-–убрики

 -÷итатник

ѕавел ƒмитриевич Ўмаров (1874-1950). - (0)

–аботы до эмиграции.јнализ стил€. -ч.4.  рестный ход 1898 Ќесколько работ художника...

ќ —ергее —удейкине - (0)

  —удейкин —ергей ёрьевич (1882, —анкт-ѕетербург — 1946, Ќайак, штат Ќью-…орк,...

ѕам€ти ≈лены ќбразцовой - (0)

¬ ћариинском театре пройдет вечер пам€ти ≈лены ќбразцовой ¬ ћариинском театре пройде...

Ўильдер јндрей Ќиколаевич (1861-1919). - (0)

«имние пейзажи. «имние лесные пейзажи стали настолько каноническими, что сегодн€ ручьи и п...

Ћегендарна€ балерина “амара “уманова - (0)

„ерна€ жемчужина русского балета: как эмигрантка из “ифлиса покорила Ћа —кала,  овент-√арден и √олли...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 50320

 о дню рождени€ ‘Єдора ћихайловича ƒостоевского великого русского писател€ и мыслител€

ѕ€тница, 11 Ќо€бр€ 2016 г. 16:26 + в цитатник

«ƒостоевский таков, какова –осси€, со всей ее тьмой и светом. » он — самый большой вклад –оссии в духовную жизнь всего мира».

Ѕерд€ев

195 лет назад, 11 но€бр€ 1821 года, родилс€ великий русский писатель ‘Єдор ћихайлович ƒостоевский.

ƒостоевский, которого традиционно считают «петербургским» писателем, родилс€ в ћоскве и провел в ней первые п€тнадцать лет своей жизни. ¬с€ его жизнь будет чередой перемен — как правило, драматического характера, — и только московское детство останетс€ тем незыблемым островом, на который он будет возвращатьс€ душой дл€ спасени€ и успокоени€. ¬о всех его произведени€х звучат отголоски московского детства.

ƒостоевский — москвич в поведении, во вкусах, в €зыке. »деологи€ «почвенничества», выработанна€ им вместе с братом ћихаилом в 1860-е годы, корн€ми своими уходит в московский мир, наполненный вековыми традици€ми и правилами, цельный, трудовой, динамичный.



ƒостоевский любил ћоскву, прекрасно знал город и его историю. ¬ московском журнале «–усский вестник» были опубликованы главные романы ƒостоевского — «ѕреступление и наказание» (частично роман написан в ћоскве), «»диот», «Ѕесы» и «Ѕрать€  арамазовы».

142346161444

ƒостоевский в 26 лет, рисунок  . “рутовского. —амый ранний портрет, 1847

«√де это, — подумал –аскольников.., — где это € читал, как один приговоренный к смерти, за час до смерти, говорит или думает, что если бы пришлось ему жить где-нибудь на высоте, на скале, и на такой узенькой площадке, чтобы только две ноги можно было поставить, — а кругом будут пропасти, океан, вечный мрак, вечное уединение и вечна€ бур€, — и оставатьс€ так, сто€ на аршине пространства, всю жизнь, тыс€чу лет, вечность, — то лучше так жить, чем сейчас умирать! “олько бы жить, жить и жить!  ак бы ни жить — только жить!.. Ёка€ правда! √осподи, кака€ правда! ѕодлец человек! » подлец тот, кто его за это подлецом называет»…

(‘рагмент из романа ‘.ћ.ƒостоевского «ѕреступление и наказание», 1866)
______________


150 лет назад в €нварском выпуске «–усского вестника» за 1866 год началась публикаци€ первой части романа
великого русского писател€ и мыслител€ ‘едора ћихайловича ƒостоевского «ѕреступление и наказание». –оман печаталс€ в журнале в течение всего года. 2016 — год романа «ѕреступление и наказание».

 

—тарец «осима: «Ћюбовью всЄ покупаетс€, всЄ спасаетс€… Ћюбовь такое бесценное сокровище, что на нее весь мир купить можешь, и не только свои, но и чужие грехи еще выкупишь»

ќ личности ƒостоевского, его пристрастии к азартным играм и написании романа за 26 дней RT поговорил с доктором филологических наук, автором множества книг о жизни и творчестве классика, профессором факультета журналистики ћ√” »горем ¬олгиным.

— ‘Єдор ћихайлович ƒостоевский до сих пор остаЄтс€ дл€ многих людей загадкой. „то в нЄм загадочного?

— “ут в двух словах не скажешь. ƒостоевский — это магический кристалл, сквозь который можно рассмотреть судьбы –оссии. ≈го лична€ жизнь — трагедийна€, драматична€, он прошЄл огромный путь. ћожно сказать, что диапазон нравственных и идеологических исканий ƒостоевского повтор€ет диапазон исканий всей русской мысли.

» его судьба, его творчество, конечно, преломл€ют русскую историю и русскую судьбу. ѕоэтому он так близок и так актуален. “ворчество ‘Єдора ћихайловича отражает не только современные ему процессы — там есть ментальные и общенародные процессы, которые относ€тс€ ко всей русской истории и русской культуре быти€. ј ключевые моменты русского духа не устаревают, они работают до сих пор. ƒостоевский — это нека€ призма, через которую проход€т и преломл€ютс€ эти лучи.



— »звестно, что ‘Єдор ћихайлович заимствовал сюжеты дл€ романов из криминальной хроники в газетах. ј в какой мере он использовал в творчестве собственную биографию?

—  онечно, он брал какие-то сюжеты из газетной хроники, но они так преображались, что тут же приобретали совершенно другой смысл, звучание. Ѕолее того, иногда газетна€ хроника следовала за ƒостоевским. —кажем, когда он уже написал «ѕреступление и наказание», в газетах было написано о схожем преступлении. “ак что временами он предвосхищал событи€. ¬ романе «Ѕесы» он во многом опиралс€ на процесс нечаевцев (революционно-анархистского движени€. — RT), а создал картину всей русской подпольной жизни — не только революционной, но и подполь€ душевного, духовного.

ќн говорил, что литератор не может придумать то, что происходит в жизни. » его собственна€ судьба об этом говорит. ¬озьмите его смерть. ќказалось, что за стеной квартиры, где ƒостоевский умер, была конспиративна€ €вка террористов из «Ќародной воли», которые через несколько мес€цев убили цар€ (јлександра II. — RT). ÷арь и цареубийцы сход€тс€ у его смертного ложа, получаетс€. “акого не придумаешь ни в каком романе.

я не могу сказать, что его биографи€ была вс€ по пунктам разложена в его творчестве. ќн брал образы. —кажем, прототипом  атерины »вановны в «ѕреступлении и наказании» во многом стала его перва€ жена — ћари€ ƒмитриевна »саева. ¬ романах ƒостоевского чаще отражалась эволюци€ духовной жизни, проблемы, которые его волновали.

≈щЄ очень важный момент. ќн едва ли не единственный мировой писатель, который пережил свою смертную казнь. ƒостоевский до и после каторги — это разные писатели. Ќеизвестно, кем бы он стал, если бы не было этого событи€ в его жизни. ј в сам заговор (кружка ѕетрашевского. — RT) он вв€залс€ под вли€нием какой-то инерционной силы, видимо, его не устраивало уже то, что он пишет. Ќужен был какой-то порыв, переход в иное качество, и он невольно — подчЄркиваю: невольно — влЄкс€ к тому, что каторжники называют «переменой судьбы».  онечно, он не мечтал взойти на эшафот, но перелом судьбы был ему важен. –ассказ ћышкина о смертной казни — это его личные впечатлени€, но были вещи не внешние, гораздо более глубокие.



— ¬ адрес ƒостоевского часто звучат такие слова, как «богоискатель» и «почвенник».  ак бы вы оценили его взгл€ды?

—  онечно же, он почвенник. ≈го иде€ — в соединении народной нравственности, народных верований с опытом интеллигенции. ќн первый, кто мечтал о таком духовном обмене. »нтеллигенци€ отдаЄт народу своЄ образование, своЄ знание, а народ даЄт интеллигенции нравственные устои.

„то касаетс€ богоискательства, он искал Ѕога всю жизнь. ќн говорит в своей записной книжке, что верует не как мальчик: «„ерез горнило сомнений мо€ осанна прошла». Ёто его личный опыт поиска Ѕога, через страдани€. ¬се его романы, собственно, €вл€ютс€ этим поиском.

— ¬ы могли бы сказать, что в этом заключаютс€ страдани€ его героев?

— Ќет. ’от€ если брать в конечном счЄте, то да. Ќо не только в этом. ќни ищут Ѕога, они ищут истину, они ищут себ€, в конце концов. ƒостоевский, кстати, интересную вещь говорит в письме ‘онвизиной (жена декабриста ћихаила ‘онвизина, котора€ помогала петрашевцам. — RT), что если истина вне ’риста, то он бы хотел остатьс€ с ’ристом. Ёто вообще поразительное за€вление. “о есть если истина античеловечна, то он предпочитает остатьс€ с человеком против этой арифметической, технократической истины. Ёто важное положение, его по-разному трактуют, но € думаю, что это так.



— „асто можно услышать мнение, что поклонники ƒостоевского не люб€т “олстого, и наоборот. ѕочему так?

— ћне кажетс€, что дело в разности поэтик. “олстой хочет объ€снить всЄ твердым, €сным авторским словом. ” “олстого мощное рациональное начало, анализ, объ€снение всего и вс€. ” ƒостоевского смыслы часто уход€т из текста в подтекст и оставл€ют простор дл€ читательских догадок. ћы, например, не знаем, убил ли —видригайлов в «ѕреступлении и наказании» свою жену.

Ёпическое врем€ развЄртываетс€, конечно, у “олстого. ” ƒостоевского часто всЄ действие происходит за несколько дней. Ќо у него огромна€ концентраци€ духовной энергии на небольшом пространстве. » действие преувеличенное, усиленное. ј катастрофа — двигатель сюжета.

», конечно, у “олстого и ƒостоевского разные взгл€ды на мир. „итатели могут склон€тьс€ к “олстому, не от€гощЄнному «достоевщиной». √ений ‘Єдора ћихайловича — гений страдательный. ќднажды тогда ещЄ 15-летний ћережковский читал ему стихи, ƒостоевский морщилс€, говорил: «ѕлохо, слабо! „тобы хорошо писать, надо страдать!». Ќа что папа ћережковского говорил, что пусть не пишет, лишь бы не страдал.

—традание дл€ ƒостоевского не самоцель. Ќо опыт страдани€ даЄт понимание жизни. ќн и читател€ заставл€ет страдать. »ли вз€ть его высказывание: « расота спасЄт мир». Ќе автоматически она его спасЄт. ” него записано в черновике: «ћир красотой спасЄтс€ — мир должен приложить некое усилие, чтобы красота его спасла».



— ћожно ли провести параллель между нав€зчивыми мысл€ми героев ƒостоевского и пристрастием писател€ к азартным играм? »ли это додумывание?

— Ќет, тут другое. ≈го игра в рулетку имеет пр€мое отношение к литературе. ƒело в том, что он ставил себ€ в совершенно невыносимые услови€. Ќапример, он едет с новой женой в Ѕаден-Ѕаден и там проигрываетс€ в пух и прах. ќн вз€л у  аткова огромный аванс, а написал четыре строчки. » в конце года, когда нужно было уже сдавать текст, он рискнул как в рулетке. ј потом сжЄг наскоро сбитый текст и заново переписал. ќн припЄрт к стенке, выхода нет, деньги нужно отдавать или отрабатывать, и он в состо€нии абсолютного кризиса собирает волю в кулак, садитс€ и пишет.

“о же самое с написанием «»грока». Ќужно было написать за 26 дней, иначе пришлось бы платить большую неустойку по услови€м. ѕриходит стенографистка, и он, как в рулетке, играет. ќн пишет меньше чем за мес€ц роман, да ещЄ и женитс€ на стенографистке — так что двойна€, наверное, удача.

 стати, несмотр€ на то что в романе «»грок» он описал все т€готы привычки к игре, отправившись за границу с женой, котора€ стенографировала этого «»грока», ƒостоевский играет страстно. ƒругое дело, что позже он перестал. » тут заслуга јнны √ригорьевны в том, что она на него не давила и дала ему возможность изжить эту страсть.

ƒл€ ƒостоевского игра в рулетку — это игра с судьбой, а не карточна€ игра. », конечно, было стремление решить одним ударом материальные проблемы. ’от€ он понимал бессмысленность игры, и в «»гроке» всЄ сказано об этом.



— ¬ последнее врем€ открывались новые факты в биографии и творчестве ƒостоевского?

— я могу ссылатьс€ только на свою работу. ћен€ больше всего интересуют белые п€тна в биографии ƒостоевского. Ќапример, «ƒневник писател€», который был совершенно не изучен. Ёто перва€ работа, св€занна€ с «ƒневником писател€», с его эпистол€рием, с огромным количеством писем читателей. я выстроил впервые издательскую историю «ƒневника писател€». ѕри громадном числе изданий о творчестве ƒостоевского не было совершенно работ, посв€щЄнных «ƒневнику писател€».

≈сли брать петрашевцев, у мен€ вышла книга «ѕропавший заговор», где € пыталс€ разобратьс€ в тайне исчезновени€ подпольной типографии. “акже € выдвинул новую версию написани€ «Ѕратьев  арамазовых». –аньше она вызывала много споров, но сейчас специалисты склон€ютс€ к ней всЄ больше и больше. ќна состоит в том, что в продолжении јлЄша  арамазов должен был стать цареубийцей, совершить политическое преступление.

—ейчас мы издали большую книгу «’роника рода ƒостоевских». ѕомимо того, что там есть масса открытий нашего коллектива, касающихс€ родственников ƒостоевского, € включил туда свой труд «–одные и близкие». я реконструирую два брака, один с ћарией ƒмитриевной, в котором очень много белых п€тен, и брак с јнной √ригорьевной, в том числе поездку 1867 года — там много нового и неизвестного.

¬ книге « олебл€сь над бездной» € пытаюсь реконструировать отношени€ ƒостоевского с царской властью. » там заметно, с одной стороны, стремление власти оперетьс€ на авторитет ƒостоевского, а с другой — попытка писател€ нав€зать свою точку зрени€. Ёто та лини€, которую начали ещЄ  арамзин, ѕушкин, — попытка идейной опеки над властью. ѕричЄм это последн€€ попытка русской духовности повли€ть на власть.



... ƒостоевский умер в «умышленном городе полусумасшедших», так он называл полюбившийс€ ему ѕетербург, наделив богатой метафоричностью, мифологией не только и без того полную призраков —еверную ѕальмиру, но и миролюбивую сонную провинцию на берегу ѕерерытицы. јнна осталась одна — разбирать наследие классика, богатеть, осторожничать, писать воспоминани€ — подробные, увлекательные, не лишенные литературного таланта. —плетники обсуждали, почему она больше так и не вышла замуж. ќстрословы отвечали: а за кого ей теперь, разве за Ћьва “олстого?

ќт первого брака с ћарией »саевой у писател€ не было детей. ¬о втором браке у ƒостоевских родились четверо детей, из них двое — старша€ —офь€ и младший јлексей умерли в младенчестве. ƒочь Ћюбовь ƒостоевска€ (1869-1926) стала писателем, автором книги "ƒостоевский в изображении его дочери"; скончалась в северной »талии. —ын писател€ — ‘едор ƒостоевский (1871-1921), окончив юридический и естественный факультеты ƒерптского университета, стал крупным специалистом по коневодству. ¬ последние годы жизни, выполн€€ волю своей матери, продолжал собирать и хранить архив ƒостоевского.

kar

—ери€ сообщений "ƒостоевский":
„асть 1 - јнна √ригорьевна ƒостоевска€ (1846 Ч 1918)
„асть 2 - 11 но€бр€ 1821 года родилс€ ‘едор ћихайлович ƒостоевский
...
„асть 12 - 20 июн€ 1880 года ‘Єдор ƒостоевский произнЄс речь, посв€щЄнную јлександру ѕушкину.
„асть 13 - ѕриключени€ либерализма в –оссии. ‘ильм 7-ой
„асть 14 -  о дню рождени€ ‘Єдора ћихайловича ƒостоевского великого русского писател€ и мыслител€
„асть 15 - —тремление к высшей правде: Ќ. —. Ћесков и ‘. ћ. ƒостоевский
„асть 16 - ÷итаты ƒостоевского
„асть 17 - 196 лет со дн€ рождени€ ‘едора ћихайловича ƒостоевского
„асть 18 - “айны "»диота" ‘. ћ. ƒостоевского

ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз
ѕонравилось: 5 пользовател€м



TimOlya   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 11 Ќо€бр€ 2016 г. 18:56 (ссылка)
ѕрекрасный и интересный пост!—пасибо,“омочка !ƒоброго вечера и удачных выходных,дорога€!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕ€тница, 11 Ќо€бр€ 2016 г. 21:22ссылка
—пасибо, ќл€! –адостных встреч и прекрасных находок!
Weruschka   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 11 Ќо€бр€ 2016 г. 22:21 (ссылка)
—пасибо!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку