-–убрики

 -÷итатник

Ћеонид ‘илатов. ќ, не лети так, жизнь - (0)

ƒес€ть лет назад ушЄл из жизни Ћеонид јлексеевич ‘илатов. ќн многое успел в своей не очень д...

ѕам€ти ƒмитри€ ’воростовского - (0)

♥ღ♥”мер ƒмитрий ’воростовский♥ღ♥   22 но€бр...

¬асилий ¬асильевич ¬ерещагин (1842-1904) - (0)

—казка о художнике, который объехал весь мир — ј« » ќ ’”ƒќ∆Ќ» ј’ http://upyourpic.org/images/...

Ёдвард ћунк - (0)

Ёƒ¬ј–ƒ ћ”Ќ : —–≈ƒ» —≈–џ’  јћЌ≈… ћ”Ќ  Ёƒ¬ј–ƒ ћ”Ќ : http://x-lines.ru/icp/jkW05/11593C/0/60/Rsre...

√раф ёлий ѕомпеевич Ћитта (1763 - 1839). - (0)

Ђ¬ тридцатых годах на улицах ѕетербурга можно было встретить колоссальную фигуру величествен...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 49729

‘едор —тепанович –окотов (1730-е - 1808)

—реда, 17 ‘еврал€ 2016 г. 19:45 + в цитатник
 –окотов ‘едор —тепанович. јвтопортрет
–окотов ‘едор —тепанович. јвтопортрет

‘едор —тепанович –окотов- один из величайших русских художников-портретистов второй половины XVIII века.

‘едор –окотовродилс€ в тридцатых годах XVIII века в селе ¬оронцово, которое сейчас  входит в территорию ћосквы, в семье крепостных. Ќачальное художественное образование получил под руководством Ћ.-∆. Ће-Ћоррена и ѕ. де –отари, его талант был замечен, и в 1760 по распор€жению ». ». Ўувалова он был вз€т в јкадемию художеств в ѕетербурге.

ѕортрет ј.ё. вашниной-—амариной. ѕерва€ половина 1770-х. ‘рагмент

ѕортрет ј.ё. вашниной-—амариной. ѕерва€ половина 1770-х. ‘рагмент

   ¬ каждом национальном искусстве есть свой загадочный художник. ƒл€ –оссии это будет, скорее всего, ‘едор —тепанович –окотов. ≈го карьера хот€ и вершилась на глазах петербургского, а затем и московского бомонда, но о жизни живописца мало что известно. ƒаже год рождени€ под вопросом: то ли 1734-й, то ли 1735-й, то ли 1736-й. Ќе очень €сно и происхождение: вроде бы из бывших крепостных, а может, из мелкопоместных двор€н.



—реди учителей –окотова упоминают почти всех работавших в –оссии иностранцев — от Ћуи ∆озефа Ћелоррена и Ћуи ∆ана ‘рансуа Ћагрене до ѕьетро јнтонио –отари и Ћуи “окке. Ћюбимец основател€ университета и јкадемии художеств, августейшего фаворита »вана Ўувалова, выдвинутый в качестве примерного портретиста ћихаилом Ћомоносовым и самой ≈катериной II (той очень понравилс€ ее профильный, как бы комплиментарный портрет).

ѕортрет ≈катерины II. 1780-е.

ѕарадный портрет императрицы ≈катерины јлексеевны был написан им на основе портрета шведского художника јлександра –ослина. ѕо оригиналу –окотов воссоздал образ императрицы в молодом возрасте: гладкое белое лицо, отсутствие морщин, глубокое декольте, прикрываемое в зрелом возрасте. ” –окотова ≈катерина II - владычица империи и женщина в расцвете лет. ¬ластно сжима€ в руке скипетр, она повелительным жестом указывает в сторону императорских регалий и бюста ѕетра I с начертанным над ним девизом «Ќачатое совершает». –абота исполнена в серебристой гамме, градации цвета подчеркивают белизну и свежесть лица, выдел€ющегос€ на темном фоне. ѕортьеры торжественно-красного цвета указывают на особый статус модели.



јкадемик с 29 лет, ‘едор –окотов был практически забыт сразу после смерти в 1808. Ќа весь XIX век. ≈го заново открыли мирискусники. ¬ частности, —ергей ƒ€гилев, устроивший в “аврическом дворце в 1905 ретроспективу русского портрета. ¬ советское врем€ –окотова выставл€ли и «при √рабаре» в 1923-м, и в 1960–1961 (в “реть€ковской галерее и –усском музее).

Ќынешн€€ выставка вдвое меньше и более камерна, чем прежние (около 40 работ из √–ћ и Ёрмитажа, тверского музе€, √»ћа и, конечно, √“√), что, как кажетс€, вполне соответствует самому характеру искусства –окотова, которое не столько дл€ дворцов, сколько дл€ особн€ков и дл€ усадебных интерьеров (этой теме посв€щен специальный раздел).

ѕортрет ¬асили€ »вановича ћайкова (1765), поэта-гедониста и либертина, воспроизведение которого только благодар€ невежеству советских цензоров оказывалось в переиздававшихс€ учебниках «–одна€ речь».

 

ѕортрет јлександры —труйской (1772) — «русской ћоны Ћизы», увиденной в русском же сфумато (в «рокотовской дымке», созданной тончайшими лессировками)

ѕортрет ј.ѕ.—труйской. 1772

јлександра ѕетровна —труйска€ (1754–1840), втора€ супруга Ќ.≈.—труйского, известного тем, что в своем имении –узаевка ѕензенской области завел типографию, ставшую известной благодар€ из€ществу изданий. ¬нук —труйской ј.».ѕолежаев был поэтом. ѕортрет ј.ѕ.—труйской отмечен особой утонченностью и трепетной одухотворенностью. ’удожнику не важно конкретное состо€ние модели, он стремитс€ передать богатство и красоту ее духовного мира. Ћицо героини окутывает легкий слой воздуха, скрадывающий контуры. ѕоэтичность образа, лиризм изображени€ возникают во многом благодар€ не€сным, тающим золотисто-пепельным тонам. ÷вет то сгущаетс€ в тен€х, станов€сь насыщенным, темным, то высветл€етс€ до воздушно-серебристого состо€ни€. “ак возникает эффект мерцани€, ощущение особой призрачной атмосферы.

ќ —труйской восторженно писал поэт ». ћ. ƒолгоруков: "…ћало женщин знаю таких, о коих об€зан €… говорить с таким чувством усерди€ и признательности, как о ней".

—пуст€ два столети€ после ее смерти, Ќиколай «аболоцкий, вгл€дыва€сь в портрет работы знаменитого –окотова, писал:

Ћюбите живопись, поэты!
Ћишь ей, единственной, дано
ƒуши изменчивой приметы
ѕереносить на полотно.

“ы помнишь, как из тьмы былого,
≈два закутана в атлас,
— портрета –окотова снова
—мотрела —труйска€ на нас?

≈е глаза – как два тумана,
ѕолуулыбка, полуплач,
≈е глаза – как два обмана,
ѕокрытых мглою неудач.

—оединенье двух загадок,
ѕолувосторг, полуиспуг,
Ѕезумной нежности припадок,
ѕредвосхищенье смертных мук.

 огда потемки наступают
» приближаетс€ гроза,
—о дна души моей мерцают
≈е прекрасные глаза.

ѕортрет ее сумасбродного супруга, поэта-дилетанта и помещика Ќикола€ —труйского, который считал батоги эффективным инструментом дл€ внушени€ кресть€нам идей ѕросвещени€.

ѕортрет Ќ.≈.—труйского. 1772

Ќиколай ≈ремеевич —труйский (1749–1796) – одна из самых причудливых и странных личностей XVIII столети€. ѕервую половину своей жизни он служил в ѕреображенском полку. Ќа портрете –окотова —труйский изображен в мундире офицера гвардейской пехоты. ¬ыйд€ в отставку в чине прапорщика, он удалилс€ в свое богатое имение –узаевка в ѕензенской губернии, где завел образцовую типографию.  ниги, которые выходили из этой типографии, отличались особой изысканностью и из€ществом оформлени€, причем печатались там в основном сочинени€ самого —труйского. Ѕольшинство этих произведений были посв€щены ≈катерине II. Ќиколай ≈ремеевич был восторженным почитателем –окотова, многие портреты которого были написаны непосредственно в –узаевке.

ƒруг —труйского, кн€зь ». ћ. ƒолгорукий писал о нем:

"»сступлени€ подобного, когда о стихах говорили, € не видывал. ¬се обращение его, впрочем, было дико, одевание странно… ƒо стихотворного пристрасти€ был наклонен к юридическим упражнени€м, делал сам люд€м своим допросы, судил их, говорил за них и против".

—труйский так описывал свою возлюбленную в стихотворении, посв€щенных ей:
 огда б здесь кто очей твоих прелестных стоил,
ƒавно б внутрь сердца он тебе сей храм построил,
» в жертву б он себ€ к тебе и сердце б нес.
ƒостойна ты себ€, —апфира!.. и небес.
ѕочтить твои красы, как смертный, € немею,
“ер€юсь € в тебе?.. тобой € пламенею.
«Ёлеги€ к —апфире»

 

Ќепременные участники рокотовской галереи — поэт јлександр —умароков, а также, веро€тно, его вдумчивые читатели — чета двор€н —уровцевых.

«агадками остаютс€ ѕортрет неизвестного в треуголке, ѕортрет неизвестной в розовом и многие другие персоны из московской двор€нской саги.


ѕортрет неизвестного в треуголке- 1770

∆енска€ фигура в портрете кажетс€ почти бесплотной. Ќе€рким светом освещено лицо и фигура с одной стороны.  онтуры другой почти растворены в сумрачной глубине фона. »зысканна€ цветова€ гамма построена на бесчисленном разнообразии оттенков розового цвета с причудливой игрой полутонов. —ложна€, богато разработанна€ тональна€ живопись звучит в унисон внутренним, душевным движени€м изображенной. “ончайшие градации цвета воспринимаютс€ как намек на потаенную, сокрытую от чужих глаз, богатую духовную жизнь героини.

ѕортрет неизвестной в розовом платье. 1770-е

 

  нынешней экспозиции обширна€ рокотовска€ галере€ неизвестных поредела. Ќапример, куратором выставки Ќатальейѕресновой идентифицирована Ќеизвестна€ в белом платье с фисташковой лентой. 1780-е. ≈ю оказалась ≈лена »вановна  озицка€, супруга статс-секретар€ ≈катерины II.

«ѕортрет неизвестной в белом платье». ¬тора€ половина 1780-х

ѕортрет богатейшей дамы империи, чь€ внучка стала женой декабриста —ерге€ “рубецкого, долгое врем€ находилс€ в коллекции известного искусствоведа јлександра √абричевского. ј прежде в особн€ке  озицких так и названном по имени главного владельца  озицком переулке.

http://f.rodon.org/p/3/071017153458d.jpg

«ѕортрет ¬.Ќ.—уровцевой». ¬тора€ половина 1780-х    

ќдна из последних работ –окотова - «ѕортрет Ќ.ѕ. √олицыной» . ¬рем€ написани€ его в точности неизвестно. «ѕортрет Ќ.ѕ. √олицыной» находилс€ в усадьбе ќльгово под ћосквой, и долгое врем€ исследователи не знали о его существовании. Ќо когда портрет был найден, пришлось срочно обратитьс€ к реставраторам. » реставраторы спасли его - очистили и укрепили живопись. Ќаталь€ ѕетровна √олицына послужила ѕушкину прототипом дл€ образа той самой роковой старухи в «ѕиковой даме», у которой √ерман пыталс€ выведать секрет трех карт. — портрета –окотова на нас смотрит угрюмое, но умное лицо старухи.

¬ последние годы жизни –окотов не работал . ќн почти ослеп и одиноко доживал свой век в собственном доме на ¬оронцовской улице в ћоскве. —амыми близкими его родственниками и наследниками €вились плем€нники.   сожалению, о последнем дес€тилетии его жизни ничего неизвестно.

 

 

–убрики:  –усские художники
ћетки:  

ѕроцитировано 5 раз
ѕонравилось: 13 пользовател€м



јнатолий__Ћуковкин__   обратитьс€ по имени —реда, 17 ‘еврал€ 2016 г. 20:02 (ссылка)
√ений портретной живописи! ј где же его автопортрет?
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—реда, 17 ‘еврал€ 2016 г. 21:03ссылка
»справилась! ѕо просьбе јнатоли€ Ћуковкина поместила автопортрет!
галина_любушкина   обратитьс€ по имени —реда, 17 ‘еврал€ 2016 г. 21:07 (ссылка)
—пасибо!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

„етверг, 18 ‘еврал€ 2016 г. 18:15ссылка
ƒобрый вечер, √алина! Ћюблю портреты –окотова
јнатолий__Ћуковкин__   обратитьс€ по имени —реда, 17 ‘еврал€ 2016 г. 21:09 (ссылка)
¬з€л себе дл€ пам€ти! —пасибо, “ома!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

„етверг, 18 ‘еврал€ 2016 г. 18:13ссылка
—пасибо, “ол€! –ада, что тебе –окотов понравилс€! я к нему неравнодушна с тех пор, как лет 30 назад посетила в ћоскве тихий маленький музей творчества –окотова
rosavetrov   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 19 ‘еврал€ 2016 г. 16:19 (ссылка)
—пасибо! «амечательный художник. Ќе знала, что в ћоскве есть, посв€щЄнный его творчеству, музей.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕ€тница, 19 ‘еврал€ 2016 г. 20:28ссылка
ћузей такой маленький уютненький, а может быть его уже нет
ќткровени€_ расоты   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 21 ‘еврал€ 2016 г. 22:04 (ссылка)
“олько за один портрет —труйской художник заслуживает бессмерти€. —пасибо, “омочка!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку