-–убрики

 -÷итатник

ѕисьма јфанаси€ ‘ета Ћьву “олстому - (0)

Ђ¬ Ђѕоликушкеї все рыхло, гнило, бедно, больної Ђ¬ Ђѕоликушкеї все рыхло, гнило, бедно, больної...

  ћеждународному дню художника - (0)

∆уковский —танислав ёлианович. „асть- 6. «имнее. ’рам –ождества Ѕогородицы. «венигор...

ћихаил  онстантинович  лодт (1832 - 1902) - (0)

»ван Ќиколаевич  рамской. ѕортрет художника ћихаила  онстантиновича  лодта Ѕарон ћихаил  ...

’анана мити - ƒорога цветов - (0)

’анана мити - ƒорога цветов ...

ћадонны –афаэл€ - (0)

≈го ћадонны…   ћен€ всегда влекла к себе и грела. ћечта о музе —анти –афаэл€....

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 49908

»ван ¬ладимирович ÷ветаев (1847 - 1913)

—реда, 31 јвгуста 2016 г. 19:02 + в цитатник
 
«…» было тихое торжество радости: не папе дар€т что-то сейчас сильные мира сего, а он дарит всем, кто сейчас здесь, всей –оссии — созданный им музей!..»
јнастаси€ »вановна ÷ветаева
искусствовед (с 1880-х годов),
основатель нынешнего √ћ»» им. ѕушкина, его директор и куратор(с 1890-х годов)
»ван ¬ладимирович ÷ветаев (1847−1913) — искусствовед, ученый-историк, археолог, филолог, профессор и,наконец, создатель и первый директор ћузе€ из€щных искусств имени императора јлександра III при ћосковском императорском университете (теперь — √осударственный музей изобразительных искусств имени ј. —. ѕушкина).

ќдин из четырех сыновей сельского св€щенника (мать умерла рано), »ван ¬ладимирович тоже готовилс€ к духовной службе. ќднако же в юности он основательно увлекс€ изучением латыни и древнегреческого, и это несколько увело его от богослови€ — к великолепной, си€ющей античности. —ледовательно, на классическое отделение —анкт-ѕетербургского университета.



     —толица поразила ÷ветаева своей архитектурой и музе€ми. ќкончив университет с золотой медалью, он еще два года после этого провел в странстви€х по западноевропейским музе€м. ¬ результате чего оформилось понимание (зародилось оно, надо думать, еще раньше): ћоскве нужен насто€щий публичный музей,в котором люди любого достатка смогут своими глазами увидеть лучшие произведени€ искусства со всего мира.  ак это сделать? — помощью целиком идентичных копий! ƒелались эти копии преимущественно из гипса, но дл€ отдельных случаев использовались и другие материалы: дерево, камень.
¬ 1894 состо€лс€ первый съезд русских художников и любителей художеств, посв€щенный передаче ћоскве картинной галереи братьев “реть€ковых. Ќа тот момент »ван ÷ветаев был уже уважаемым человеком и авторитетным ученым мирового уровн€: кандидат наук, доцент с более, чем двадцатилетним опытом преподавани€, почетный член Ѕолонского университета, автор внушительных исследований по филологии, признанных зарубежными учеными. “ак что »ван ¬ладимирович воспользовалс€ своим вли€нием и произнес судьбоносную речь, призвав совместными усили€ми создать новый музей из€щных искусств в ћоскве на основе  абинета (ћузе€) из€щных искусств и древностей ћосковского университета, который имел коллекцию античных ваз, нумизматическую коллекцию, слепки с античной скульптуры и небольшую специальную библиотеку.
ќсобого энтузиазма публика не про€вила, однако же был объ€влен конкурс на проект музе€. ¬ конкурсе победил архитектор –оман  лейн, а местом дл€ возведени€ музе€ был определен  олымажный двор. Ѕольшую роль здесь сыграл великий кн€зь —ергей јлександрович (–оманов) — он активно способствал созданию музе€ и укреплению его общественного статуса.
«…ћузей предлагаетс€ составить из: I ќтделени€ архитектуры; II ќтделени€ скульптуры; III ќтделени€ живописи; IV Ќумизматического кабинета и отделени€ древних ваз и мелких древностей; V Ѕиблиотеки по всем отрасл€м искусства; VI јудиторий дл€ лекций по истории искусства…» ». ¬. ÷ветаев 1893
 

 
 
 
 

 

 
 
     ¬ том же 1894-м московский меценат  озьма —олдатЄнков  оплатил гипсы дл€ музе€ из ћюнхенской глиптотеки. ÷ветаев, которого современники описывали как человека весьма тихого, м€гкого и обходительного сверх вс€кой меры, на удивление всем обнаружил талант организатора и тонкого психолога: он искусно убеждал безутешных вдов, купцов-скуперд€ев и даже самого императора Ќикола€ II прин€ть участие в финансировании будущего музе€. ”частие императора, пусть и не такое значительное, как можно было ожидать (Ќиколай II выделил музею 300 тыс€ч рублей — сегодн€ это было бы около 300 млн), сыграло решающую роль: люди поверили, что дело серьезное и достойное, — и жертвовать стали охотнее. »мператора, не учитыва€ вли€ни€ его д€ди —ерге€ јлександровича, «подкупили» тем, что музей будет назван в честь его отца императора јлександра III, скончавшегос€ совсем недавно; остальные же спонсоры в обмен на свою поддержку получали именные залы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
«¬есною 1895 года граф ¬итте мне грубо и надменно отказал во вс€кой поддержке этому ћузею, сказавши, что „народу нужны „хлеб да лапти“, а не ваши музеи“.
ѕосле многочисленных переговоров ¬итте согласилс€ лишь на 200 т.р.» (из дневника ÷ветаева)
“ак продолжалось вплоть до 1897 года: ежедневные завтраки, обеды и ужины с «нужными» людьми,бесконечно терпеливые увещевани€ и деликатные внушени€ — пока »ван ÷ветаев не познакомилс€ с собственником стекольных заводов ёрием Ќечаевым-ћальцовым, ставшим главным покровителем музе€.
    «Ќе знаю почему, по непосредственной ли любви к искусству или просто „дл€ души“ и даже дл€ ее спасени€ (сознание неправды денег в русской душе невытравимо), — во вс€ком случае, под неустанным и страстным воздействием моего отца (можно сказать, что отец ћальцева обрабатывал, как те италь€нцы — мрамор) Ќечаев-ћальцев стал главным, широко говор€ — единственным жертвователем музе€, таким же его физическим создателем, как отец — духовным. (ƒаже така€ шутка по ћоскве ходила: „÷ветаев-ћальцев“)», — писала дочь »вана ¬ладимировича — ћарина ÷ветаева.
»ван Ќиколаевич  рамской. ѕортрет Ќечаева-ћальцева
ѕортрет Ќечаева-ћальцева. »ван Ќиколаевич  рамской
 
   ¬ августе 1899 музей был торжественно заложен, и только в 1912 — открыт. «а это врем€ было собрано колоссальное количество экспонатов-копий, проделана титаническа€ работа и неоднократно побеждены злые козни судьбы. “ак, в 1904 музей горел: было уничтожено более полутораста €щиков с экспонатами из гипса и бронзы. ¬ 1910 министр народного образовани€ Ўварц отчего-то решил во что бы то ни стало погубить ÷ветаева и обвинил его в «служебном нерадении» (случилась кака€-то музейна€ кража). ¬иновного нашли,÷ветаева оправдали, но в музей (–ум€нцевский, в котором работал на тот момент »ван ¬ладимирович) зачастили ревизии — пока, наконец, не удалось Ўварцу освободить ÷ветаева от об€занностей директора –ум€нцевского и ћосковского публичного музеев. ÷ветаева и это не сбило с ног: он написал и предъ€вил —енату книгу «ћосковский ѕубличный и –ум€нцевский музеи. ќпыт самозащиты ». ÷ветаева, быв. директора сих ћузеев». ¬ деле, наконец, разобрались, и с профессора ÷ветаева сн€ли все обвинени€.
 
Ѕыла и лична€ беда: в 1906 году ушла из жизни втора€ жена »вана ¬ладимировича — ћари€ јлександровна. ƒл€ нее музей был почти таким же делом жизни, как и дл€ ее супруга. Ќедаром их дочь поэт ћарина ÷ветаева называла московский музей «наш гигантский младший брат»: вс€ семь€ ÷ветаевых жила этим музеем.
Ќа фото вверху: ѕортал в соборе Ћибфрауенкирхе в немецком городе ‘рейбурге (—аксони€), возведенный в конце первой трети XIII века, — слепок, который и сейчас можно увидеть в ѕушкинском музее.

Ќа фото внизу: —лепки древнеегипетских рельефов (IX век до н.э., подлинники хран€тс€ в Ѕританском музее).
 
 
 
 
ћногие слепки дл€ московского музе€ были сделаны впервые. ≈го собрание, таким образом, включило в себ€ скульптурные произведени€ классических эпох и фрагментов архитектурных сооружений, а также коллекцию древнеегипетских пам€тников (приобретенную у известного египтолога √оленищева) и небольшую подборку италь€нской живописи. ¬ 1924 году собрание было дополнено коллекцией западно-европейской живописи из –ум€нцевского музе€, включавшей более 500 картин, а также подборкой ƒмитри€ ’ом€кова (рисунками,гравюрами, монетами, медал€ми и литературой по искусству).  онечно, формирование коллекции √ћћ» им. ѕушкина не прекращаетс€ и по сей день.
–убрики:  —еребр€ный век/÷ветаева
»скусство
ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз
ѕонравилось: 9 пользовател€м