ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК-МАНЬЕРИСТ ПОЗДНЕГО ВОЗРОЖДЕНИЯ / БЕНВЕНУТО ТИЗИ ДА ГАРОФАЛОBENVENUTO TISI DA...
150 лет импрессионизма - (0)150 ЛЕТ ИМПРЕССИОНИЗМА В МУЗЕЕ ОРСЕ: «Мы надеемся понять, насколько радикальными были эти художники»...
Изречения великих древнегреческих мудрецов - (0)Многие умные люди нашего и более отдаленного времени считают, что древнегреческие философы&n...
Пьетро да Кортона - (0)ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК БАРОККО ПЬЕТРО ДА КОРТОНА / PIETRO DA CORTONA (1596-1669). РИМСКАЯ ШКОЛА, ЧА...
Жизнь кабинет-секретаря Екатерины II Адриана Грибовского - (0)Адриан Моисеевич Грибовский (26 августа 1767, Лубны — 28 января 1834) — доверенное ...
Андрей Тарковский. "Андрей Рублев" |
История фильма "Андрей Рублев" началась с навешивания ярлыка бесперспективности, авторитетных заявлений, что это творческий брак. Но, никакие цензоры и редакторы не представляли масштаб правок, которые уже сделал до них сам режиссер. В архивах "Мосфильма" сохранилось несколько вариантов сценария, который со скрупулезной тщательностью, строчка за строчкой перемалывался в творческой мастерской Тарковского. История этих правок и есть история создания фильма.
"Начиная работу, мы прекрасно понимали, что программ об истории создания "Андрея Рублёва" снято немало, в том числе и на телеканале "Культура". Поэтому мы реконструировали историю фильма из интересных фактов, оставшихся за кадром, из воспоминаний тех, кто имел личное отношение к работе над картиной, – рассказывает автор и ведущий Александр Казакевич. – Кроме этого, мы запросили в архивах "Мосфильма" сценарий "Андрея Рублёва", дело фильма, куда включены все обсуждения картины, все правки и рекомендации, а также фотоархив, чтобы показать зрителям, кого пробовал Андрей Тарковский на ту или иную роль. Этот шаг потребовал от нас усидчивости и скрупулёзной работы, но полностью себя оправдал. Мы нашли некоторые любопытные моменты, на которые и акцентируем внимание зрителя. Например, в сцене Крестного хода Марию Магдалену играет молодая Ирина Мирошниченко, это одна из её первых ролей, и многие просто не узнают актрису. В этой же сцене директор фильма Тамара Огородникова играет мать Христа. Известно, что ни один сценарий на "Мосфильме" не востребован больше, чем "Андрей Рублёв", специалисты уже проанализировали его вдоль и поперёк, изучили каждое слово. Но мы пошли на один сложный эксперимент, пригласив графологов и лучших специалистов в сфере интерпретации почерка. Проанализировав сценарий фильма с личными правками и замечаниями Андрея Тарковского, мы получили дополнительные штрихи к творческому портрету режиссёра того времени".
В фильме принимают участие: режиссёр, автор сценарий фильма "Андрей Рублёв" Андрей Кончаловский; актёры Николай Бурляев и Юрий Назаров; актриса Елена Санаева; директор Государственного центрального музея кино, дочь Анатолия Солоницына – Лариса Солоницына; писатель, член комиссии киностудии "Мосфильм" по ленте "Андрей Рублёв" Зоя Богуславская; иеромонах Варфоломей (Минин), а также интерпретатор почерка Ольга Балла, графолог и руководитель Центра изучения почерка Лариса Дрыгваль.
Россия в начале XV века. Иконописец Андрей Рублев расписывает стены Благовещенского собора в Москве. Он работает под началом Феофана Грека, который говорит о жестокости мира и Господнем гневе. Рублев же верит в силу свободной воли. Признанный еретиком, он продолжает творить, храня обет молчания.
"... Напоминать надо почаще, что люди они, что русские, одна кровь, одна земля, – говорит в фильме Андрей Рублев. – Зло везде есть, всегда найдутся охотники продать себя за тридцать сребреников, а на мужика все новые беды сыплются: то татары, по три раза за осень, то голод, то мор, а он все работает, работает... несет свой крест смиренно, не отчаивается, а молчит и терпит, только Бога молит, чтоб сил хватило. Да разве не простит таким Всевышний темноты их...".
Первая роль в кино Анатолия Солоницына, до этого сыгравшего в телефильме "Дело Курта Клаузевица" (1963).
На вечере, посвященному двум великим представителям фамилии Тарковских – поэту Арсению Тарковскому и его сыну, кинорежиссеру Андрею Тарковскому, актриса Инна Чурикова рассказала о знакомстве Тарковского с Анатолием Солоницыным: "Солоницын снимался у Глеба (Глеб Панфилов) в телефильме "Дело Курта Клаузевица". И когда Тарковский увидел фотографию Толи у Глеба, он взял ее в руки и больше с нею не расставался... Так он нашел своего Андрея Рублева".
"Фильм ни в коем случае не решён в духе исторического или биографического жанра, – говорил Андрей Тарковский. – Нас интересует другое: исследование характера поэтического дара великого русского живописца... Нас также интересует анализ душевного состояния и гражданских чувств художника, создающего моральные ценности огромного значения. Этот фильм должен будет рассказать о том, как народная тоска по братству в эпоху диких междоусобиц и татарского ига родила гениальную рублёвскую "Троицу".
Первоначально Андрей Тарковский назвал картину "Страсти по Андрею".
Лента "Андрей Рублёв" - в числе 100 лучших фильмов по опросу киноведов мира 1978.
Призы и награды:
- Приз Леона Мусинака за лучший иностранный фильм в прокате Франции (1969);
- Приз ФИПРЕССИ МКФ в Канне (1969) (фильм демонстрировался вне конкурса);
- "Хрустальная звезда" – премия Французской киноакадемии актрисе Ирине Рауш (Тарковской) за исполнение роли Дурочки (1971);
- Почетный диплом МКФ в Белграде (1973);
- Большая премия МКФ фильмов об искусстве и биографических фильмов о художниках в Азоло (1973).
Художественный фильм (Мосфильм, 1966).
Режиссер: Андрей Тарковский
Сценарий: Андрей Михалков-Кончаловский, Андрей Тарковский
Оператор: Вадим Юсов
Композитор: Вячеслав Овчинников
В ролях: Анатолий Солоницын (Андрей Рублев), Иван Лапиков (Кирилл), Николай Гринько (Даниил Черный), Николай Сергеев (Феофан Грек), Ирма Рауш (дурочка), Николай Бурляев (Бориска), Юрий Назаров (Великий князь/Малый князь), а также Юрий Никулин, Ролан Быков, Николай Граббе, Михаил Кононов, Ирина Мирошниченко, Болот Бейшеналиев.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |