-–убрики

 -÷итатник

ѕавел ƒмитриевич Ўмаров (1874-1950). - (0)

–аботы до эмиграции.јнализ стил€. -ч.4.  рестный ход 1898 Ќесколько работ художника...

ќ —ергее —удейкине - (0)

  —удейкин —ергей ёрьевич (1882, —анкт-ѕетербург — 1946, Ќайак, штат Ќью-…орк,...

ѕам€ти ≈лены ќбразцовой - (0)

¬ ћариинском театре пройдет вечер пам€ти ≈лены ќбразцовой ¬ ћариинском театре пройде...

Ўильдер јндрей Ќиколаевич (1861-1919). - (0)

«имние пейзажи. «имние лесные пейзажи стали настолько каноническими, что сегодн€ ручьи и п...

Ћегендарна€ балерина “амара “уманова - (0)

„ерна€ жемчужина русского балета: как эмигрантка из “ифлиса покорила Ћа —кала,  овент-√арден и √олли...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 50320

“ворчество ќреста јдамовича  ипренского

„етверг, 24 ћарта 2016 г. 17:49 + в цитатник

ќрест  ипренский

јвтопортрет с кист€ми за ухом. ќк.1808.

  ƒо сих пор во многом интригующе загадочными остаютс€ личность, судьба, творческа€ одиссе€ лучшего русского портретиста первой трети XIX века ќреста јдамовича  ипренского. » наиболее резко обнаруживаетс€ это, пожалуй, не в разноречивых свидетельствах современников, не в фактах биографии, а в галерее автопортретов (их около дес€тка), вы€вл€ющей почти взаимоисключающие образы художника.  аждый автопортрет представл€ет нам иного  ипренского, и это св€зано не только с возрастными, «физиогномическими» изменени€ми. —ложный конгломерат идей, представлений, причинных св€зей предлагает эта череда автопортретов зрителю. «десь и романтический артистизм игры в преображени€, и сублимаци€ не€сности общественного положени€ незаконнорожденного двор€нского сына, и диаграмма или, может быть, идеограмма душевных, духовных, житейских перипетий, и точки отсчета стремительных превращений  ипренского-художника.

¬ «јвтопортрете с кист€ми за ухом» перед нами полный творческой энергии, раскованный, уверенный в себе молодой художник. ќбразную характеристику выдают сразу смелые контрасты светотени, открыта€ динамична€ манера письма, насыщенный цветовой строй. ¬ портрете он только живописец, гордый своим мастерством, гордый тем, что он может написать не хуже (черт возьми!) –убенса или –ембрандта. » ведь написал! ≈го «ѕортрет ј.  . Ўвальбе» (1804) — незаур€дный шедевр-«ретро», приведший многих в восхищенное заблуждение и всю жизнь бывший дл€ самого  ипренского предметом особой прив€занности.

ќн впервые померилс€ силами с великими и усто€л. ƒа, впрочем, и сам автопортрет с кист€ми, несомненно, наве€н какими-то классическими образцами (он напоминает, например, ранний кассельский автопортрет –ембрандта).

  ќрест јдамович  ипренский разительно отличаетс€ в своей программе от первого: не бравурна€ энерги€ самоутверждени€, а некое излучение духовной чистоты; искренность поведени€ не в импульсивной непосредственности, а в раздумчивом контакте со зрителем, на глазах которого живут нисколько не таимые оттенки чувствований. » в этом случае столь же адекватна€ изобразительна€ структура произведени€. 
„то за «неподражательна€ странность»  ипренского дробить свой лик на суверенные, почти не совпадающие отражени€, обретающие сами в себе ту гармонию, которой, видимо, так недоставало их носителю, их творцу?

јвтопортрет  ипренского

јвтопортрет. 1820 ”ффици

ћастерство портретиста

Ёта способность к острой дифференциации образа, к стереоскопической объемности в изображении личности портретируемого породила бесконечное разнообразие его портретных решений. ќдин из современников заметил, что « ипренский очень счастливо придает каждому портрету что-нибудь особенное». ќн осознанно выстраивает индивидуальную конструкцию образа, котора€ диктует и саму исполнительскую манеру. ¬ наиболее чистом виде это относитс€ к первому периоду творчества  ипренского, до его первой поездки в »талию в 1816 году.

ƒаже в заказных парных портретах (≈. ѕ. и ‘. ¬. –остопчиных, 1809; ƒ. Ќ. и ¬. —. ’востовых, 1814), долженствующих представл€ть собой созвучный изобразительно-выразительный ансамбль, художник достигает индивидуальных и даже контрастных характеристик. 




ƒо поездки в »талию в творчестве  ипренского преобладали два типа портретных решений: подгрудный, в натуру, и парадный, в рост.  аждый из них давал модель в ее естественном, не опосредованном никакими привычными условност€ми бытии. ¬ этом отношении особенно показательна уникальна€ в современном русском искусстве лини€ графического портрета.
¬последствии, напитанный традици€ми высокого классического искусства, он преследует цель подн€тьс€ на уровень его достижений и обогащает портретный образ аллегорическим подтекстом («ѕортрет ≈. —. јвдулиной», ок. 1822), апологией интеллектуального аристократизма («ѕортрет ј. ћ. Ўереметева», в какой-то степени «јвтопортрет», 1819) или столь же аристократически - дистанцированной близостью природе («ѕортрет ј. ‘. Ўишмарева», 1827; «ѕортрет  . ». јльбрехта», 1827), сочинением театрализованных и многофигурных программ («ѕортрет ≈. ј. “елешовой в роли «елии», 1828; «„итатели газет в Ќеаполе», 1831; «ѕортрет ћ. ј. ѕотоцкой, сестры ее —. ј. Ўуваловой и эфиоп€нки», ок. 1835). 
ѕоказательно сравнить дл€ демонстрации кардинальных изменений его творческого метода некоторые портреты, исполненные в близкой композиционной схеме, и проследить, как на базе каждый раз индивидуального решени€ образа, вы€вл€етс€ в то же врем€ образ исторический, фокусирующий нечто, принадлежащее духу времени. 
ѕортрет ƒ. Ќ. ’востовой и портрет ≈. —. јвдулиной несут в себе немало общих исходных моментов в фиксации внешних и внутренних движений модели. Ќо смещение нескольких акцентов создает образы, едва ли не противоположные по значению. ќбращенное к зрителю лицо ’востовой светитс€ м€гкой нежностью, затененной легкой грустью, задумчивостью. Ётому состо€нию соответствует тонка€ гармони€ цветового и светотеневого построени€ полотна. ’удожник словно боитс€ нарушить, боитс€ помешать естественному току душевной жизни героини.

 ипренский ќрест јдамович. ѕортрет ≈катерины јвдулиной, жены генерал-майора ј.». јвдулинаѕортрет ≈катерины јвдулиной, жены генерал-майора ј.». јвдулина, 1822

¬ портрете јвдулиной меланхолическое настроение переходит в тему угасани€ жизни, €вленную с безусловной и покор€ющей живописно-пластической убедительностью, где кажда€ деталь и все компоненты полотна исполнены с изысканным классическим артистизмом. ≈сли там, в портрете ’востовой, главным дл€ художника была личность, то здесь — искусство. “ак очевидно и настораживающе нарушаетс€ гармони€ эстетического и этического начал в творческой позиции художника. 
— большей отчетливостью и с большей исторической предопределенностью это обнаруживаетс€ в мужских портретах. ¬ портретах ≈вгр. ¬. ƒавыдова (18()9), —. —. ”варова (1816), ј. ‘. Ўишмарева происходит, в сущности, метаморфоза единого типа парадного изображени€. Ќо как несхожи они!

ѕортрет —ерге€ —емЄновича ”варова. 1815-16 ’., м. 117.3x90.8 √“√ -  ипренский ќрест јдамович

ѕортрет —ерге€ —емЄновича ”варова. 1815-16

 

 ипренский на себе почувствовал неблагополучие в стиле правлени€ јлександра, когда, вернувшись в 1819 году в ѕетербург, начал конфликтовать с јкадемией, придворными кругами, стал пользоватьс€ поддержкой меценатов. 

Ќаписанный в середине 20-х годов портрет ј. ‘. Ўишмарева свидетельствует о новых искани€х мастера, о смене проблематики.

ѕортрет јфанаси€ ‘едоровича Ўишмарева 1827

ѕортрет јфанаси€ ‘едоровича Ўишмарева 1827

—воего геро€ он ставит в позу ƒавыдова, но, использу€ старую схему, художник вводит его не в историю, а в идиллию. Ўишмарев показан в саду, в окружении цветов и стрекоз.  ипренский создает гармонию, но ценой отказа от общественно-значимого статуса личности. »зощренна€ живописна€ кухн€, с ее многослойной системой письма, совершенством фактурной проработки, подчеркнута€ эстетизаци€ всего образного стро€ свидетельствуют о стремлении художника выйти к новым берегам, обрести твердую почву под ногами. “аким он выгл€дит на своем автопортрете 1828 года. ќгромна€ дистанци€ между тем первым автопортретом с кист€ми и этим: и здесь он непараден, в домашнем халате, с карандашом в руке, но и следа нет былой силы и веры. ’оленый светский облик и любезно-искательна€ улыбка, ощущение неуверенности и отзвук некой артистической избранности... 
’удожник пережил многое — и европейское признание (галере€ ”ффици заказала ему автопортрет), и дружбу с великими людьми эпохи, и холод недоброжелательства и даже оскорбительной клеветы, пережил и взлеты гени€ и падени€ духа... 
ѕоразительным было чутье ќреста  ипренского в наиболее светлые периоды его творчества на изменени€ общественной атмосферы. ќно не было случайным, врожденным, оно воспитывалось в эпицентре духовной жизни эпохи.

ѕортрет јлексе€ –омановича “омилова. ƒо 1828  артон, масло. 44,5х35,2 √–ћ -  ипренский ќрест јдамович

ѕортрет јлексе€ –омановича “омилова. ƒо 1828

’удожник был близок к кружкам известного мецената ј. –. “омилова, ученого-любител€, а затем президента јкадемии художеств ј. Ќ. ќленина, где собирались, общались крупнейшие де€тели искусства и литературы; он дружил со многими членами литературного общества «јрзамас».

ѕортрет  онстантина Ќиколаевича Ѕатюшкова. 1815. Ѕ., ит. к. 22.5х18.5. √Ћћ, ћ. -  ипренский ќрест јдамович

 

ѕортрет  онстантина Ќиколаевича Ѕатюшкова. 1815.

√еро€ми его портретов были  рылов и ∆уковский, Ѕатюшкови ћицкевич, а  портрет ѕушкина  ипренского по праву занимает самое почетное место в изобразительной пушкиниане.

 

ѕортрет ».ј. рылова. 1816

 

 ипренский был историческим живописцем по масштабу своего мышлени€, своих дерзаний. ≈го мучительна€, долга€ работа над историческими, символико-

ѕортрет ».ј. рылова. 1816. Ѕ., ит. к. 16.9х11.6. √“√ -  ипренский ќрест јдамович

аллегорическими произведени€ми содержала поиски новых путей в осознании происход€щих событий. Ќо одни из этих произведений по прихоти своенравной судьбы не уцелели, другие же так и не были осуществлены. 

ѕортрет поэта ¬.ј.∆уковского. ќк. 1816. ’., м. 64.8х58.1. √“√ -  ипренский ќрест јдамович

ѕортрет поэта ¬.ј.∆уковского. ќк. 1816.

≈го понимание истории воплотилось в портретах. Ќа прот€жении тридцати лет  ипренский создал в портретах подлинную энциклопедию русского общества, поражающую диапазоном индивидуальных характеристик, проникновенной человечностью, художественным мастерством, наконец — личностью ее творца.

 

ѕортрет ѕетра јлексеевича ќленина.

ѕортрет ».-¬.√Єте. 1823 Ћитографи€ с рис.  ипренского. √ћ»» -  ипренский ќрест јдамович

≈ще:  ипренский ќрест јдамович (1782 - 1836).

—ери€ сообщений " ипренский":
„асть 1 - ќрест јдамович  ипренский родилс€ 24 марта 1782 года.
„асть 2 - ќрест  ипренский
„асть 3 -  ипренский ќрест јдамович (1782 - 1836)
„асть 4 -  о дню рождени€  ипренского ќреста јдамовича
„асть 5 - “ворчество ќреста јдамовича  ипренского
„асть 6 - 24 марта родилс€  ипренский ќрест јдамович (1782Ч 1836)

ћетки:  

ѕроцитировано 3 раз
ѕонравилось: 10 пользовател€м



јнатолий----   обратитьс€ по имени „етверг, 24 ћарта 2016 г. 18:44 (ссылка)
ѕрекрасный художник! ћне очень нравитс€!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕ€тница, 25 ћарта 2016 г. 20:31ссылка
я тоже люблю  ипренского! —пасибо, јнатолий!
ампель   обратитьс€ по имени „етверг, 24 ћарта 2016 г. 19:09 (ссылка)
ѕо нему можно было изучать историю и конечно —пасибо ему за ѕушкина! ,который на портрет отозвалс€:

Ћюбимец моды легкокрылой,
’оть не британец, не француз,
“ы вновь создал, волшебник милый,
ћен€, питомца чистых муз, Ч
» € смеюс€ над могилой,
”шед навек от смертных уз.

—еб€ как в зеркале € вижу,
Ќо это зеркало мне льстит.
ќно гласит, что не унижу
ѕристрасть€ важных аонид.
“ак –иму, ƒрездену, ѕарижу
»звестен впредь мой будет вид.

» тебе спасибо,“омочка - по твоему дневнику можно изучать ¬—®.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕ€тница, 25 ћарта 2016 г. 20:38ссылка
—пасибо, ќлечка! ћне очень нравитс€:
—еб€ как в зеркале € вижу,
Ќо это зеркало мне льстит.
“олько ѕушкин так может игриво и точно! » по любви  ипренского к одежде прошЄлс€ и "волшебник милый. „удесно!
“ать€на_Ѕойко-Ќазарова   обратитьс€ по имени „етверг, 24 ћарта 2016 г. 20:26 (ссылка)
—пасибо, “омочка, присоедин€юсь к ќлиным словам.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕ€тница, 25 ћарта 2016 г. 20:39ссылка
–ада тебе, “анечка! —пасибо!
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку