, точно опуска€сь на землю, иногда говорил "вот" или "все".

  Ѕлок жил одно врем€ по соседству со мной, на углу ќфицерской и речки ѕр€жки. »з окон его был тот же самый вид, что € часто рисовал из моей квартиры: далекие эллинги Ѕалтийского завода, его железные краны, корабельные мачты и маленький кусочек мор€. ¬переди узенька€ речка описывала дугу.

   ¬начале € мало встрчалс€ с Ѕлоком. –аз мы с ним и ¬€чеславом »вановым поехали вместе в одном купе в ћоскву (на конкурс, устроенный ««олотым руном» на тему «ƒь€вол»). ≈хали в спальном вагоне III класса, было холодно, и Ѕлок, забравшись на верхнюю «полку» над моей головой, улегс€, как был, в шубе с подн€тым воротником, в мохнатой круглой шапке и в калошах. ћне это показалось глубоко символическим (особенно калоши!), точно этим выражалась забронированность поэта от «презренной действительности». я это ему заметил и насмешил.

»скусство - ноша на плечах,   «ато как мы, поэты, ценим   ∆изнь в мимолЄтных мелочах!     ак сладостно предатьс€ лени, ѕочувствовать, как в жилах кровь ѕереливаетс€ певуче, Ѕросающую в жар любовь   ѕоймать за тучкою летучей,   » грезить, будто жизнь сама      ¬стаЄт во всЄм шампанском блеске   ¬ мурлыкающем нежно треске  ћигающего cinema!          ј через год - в чужой стране: ”сталость, город неизвестный, “олпа, - и вновь на полотне „ерты француженки прелестной!..

јлександр Ѕлок (сидит, слева) на военной службе . 1916

   Ќаши встречи с Ѕлоком участились во врем€ подготовки дл€ сцены его пьесы «–оза и  рест» в ћосковском ’удожественном театре (1916-1917). Ѕлок тогда был призван на военную службу, служил в инженерных войсках, где-то в ѕинских болотах, и официально именовалс€ «табельщиком 13-й строительной дружины», там в тылу проводил дороги и целыми дн€ми не слезал с седла (что Ѕлок был вообще спортивен и ездок, € только тогда узнал и дивилс€).  огда он приезжал в ѕетербург, было странно видеть его в военной форме, в галифе и крагах, с обветренным лицом и коротко стриженного, что ему очень не шло.

   ¬ свои приезды он стал бывать у мен€, навещал и € его. “огда же € познакомилс€ с его матерью јлександрой јндреевной, маленькой худенькой женщиной, по всему было видно, обожавшей своего сына. Ћюбовь же ƒмитриевну, жену Ѕлока, дочь ћенделеева, € знал давно, еще по театру  омиссаржевской. ¬стречались мы с Ѕлоком и в ћоскве, где велись беседы с ¬л. ». Ќемировичем-ƒанченко о режиссерских планах и обсуждали мои постановки «–озы и  реста».



  

ћне чрезвычайно нравилась «–оза и  рест».   удивлению, Ѕлок настаивал на реальности постановки, и лишь в некоторых сценах (√аетана и »зоры) он допускал «условность» и «призрачность».

  Ѕлок мне очень помогал материалами. ќт него € получил интереснейшие средневековые французские романы и новеллы, из которых € извлек все, что относилось к разным детал€м быта и могло быть применено дл€ постановки. ќн мне дал также очень много фотографий Ѕретани и ѕрованса, места действи€ драмы, и подарил многотомную «Galerie de Versailles», ценный труд по французской геральдике времен крестовых походов, чем очень тогда мен€ тронул.

«олотистою долиной “ы уходишь, нем и дик. “ает в небе журавлиный ”дал€ющийс€ крик.

«амер, кажетс€, в зените √рустный голос, долгий звук. Ѕесконечно т€нет нити “оржествующий паук.

—квозь прозрачные волокна   —олнце, света не та€,   ѕраздно бьЄт в слепые окна ќпустелого жиль€.

«а нар€дные одежды ќсень солнцу отдала ”летевшие надежды ¬дохновенного тепла.

   ћежду тем постановка «–озы и  реста» готовилась с необыкновенной медлительностью и трудом; прошло почти два года, и было несчетное число репетиций. ¬се переждали, и все перезрело. я сам, вначале увлеченный, застр€л в том самом реализме, которого хотел Ѕлок, и все засушил и уже делал через силу. Ётого не мог не видеть Ѕлок и недаром в своем дневнике написал: «Ёскизы ƒ. какие-то дерев€нные», — и был прав, в одном письме к матери € прочел: «¬идел у ƒ. эскизы — очень красиво, а четвертое действие, боюсь, слишком пышно». ¬ заключение случилась катастрофа: на первой генеральной репетиции вс€ наша работа была забракована —таниславским, в ту пору чрезвычайно нервничавшим и точно потер€вшим почву. Ѕыли обижены все — и Ѕлок, и Ќемирович, и €.



 

  “ут наступила ќкт€брьска€ революци€, и, хот€ —таниславский пыталс€ сам продолжать работу и переделывал постановку, из этого ничего не получилось. «–оза и  рест» так и не была поставлена, может быть, потому, что эта вещь слишком была сложна дл€ сценического воплощени€. √ода через три после революции —таниславский хотел хоть что-нибудь сделать в интересах Ѕлока, и пьеса официально была передана в театр Ќезлобина. Ѕлагодар€ этому Ѕлок был до некоторой степени удовлетворен материально, но уже не верил в постановку; пожалуй, она была бы и не по времени…

   ¬ самые темные первые годы после революции по€вились «ƒвенадцать» Ѕлока. √ениальное произведение вызвало совершенно противоположные толковани€. Ѕлоку приходилось тратить врем€ и силы на тогдашние неизбежные, бесконечные, часто бессмысленные заседани€, и он мало писал. ’от€ посмертна€ критика и утверждала, что он всецело прин€л ќкт€брь, но вр€д ли все было так просто. Ќе было ли в одном из его ранних замечательных стихотворений, из «ѕосв€щений», насто€щего пророчества, когда он говорил:

¬есь горизонт в огне и близко по€вленье…
…Ќо страшно мне — изменишь облик ты.

  ѕоследний раз € видел Ѕлока в ћоскве в мае 1921, за несколько мес€цев до его кончины. ќн был уже болен и, кажетс€, окончательно надорвалс€ тогда на одной из своих лекций. ¬ ѕетербурге ему жилось чрезвычайно т€жело, достаточно сказать, что он, будучи совсем больным, несмотр€ на протесты и отча€ние своих близких, чтобы избавить их от физического труда, сам ежедневно носил в квартиру т€желую ношу дров. „тобы вырвать его из невозможных условий жизни, стали хлопотать о его выезде за границу и о санатории в ‘инл€ндии, но, несмотр€ на все хлопоты (особенно старалс€ √орький), разрешение пришло слишком поздно, он не дождалс€. Ѕлок умер в августе в больших страдани€х — и физических, и моральных. √оворили, что перед смертью он лишилс€ рассудка.

 огда толпа вокруг кумирам рукоплещет, —вергает одного, другого создаЄт,

» дл€ мен€, слепого, где-то блещет —в€той огонь и младости восход!

  нему стремлюсь болезненной душою, —тремлюсь и рвусь, насколько хватит сил...

Ќо, видно, € т€жЄлою тоскою  орабль надежды потопил!

«ат€нут в бездну гибели сердечной, я - равнодушный серый нелюдим...

“олпа кричит - € хладен бесконечно, “олпа зовЄт - € нем и недвижим.

  я жил тогда в деревне, и на похоронах его не пришлось быть. ёрий јнненков нарисовал Ѕлока в гробу, его заострившийс€ и ужасно исказившийс€ профиль.

   я встречалс€ с Ѕлоком за п€тнадцать лет нашего знакомства реже, чем мог бы. Ќо € не искал близости. ” мен€ в душе к нему было не только большое поклонение, но и род душевной влюбленности, и мне казалось нужным некое отдаление и хотелось видеть его всегда как бы на пьедестале…

Ѕлок

»з поэмы "¬озмездие"

 огда ты загнан и забит Ћюдьми, заботой, иль тоскою;  огда под гробовой доскою ¬сЄ, что теб€ плен€ло, спит;

 огда по городской пустыне, ќтча€вшийс€ и больной, “ы возвращаешьс€ домой, » т€желит ресницы иней,

“огда - остановись на миг ѕослушать тишину ночную: ѕостигнешь слухом жизнь иную,  оторой днЄм ты не постиг;

ѕо-новому окинешь взгл€дом ƒаль снежных улиц, дым костра, Ќочь, тихо ждущую утра Ќад белым запушЄнным садом,

» небо - книгу между книг; ЌайдЄшь в душе опустошЄнной ¬новь образ матери склонЄнный, » в этот несравненный миг -

”зоры на стекле фонарном, ћороз, оледенивший кровь, “во€ холодна€ любовь - ¬сЄ вспыхнет в сердце благодарном,

“ы всЄ благословишь тогда, ѕон€в, что жизнь - безмерно боле, „ем quantum satis* Ѕранда воли,  ј мир - прекрасен, как всегда. . . . . . . . . . . . . . . . . .

јлександр Ѕлок. 1920

* Quantum satis - в полную меру (лат.)

јлександр Ѕлок с артистами Ѕольшого драмтеатра (справа, в третьем р€ду четвертый). 1920

—ери€ сообщений "Ѕлок":
„асть 1 - —отри случайные черты - и ты увидишь: мир прекрасен
„асть 2 - ƒа, скифы - мы! Ѕлок
...
„асть 37 - ќсенний мотив
„асть 38 - "Ѕожественна€" јнастаси€ ƒмитриевна ¬€льцева
„асть 39 -  о дню рождени€ јлександра Ѕлока
„асть 40 - јлександр јлександрович Ѕлок. —тихи
„асть 41 - јлександр Ѕлок.  армен. 1914
„асть 42 - Ѕлок јлександр јлександрович (1880 - 1921)

ћетки:  

ѕроцитировано 3 раз
ѕонравилось: 15 пользовател€м



“ать€на_—енкиенко   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 28 Ќо€бр€ 2016 г. 18:28 (ссылка)
√ал€, Ѕлагодарю! ѕревосходный пост! ѕонравилось!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕонедельник, 28 Ќо€бр€ 2016 г. 20:23ссылка
—пасибо за отзыв, “ан€!
TimOlya   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 28 Ќо€бр€ 2016 г. 18:35 (ссылка)
ќт всей души благодарю за очередной восхитительный пост,“омочка!ƒоброго вечера !
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕонедельник, 28 Ќо€бр€ 2016 г. 20:17ссылка
—пасибо, ќлечка, за замечательное сообщение о ћихаиле  лодте!
Ќинель_Ќик   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 28 Ќо€бр€ 2016 г. 21:03 (ссылка)
ќчень интересно. —пасибо, “амара.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕонедельник, 28 Ќо€бр€ 2016 г. 21:12ссылка
—пасибо, Ќиночка, за интерес к Ѕлоку! ¬се видео замечательные!
merylen   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 28 Ќо€бр€ 2016 г. 21:52 (ссылка)
—пасибо огромное!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬торник, 29 Ќо€бр€ 2016 г. 18:59ссылка
"ј мир - прекрасен, как всегда."
–адости и удачи, ћашенька!
Sergey_Tashebsky   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 28 Ќо€бр€ 2016 г. 23:11 (ссылка)
“омаовс€нка, благодарю от души за прекрасный пост!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬торник, 29 Ќо€бр€ 2016 г. 18:55ссылка
—пасибо, —ергей, за внимание!
ёрий- иев   обратитьс€ по имени ¬торник, 29 Ќо€бр€ 2016 г. 00:05 (ссылка)
Ѕлагодарю ¬ас “амара за интересный пост. Ѕлок один из любимейших поэтов. ¬от недавно попалось стихотворение, очень понравилось -

ѕам€ти Ѕлока
—ветлана “арусина

ƒавно ушла любви морока
 ому-то голову кружить.
ј мне метель - стихи€ Ѕлока
¬сЄ чаще стала ворожить.

я вопрошаю к ней: - ƒо срока
“ы подослала смерть к нему.
—кажи, ты знаешь тайну Ѕлока?
’оть намекни, € всЄ пойму.

—кажи, ему ты колдовала
»ль, может быть, давала €д?
≈го стихи - твои кристаллы
јлмазным блеском взор слеп€т?..-

-Ќет, нет...Ќо встреча с ним случилась.
Ќедавно ночью вижу - свет.
 ак дивно всЄ преобразилось...
√л€жу - ко мне идЄт поэт.

ќ, да...€ эту тень узнала,
» даже в серебристой мгле
я всЄ €снее различала
¬енец терновый на челе.

—мотрел он хладно,безучастно,
Ѕыл страшно худ и измождЄн,
ј листь€ тЄрна были красны
ќттенка флагов и знамЄн.

Ѕыла € рада встретить снова
ѕевца концов, певца начал,
Ќо не сказал тогда ни слова
» так пугающе молчал,
„то пон€ла € с грустью тайной:
ѕричина т€гостно проста -
ћолчанье было не случайно -
«амкнула смерть его уста.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬торник, 29 Ќо€бр€ 2016 г. 18:54ссылка
—пасибо, ёрий! Ѕлок - лучший поэт серебреного века, очень люблю его поэзию
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку