-–убрики

 -÷итатник

ѕавел ƒмитриевич Ўмаров (1874-1950). - (0)

–аботы до эмиграции.јнализ стил€. -ч.4.  рестный ход 1898 Ќесколько работ художника...

ќ —ергее —удейкине - (0)

  —удейкин —ергей ёрьевич (1882, —анкт-ѕетербург — 1946, Ќайак, штат Ќью-…орк,...

ѕам€ти ≈лены ќбразцовой - (0)

¬ ћариинском театре пройдет вечер пам€ти ≈лены ќбразцовой ¬ ћариинском театре пройде...

Ўильдер јндрей Ќиколаевич (1861-1919). - (0)

«имние пейзажи. «имние лесные пейзажи стали настолько каноническими, что сегодн€ ручьи и п...

Ћегендарна€ балерина “амара “уманова - (0)

„ерна€ жемчужина русского балета: как эмигрантка из “ифлиса покорила Ћа —кала,  овент-√арден и √олли...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 50320

ѕам€ти  узьмы —ергеевича ѕетрова-¬одкина

ѕонедельник, 15 ‘еврал€ 2016 г. 16:58 + в цитатник



 »з повести русского живописца, графика, теоретика искусства  узьмы —ергеевича ѕетрова-¬одкина "ѕрострвнство Ёвклида"

«ћного в цвете парадоксального. ¬з€ть хот€ бы следующее: мы видим красный предмет, но что это значит? ј это значит, что этот предмет не принимает и отбрасывает от себ€ полностью красные лучи и поглощает в себ€ синие и желтые, то есть выходит, что предмет, будучи в сущности своей зеленым, как бы только прикрываетс€ красным.
 урьезно, что дальтонисты обычно как раз воспринимают внутри предмета заключенный цвет.

¬ 1829 году два человека почти одновременно открыли еще одно свойство цвета.
√Єте рассматривал внимательно в саду клумбу желтых крокусов; перевед€ глаза на почву, был поражен синими тен€ми, подчеркивавшими желтизну цветов.
¬ ѕариже ƒелакруа, работа€ в картине над желтой драпировкой и отча€вшись от невозможности сделать ее €ркой, заказал карету, чтоб поехать в Ћувр и рассмотреть у ¬еронезе, чем тот достигал эффекта желтизны.
 арета была желта€, и ƒелакруа увидел падающие от нее синие тени на мостовой.
“ак были открыты дополнительные цвета. 

ќказалось, у цвета имеетс€ свойство не выбиватьс€ из трехцвети€, дающего в сумме белый цвет, то есть свет. Ѕлагодар€ этому свойству сложный - двойной - цвет вызывает по соседству нехватающий ему дл€ образовани€ трехцвети€ дополнительный.
 онечно, глаз издавна воспринимает цветовые характеристики природы. «еленый луч, наблюденный древними египт€нами на горизонте после заката солнца, сделавшийс€ дл€ них цветом траура, как отсвет из подземного царства смерти, - этот зеленый, наблюдаемый поныне, луч и €вл€етс€ дополнительным к красноте солнца, исчезнувшего за горизонтом.
 ак син€ ночь дл€ человека, отошедшего от костра, и как красна гола€ дорожка на освещенном зеленом лугу; конечно, эти €влени€, хот€ и без анализа их, издавна знакомы люд€м.
Ќаш кумачовый цвет рубах, излюбленный кресть€нами, €вл€етс€ тем же защитным, дополнительным, дающим выход зеленому. » такого красного не встретить у народов среди другой пейзажной расцветки.

 то видел, после длинного пути через пустыню песков, цвет јральского мор€, тот, наверно, подивилс€ его бирюзе, такой специфичной, что она даже перестает характеризовать воду. » после этого, когда столкнешьс€ с человеческой бирюзой куполов и стен самаркандских и ташкентских мавзолеев, то поражаешьс€ мудрости человека, так же тонко, как в природе, разрешившего выход из однообрази€ цвета пустыни.
»сторики говор€т, что цвет этой бирюзы будто бы найден и осуществлен китайскими мастерами, - возможно, хот€ бирюза китайских ваз и она же, вкрапленна€ в одном из переходов Ўахи-«инды —амарканда, совсем иного зеленого состава.
ћне не удалось непосредственно сравнить также бирюзу в мозаиках развалин  арфагена с самаркандской, но ее цвет в моей пам€ти осталс€ иным, в нем больше участвовала примесь желтого, но ведь и цвет —ахары иной, чем цвет туркестанских пустынь.
“у же несхожесть можно установить и в зеленом ≈гипта, глухом, равномерно вмещающем в себ€ желтый и синий.

“рехцветие присуще всем переходным ступен€м солнечного спектра, что и создает неисчислимое богатство цветовых вариаций, окрашивающих дл€ нас окружающую действительность.


— открытием закона дополнительных цветов зародилс€ импрессионизм. ∆ивописцы, подобно италь€нцам, открывшим линейную перспективу, были захвачены кажущейс€ безграничностью применени€ его свойств.
 азалось, так просто усиливать действие краски, да, наконец, возможность по рецепту производить операции с цветом давала любому любителю в руки некоторую оптическую магию. Ќо вопрос оказалс€ гораздо глубже и сложнее, и формальное знание дополнительного цвета не только не исчерпало, но в большой мере закрыло многообразие подхода к нему.
ќказалось, дополнительные цвета выполн€ют иную функцию в натуре, чем та, которую им приписали живописцы.

— применением дополнительных произошла следующа€ ошибка: если на белой поверхности поместить кружок основного, допустим, красного цвета, то в глазу создаетс€ оптическое впечатление, что кружок по его абрису отбросит на белом фоне зеленоватое обрамление. ¬от это возникшее впечатление импрессионисты и стали обозначать на холсте. ”пущено ими было одно простое соображение: если € на картинной плоскости, изображающей, допустим, белую стену, положу изолированный мазок красной краски, то помимо моей воли, в окружении этого мазка возникнет озеленение.   чему же, спрашиваетс€, отмечать это само собою возникающее €вление, гр€знить попусту цвета, главное - лишать зрител€ работы по воспри€тию этой иллюзии, тем более что эти нюансы цвета не одинаковы дл€ каждого человека?

„тоб остатьс€ до конца последовательными, импрессионистам пришлось проделать и следующее: если от красного мазка возникает зеленоватость, которую живописец фиксирует, то эта зеленоватость потребует своего соседа дополнительного, а сосед в свою очередь потребует следующего, словом, дедка за репку, а картина оплощаетс€, становитс€ монотонной расцветка, объекты изображений беспомощно распыл€ютс€ по холсту, и самые чистые краски гаснут и гр€зн€т картину.
“рехцвети€, которыми глаз ориентируетс€ в видимости, неодинаковы не только у различных народов, не только завис€т от географических и пейзажных условий, но и каждый из нас по зрительным и мозговым свойствам в иной шкале этого трехцвети€ мыслит.

 огда бродишь берегами рек, окружающих Ќовгород, и видишь образование галек из цветных земель, глин, от синих через красные баканы до светло-охристых, то становитс€ €сным, откуда возник колорит росписи —паса-Ќередицы, пророка »лии и вообще древней новгородской школы.  расочный материал местного нахождени€ предуказал мастерам основу расцветки, но из этих же основ живописцы осуществили отличные друг от друга трехцвети€, которым и подчинили готовый уже, казалось, красочный материал.

“рехцветие нимбов буддийских росписей иное, чем у ≈гипта. √реческое иное, чем в ¬изантии; витражи готики устанавливают свои основные цвета дл€ новых глаз, новых выдвигающихс€ народов.
÷вет характеризует прозрение и затемнение целых исторических эпох и говорит о молодости, расцвете и о старости цивилизаций.
Ќе случайно современна€ цивилизаци€ сфабриковала цвет хаки, мотивиру€ его защитностью на пол€х войны. ƒумаю, дело обстоит серьезнее, - этот гнилой цвет есть знам€ сбитых, сплетенных мироощущений одной из отживающих свой исторический черед цивилизаций.

ћежду формой и цветом существует непосредственна€ св€зь. »х взаимными отношени€ми улаживаетс€ трехмерность в картине. Ќа них развиваетс€ образ со всеми присущими ему действи€ми. ÷ветом про€вл€етс€ культура живописца, никакими декоративными ухищрени€ми не затушевать ему убожество ума, воли и чувства, если таковые в нем имеютс€, - цвет выдаст его вкус и склонности характера, а в первую очередь покажет он, молодость или др€хлость несет живописец гаммами своих цветовых шкал…»
(‘рагмент повести  . —. ѕетрова-¬одкина «ѕространство Ёвклида», глава 18, 1932)

Ќа фото – автопортрет художника  узьмы ѕетрова-¬одкина (1926) и фрагменты его картин:
1. « упание красного кон€». 1912 г. √осударственна€ “реть€ковска€ галере€, ћосква, –осси€.
2. «Ѕокал и лимон», 1922. √осударственный –усский музей —анкт-ѕетербург, –осси€.
3. «Ѕогоматерь ”миление злых сердец» 1914-15гг. √осударственный –усский музей, —анкт-ѕетербург, –осси€.
4. «јфриканский мальчик», 1907. „астна€ коллекци€.
5. «ѕолдень». 1917, √осударственный –усский музей —анкт-ѕетербург, –осси€.
6. «—мерть комиссара», 1927. √осударственный –усский музей —анкт-ѕетербург, –осси€.
7. «Ўах-и-«инда (—амарканд)». 1921, √осударственный –усский музей —анкт-ѕетербург, –осси€.
8. «ѕетроградска€ мадонна» 1920 г. √осударственна€ “реть€ковска€ галере€, ћосква, –осси€.

јндрей  ончаловский

¬ас€. ќколо 1920. ѕетров-¬одкин  узьма —ергеевич (1878-1939)

«¬ас€». 1922

ѕортрет мальчика с иконой Ѕогородицы был найден в частной коллекции в „икаго. ѕосле того, как его передали аукционному дому, эксперты начали исследовани€, пыта€сь установить его происхождение. ќказалось, что картина была на выставках в 1922 и 1932 годах. ¬ 1930-х работы художника ездили по Ўтатам в составе выставки русского искусства. ¬озможно, именно тогда владельцы и приобрели эту картину.ќбратите внимание на пустое место на стене позади мальчика. —начала автор думал написать там окно с зеленым пейзажем. Ёто бы уравновесило картину и по композиции и по цветам — трава бы перекликалась с зеленой туникой Ѕогоматери (кстати, по канону она должна быть синей). ѕочему ѕетров-¬одкин закрасил окно — неизвестно.

natur(с женской головкой)

Ќатюрморт (с женской головкой)

 узьма —ергеевич с 20-го года болел туберкулезом, а к весне 1929 болезнь прин€ла серьезную форму, врачи запретили ему прикасатьс€ к краскам. ’удожник пожелтел, осунулс€, его колючие глаза потускнели. ќн посто€нно кашл€л и сердилс€ – даже на свою обожаемую дочь. »з Ћенинграда пришлось пересел€тьс€ в ƒетское —ело, на воздух. «десь же жили писатели: “олстой работал над “ѕетром I”, ‘един над “Ѕрать€ми”, Ўишков над “”грюм-рекой”.  узьме  —ергеевичу удалось с ними по-насто€щему сблизитьс€… ѕо вечерам собирались за бутылкой водки, читали друг другу. »  ѕетрову-¬одкину, изма€вшемус€ в вынужденном бездействии, захотелось вновь попытать писательского счасть€.

 

ќдин за другим он сочинил два автобиографических романа: “’лыновск” и “ѕространство Ёвклида”. √орький накинулс€ на ѕетрова-¬одкина: “¬ыдумывает так плохо, что верить ему невозможно. ≈го книги €вл€ютс€ вместилищем словесного хлама”. √орький считалс€ непререкаемым авторитетом, и дл€ ѕетрова-¬одкина немедленно закрылись все издательства. Ёти врагои и в старости были удивительно похожи: отрастили одинаковые усы и даже одевались в одном стиле - в балахоны и соломенные шл€пы.

Ќезадолго до смерти ѕетров-¬одкин, наплевав на запрет врачей, снова вз€лс€ за кисти и краски. “я стал в шутку писать своих писателей – јлешу “олстого, ‘едина, Ўишкова”, - записал он. „уть позже: “Ќичего не выходит с “олстым. я сажаю на задний стул Ўишкова, а на передний стул сажаю јндре€ Ѕелого, он держит в одной руке спички, а в другой папиросы. я пишу, пишу и ничего не выходит. ¬ один прекрасный день вместо “олстого, € думаю, не посадить ли ѕушкина, что будет?” ¬ конце концов групповой портрет стал таким: ѕушкин, Ѕелый и ѕетров-¬одкин. „то ж! ѕройд€ “через всю ширь жизни”, написав с дес€ток великих картин,  узьма ѕетрович заслужил право на такую компанию…

 огда  узьмы —ергеевича не стало, советска€ власть, вдруг осознав, что истоки его творчества лежат в иконописи пополам с французским символизмом, заметно охладела к его наследию. “ упание красного кон€” было найдено в ћальмЄ и возвращено на родину только в конце сороковых годов, и то случайно. » только старани€ми вдовы художника картина пережила второе рождение, попав в “реть€ковскую галерею в 1961 году. —ама ћара совсем чуть-чуть не дожила до этого…

 узьма —ергеевич ѕетров-¬одкин (1878 - 1939)

–убрики:  –усские художники
ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз
ѕонравилось: 7 пользовател€м



ќткровени€_ расоты   обратитьс€ по имени —реда, 17 ‘еврал€ 2016 г. 23:46 (ссылка)
—пасибо, “омочка, а € как раз собиралась присмотретьс€ к ѕетрову-¬одкину. “ы вполне удовлетворила моЄ желание.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

„етверг, 18 ‘еврал€ 2016 г. 19:41ссылка
я и не знала, что он писал, пока √орький его не остановил. "ѕрисматриваюсь" к Уѕространству ЁвклидаФ.
Svetlana-k   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 19 ‘еврал€ 2016 г. 20:16 (ссылка)
¬от €ркий представитель советской живописи!
" упание красного кон€"!  ак много плакатности!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕ€тница, 19 ‘еврал€ 2016 г. 20:25ссылка
ƒобрый вечер, —веточка! ј сегодн€ кака€ живопись? Ќет советской или двор€нской ... живописи, есть та, котора€ нравитс€ и ...
ѕерейти к дневнику

ѕ€тница, 19 ‘еврал€ 2016 г. 21:17ссылка
—туденткой четко учила: зарубежную, советскую,русскую. “о, что рисуют сегодн€, отойдет к русской постсоветской... Ќаверное...
ѕетров- ¬одкин Ќ≈ Ќ–ј¬»“—я!
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку