-–убрики

 -÷итатник

ћузыка сердца. √еоргий —виридов - (0)

—таринные мастера говорили - показать красоту камн€, показать красоту дерева, красоту металла...

ѕисьма јфанаси€ ‘ета Ћьву “олстому - (0)

Ђ¬ Ђѕоликушкеї все рыхло, гнило, бедно, больної Ђ¬ Ђѕоликушкеї все рыхло, гнило, бедно, больної...

  ћеждународному дню художника - (0)

∆уковский —танислав ёлианович. „асть- 6. «имнее. ’рам –ождества Ѕогородицы. «венигор...

ћихаил  онстантинович  лодт (1832 - 1902) - (0)

»ван Ќиколаевич  рамской. ѕортрет художника ћихаила  онстантиновича  лодта Ѕарон ћихаил  ...

’анана мити - ƒорога цветов - (0)

’анана мити - ƒорога цветов ...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 49943

¬еликий ”читель. „ист€ков ѕавел ѕетрович

¬торник, 05 »юл€ 2016 г. 15:44 + в цитатник

"¬ы мен€ спрашиваете, какими красками писать... –азложите на своей палитре все цвета, которые у вас есть, и, гл€д€ на натуру, начинайте сооб.ражать, и даже пробовать на палитре, соедин€€ те краски, которые вам подскажет натура......  огда найдЄте состав красок подход€щий, на них и пишите. »х будет три или четыре....  » когда составите цвет, по вашему мнению точный, не кладите на холст, а поверьте ещЄ раз с натурой и добавьте что увидите недостаЄт ему. «атем кладите на холст. ¬от этот добавочный цвет и будет насто€щим. ”ма не прилагайте и скорее практику и соображение. Ќа натуру и последний взгл€д.

¬от это и есть всЄ- вс€ техника!  ак будете брать умом, птица улетит и дадите промах...."

»з книги "„ист€ков и его ученики"

 

ѕавел ѕетрович „ист€ков

¬алентин —еров. ѕортрет „ист€кова

   „ист€ков родилс€ в селе ѕруды ¬есьегонского уезда, в старину это были земли Ѕежецкого ¬ерха. ѕервые уроки рисовани€ он получил в Ѕежецком уездном училище. ѕавел про€вл€л такие успехи в учЄбе, что власти города, именно власти, что примечательно и что говорит о том, что эти самые власти интересовались успехами талантливых учеников, так вот, власти города решили после окончани€ „ист€ковым училища определить его на казЄнный счЄт в тверскую гимназию. Ќа что юный талант возразил, что, если его не отдадут учитьс€ дальше в јкадемию художеств, он умрЄт.
¬ 1849 году юноша стал вольноприход€щим учеником ѕетербургской академии художеств.

Ѕежецк ѕавел ѕетрович всегда вспоминал с теплотой. ќн написал несколько икон дл€ бежецких храмов. ¬ Ѕежецке он таинственным образом увидел свою будущую жену. —ам он об этом так написал: «≈щЄ в Ѕежецке, когда мне лет 14 было, мы с мальчишками на св€тках гадали. —мотрю € в щЄлочку, в церковь »оанна Ѕогослова и вижу: стоит девочка и гл€дит исподлобь€: запомнил лицо-то. » вот когда € уже 23-х лет вошЄл к ним в дом, вздрогнул. —он вспомнил - она! —тоит и смотрит исподлобь€». („ист€ков рассказывает о своей будущей жене ¬ере ≈горовне ћейер.)

–одители художника были людьми «простого звани€» - крепостными кресть€нами генерал-майора ј.ѕ. “ютчева. ќтец, ѕетр Ќикитич, управл€л имением “ютчева. ѕомещик хорошо относилс€ к семье своего управл€ющего и при рождении у того детей давал им вольную. ѕавел стал свободным на третий день после рождени€.

¬сЄ у человека начинаетс€ в детстве. „ист€ков ещЄ ребенком т€нулс€ к рисованию. «ќтец мой... делал иногда счета угольком на белом некрашенном полу. ¬от эти-то цифры € припоминал и копировал (на кирпичной печке) тоже угольком. ≈диницы и палочки € не любил, а все больше 2, 0, 3, 6, 9 и т.д., всЄ круглое. ¬сЄ мен€ интересовало, всЄ хотелось разрешить. ѕочему летит птица, а гусиное перо только по ветру, восьми лет € уже знал. я всЄ замечал в натуре... ƒвенадцати лет € уже чувствовал... что-то о перспективе в натуре и даже нарисовал дерев€нную колокольню, углом сто€щую к зрителю...»

—воим первым учителем „ист€ков всегда называл бежецкого преподавател€ рисовани€ »вана јлексеевича ѕылаева.

Ѕежецкое училище „ист€ков окончил с отличием - «был записан на золотой доске».

ѕройдут годы, и великие русские художники –епин, ¬. ¬аснецов, ѕоленов, —уриков, —еров, ¬рубель и другие замечательные мастера будут благодарить ѕавла ѕетровича „ист€кова как своего главного и выдающегос€ наставника. ¬иктор ¬аснецов напишет в письме своему учителю: «∆елал бы называтьс€ ¬ашим сыном по духу». —уриков всю жизнь будет повтор€ть любимую поговорку „ист€кова: «Ѕудет просто, как попишешь раз со сто». –епин не раз говорил о ѕавле ѕетровиче: «ќн — наш общий и единственный учитель».

Ќо прежде чем заслужить все эти справедливые слова от благодарных учеников, надо было пройти большой путь.

¬ первом специальном классе јкадемии художеств он рисует «с оригиналов карандашом головы». “ак он сам вспоминает свои классы. ¬о втором - рисует «голые фигуры». ѕотом переходит в класс гипсовых голов. «ан€ти€ проходили по утрам и вечерам. ¬ свободные часы он подрабатывал уроками и случайными заказами. ∆ил у дальних родственников где-то р€дом с јлександро-Ќевской лаврой. Ёто далеко от јкадемии. ѕо его подсчЄтам порой в день нахаживал до тридцати вЄрст. ƒва раза в день на зан€ти€ и обратно да ещЄ уроки. ѕиталс€, как он вспоминал, скудно: огурцами, хлебом и чаем.
ѕервоначальное обучение, согласно правилам всех тогдашних академий, состо€ло из рисовани€ с гипсовых слепков и копировани€ с известных гравюр.  опии служили средством дл€ выработки вкуса учащихс€, ими должны были заниматьс€ параллельно с высшим натурным классом.   этому относились очень серьЄзно. Ќаиболее отличившиес€ молодые художники свою заграничную практику оп€ть же начинали с копировани€.

ќдин из исследователей жизни и творчества „ист€кова пишет: «¬сю эту школу рисовани€ с гипсов и натурного рисовани€ „ист€ков прошЄл и знал блест€ще. Ќо гораздо больше он работал самосто€тельно. ѕо р€ду академических наук он просто отделывалс€ минимальным усердием, ибо изучал их сам. –утинное повторение и рутинна€ тренировка, неосмысленна€ и - как он любил выражатьс€ - «не поверенна€» были дл€ него нетерпимы. «ѕерспективу € слушал всего раза четыре у ћ.». ¬оробьЄва, — вспоминал он, - чертежей вчерне сделал три, а прочее усвоил в течение шести вЄрст», то есть во врем€ своих долгих и одиноких ежедневных путешествий. ќн училс€, уча других. “ак, им был открыт ещЄ в юности, когда он учил «баринков —мирновых» рисовать с натуры петуха, его принцип рисовани€ «с земли, с ног».

ѕ. ѕ.„ист€ков "“ри мужика", 1858, –усский музей

"“ри мужика". 1858

     концу пребывани€ в јкадемии художеств „ист€ков был не только блест€щим учеником, но и уже известным в ѕетербурге педагогом. ћногочисленные частные уроки создали ему в столице славу прекрасного учител€. Ќо основным и наиболее серьЄзным педагогическим достижением молодого „ист€кова была его работа в –исовальной школе ќбщества поощрени€ художеств. ”же здесь он выдел€лс€ как очень способный и самобытный учитель.   его мнени€м и советам прислушиваютс€ талантливые молодые художники.

¬ апреле 1858 года „ист€ков как вольноприход€щий ученик удостаиваетс€ серебр€ной медали первого достоинства за этюд с натуры и ему разрешаетс€ приступить к композиции исторической картины дл€ получени€ необходимой второй медали. ќн мечтает стать историческим живописцем. “огда это было очень почЄтное звание. „тобы стать историческим живописцем, надо было получить вторую медаль (золотую) и работать по жестким правилам академических канонов.

„ист€ков едет на стажировку в ≈вропу. ќн посещает √ерманию, ‘ранцию, потом отправл€етс€ в »талию. ѕосле нашей среднерусской и северной природы он вдруг видит роскошь природы италь€нской и просто потр€сЄн ею. «„то за »тали€, что за ночи - просто рай! ѕредставьте наш август, луна... представьте наше лето, наше небо, только все краски €рче и в то же врем€ несколько туманнее, сквозь флЄр, как будто, и мнитс€, что всЄ вам видитс€, - вот эта-то полусонна€ замирающа€ нежность и есть исключительный характер »талии».

—пециалисты считают, что лучшими работами „ист€кова, созданными в италь€нский период, €вл€ютс€ этюд «√олова „учары», сейчас он в –усском музее, картина «ƒжованнина», сейчас она в музее јкадемии художеств в ѕетербурге. ¬ этой картине художник смелыми живыми мазками передаЄт €ркую красоту юной италь€нки: огромные тЄмные глаза, нежный овал лица, смугла€ кожа прекрасна на контрасте с белым покрывалом на голове.
¬ 1864 году художник задумал написать большую картину на тему древнеримской истории «ѕоследние минуты ћессалины, жены римского императора  лавди€». ќн сделал очень много этюдов и зарисовок к этой картине, знакомилс€ с историческими материалами. Ќад этой картиной он работал почти всю свою жизнь, но так еЄ и не завершил. ¬ одном из писем к своему ученику в 1887 году „ист€ков призналс€: «ј € всЄ пачкаю свою ћессалину, цвета стал искать, а в то же врем€ ногу согнутую думаю выпр€мить (разумею у ћессалины ногу). “ак лучше выходит. Ќу, одним словом, рутина гнетЄт и подбирает под себ€. Ќет, искусство всЄ-таки - красота. ј красивое ни угловато, ни крайне быть не должно».
—ейчас в запасниках –усского музе€ хранитс€ и незавершЄнна€ «ћессалина».

¬ »талии „ист€ков много работает над изображением различных человеческих типов. ќн создаЄт картину «–имский нищий». —ейчас она в “реть€ковской галерее. «а эту и ещЄ три другие работы, вернувшись в ѕетербург в 1870 году, художник получил звание академика.
— этого момента и до конца дней жизнь „ист€кова будет почти полностью отдана јкадемии художеств. ќн становитс€ преподавателем, начинает жить распор€дком этого учебного заведени€, его выставками и заботами.

  этому времени, как пишут специалисты, «не только вне академии, но также и в стенах еЄ находилось всЄ больше людей, понимавших, что установивша€с€ и когда-то приносивша€ блест€щие результаты система обучени€ художников обветшала. »скусство рисунка - главное, что бесспорно признавалось заслугой еЄ, вырождалось на глазах, и этот упадок уже давно замечалс€ посторонними зрител€ми».

—трастный темперамент личности, художника и педагога не позвол€л „ист€кову миритьс€ с таким положением вещей. ¬ одной из докладных записок он пишет: «—кажите чудную остроту, и все в восторге; повтор€йте еЄ сорок лет каждый день и каждому, отупеете сами и надоедите всем, как бог знает что... ¬сЄ, что однообразно и бесконечно повтор€етс€, как бы оно ни было хорошо вначале, под конец становитс€ тупо, недействительно, рутинно, просто надоедает и умирает. Ќужно жить, шевелитьс€, хот€ на одном месте, да шевелитьс€».

„ист€ков считал, что «хорошо учить, значит, люб€ учить, а люб€ ничего не скучно делать». ¬ стенах академии постепенно у него образовываетс€ сво€ школа «чист€ковцев».

ѕ. ѕ. „ист€ков "√олова девушки в пов€зке", 1874, “реть€ковска€ галере€, ћосква

"√олова девушки в пов€зке" 1874

¬от впечатление ј.». ћенделеевой от знакомства с „ист€ковым: «”влекшись рисунком, € не видела никого и ничего, кроме сто€вшей передо мной €рко освещенной гипсовой фигуры да своего рисунка. „ьЄ-то покашливание заставило мен€ огл€нутьс€. я увидела нового дл€ мен€ профессора: худощавого, с негустой бородой, длинными усами, большим лбом, орлиным носом и светлыми блест€щими глазами. ќн сто€л на некотором рассто€нии от мен€, но смотрел на мой рисунок издали, скрыва€ тонкую улыбку под длинными усами. ѕо своей неопытности € сделала странные пропорции тела √ерманика. ѕавел ѕетрович кусал губы, сдержива€ смех, потом вдруг быстро подошЄл ко мне, легко перешагнул спинку скамьи, сел около мен€, вз€л из моих рук резинку и карандаш и уже серьЄзно начал поправл€ть ошибки. “ут € услышала слова, оставшиес€ в пам€ти моей на всю жизнь: « огда рисуешь глаз, смотри на ухо!» Ќе сразу € пон€ла мудрость этого. ѕрекрасно нарисованна€ часть лица или фигуры не выразит ничего, если она поставлена будет не на место и не в гармонии с остальными част€ми. Ќо никакое самое подробное объ€снение не произвело бы такого впечатлени€ и не запомнилось бы так, как загадочное: « огда рисуешь глаз, смотри на ухо».

„ист€ков не удовлетвор€лс€ об€зательными по службе классными дежурствами. ¬ отличие от большинства профессоров он, если видел в человеке искру таланта, если видел насто€щую преданность человека делу, то занималс€ с ним уже в своей мастерской.
ќн вообще-то был довольно суровым и придирчивым педагогом. ќсобенно жестко он высмеивал самодовольство, которое считал у художника основным преп€тствием к творческому росту.

—читаетс€, что у „ист€кова было безошибочное чутье на масштаб и характер способностей ученика. ќн как бы предвидел, что получитс€ из того или другого художника при серьЄзном отношении к делу. » настраивал на это серьЄзное отношение. ѕоэтому и поговорка у него была, когда заставл€л учеников снова и снова переделывать работу: «Ѕудет просто, как попишешь раз со сто».

¬ообще „ист€ков любил поговорки, притчи, народную речь. ≈го советы молодежи были не занудными, а образными. ќн сам об этом говорил: «я знаю, есть люди, которые говор€т: ѕ.ѕ. всЄ шуточками отбо€риваетс€.  онечно дл€ них - шуточки, ну, а дл€ молодежи, дл€ дела это не шуточки. ”читель, особенно такого сложного искусства, как живопись, должен знать свое дело, любить молодое будущее и передавать своЄ знание умело, коротко и €сно... »стина - в трЄх строках, умело пущенна€... сразу двигает массу вперЄд, ибо ей вер€т и повер€т на деле».

Ќекоторые слова „ист€кова входили в общее употребление в академии и не только в ней. Ќапример, слово «чемоданисто», которое стали употребл€ть в среде художников дл€ обозначени€ чего-то такого трескучего, пошло от ѕавла ѕетровича после такого случа€. ¬ одной галерее была выставлена прославленна€ картина ƒелароша « ромвель у гроба  арла V». —просили мнение о ней „ист€кова. ќн произнЄс в тишине: «„емоданисто!» ¬се сразу увидели, что коричневый блест€щий гроб с останками корол€, да и вс€ живопись этого модного французского художника своей внешней пустой элегантностью и цветом удивительно напоминают кожаные чемоданы.
“Ємный, грубый этюд ученика он называл «заслонкой».

¬ыше всего „ист€ков ценил талант, но говорил о работе над картиной: «Ќачинать надо по таланту и кончать по таланту, а в середине работать тупо», то есть талант талантом, но упорство и терпеливость очень нужны художнику.

"Ѕо€рышн€ јннушка". 70-е

≈го требование к законченному мастеру-художнику отчеканилось в такую формулу: «„увствовать, знать и уметь - полное искусство».
ѕо словам ¬. ¬аснецова, „ист€ков «был посредником между учеником и натурой». ј сам ѕавел ѕетрович на это как бы отвечал: «я всю жизнь читал великую книгу природы, черпать же всЄ только из себ€... не обраща€сь к реальной природе, значит, останавливатьс€ или падать». Ќо при этом учитель посто€нно предостерегал своих учеников от мелочного копировани€, от «дороги фотографиста». —уриков на всю жизнь запомнил совет „ист€кова:

«Ќадо как можно ближе подходить к натуре, но никогда не делать точь-в-точь: как точь-в-точь, так уже оп€ть непохоже. ћного дальше, чем было раньше, когда, казалось, совсем близко, вот-вот схватишь».

Ёто главна€ заповедь реализма: всегда уметь сохран€ть образное, поэтическое отношение к изображаемому, не засушить, не перебрать с подробност€ми. √лавна€ заповедь методики „ист€кова. ”ченик, а потом великий художник, ¬алентин —еров эту мысль „ист€кова передавал так, что, мол, художнику надо даже «нет-нет и ошибитьс€», чтобы не получилось мертвечины.

„ист€ков был человеком самых разносторонних знаний. ќн интересовалс€ новост€ми оптики, физики, физиологии. —ын его вспоминает: «ѕавел ѕетрович, помимо живописи, интересовалс€ очень многим: музыка, пение, литература, философи€, религи€, наука и даже спорт - всЄ это не только интересовало, но порой и увлекало его... «аинтересовавшись чем-нибудь, он непременно углубл€лс€ в самую суть вопроса, старалс€ изучить его, открыть законы заинтересовавшего его €влени€, а если это ему удавалось, тотчас же стремилс€ научить других тому, что сам изучил».
„ист€ков вообще считал, что искусство не так далеко от науки, что большой мастер-художник должен быть близок к знанию, что «наука в высшем про€влении переходит в искусство».

ѕавел ѕетрович всЄ больше и больше отдаЄтс€ педагогической работе. Ќо всЄ-таки он не забывает совсем и о своем художническом таланте. ќн пишет посто€нно, но удачи бывают редкими. “акой удачей стала картина «Ѕо€рин», сейчас она находитс€ в “реть€ковской галерее.
ѕисатель √аршин заметил эту работу и написал о ней: «»зборождЄнное морщинами лицо, кажетс€, заснуло... умерло, только в глазах осталась и сосредоточилась жизнь... Ќаписан «Ѕо€рин» превосходно, рембрандтовское освещение удачно выбрано дл€ типа, изображЄнного художником».
÷ветова€ гамма «Ѕо€рина» выстроена на оттенках коричневого - охристого, зеленовато-коричневого, красноватого, передающего фактуру бархатного кафтана и шапки, отороченных соболем. „ист€ков обратилс€ здесь к манере письма старых мастеров, но картина - не стилизаци€. ¬ ней есть и собственный психологический образ, дух, национальна€ характерность. Ёта работа близка работам передвижников.

¬ 1872 году „ист€ков получил в јкадемии художеств должность адьюнкт-профессора гипсоголовного и этюдного натурного классов. ¬ этой должности художник проработал 20 лет. ¬ 1890 году его назначили главой мозаичного отделени€, таким образом отстранив его от прежней должности. Ќадо сказать, что были у „ист€кова и завистники, и характер у него был не из лЄгких, так что были у него сложности в академии. Ќо он всЄ равно, куда бы его ни задвигали, занималс€ с учениками дома.

—пециалисты считают, что «единственным насто€щим доказательством ценности той или иной педагогической системы €вл€ютс€ практические результаты преподавани€».   концу педагогической де€тельности „ист€кова число его учеников было огромно. Ќе говор€ уже об академических классах, где через его руки прошло несколько сот учащихс€, большинство русских художников второй половины XIX века, соприкоснувшихс€ с јкадемией художеств, в той или иной мере пользовались его советами и указани€ми. ј многие прошли у него систематическую школу. ¬ их числе - ≈. ѕоленова, ». ќстроухов, √. —емирадский, ¬. Ѕорисов-ћусатов, ƒ.  ардовский, ƒ. ўербиновский, ¬. —авинский, ‘. Ѕруни, ¬. ћатэ, –. Ѕах и многие другие. Ќо лучшим свидетельством роли „ист€кова в истории русского искусства служит пле€да выдающихс€ мастеров - —уриков, –епин, ѕоленов, ¬иктор ¬аснецов, ¬рубель, —еров.

¬ 1875 году в одном из писем к ѕоленову в ѕариж ѕавел ѕетрович делает такое пророчество: «≈сть здесь некто ученик —уриков, довольно редкий экземпл€р, пишет на первую золотую. ¬ шапку даст со временем ближним. я радуюсь за него. ¬ы, –епин и он - русска€ тройка...» “огда —уриков лишь опер€лс€, ещЄ далеко было до «—трельцов» и «ћеньшикова». Ќо зоркий глаз учител€ не только выделил его из пЄстрой ученической стаи, но и смело, уверенно поставил гениального воспитанника академии в р€д с крупнейшими мастерами русского искусства. —уриков начал работать с „ист€ковым в этюдном классе, следовательно, курс рисунка он проходил не под руководством „ист€кова. ”чителю было достаточно посмотреть этюды —урикова, чтобы сразу убедитьс€ в его огромном живописном таланте. —уриковский архив позвол€ет установить, что «путь истинного колориста» в большой мере подсказан художнику „ист€ковым. —уриков увлекал „ист€кова своим талантом, самобытностью, размахом. ѕосле того, как —овет академии отказал лучшему ученику в первой золотой медали, „ист€ков с возмущением сообщает ѕоленову: «” нас допотопные болванотропы провалили самого лучшего ученика во всей академии —урикова за то, что мозоли не успел написать в картине. Ќе могу говорить, родной мой, об этих люд€х - голова сейчас заболит, и чувствуетс€ запах падали кругом.  ак т€жело быть между ними». ”ехавший в ћоскву —уриков не порывал живой св€зи с учителем, принимал живейшее участие в личных работах ѕавла ѕетровича. ѕереписка их не обширна, но весьма интересна. ¬ 1884 году —уриков впервые ездил за границу. ≈го письма оттуда к „ист€кову - лучше после «ѕутевых заметок» јлександра »ванова из того, что написано в русской литературе об искусстве италь€нского ¬озрождени€.

«ѕоленов, –епин по окончании курса в јкадемии брали у мен€ в квартире Ћевицкого уроки рисовани€, то есть учились рисовать ухо гипсовое и голову јполлона. —тало быть, учитель € неплохой, если с золотыми медал€ми ученики берут уроки рисовани€ с уха и с головы, да и надо же сказать что-либо новое об азбуке люд€м, так развитым уже во всЄм».

— ѕоленовым у „ист€кова сохранились навсегда тЄплые, дружеские отношени€. ѕоленов глубоко любил ѕавла ѕетровича, а не только ценил в нем учител€. » эту любовь, неоднократно подтвержденную, передавал и своим собственным ученикам. „ерез ѕоленова педагогическа€ слава „ист€кова ещЄ шире разносилась по –оссии, ибо его учение осуществл€лось не только в стенах јкадемии художеств, но и в ћосковском училище живописи, ва€ни€ и зодчества, где преподавал ѕоленов. ”читель с первых дней определили его характер. «¬ы колорист»,-сказал он ѕоленову. ”читыва€ с самого начала эту особенность ученика, он вс€чески поощр€л еЄ и развивал.

«ѕортрет ћ. ј. √ригорьевой». 1862.

–епин мало работал с „ист€ковым, но и будучи уже известным художником приходил брать у „ист€кова уроки, не считал дл€ себ€ унизительным работать в кружке с юными учениками „ист€кова и выслушивать советы ѕавла ѕетровича. »менно –епин отдал дл€ совершенствовани€ „ист€кову —ерова, своего любимейшего ученика.

¬рубель попал в личную мастерскую „ист€кова в 1882 году. ƒо этого он разочаровалс€ в обучении, считал, что его учат сухим штампам и схематизации живой природы. ”чЄба у „ист€кова оказалась, как он сам потом говорил, формулой живого отношени€ к природе. ¬рубель именно „ист€кову об€зан своим блест€щим знанием акварели.

ѕавел ѕетрович своих новых учеников обучал, прежде всего, видению мира. ”проща€, он говорил: «“ак как не все юноши одинаково талантливы, не все гл€д€т при рисовании на натуру правильно, то, прежде всего, надо научить их смотреть как следует. Ёто почти что самое необходимое».
ќн и мировозренчески старалс€ помочь художнику глубже, интереснее видеть мир. ќн очень поддерживал поэтическую трактовку русской истории ¬иктором ¬аснецовым, говорил ему: «¬ы - русский по духу, по смыслу родной дл€ мен€! —пасибо душевное ¬ам...» »менно „ист€ков посоветовал ¬.¬аснецову дать согласие на роспись ¬ладимирского собора в  иеве. „ист€ков убеждал сомневающегос€ художника, что у него всЄ хорошо получитс€. ј всЄ получилось гениально.

¬ одном из биографических очерков о —ерове написано, что решено было отправить его «в јкадемию художеств, к лучшему учителю художников в –оссии ѕавлу ѕетровичу „ист€кову...»

«“ак натурально, что даже противно»,- ворчал „ист€ков, останавлива€сь возле ученического мольберта в своей академической мастерской. «ѕростота даЄтс€ не просто,- добавл€л он. - ѕростота - высота!» » шагал дальше.

”ченики слушали, мотали на ус. —урова€ школа... Ќо зато какие художники выходили из мастерской ѕавла ѕетровича! —уриков, ¬рубель, ѕоленов... ¬ этот р€д встал и ¬алентин —еров.

ѕавлу ѕетровичу были близки слова ѕушкина: «√ордитьс€ славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие».

 аким-то чудесным образом до наших дней сохранилс€ двухэтажный дерев€нный дом, в котором жил „ист€ков под ѕетербургом. “еперь это город ѕушкин, в доме „ист€кова - музей художника и педагога.

ѕо материалам книги √еннади€ »ванова - "«наменитые и известные Ѕежечане"

»з воспоминаний о ѕавле ѕетровиче „ист€кове

"...¬ли€ние его на художников было огромное. Ќе было €влени€, на которое он бы не отозвалс€, жестко, ехидно, комически сморщива€сь. ќн говорил какими-то им самим изобретенными терминами: "ватисто, чемоданисто" - и все его понимали. 
...»ногда он советовал:
- ¬ Ёрмитаж ходите. Ќа –ембрандта, на ¬еласкеса, на √альса смотрите. Ќевредно"
.

ѕетр √недич. " нига жизни. ¬оспоминани€" 1855-1918. ‘рагмент о ѕ.ѕ.„ист€кове

Ћучшие ученики „ист€кова — блест€щие русские художники ¬асилий —уриков, »ль€ –епин, ¬асилий ѕоленов, ¬иктор ¬аснецов, ћихаил ¬рубель, ¬иктор Ѕорисов-ћусатов, ¬алентин —еров.
 

ѕавел „ист€ков: «¬едь это вздор, что учить скучно. ’орошо учить, значит, люб€ учить, а люб€ ничего не скучно делать» и в письме ѕ.ћ.“реть€кову: « ажетс€, € и родилс€ со способностью и любовью к учительству».

¬иктор ¬аснецов — „ист€кову: «∆елал бы называтьс€ ¬ашим сыном по духу».

–епин о ѕавле ѕетровиче: «ќн — наш общий и единственный учитель».
«¬еликий мудрец был ѕавел ѕетрович и как художник был исполнен такого из€щества и такта в обращении.  ак он прив€зывал к себе и роднил всех, кому посчастливилось общение с ним».

—уриков часто повтор€л любимую поговорку „ист€кова:

«Ѕудет просто, как попишешь раз со сто».
 

ѕавел ѕетрович рано увидел талант ¬асили€ —урикова и предрек ему большое будущее. 
¬ 1875 году он писал ѕоленову: «≈сть здесь некто ученик —уриков, довольно редкий экземпл€р, пишет на первую золотую. ¬ шапку даст со временем ближним. я радуюсь за него. ¬ы, –епин и он — русска€ тройка…». ¬асилию —урикову тогда было 27 и до его важнейших картин было еще несколько лет. 
„ист€ков о —урикове - в другом письме: «” нас допотопные болванотропы провалили самого лучшего ученика јкадемии —урикова за то, что не успел мозоли написать в своей картине. Ќе могу говорить, родной мой, об этих люд€х, голова сейчас заболит, и чувствуетс€ запах падали кругом.  ак т€жело быть между ними….» („ист€ков - ѕоленову, декабрь, 1875).

 

«ѕавел ѕетрович, помимо живописи, интересовалс€ очень многим: музыка, пение, литература, философи€, религи€, наука и даже спорт — все это не только интересовало, но порой и увлекало его... «аинтересовавшись чем-нибудь, он непременно углубл€лс€ в самую суть вопроса, старалс€ изучить его, открыть законы заинтересовавшего его €влени€, а если это ему удавалось, тотчас же стремилс€ научить других тому, что сам изучил»

»з воспоминаний сына „ист€кова
 

ѕавел ѕетрович „ист€ков об искусстве:

«“ехника — это €зык художника; развивайте ее неустанно, до виртуозности. Ѕез нее вы никогда не сумеете рассказать люд€м свои мечтани€, свои переживани€, увиденную вами красоту».

«Ќасколько у кого знани€ и силы, настолько нужно энергии и прилежани€ в деле – вполсилы ничего не выйдет».

«Ќе нужно старатьс€ написать все точь-в-точь, а всегда около того, чтобы впечатление было то самое, как в природе».

«”чись как следует и делай как сможешь».

«≈сли представить, что в какой-либо части искусства вы так сильны, что и думать уже не стоит, то знайте, что это ошибка... и старайтесь повер€ть себ€, то есть налегайте на эту часть искусства».

«ѕишите во всю душу и со всей любовью, остальное само придет».

«„увствовать, знать и уметь – полное искусство».

„ист€ков ѕ. ѕ. ѕисьма. «аписные книжки. ¬оспоминани€. ‘рагмент.

јндрей  ончаловский

≈щЄ:  ’удожник и ”читель ѕавел ѕетрович „ист€ков (1832 - 1919)

–убрики:  –усские художники
ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз
ѕонравилось: 7 пользовател€м



Ќинель_Ќик   обратитьс€ по имени ¬торник, 05 »юл€ 2016 г. 19:46 (ссылка)
—пасибо, “амара. — интересом прочитала.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬торник, 05 »юл€ 2016 г. 19:56ссылка
ѕавел ѕетрович мне очень нравитс€! ƒар у него педагогический! Ѕудь здорова, Ќиночка!
ѕерейти к дневнику

¬торник, 05 »юл€ 2016 г. 20:01ссылка
“омаовс€нка, а € его и не знала. ќ всех упом€нутых в сообщении художников знала, а про него ничего не помню.
—ветлана_ рымска€   обратитьс€ по имени —реда, 06 »юл€ 2016 г. 18:38 (ссылка)
¬стретить в жизни ¬еликого ”чител€ самый большой подарок судьбы. ¬сегда так считала...

(ƒобавил ссылку к себе в дневник)

ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

„етверг, 07 »юл€ 2016 г. 19:21ссылка
—пасибо, —веточка, за созвучие мыслей!
ќткровени€_ расоты   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 08 »юл€ 2016 г. 20:10 (ссылка)
—пасибо, “омочка! «амечательный художник!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку