-–убрики

 -÷итатник

ѕисьма јфанаси€ ‘ета Ћьву “олстому - (0)

Ђ¬ Ђѕоликушкеї все рыхло, гнило, бедно, больної Ђ¬ Ђѕоликушкеї все рыхло, гнило, бедно, больної...

  ћеждународному дню художника - (0)

∆уковский —танислав ёлианович. „асть- 6. «имнее. ’рам –ождества Ѕогородицы. «венигор...

ћихаил  онстантинович  лодт (1832 - 1902) - (0)

»ван Ќиколаевич  рамской. ѕортрет художника ћихаила  онстантиновича  лодта Ѕарон ћихаил  ...

’анана мити - ƒорога цветов - (0)

’анана мити - ƒорога цветов ...

ћадонны –афаэл€ - (0)

≈го ћадонны…   ћен€ всегда влекла к себе и грела. ћечта о музе —анти –афаэл€....

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 49908

—егодн€ день рождени€ ќльги ¬аксель

—реда, 26 ќкт€бр€ 2016 г. 19:00 + в цитатник

ќльга ¬аксель, дальн€€ родственница Ќ. —. √умилЄва, адресат п€ти бессмертных стихотворений ќ. Ё. ћандельштама!

ќстались п€ть бессмертных стихотворений с посв€щением ей и заметкой јхматовой 
на пол€х рукописи - книги: " то така€ ќльга ¬аксель мы не знаем..."

ќльга ¬аксель – адресат п€ти стихотворений ќсипа ћандельштама: 

«∆изнь упала как зарница...», «я буду метатьс€ по табору улицы тЄмной...», «Ќа мЄртвых ресницах »сакий замЄрз...», "я скажу тебе с последней пр€мотой", «¬озможна ли женщине мЄртвой хвала?...»



ќльга ¬аксель и сама писала стихи. ѕравда, ћандельштам не знал об этом — она их ему — да и никому — не показывала.

≈сть в судьбе этой незаур€дной и красивой женщины кака€-то загадка, что-тонедосказанное и недопон€тое, какой-то разительный, ошеломл€ющий контрастмежду еЄ жизнью — дл€ всех и еЄ стихами — дл€ себ€ самой.

»сторию знакомства с человеком, сделавшим бессмертным ее им€, ќльга включала в число своих неур€диц. —траницы ее мемуаров, посв€щенные ћандельштаму, полны горечи и сарказма. „итайте дальше:
http://www.liveinternet.ru/users/4514961/p
ost190208591/

∆изнь упала, как зарница,  ак в стакан воды - ресница.

»золгавшись на корню, /Ќикого € не виню.

’очешь €блока ночного, /—битню свежего, крутого,

’очешь, валенки сниму, / ак пушинку подниму.

јнгел в светлой паутине /¬ золотой стоит овчине,

—вет фонарного луча /- ƒо высокого плеча.

«я т€жкую пам€ть твою берегу»

ѕосле самоубийства ќльги ’ристиан сильно заболел и через год умер от сердечного приступа. ƒо конца жизни его мучил один вопрос: почему??? ќн написал матери ќльги странную фразу, что скоро последует за ней. » действительно через короткое врем€ в одночасье умер. ќт разрыва сердца. ¬ 31 год.

Ќезадолго до смерти ќльга надиктовала мужу воспоминани€ о своей жизни. ћожно было представить, каково ’ристиану было записывать иные из еЄ откровений. Ёто было похоже на исповедь. ќльга рассказывала ситуации, одну рискованнее другой, а он должен был не поднимать головы и не отрывать пера от бумаги.



¬истендаль демонстрировал замечательное терпение. Ќаверное, ему не раз хотелось взбунтоватьс€, сказать, что он не хочет иметь ничего общего с ее прошлым, но он выполнил свою роль до конца. (ѕоправки сделаны рукой ќльги)

ќсип ћандельштам узнал о смерти ќльги только через два года. ќн шЄл по улице, его остановил знакомый и рассказал, что ќльга умерла от болезни сердца. ќ еЄ самоубийстве тогда ещЄ никто не знал. ѕоэт был сражЄн этим известием. Ќа смерть ќльги ¬аксель ќ. ћандельштам отозвалс€ стихотворением, полным горечи, нежности
и благоговени€:

¬озможна ли женщине мЄртвой хвала?
ќна в отчужденьи и силе, —
≈Є чужелюба€ власть привела 
  насильственной жаркой могиле.

» твердые ласточки круглых бровей
»з гроба ко мне прилетели
—казать, что они отлежались в своей
’олодной стокгольмской постели.

 

» прадеда скрипкой гордилс€ твой род,
ќт шейки еЄ хороше€,
» ты раскрывала свой  аленький рот,
—ме€сь, италь€н€сь, русе€...

 

я т€жкую пам€ть твою берегу,
ƒичок, медвежонок, ћиньона.
Ќо мельниц колЄса зимуют в снегу
» стынет рожок почтальона.

«≈е чужелюба€ власть привела /   насильственной жаркой могиле» – ќ.¬. была кремирована («жарка€ могила»). ”ход из жизни был задуман, по-видимому, достаточно давно. ¬ ќсло она сама выбрала дл€ себ€ крематорий (их р€дом находитс€ два). —амоубийство ћа€ковского в 1930 произвело на нее сильное впечатление, и не его ли примеру она последовала? 
«“вердые ласточки круглых бровей» – рисунок бровей ќльги был четким инапоминал, может быть, действительно длинные крыль€ ласточек, хот€ ее бровине были круглыми. 
«¬ холодной стокгольмской постели» – место смерти ¬аксель было сообщено поэту, по-видимому, ошибочно. «ћедвежонок» – в детстве ќльга никогда не играла в куклы, а только с м€гкими и «ласковыми» плюшевыми мишками, сравнение с которыми выражало особенно нежное выражение к кому-нибудь. «ћиньона» – ћандельштам назвал так возлюбленную за ее посто€нную тоску по солнцу и югу. «Ќо мельниц колеса зимуют в снегу / » стынет рожок почтальона». —мысл этих строк €сен: передвижение невозможно, де€тельность под запретом, писем ждать неоткуда, - жизнь замерла. 
¬спомина€ ќ. ¬аксель во «¬торой книге», Ќ. я. ћандельштам выговорила: «...музыка была в ней самой». »менно выговорила, а не произнесла: уж как непри€тна ей соперница, едва не разлучивша€ ее с мужем, но она все же признавала ее правоту. 
    ¬прочем, первым музыку услышал ћандельштам. ¬ стихах, посв€щенных Ћютику, ее становитс€ все больше и больше. ¬ первых двух она возникает однажды: «» били в разр€дку копыта по клавишам мерзлым», а в последних неоднократно: тут и «прадеда скрипка», и «рожок почтальона», и «Ўуберт в шубе». 
—мерть ќльги стала дл€ ћандельштама чем-то вроде конца мелодии. » остановившиес€ колеса, и умолкший рожок, все вместе это обозначало, что больше мы никогда не услышим мелодию, которую эта женщина несла в себе.



¬ стихотворении «¬озможна ли женщине мертвой хвала?» происходит своего рода переселение душ: ќльга покидает могилу дл€ того, чтобы продолжить жизнь в пам€ти поэта. 
«я т€жкую пам€ть твою берегу» - эти слова мог бы произнести ещЄ один человек. Ёто сын ќльги ¬аксель јрсений јрсеньевич —мольевский. “от самый мальчик, который быстро промелькнул в стихотворении ќ. Ё. ћандельштама, посв€щенном его матери:
 ак дрожала губ малина, 
 ак поила чаем сына, 
√оворила наугад, 
Ќи к чему и невпопад.

 »стори€ своей жизни – главное наследство, которое ќльга-Ћютик оставила сыну вместе с толстой пачкой стихов и воспоминаний. —ловно дала ему поручение: разбиратьс€ в непростых поворотах ее судьбы, заполн€ть лакуны и устран€ть недоговоренности. Ётим —мольевский и занималс€ многие годы: старалс€ ничего не забыть, не упустить ни одной подробности… „асами склон€лс€ над документами, устанавливал св€зь €влений. 
¬ любой ситуации јрсений јрсеньевич занимал сторону матери. — его точки зрени€ она была всегда права: даже тогда, когда оставила его, дев€тилетнего, на попечение бабушки, а сама с новым мужем уехала в Ќорвегию. Ѕольше всего его мучило: почему его мать, така€ красива€ и одаренна€, решила уйти из жизни? “ак почему? ѕочему же?!.. —вою последнюю статью он завершил сетованием: вр€д ликогда-нибудь мы сможем что-то узнать. 
Ќемало энергии јрсений јрсеньевич отдал тому, чтобы опубликовать стихи своей матери. Ќесмотр€ на все усили€, особенно много сторонников у него не по€вилось. ѕубликаци€ в ленинградском «ƒне поэзии» общей ситуации не изменила: ќльга ¬аксель по-прежнему оставалась неизвестной поэтессой. ќн даже замахнулс€ на что-то вроде академического издани€ – в него должно было войти все, что написала его мать. Ёто стало главным дл€ него делом в последние годы. ќн прин€лс€ писать комментарии, составл€ть летопись еЄ жизни… –абота была очень больша€, и она не прерывалась ни на один день.

 

  Ќепросто быть наследником и биографом. ќдновременно надеешьс€ на разгадку – и боишьс€ ее. ≈сли стремишьс€ к точности, то до какого-то предела. «≈сть в близости людей заветна€ черта...» - писала јхматова. ѕосле смерти јрсени€ —мольевского в 2003 году исследователи жизни и творчества ¬аксель с досадой и недоумением обнаружили, что его публикации значительно расходились с текстом оригинала.  ое-что из ее мемуаров он просто вычеркнул. ћногие откровени€ о еЄ отношени€х с мужчинами. “е страницы, где она, по его мнению, говорила о себе лишнее. ¬ыбросил то, что она могла пить стаканами, – уж это точно было выше его сил.
«Ќикакое, самое безусловное сыновье чувство, не может оправдать этих вторжений. ¬едь прошлое – это то, что прошло.   чему мы должны старатьс€ приблизитьс€, но не имеем права присвоить», - пишет ј. Ћаскин. ќправдать нельз€. ѕон€ть можно...  
¬ доме у сына ќльги ¬аксель полностью сохранилс€ ее архив, позвол€ющий реконструировать ее жизнь. «десь есть и стихи, и мемуары, и фотографии...
Ќа основе этих материалов в 2003 году на телевидении была сделана передача о ћандельштаме и ќльге ¬аксель «Ѕольше, чем любовь». (“огда € и подготовила свою первую лекцию о них: ««ареснична€ страна», которую читала в библиотеке). ј в репертуаре творческого объединени€ «“еатр плюс», “еатр « артонный дом», есть спектакль «јнгел, лет€щий на велосипеде» — по документальной повести јлександра Ћаскина об ќсипе ћандельштаме и ќльге ¬аксель.
_

_
¬ этом году выходит книга этого же автора «¬озможна ли женщине мЄртвой хвала?...»  «“€жкую пам€ть» об ќльге ¬аксель - адресате лучших любовных стихотворений ќсипа ћандельштама хран€т — и будут хранить — читатели гр€дущих поколений.

 —реди бумаг и писем, дневников и мемуаров, очень тонко и интересно написанных - им еще предстоит быть узнанными широкой публикой нашел ’ристан-»ергенс ¬инстендаль - норвежский дипломат, бывший вицеконсул в Ћенинграде - листочек с такими вот стихами:



 я расплатилась щедро, до конца
«а радость наших встреч, за нежность ваших взоров,
«а прелесть ваших уст и за прокл€тый город,
«а розы постаревшего лица.
“еперь вы выпьете всю горечь слез моих,
¬ ночах бессонных медленно пролитых...
¬ы прочитаете мой длинный-длинный свиток
¬ы передумаете каждый, каждый стих.
Ќо слишком тесен рай, в котором € живу,
Ќо слишком сладок €д, которым € питаюсь.
“ак, с каждым днем себ€ перерастаю.
я вижу чудеса во сне и на€ву,
Ќо недоступно то, что € люблю, сейчас,
» лишь одно соблазн: уснуть и не проснутьс€,
¬сЄ €сно и легко - сужу, не гор€чась,
¬се €сно и легко: уйти, чтоб не вернутьс€...
–убрики:  —еребр€ный век/ћандельштам
ћетки:  
ѕонравилось: 7 пользовател€м



merylen   обратитьс€ по имени —реда, 26 ќкт€бр€ 2016 г. 20:12 (ссылка)
—пасибо! ƒавно не было такого интересного чтени€, такого интересного образа женщины, тоскующей на земле...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

„етверг, 27 ќкт€бр€ 2016 г. 18:55ссылка
ƒл€ мен€, ћашенька, это слишком переживательно. –ада, что тебе понравилось!
Svetlana-k   обратитьс€ по имени —реда, 26 ќкт€бр€ 2016 г. 21:05 (ссылка)
..по всей видимости, женщина тонкой нервной организации.
—пасибо, “амара!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

„етверг, 27 ќкт€бр€ 2016 г. 18:48ссылка
ƒа, —веточка, слишком уж тонка€. Ќе нравитс€ мне, когда лишают себ€ жизни, хот€ они и имеют право
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку