-Рубрики

 -Цитатник

Музыка сердца. Георгий Свиридов - (0)

Старинные мастера говорили - показать красоту камня, показать красоту дерева, красоту металла...

Письма Афанасия Фета Льву Толстому - (0)

«В «Поликушке» все рыхло, гнило, бедно, больно» «В «Поликушке» все рыхло, гнило, бедно, больно»...

К Международному дню художника - (0)

Жуковский Станислав Юлианович. Часть- 6. Зимнее. Храм Рождества Богородицы. Звенигор...

Михаил Константинович Клодт (1832 - 1902) - (0)

Иван Николаевич Крамской. Портрет художника Михаила Константиновича Клодта Барон Михаил К...

Ханана мити - Дорога цветов - (0)

Ханана мити - Дорога цветов ...

 -Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Всегда под рукой

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 49937

Клод Дебюсси (1862-1918)

Понедельник, 22 Августа 2016 г. 16:57 + в цитатник

"Музыка - как раз то искусство, которое ближе всего к природе.... Только музыканты обладают преимуществом уловить всю поэзию ночи и дня, земли и неба, воссоздать их атмосферу и ритмически передать их необъятную пульсацию"

Клод Ашиль Дебюсси родился в маленьком провинциальном городке – Сен-Жермен-ан-Лейн, недалеко от Парижа, в небогатой семье. Родители его были владельцами магазинчика фарфоровых изделий.

В скором времени вся семья переезжает в Париж, где Дебюсси поступает в музыкальную консерваторию и учится там 11 лет. Еще в пору, когда он был студентом, его игра завораживала своей эмоциональностью, разнообразием и богатством звуковой палитры.

 В 1876 году он сочиняет свои первые романсы и стихи.

Клод дебюссиВ 1879, во время летних каникул, Дебюсси устраивается домашним пианистом и учителем музыки в семью богатой меценатки Надежды фон Мекк. С этой семьёй он путешествует по Швейцарии, Италии, России. В России композитор знакомится с музыкой Чайковского, Мусоргского, Бородина, Балакирева.

Там же он влюбляется в дочь Надежды фон Мекк – Соню — и даже просит её руки. Разрешения жениться не получает, так как его считают недостойной парой для дочери-миллионерши, и, уволившись, Клод переезжает в Париж.

   В Париже Дебюсси поступает аккомпаниатором в вокальную студию. Там он знакомится с богатой певицей мадам Ванье, для которой сочиняет несколько романсов: «Мандолина» и «Под сурдинку». Работая аккомпаниатором, композитор продолжает занятия в консерватории, пытаясь добиться успеха среди академических музыкантов.

В 1883 в Риме, Клод Дебюсси получил вторую Римскую премию за кантат «Гладиатор», а уже через год, получает Большую Римскую премию за кантату «Блудный сын».

С 1890 начинается расцвет творчества Дебюсси в области вокальной, фортепианной и симфонической музыки. В этот период созданы лучшие произведения: «Бергамасская сюита», «Маленькая сюита», «Послеполуденный отдых фавна» и «Ноктюрны».

В 1899 Клод Дебюсси женится на Лили Таксье. Брак этот просуществовал всего пять лет  и в 1905 композитор женится на Эмме Бардак, умной и заботливой женщине, поддерживающей мужа в трудные периоды жизни.

В 1909 году Дебюсси преодолевает раковое заболевание, не прекращая творческой и музыкальной деятельности вплоть до начала Первой мировой войны.

Клод Дебюсси осуществляет несколько концертных поездок в Англию, Италию, Россию. В России его концерты проходят с большим успехом. Всё больше русская музыкальная культура вызывает к себе  привязанность композитора.

С 1915 года тяжелая болезнь Дебюсси начала прогрессировать, но  до последних дней он не прекращал творческие поиски.

Умер Клод Дебюсси  26 марта 1918 года. Он ни разу не был на постановках своих произведений и не признавал славы, которая пришла к нему под конец жизни.


 

 


Балет "Послеполуденный отдых Фавна" 
на музыку Клода Дебюсси,
хореография Вацлава Нижинского.
Фавн — Николай Цискаридзе
Нимфа — Илзе Лиепа




Так, влагу высосав из ягод золотых,
Чтобы притворством скрыть досаду слез смешных,
Вмиг, к небу летнему, насмешник, гроздь пустую
Подъемля, в шелуху прозрачную я дую
И так до вечера смотрю я сквозь, хмельной…



Эклога «Послеполуденный отдых фавна» предназначалась для известного французского актера Коклена-старшего - для декламации, иллюстрируемой танцами. Дебюсси, познакомившийся с эклогой в 1886, задумал дополнить чтение трех- частной композицией: прелюдией, интерлюдией и финалом (парафразой). Однако смысл стихотворения оказался полностью исчерпан уже в прелюдии, не потребовав продолжения. Услышав ее впервые в авторском исполнении на фортепиано, Малларме был восхищен:

«Я не ожидал чего-либо подобного! Эта музыка продолжает настроение моего стихотворения и дополняет его более ярко, чем краски. Ваша иллюстрация Фавна не только не диссонирует с моим текстом, наоборот, она превышает его ностальгией, изумительной чуткостью, мечтательностью и богатством».



Послеполуденный отдых фавна
Стефан Малларме  (1842-1898)

Вам вечность подарить, о нимфы!
Полдень душный
Растаял в чаще сна, но розово-воздушный
Румянец ваш парит над торжеством листвы.
Так неужели я влюбился в сон?
Увы,
Невыдуманный лес, приют сомнений темных, --
Свидетель, что грехом я счел в роптаньях томных
Победу ложную над розовым кустом.
Опомнись, Фавн!.. 
Когда в пылании густом
Восторг твой рисовал двух женщин белокожих,
Обман, струясь из глаз, на родники похожих,
Светился холодом невинности, но та,
Другая, пылкая, чьи жгучие уста
Пьянят, как ветерок, дрожащий в шерсти рыжей, 
Вся вздохи, вся призыв! -- о нет, когда все ближе
Ленивый обморок полдневной духоты,
Единственный ручей в осоке слышишь ты,
Напевно брызжущий над флейтою двуствольной,
И если ветерок повеет своевольный,
Виной тому сухой искусственный порыв,
Чьи звуки, горизонт высокий приоткрыв,
Спешат расплавиться в непостижимом зное,
Где вдохновение рождается земное!

Николай Цискаридзе и Илзе Лиепа

О сицилийское болото, день за днем
Я грабил топь твою, снедаемый огнем
Тщеславной зависти к величью солнц, ПОВЕДАЙ,
«Как срезанный тростник был укрощен победой
Уменья моего, и сквозь манящий блеск
Ветвей, клонящихся на одинокий плеск
Усталого ключа, я вдруг увидел белый
Изгиб лебяжьих шей и стаи оробелой
(Или толпы наяд!) смятенье!» 
Все горит
В недвижный этот час и мало говорит
Тому, кто, оживив тростник, искал несмело
Гармонии, когда листвою прошумело
И скрылось тщетное виденье многих жен:
Потоком древнего сиянья обожжен,
Вскочив, стою один, как непорочный ирис!

О нет! не быстрых губ нагой и влажный вырез,
Не жгучий поцелуй беглянок выдал мне:
Здесь на груди моей (о Фавн! по чьей вине?)
Еще горит укус державный -- но довольно!
Немало тайн таких подслушивал невольно,
Обученный тростник, что так бездонно пуст,
Когда, охваченный недугом жарких уст,
Мечтал в медлительных, согласных переливах,
Как в сети путаниц обманчиво-стыдливых
Мы песней завлечем природы красоту
И заурядных спин и бедер наготу,
По замыслу любви, преобразим в тягучий
Томительный поток негаснущих созвучий,
Не упустив теней из-под закрытых век.

Сиринга, оборви свирельный свой побег!
Дерзай, коварная, опять взойти у влажных
Озерных берегов, а я в словах отважных
Картиной гордою заворожу леса,
С невидимых богинь срывая пояса!
Вот так из сочных грозд я выжимаю мякоть
И, горечь обманув, решаюсь не заплакать:
Смеясь, спешу надуть пустую кожуру
И на просвет слежу пьянящую игру
Огней, встречающих мерцаньем ночь седую.



О нимфы, ПАМЯТЬЮ я кожицу раздую
Прошедшего: «Мой взор пронзал снопами стрел
Камыш, где я сквозь пар купанье подсмотрел
Бессмертных спин, страша листву рычаньем гнева.
И вдруг алмазный всплеск! Бегу и вижу: дева
Спит на груди другой, -- к невинности ревнив,
Я подхватил подруг и, не разъединив
Переплетенных тел, укрылся под навесом
Не слишком строгих роз, чей аромат над лесом
К светилу ярому возносится сквозь тень:
Там наши пылкие забавы гасит день».
О ноша девственных взбешенных обольщений,
Укора твоего нет для меня священней,
Когда отчаянно ты губ моих бежишь,
Бледнее молнии, рыдаешь и дрожишь!
От ног бесчувственной наяды к сердцу томной
Передается дрожь и, вид отбросив скромный,
Она вдыхает хмель дурманящих паров.
«Испуг предательский в душе переборов,
Лобзаний спутанных я разделяю гущи
И, раздражив Олимп, объятья стерегущий,
Упрятать тороплюсь самодовольный смех
В колени маленькой богини (без помех
Ей овладел бы я, но от сестры влюбленной
Не отнял -- я все ждал, что пыл неутоленный
Переметнется к ней), кто думать мог, что вдруг
Добыча выскользнет из ослабевших рук,
Разъятых смутными смертями, не жалея
Похмельных слез моих. Смириться тяжелее
С неблагодарностью». 
Что искушать богов! 
Пусть, волосы обвив вокруг моих рогов,
Другие поведут меня к счастливым чащам.
Ты знаешь, страсть моя, как, зрелым и звенящим,
Взрывается гранат в густом гуденье пчел,
И кто бы кровь твою в тот миг ни предпочел,
Она бежит, томясь, навстречу жадной плоти.
Над гаснущей листвой, в золе и позолоте,
Прощальные пиры зажжет закатный хром, 
О Этна! из глубин твоих бессонный гром
Прольется, лавою кипящей обжигая, 
Венеры над тобой мелькнет стопа нагая!
В объятиях моих -- царица!
Не спастись
От неизбежного возмездья.

Возвратись,

Безмолвная душа к полуденному зною,
Где плоть усталая смирится с тишиною, --
Там опьяняющих лучей я выпью сок
И, голову склонив на страждущий песок,
Забуду дерзкие кощунственные речи.

О нимфы! И во сне я с вами жажду встречи.

Перевод Романа Дубровкина

 

Серия сообщений "Дебюсси":
Часть 1 - Послеполуденный отдых фавна. Прелюдия Дебюсси
Часть 2 - Прелюдии и сюиты Клода Дебюсси
...
Часть 4 - Композитор Клод Дебюсси (1862 — 1918)
Часть 5 - Шедевры классической музыки от Меломена Бори
Часть 6 - Клод Дебюсси (1862-1918)
Часть 7 - 22 августа 1862 года родился Клод Дебюсси

Рубрики:  танцовщики/Цискаридзе
Метки:  
Понравилось: 10 пользователям



Светлана_Крымская   обратиться по имени Понедельник, 22 Августа 2016 г. 18:20 (ссылка)
Томик, замечательный пост! Молодец, что поставила Мишу Казиника, который бросает своими размыщдениями вызов академическим музыковедам. Он у меня был на семинаре в Ин-те повышения квалификации Минкульта СССР как раз в 84, кажется, году. Молодой, фантастически талантливый и ужасно нахальный. Все семинаристки в него тут же влюбились, а московские гранд-дамы были шокированы...Была такая музыковед Валентина Джозефовна Конен, которая говорила, что профессия музыковеда должна быть ВТОРОЙ после музыканта-исполнителя, иначе она будет умозрительно пришпиливать музыку, её бюрократически классифицировать. Мишка - скрипач, и наш Григорий Михайлович Коган был замечательным пианистом... В этом вся суть... Надо идти от чувства музыки, её понимания изнутри, а не собирания в кучу таких разных в некие "измы". Помнишь в "Доживём до понедельника" Шестопал, который сжёг сочинения говорил, что нельзя "прикнопить журавля"... Дебюсси вообще нельзя никуда "прикнопить" Я его обожаю! А Цискаридзхе - молодец!...

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 22 Августа 2016 г. 18:28ссылка
Ой, забыла тебя рассмешить! У нас часто вести концерты академические приглашали драматических артистов (подрабатывать, т.к. они получали копейки!) Они с музыкой обычно были на "ВЫ" и порой оявляли такое. что мы старались с кресел упасть от смеха хотя бы МОЛЧА, а не хохотать на весь зал. так вот, однажды Фавна на скрипичном вечере объявили " ПослеОбеденный отдых ФэвнЭ" Как скрипач это перенёс и не заржал вслух я не понимаю... Скорее всего просто не расслышал из-за двери на сцену..:)))
Перейти к дневнику

Понедельник, 22 Августа 2016 г. 18:40ссылка
Спасибо, Светочка, за великолепное сообщение о Казинике, он меня подтолкнул к Малларме. "Доживём до понедельника" я очень живо помню - это наш культовый фильм!
ампель   обратиться по имени Понедельник, 22 Августа 2016 г. 19:12 (ссылка)
Спасибо,Томочка!Мой любимец!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 22 Августа 2016 г. 20:02ссылка
Как много прекрасно музыкального ты любишь и помнишь! Это богатое разнообразие помогает тебе держать форму
Татьяна_Сенкиенко   обратиться по имени Понедельник, 22 Августа 2016 г. 21:08 (ссылка)
Добрый день , Тамара! Как всегда. прекрасный пост, интересный и познавательный. Благодарю!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 25 Августа 2016 г. 21:29ссылка
Спасибо, Танечка, за поддержку!
Svetlana-k   обратиться по имени Среда, 24 Августа 2016 г. 18:08 (ссылка)
В восторге от беседы М. Казиника. Все продумано, все доказательно о музыке Дебюсси. Понравилась беседа Цискаридзе и его танец.
Сама Дебюсси, конечно, играла и доставляло удовольствие покопаться в средствах муз. выразительности: ритмике, гармонии.
Спасибо, Тамара!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 25 Августа 2016 г. 21:37ссылка
Спасибо, Светочка! Мне Казиник нравится, хотя он для меня очень торопливо говорящий. Ты безусловно воспринимаешь Дебюсси много глубже меня. Радостных дней тебе!
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку