-–убрики

 -÷итатник

ѕавел ƒмитриевич Ўмаров (1874-1950). - (0)

–аботы до эмиграции.јнализ стил€. -ч.4.  рестный ход 1898 Ќесколько работ художника...

ќ —ергее —удейкине - (0)

  —удейкин —ергей ёрьевич (1882, —анкт-ѕетербург — 1946, Ќайак, штат Ќью-…орк,...

ѕам€ти ≈лены ќбразцовой - (0)

¬ ћариинском театре пройдет вечер пам€ти ≈лены ќбразцовой ¬ ћариинском театре пройде...

Ўильдер јндрей Ќиколаевич (1861-1919). - (0)

«имние пейзажи. «имние лесные пейзажи стали настолько каноническими, что сегодн€ ручьи и п...

Ћегендарна€ балерина “амара “уманова - (0)

„ерна€ жемчужина русского балета: как эмигрантка из “ифлиса покорила Ћа —кала,  овент-√арден и √олли...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 50316

ƒжотто ди Ѕондоне (1267-1337)

ѕ€тница, 03 »юн€ 2016 г. 16:59 + в цитатник


» поистине чудом величайшим было то, что 

век тот, и грубый, и неумелый, возымел силу 

про€вить себ€ через ƒжотто столь мудро... 


¬азари


ƒжотто ди Ѕондоне (Giotto di Bondone), флорентийский художник, величайший живописец и архитектор периода ѕредвозрождени€.




   ¬ истории изобразительного искусства «ападной ≈вропы его им€ стало символом глубокого обновлени€. ’от€ он не был единственным художником-реформатором своего времени, однако целеустремленность, решительность, смелый разрыв с византийскими средневековыми живописными традици€ми делают его родоначальником нового искусства. ярка€ личность ƒжотто выдел€етс€ среди италь€нских мастеров ѕроторенессанса прежде всего склонностью к новаторству, к созданию новой художественной манеры, предопределившей классический стиль гр€дущей эпохи ¬озрождени€.
   ¬ работах ƒжотто подчас достигал такой силы в столкновении контрастов и передаче человеческих чувств, котора€ позвол€ет видеть в нем предшественника величайших мастеров ¬озрождени€. ќн работал как живописец, скульптор и архитектор. Ќо все же главным его призванием была живопись.

ћноголетн€€ де€тельность ƒжотто подн€ла престиж живописи среди других искусств. Ѕлагодар€ ему италь€нска€ живопись в течение нескольких лет изменилась радикальнее, чем за многие предшествующие столети€. ¬ целом толчок, который ƒжотто придал изобразительному мышлению, определил дальнейшее направление западной живописи. ”же к середине XIV века ≈вропа познакомилась с новаци€ми ƒжотто - открытием объемности предметов, реального и измеримого пространства, в котором они помещаютс€, естественных качеств поверхности вещей, индивидуализирующих черт реальности, - все это сделалось досто€нием европейского искусства, которое со все возрастающим интересом обращалось к изобразительной культуре италь€нцев.



ƒжотто - первый в истории западноевропейской живописи художник, порвавший с канонами средневекового искусства и внесший в свои произведени€ элементы реализма. »менно у ƒжотто живопись перестает быть лишь вспомогательным комментарием к —в€щенному ѕисанию, обрета€ самосто€тельное значение. ¬ его библейских сценах действуют живые люди, испытывающие живые человеческие эмоции. ƒл€ современного изощренного глаза его живопись может показатьс€ "примитивной", однако дл€ своего времени ƒжотто был величайшим революционером. ƒо него в живописи царствовала плоскость - у него пространство картины стало объемным. ƒо него персонажи фресок носили скорее символический характер - у него они приобрели индивидуальные черты. ƒо него живопись была строго функциональна - у него атмосфера наполнилась разнообразными эмоци€ми. — творчества ƒжотто начинаетс€ новый этап искусства, когда пластические качества предметов и глубина пространства станов€тс€ главной задачей живописи, когда первостепенное значение приобретает моделировка объема тенью.

≈го вли€ние простираетс€ на целые века. “ворчество ƒжотто заложило основу искусства –енессанса, в великую эпоху которого его значение было не меньше, чем значение ћикеланджело, Ћеонардо да ¬инчи, –афаэл€ или ћазаччо.


—трашный суд. ‘рески капеллы дель јрена (—кровеньи), ѕаду€. ƒжотто / www.art-giotto.ru

"—трашный суд". 1306. ‘рески капеллы дель јрена (—кровеньи), ѕаду€


"... изобразил, между прочим, как это можно видеть и ныне в капелле палаццо дель ѕодеста во ‘лоренции, ƒанте јлигьери, своего ровесника и ближайшего друга и поэта не менее знаменитого, чем был в те времена знаменит ƒжотто... 

ћежду тем до ушей флорентийского поэта ƒанте дошло, что ƒжотто находитс€ в ‘ерраре, и ему удалось привлечь его в –авенну, где он находилс€ в изгнании, и заказать ему в —ан ‘ранческо дл€ синьоров ѕолента кругом всей церкви несколько историй фреской, которые были выполнены очень удачно. 

»стории же из јпокалипсиса... были, говор€т, выдуманы ƒанте, как, возможно, и столь прославленные в јссизи, о которых достаточно говорилось выше, и хот€ ƒанте к этому времени уже умер, они могли обсудить это и раньше, что среди друзей часто бывает" 


¬азари.



   ”стное предание и литературна€ традици€ упорно св€зывают узами тесной дружбы двух великих людей. –овесники и земл€ки, оба уроженцы ‘лоренции, они не могли не знать друг о друге, строки «Ѕожественной комедии», в которых ƒанте говорит о ƒжотто как о знаменитом художнике, затмившем своей славой славу „имабуе, свидетельствуют об этом. ќднако никаких проверенных данных о личном знакомстве ƒанте с ƒжотто не существует.


‘лоренци€ в период юности ƒжотто была средневековым городом-коммуной и оставалась им еще долгое врем€ после этого. ”же тогда в ней по€вл€ютс€ первые ласточки –енессанса — люди, занимающиес€ исследованием и переоценкой античных ценностей. ¬ литературе это Ѕрунетто Ћатини и √видо  авальканти, которые послужили примером дл€ ƒанте. ќни не только оценивают античное наследие и следуют ему, но и сплавл€ют его с новыми индивидуальными интонаци€ми, звучащими в рыцарской лирике ёжной ‘ранции. ¬месте со своим великим преемником ƒанте — однолетком ƒжотто — они создают новый италь€нский €зык, вернее, замен€ют латинский €зык его тосканским диалектом.





"ѕервые живописные работы ƒжотто (1290-1291) находились в капелле главного алтар€ ‘лорентийского аббатства, где он выполнил много вещей, почитавшихс€ прекрасными, в особенности же Ѕогоматерь, получающую благую весть, ибо в ней он живо выразил страх и ужас, внушенные ƒеве ћарии приветствующим ее √авриилом, так что кажетс€, будто она, вс€ охваченна€ величайшим см€тением, чуть не собираетс€ обратитьс€ в бегство. –авным образом работы ƒжотто и доска главного алтар€ назван–асп€тие —анта ћари€ Ќовелла. ƒжотто / www.art-giotto.ruной капеллы, котора€ хранилась и хранитс€ там поныне более из почтени€ к произведению подобного мужа, чем за что-либо другое...

   ќн написал также в церкви  армине, в капелле св. »оанна  рестител€ все житие этого св€того, разделив его на несколько картин, а в палаццо √вельфской партии, во ‘лоренции, его работы - истори€ христианской веры, написанна€ фреской в совершенстве; там же изображение папы  лимента IV, основавшего этот магистрат и пожаловавшего ему свой герб, который он всегда имел и имеет и ныне.


Ѕольшое «–асп€тие», 1295-1300 сделанное дл€ церкви —анта ћари€ Ќовелла во ‘лоренции


ѕосле этого по дороге из ‘лоренции в јссизи, куда он отправилс€ дл€ завершени€ работ, начатых „имабуе, он, проћадонна с ћладенцем, или ћадонна ди —ан ƒжорджио алла  оста. ƒжотто / www.art-giotto.ruездом через јреццо, расписал в приходской церкви капеллу св. ‘ранциска, ту, что над купелью, а на круглой колонне под древней и весьма прекрасной коринфской капителью он написал портреты св. ‘ранциска и св. ƒоминика, в соборе же, что за јреццо, в маленькой капелле он написал избиение камн€ми св. —тефана с прекрасно расположенными фигурами" ¬азари.


»з произведений ƒжотто многие были утрачены, забелены, сбиты, многие церкви с его роспис€ми были разрушены или сгорели, авторство многих творений сейчас приписываетс€ другим художникам или ученикам его школы.


ѕредполагают, что ƒжотто ездил в период 1280-1290 на некоторое врем€ в –им, где на него произвела сильное впечатление живопись  аваллини и раннехристианские мозаики. 


ћадонна с ћладенцем,  или ћадонна ди —ан ƒжорджио алла  оста (ок. 1295-1300)


÷ерковь —ан ƒжорджио алла  оста, ‘лоренци€.

‘лоренци€, обрезана, особенно сильно с боков, характерна €рким цветом и тщательно выписанными детал€ми, вплоть до колечек и шнуров, которыми прикреплена к трону драпирующа€ его ткань.


. ƒжотто / www.art-giotto.ru "ћадонна с ћладенцем". 1997


ƒжотто было, веро€тно, около 24 лет (ок. 1290-1291), когда, он создал свое самое раннее, считающеес€ подлинным произведение — огромное расп€тие высотой в 5 метров, наход€щеес€ в церкви —анта ћари€ Ќовелла, в котором молодой художник в изображении тела и в колорите превзошел своего учител€.


—воим творчеством ƒжотто решительно перечеркивает саму основу византийской живописной культуры, в которую заложен принцип повтор€емости, изобразительные формулы €вно абстрагирующего значени€, призванные посто€нно в буквальном смысле намекать на реальность, отличную от реальности мира сего, согласно которым руки человека походили на вилки, брюшна€ полость была трехчастной, как бы образованной из трех животов, глазные впадины сильно подчеркивались, нос имел форму клюва.


¬се эти формулы, еще полностью сохран€вшиес€ у „имабуэ и молодого ƒуччо, с приходом ƒжотто исчезли, и род человеческий вновь обрел более привычный и земной вид, и естественность. ¬ –асп€тии ƒжотто в церкви —анта ћари€ Ќовелла во ‘лоренции, рано ставшем образцом дл€ подражани€ (в 1301 году ƒеодато ќрланди уже скопировал его в –асп€тии —ан ћинь€то аль “едеско), т€жело свисающее тело ’риста наделено настолько земной природой, что некоторыми даже воспринималось как нечто недостойное замечательного автора фресок капелћадонна ќньисанти. ƒжотто / www.art-giotto.ruлы —кровеньи.


»звестно, что –асп€тие в —анта ћари€ Ќовелла упоминаетс€ √иберти как работа ƒжотто и что в 1312 году засвидетельствовано присутствие некоего –асп€ти€ ƒжотто в этой церкви.


¬ годы учебы у „имабуэ, знаменитого в те годы художникна, ƒжотто работал во многих городах »талии, в которых учитель получал заказы. ¬еро€тно, он впервые попал в –им около 1280 года, а вслед за –имом посетил јссизи.


¬ 1310-х ƒжотто работает во ‘лоренции.   этому времени относитс€ созданна€ им «ћадонна ќньиссанти» (”ффици, ок. 1310), монументальный алтарный образ «ћадонны на троне» - единственна€ дошедша€ до нас станкова€ работа ƒжотто.  омпозици€ не подписана, однако исследователи единодушно приписывают ее ƒжотто. ѕо стилю она непосредственно св€зана с фресками капеллы ƒель јрена, поэтому может быть отнесена к 1306-1310


ѕоздний период творчества ƒжотто таит в себе много не€сного, отчасти в св€зи с увеличением количества поручаемых ему заказов. ¬ центре его де€тельности находитс€ ‘лоренци€, где он руководит крупной мастерской, в которой работают, нар€ду с подмастерь€ми, уже признанные пожилые мастера и где он получает важные заказы, в том числе архитектурные. ѕо свидетельстве √иберти и ¬азари, ƒжотто расписал во флорентийской церкви —анта- роче ‘лоренции всего четыре капеллы (на сегодн€ сохранились фрески в капеллах ѕеруцци и Ѕарди), а также выполнил четыре утраченных ныне, алтарных образа. ¬ разных музе€х мира хран€тс€ семь плохо сохранившихс€ квадратных панно, которые, возможно, были част€ми одного или нескольких алтаных образов из церкви —анта- роче (1320-1325): 


–ождество ’риста. ƒжотто / www.art-giotto.ru

"–ождество ’риста". 1320-1325


ѕринесение во храм. ƒжотто / www.art-giotto.ru

«ѕринесение во храм». 1320-1325


“айна€ вечер€. ƒжотто / www.art-giotto.ru

«“айна€ вечер€». 1320-1325


–асп€тие. ƒжотто / www.art-giotto.ru

«–асп€тие». 1320-1325


ќплакивание ’риста. ƒжотто / www.art-giotto.ru

«ќплакивание ’риста». 1320-1325


—ошествие ’риста в јд. ƒжотто / www.art-giotto.ru

«—ошествие ’риста в јд». 1320 - 1325.


—ошествие —в€того ƒуха. ƒжотто / www.art-giotto.ru

«—ошествие —в€того ƒуха» 1320-1325


"ƒжотто был не только живописцем, но и выдающимс€ архитектором, чему свидетельство стройна€ и легка€, необыкновенно из€щна€ кампанила (звонница) возле главного собора ‘лоренции —анта ћари€ дель ‘ьоре (завершена “аленти)"

ј.Ќ. “ихомиров.

 олокольн€ собора —анта ћари€ дель ‘ьоре. ƒжотто / www.art-giotto.ru

   олокольн€ собора —анта ћари€ дель ‘ьоре

ѕроект ƒжотто ди Ѕондоне 1334-1337. ‘лоренци€.


  ѕервоначальный проект ƒжотто был так измененен, что  хран€щийс€ в  афедральном соборе —иены рисунок ƒжотто с проектом колокольни, на котором колокольн€ изображена такой, какой задумывал ее сам художник, сильно отличаетс€ от современного облика, но все же ее продолжают называть «Ѕашней ƒжотто».  олокольн€ собора - стройна€ пр€моугольна€ башн€ с поэтажными горизонтальными членени€ми и из€щными готическими окнами, стрельчата€ арочна€ форма которых еще долго сохран€лась в италь€нской архитектуре.  олокольн€ отличаетс€ стремительным движением вверх и из€ществом: по мере подъема конструкци€ облегчаетс€, выт€гиваетс€ вверх и усложн€етс€. ¬се стены снаружи облицованы мрамором и покрыты ценнейшей ажурной резьбой. —наружи башн€ облицована чередующимис€ плитами белого и зеленого мрамора с мозаичными вставками, выполненными брать€ми  осмати. ѕроемы с готическим обрамлением изысканно вплетены в орнаментовку стен, а скульптуры, навесы и собранные в пучки мелкие крученые колонны относ€тс€ к художественным шедеврам эпохи. Ќесмотр€ на большую высоту, соборна€ колокольн€ столь из€щна, размеры ее столь гармоничны, декоративные элементы ее так хорошо в€жутс€ между собой, что она кажетс€ зрителю скорее ювелирным изделием, чем зданием. Ѕлагодар€ сочетанию силы и из€щества, простоты и богатства декора кампанила занимает одно из ведущих мест в архитектуре колоколен.


«Ёти работы, выполн€емые дл€ города, должны прославить и украсить его, что может быть сделано надлежащим образом только в том случае, если руководить ими будет мастер опытный и знаменитый,— говоритс€ в одном из документов того времени.— ¬о всем мире нельз€ найти человека более одаренного в этой и во многих других област€х, нежели живописец ƒжотто Ѕондоне из ‘лоренции; он признан в своем отечестве великим мастером, и нужно, чтобы он посто€нно оставалс€ на этой должности и работал, так как он принесет много пользы своей ученостью и своими познани€ми, и город получит от этого большую выгоду».


ѕам€тник ƒжотто / www.art-giotto.ruѕам€тник ƒжотто

√алере€ ”ффици, ‘лоренци€


¬ начале 1337 года смерть оборвала длинный творческий путь художника. ѕуть последовательный и вместе с тем обогащенный поисками, порожденными глубокими размышлени€ми и переменами. ќн был похоронен в соборе —анта ћариа дель ‘ьоре, сначала его могила была отмечена простой мраморной плитой с эпитафией, Ћоренцо ћедичи, флорентийский ценитель исскуств, меценат, распор€дилс€ в соборе установить пам€тник - фигуру ƒжотто в полный рост.


"¬ конце концов, так как пам€ть о ƒжотто осталась не только в произведени€х, вышедших из рук его, но и в тех, что вышли из рук писателей того времени, и так как он обрел истинный способ живописи, утер€нный за многие до него годы, то согласно общественному постановлению и благодар€ хлопотам и особой милости великолепного Ћоренцо деи ћедичи —таршего, в знак преклонени€ перед доблест€ми сего мужа в —анта ћариа дель ‘ьоре было установлено его изображение, изва€нное из мрамора превосходным скульптором Ѕенедетто да ћайано с нижеприведенными стихами, сочиненными божественным мужем мессером јнджело ѕолициано, дабы вс€кий достигший превосходства в любой де€тельности имел надежду на то, что и его вспом€нут, как по заслугам вспом€нули ƒжотто за великие его достоинства

я - это тот, кем угасша€ живопись снова воскресла. 

„ь€ столь же тонкой рука, сколько и легкой была, 

¬ чем недостаток искусства, того не дала и природа, 

Ѕольше никто не писал, лучше - никто не умел. 

Ѕашне ль дивишьс€ великой, звен€щей св€щенною медью? 

÷иркулем верным моим к звездам она взнесена. 

ƒжотто - прозвание мне. „ье творение выразит это? 

»м€ мое предстоит долгим, как вечность, хвалам" 


¬азари (ѕеревод ёри€ ¬ерховского).

art-giotto.ru

 ¬азари ƒжорджо - художник, архитектор, историк искусства



–убрики:  живопись
ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз
ѕонравилось: 10 пользовател€м



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку