-Рубрики

 -Цитатник

Павел Дмитриевич Шмаров (1874-1950). - (0)

Работы до эмиграции.Анализ стиля. -ч.4. Крестный ход 1898 Несколько работ художника...

О Сергее Судейкине - (0)

  Судейкин Сергей Юрьевич (1882, Санкт-Петербург — 1946, Найак, штат Нью-Йорк,...

Памяти Елены Образцовой - (0)

В Мариинском театре пройдет вечер памяти Елены Образцовой В Мариинском театре пройде...

Шильдер Андрей Николаевич (1861-1919). - (0)

Зимние пейзажи. Зимние лесные пейзажи стали настолько каноническими, что сегодня ручьи и п...

Легендарная балерина Тамара Туманова - (0)

Черная жемчужина русского балета: как эмигрантка из Тифлиса покорила Ла Скала, Ковент-Гарден и Голли...

 -Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Всегда под рукой

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 50320

Весна Сандро Боттичелли (1445 — 1510)

Вторник, 01 Марта 2016 г. 16:54 + в цитатник

 

Сандро Боттичелли, настоящее имя Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи родился 1 марта 1445 года вo Флоренции в семье дубильщика кожи Мариано ди Ванни Филипепи, прозвище «Боттичелло» — «бочоночек» — унаследовал от старшего брата Джованни. Учился Боттичелли у Фра Филиппо Липпи, одного из самых знаменитых художников своего времени. В 1464 Боттичелли открыл собственную мастерскую. Впереди его ждала и великая слава при жизни, закат и долгое забвение. Творчество Боттичелли вновь было открыто только в середине 19 века художником-прерафаэлитом Данте Габриэлем Россетти и художественными критиками Уолтером Патером и Джоном Рескиным.



Расцвет живописи Сандро Боттичелли (1445-1510) пришелся на время, когда он сблизился с кружком гуманистов - поэтов, писателей, философов, художников - при дворе Медичи. Лоренцо Великолепный, правитель Флоренции, писал стихи и покровительствовал искусствам. Для виллы его кузена Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи и была заказана одна их самых вдохновенных картин Сандро Боттичелли — «Весна» со сложным философско-поэтическим содержанием.

Боттичелли Весна

 В «Весне» нашли отражение три неразрывных направления, в которых развивались искусство и философия фло­рентийских гуманистов: античный, христианский и куртуазный. Из античности здесь - персонажи и мотивы мифов. Справа Зефир, теплый западный ветер, похищает Хлориду, греческую нимфу полей и цветов, которая превращается, в изображенную тут же Флору - уже римскую богиню, осыпающую землю цветами. В левой части - три грации, олицетворяющие целомудрие, любовь и наслаждение. Меркурий, разгоняющий облака, стоя под сенью апельсиновых деревьев, отсылает воображение зрителя к мифу о Парисе и его выборе прекраснейшей из богинь, которой он как победительнице отдал яблоко. Эта богиня, Афродита, или, как ее называли древние римляне, Венера, мягко ступает по ковру из трав и цветов в центре картины. Над ее головой - Амур с луком, целящийся в одну из граций.

   Христианская тема проявляется здесь в том, что главная героиня напоминает Мадонну, рука которой словно благославляет всех. В этой героине сквозит и культ «прекрасной дамы», вдохновительницы поэтов. Эти куртуазные настроения процветали в кружке Лоренцо Великолепного. Картина была написана вскоре после того, как умерла возлюбленная брата Лоренцо, Джулиано Медичи, прекрасная Симонетта Веспуччи. Венера напоминает ее лицом. На самого же Джулиано походит Меркурий, в котором узнается также святой Себастьян, христианский мученик.



  

Эта работа, в которой сошлись самые разные мотивы, знаменовала собой важный поворот к живописи, не подчиненной никаким канонам. В ней была видна уже только душа художника и его воля. Русский искусствовед Павел Муратов писал о Боттичелли: «Он первым встречал утренний туман нового и долгого дня в истории мира под единственным знаменем чистого искусства».

ДАНТЕ ГАБРИЭЛЬ РОССЕТТИ
(1828-1882)

«ВЕСНА» Сандро Боттичелли
(В Академии Флоренции)

Кто, провожая изнемогший год,
Приветствует твоё рожденье, Флора -
Вся в завитках цветочного убора?
Сплетая руки, славят твой приход

 

Три Грации поблизости; а вот
С Зефиром нежно обнялась Аврора;

В сандалиях крылатых из простора
Гермес над юною Весной скользнёт.

Стволы безлистые - колонны храма,
Амур стрелу пускает над тобой.
Но кто ответит: тайною какой
Овеян ритуал? Кто спросит прямо:
Где вёсны прежние? Напрасно ждёт
Ответа изнемогший новый год.

*Та же самая девушка в образе Весны, здесь окруж
ённая
маскарадным действом, явно представлена и на холсте Боттичелли,
который находился прежде в Париже, в собрании Пурталь.
Надпись на портрете: "Смеральда Бандинелли".
Перевод Сергея Сухарева

«Читаем картину справа налево: Зефир, колючий ветер марта, похищает и овладевает нимфой Клорис, на которой позже женится и превращается в божество; она становится богиней весны, вечной носительницей жизни, и рассеивает розы по земле…»

Элена Капретти, из книги «Великие мастера итальянского искусства», 2001.



«Как ни гнетет рука судьбины,
Как ни томит людей обман,
Как ни браздят чело морщины
И сердце как ни полно ран;
Каким бы строгим испытаньям
Вы ни были подчинены,-
Что устоит перед дыханьем
И первой встречею весны!

Весна... она о вас не знает,
О вас, о горе и о зле;
Бессмертьем взор ее сияет,
И ни морщины на челе.
Своим законам лишь послушна,
В условный час слетает к вам,
Светла, блаженно-равнодушна,
Как подобает божествам…»

«Весна», 1838, Фёдор Тютчев

Сандро Ботичелли - Мадонна с младенцем и ангелами

Мадонна с младенцем и ангелами.

 

«Из всех писателей, говоривших о Боттичелли, Беренсон точнее других определил его художественный гений. Он называет его "величайшим художником линии из всех, какие только существовали в Европе». Ритм линии есть то, чем велик Боттичелли, в чем он ни с кем не сравним. Только при взгляде на его картины можно понять, чем является в живописи этот высокий и редкий дар. "Чтобы удержать глаз на плоскости, не давая ему искать глубины, чтобы всецело удержать внимание на ритме, Боттичелли берет все формы в движении", - говорит Беренсон. По его мнению, весь мир открывался для Боттичелли в линиях, выражающих движение. Но он не воспроизводил их в тех же точно сочетаниях, какие давала природа и действительность. Он отвлекал их от случайных обстоятельств реальности и свободно располагал эти первичные элементы движения, эти линейные формулы, повинуясь только своему внутреннему чувству ритма.

Таков прием всякого декоративного творчества: Боттичелли строил свои картины из линий, как византийские мозаисты складывали свои композиции из окрашенных стеклышек или как восточные ткачи ткали свои ковры из цветных нитей. Но, добавим, здесь как раз видна пропасть, которая отделяет его от восточных мастеров украшения. Творчество Боттичелли было отвлеченным; его пряжа была неосязаемой, и сотканные из нее уборы были уборы духа (…)

Один из жизнеописателей Боттичелли говорит, что его мадонны и Венеры "производят впечатление утраты, вызывая в нас этим чувство неизгладимой печали... Одни из них утратили небо, другие - землю". В одних Боттичелли отрекся от христианского мира, в других - от языческого. Он заключил себя в тот "средний мир", где "души, недостойные ни ада, ни рая", или, по слову Данте: "che non furon ribelli, ne fur fedeli a Dio, ma per se foro", сгорают священно-бесцельным пламенем творчества.

Он был одним из первых героев нового человечества, обреченного жить под равнодушным небом и на опустошенной земле, усеянной обломками разбитых верований, пророчеств и обещаний. Он первым одиноко встречал утренний туман нового и долгого дня в истории мира под единственным знаменем чистого искусства…»

Фрагменты главы «Судьба Боттичелли» из книги русского писателя, искусствоведа, переводчика Павла Павловича Муратова (1880-1950) «Образы Италии» (Берлин, 1924).

Боттичелли Благовещение

"Благовещение"

Рубрики:  Художники и картины
Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 9 пользователям



Ylada   обратиться по имени Вторник, 01 Марта 2016 г. 19:00 (ссылка)
Томаовсянка , Спасибо, Тамарочка! Красивый пост, как и всё, связанное с работами Боттичелли. Добавлю ещё то, что помню из Истории искусств. Художник дважды показал в картине Флору-Хлориса Венера и три грации - это тоже одно воплощение месяца апреля. Меркурию посвящен месяц май - месяц конца весны и начала лета, сам Меркурий считался богом ветра и в этом качестве назывался Зефиром. Итак получается, что из восьми фигур показаны два обобщенных поэтических символа: один - ветер, дух, разум, другой - любовь, природа. цветение. Круг замыкается, чтобы повториться сначала. Недаром и справа и слева мы видим фигуры Меркурия и Зефира (это один и тот же персонаж). Со своей стороны могу только восхититься замыслом художника, и удивиться, что картина создана более 500 лет назад, а притягивает наши взоры, словно современница.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 01 Марта 2016 г. 20:31ссылка
Да, Аллочка! Удивительно как Боттичелли волнует нас уже 500 лет! Удивительно и то, как крепко ты запомнила Историю искусств. Спасибо за дополнение!
Перейти к дневнику

Вторник, 01 Марта 2016 г. 20:37ссылка
Запомнила. Я же её ещё и преподавала. Боттичелли стоит рядом с другими гигантами Возрождения. Он - равный им!
ампель   обратиться по имени Вторник, 01 Марта 2016 г. 21:27 (ссылка)
Вот оно вечное...Спасибо,Томочка!
И мы ещё одну весну встречаем...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 02 Марта 2016 г. 19:28ссылка
Да, Олечка! Позвала подружку 1 марта, выпивали именно за чудо встречи ещё одной весны. Каждый раз думаю, что последняя ... Здоровья тебе!
Перейти к дневнику

Среда, 02 Марта 2016 г. 21:16ссылка
Всем нам здоровья!!!
Svetlana-k   обратиться по имени Четверг, 03 Марта 2016 г. 22:38 (ссылка)
Тамарочка! Спасибо за Вечное искусство!
Прекрасной весны и настроения как у Мастера!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 04 Марта 2016 г. 21:12ссылка
И тебе, Светочка, светлой радостной Весны!
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку