-Рубрики

 -Цитатник

Памяти Елены Образцовой - (0)

В Мариинском театре пройдет вечер памяти Елены Образцовой В Мариинском театре пройде...

Шильдер Андрей Николаевич (1861-1919). - (0)

Зимние пейзажи. Зимние лесные пейзажи стали настолько каноническими, что сегодня ручьи и п...

Легендарная балерина Тамара Туманова - (0)

Черная жемчужина русского балета: как эмигрантка из Тифлиса покорила Ла Скала, Ковент-Гарден и Голли...

Неустанного стремленья неизменная печаль,— - (0)

"...чары ясных светлых снов..." Aspen Trunks and Descending Moon Фантазия. Константин Баль...

CANOVA, BERNINI, MACDONALD - (0)

"Victoria and Albert Museum, London" "Victoria and Albert Museum, ' London" BAMBAIA Char...

 -Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Всегда под рукой

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 50278

Константин Коровин и Валентин Серов

Четверг, 21 Января 2016 г. 18:35 + в цитатник

В январе 2016 – 151 год со дня рождения русского живописца и графика Валентина Александровича Серова (19 января 1865 – 5 декабря 1911).

В 2016 – 155 лет со дня рождения русского художника, писателя Константина Алексеевича Коровина (5 декабря 1861 – 11 сентября 1939).

На протяжении многих лет дружбы Валентина Серова и Константина Коровина их творчество соприкасалось очень тесно.

Валентин Серов. Портрет художника К.А.Коровина

В 1891 году Серов пишет портрет своего близкого друга Константина Коровина.

В 1894 году по инициативе Мамонтова друзья отправились в северную сторону на легендарный Мурман, и тем самым проложили путь другим русским мастерам в край ледников и снега. Оба художника приняли активное участие  в оформлении павильона Крайнего Севера на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде В отличие от Константина Коровина, создателя огромных полотен, Валентин Серов пишет небольшие этюды. Тем не менее в его холсте «Поморы» чувствуется  поиск масштабного обобщенного образа.

После долгого пребывания на севере России два друга, Валентин Серов и Константин Коровин, едут на этюды во Владимирскую губернию, затем в Крым. Видимо, они хотят постичь жизнь во всех ее многообразных проявлениях. У Серова рождаются натурные композиции «Татарская деревня в Крыму» и «Крымский дворик».

С 1901 года Серов и Коровин преподавали в портретно-жанровой мастерской в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). 

«КОРОВ и СЕРОВИН»
«В мамонтовском кружке, где любили прозвища, их в шутку называли «Коров и Серовин» или «Антон и Артур». Они словно жили единым дыханием, хотя найти двух более непохожих людей, казалось, было просто невозможно. Все современники, особенно знавшие их близко, описывают их несхожесть и неразрывность. Все искусствоведы и биографы обоих неизбежно обращаются к этим воспоминаниям. Процитируем и мы часть из них: «Из художников-сверстников Серов ближе прочих был дружен с Константином Коровиным, талант которого он очень высоко ценил... Странно было видеть тесную дружбу этих двух художников, столь различных по характеру, по привычкам и по образу жизни. Серов неизменно аккуратно одетый, тщательно причесанный был всегда обаятелен и на вид угрюмо-серьезен, а Коровин отличался непостоянством, в достаточной степени легкомыслием, "художественной" небрежностью в костюме. "Паж времен Медичисов" прозвал его Серов за вечно торчащую у него между жилетом и брюками белую рубашку. Серов был выдержанного, стойкого характера и очень определенного образа мыслей, Коровин же метался, как былинка по ветру... А как талантливы, как всесторонне талантливы были оба. Когда в хорошем расположении духа сойдутся они, бывало, конца края нет их остроумным шуткам, блестящим рассказам, метким имитациям... Серов и Коровин наперерыв начинали изображать различные типы. Особенно ярко запомнился мне "московский извозчик" Серова и "доктор" Коровина» (Всеволод Мамонтов, сын Саввы Ивановича).

«"Антон" и "Артур" (так прозвал Мамонтов Серова и Коровина) составляли... неразлучную пару... Коровин очень любил пейзажи Серова и Левитана... Серов относился к указаниям Коровина с большим вниманием и считал его лучшим другом. Влияние Коровина было, несомненно, благотворно для Серова. Коровин обладал поразительным вкусом и в этом отношении мог быть незаменимым наставником» (Головин).

«Трем предметам глубокой искренней своей любви Коровин оставался верен всю свою жизнь.., а именно - России, искусству и природе. Эта верная любовь к этим трем предметам любви и связывала Коровина с Серовым, этих двух людей, столь разных по природе и темпераменту - этих весельчака и меланхолика, этого шармера Костю, которым так легко было увлечься, и замкнутого в себе, обычно хмурого Серова, которого можно было любить или не любить, но на которого можно было положиться и которому до дна можно было поверить» (Щербатов).

В нравственном отношении присутствие принципиального, бескомпромиссного Серова давало прочную опору слабохарактерному, боявшемуся конфликтных ситуаций Коровину. Коровин, наверное, и старался в этом отношении равняться на друга. Но получалось далеко не всегда. 
Когда в 1910 «Союз русских художников», куда входили оба друга, распался на две группы в результате резкого выступления Александра Бенуа против московских живописцев, Коровин в отличие от Серова, подписал под давлением приятелей возмущенное письмо обиженных, хотя сказал перед тем Серову, что не согласен с письмом и подписывать его не будет. И тут же начал выставляться во вновь организованном обществе петербуржцев во главе с Бенуа, под прежним названием «Мир искусства». Но что удивительно, и члены «Союза» и «мирискусники», у которых он выставлялся, с радостью принимали на выставки его работы, и никто на него не сердился, не считал отступником. Напротив, его всегда ждали, даже самые меж собой непримиримые. …Он любил всех, и его любили все. Вот что значит обаяние личности, если даже Серов, отличавшийся особой стойкостью убеждений, все прощал другу Костеньке и, лишь снисходительно покачав головой, замечал: «Ну, молодец. Мне ругал составителей бумаги, а сам подписал. Он верен себе».

Их прекрасный тандем давал возможность обоим, работая рядом, повышать живописное мастерство. Они были исключительно внимательны к замечаниям друг друга. Если одному картина не нравилась, другой никогда не выставлял ее. Такая тесная дружба началась в конце 1889. Серов только что женился и нуждался в деньгах. Коровин получил в тот момент заказ написать большую картину Хождение Христа по водам для церкви Косьмы и Дамиана в Костроме, в приходе фабрики Третьяковых и Коншина, и пригласил Серова вместе выполнить эту работу. «Мы отправились в Кострому, - рассказывал Коровин, - и там прожили два месяца. Серов писал Христа, я - озеро и все остальное. Серов всегда особенно чувствовал рисунок и характер, я же больше увлекался колоритом. Мы сочетали наши особенности. Эта работа нас окончательно сблизила».



После этого они уже не могли обходиться один без другого. Серов переехал в коровинскую мастерскую, и началась их совместная дружеская жизнь и творчество. Вскоре к ним примкнул и Врубель. Он был особенный, ни на кого не похожий. Коровин всегда восхищался его умением спорить, не повышая голоса, необыкновенной эрудицией, изяществом фигуры, одежды и манер. Но более всего он был восхищен его талантом, и слово «гениальность» в воспоминаниях Коровина соседствует с именем Врубеля.

Когда Врубель переехал в мастерскую Коровина, он привез с собой акварель Воскресение, на которой тело Христа было рисовано, по словам Константина Алексеевича, все из мелких бриллиантов, а потому как бы светилось и горело. Коровин был потрясен гак же, как при виде рисунка Демона («рисунок был восхитителен и так особенен, что я с того времени не видел формы подобной»). Коровина и Врубеля сближало творческое горение и непризнание их исканий. «Слово декадент было ново, вроде сволочи, почему-то применяли его ко мне и Врубелю, - писал позже Коровин. - Я-то знаю, что потому, что мы были неплохие художники».

Каждый из трех друзей искренне восхищался достижениями друг друга или переживал неудачи. Материально художники жили трудно, но их, тридцатилетних, окрыляла дружба, творчество, совместные веселые пирушки с приглашением множества приятелей-художников, шутки, розыгрыши, живописные эксперименты, и вновь, и вновь - постоянные споры об искусстве. Богемная жизнь перемежалась с упорным трудом.

Замечательный портрет Коровина, написанный Серовым в 1891 году, - яркое отражение того периода их жизни. Более темпераментная, чем прежде, кисть Серова (результат творческого общения с другом) запечатлела молодого, жизнерадостного, полного юмора Коровина, сидящим в свободной позе на диване. Он облокотился на красно-белую полосатую подушку и чуть откинулся к стене. Стена, как рассказывал потом Константин Алексеевич дочери Серова Ольге, была такой холодной, что после позирования спина примерзала к ней. Серов, как обычно, работал долго, тщательно и очень медленно. Несмотря на это, портрет так и остался несколько незаконченным. Наверно, художник боялся «засушить» его. Но, будучи изумительным портретистом, Валентин Александрович так точно схватил и передал характер друга, что рецензенту в журнале Мир искусства не составило труда откомментировать портрет: «Конечно, художника выдают аксессуары, в виде палитры, этюдов, но и без них вы узнаете жреца искусства, ленивого, беспечного, великого в минуты вдохновения и неустойчивого в обычных отношениях жизни».

Шел один из самых счастливых периодов, переживаемых Коровиным в сообществе близких по духу людей. Позже, когда уйдут уже из жизни его ближайшие друзья, последним в 1911 - Валентин Серов, Коровин скажет: «Со смертью Антоши от меня навсегда ушла надежда, что я не одинок, что у меня есть душевная опора... Горькая моя судьба - похоронить Врубеля, Левитана, а теперь и Серова!» 
Но это случится еще через десять лет. А пока жизнь дарит радостью. Впереди много увлекательных открытий…».

Фрагменты из книги Ирины Сергеевны Ненарокомовой «Константин Коровин», 1997
 

Фото Андрей Кончаловский.

1. Константин Коровин, 1916. 2. Портрет Константина Коровина кисти художника Валентина Серова, 1891. 3. Слева направо: сидят - Репин, Мамонтов, Антокольский; стоят - Суриков, Коровин, Серов. 4. Валентин Серов, 1905

Памяти друга

Мы были с ним связаны долгою и тесною дружбою. Я увидал В. А. Серова впервые в Школе живописи в 1884 году. Еще совсем юноша, лет девятнадцати, не больше, он посещал тогда вечерний натурный класс, которым руководил Е. С. Сорокин, а я кончал в это время Училище [199]. Приблизительно в то же время стал я с ним встречаться у Мамонтова. Там часто бывал Серов, кажется, даже жил. Через некоторое время мы сблизились с Валентином Александровичем. Я так отчетливо помню его таким, каким он был в ту пору, — милый, задумчивый и молчаливый. Мне предложена была работа: написать для церкви в Костроме большую картину на тему «Христос на Гефсиманском озере». Серов в это время только что женился и был в нужде. Я предложил ему написать картину вместе. Мы отправились в Кострому и там прожили два месяца. Серов писал Христа, я — озеро и все остальное. Серов всегда увлекался колоритом. Мы сочетали наши особенности. Эта работа нас окончательно сблизила.

      Был Валентин Александрович всегда вдумчивый, глубоко серьезный, страдающий как бы одиночеством. Никогда не сливался он с окружающей жизнью, стоял в ней как-то особняком; всякая ее суета была ему нестерпима. Часто звучала в его разговорах нота презрительной насмешки. Мне вспоминается: из окна фабрики Третьякова в Костроме была видна улица, усеянная кабаками и трактирами; из них выходили оборванные, босые рабочие, шумели, галдели. И я видел, как всегда Серов вглядывался в эту улицу, в ее обитателей. И было ясно, что Серова мучает эта картина. И тогда срывались у него слова:

      — Однако какая же тоска — людская жизнь!..

      Иногда Серов доходил до большой меланхолии, мы молчали целыми днями. Тогда складывались у него мрачные мысли. Но искусство всегда, среди всей меланхолии, увлекало его. И совершенно по-особенному увлекало. Он не восхищался художниками цвета, колорита и радости. Он искал всегда серьезных сторон рисунка. Например, он часто говорил, что ему особенно нравится Менцель. И сам себя часто любил называть «немцем». Иногда же говорил, что ничего ему в живописи, в сущности, не нравится. И, может быть, в нем был не столько художник, как ни велик он был в своем искусстве, сколько искатель истины. Потому же особенно любил он Льва Толстого. В то же время он очень любил музыку.

      Никогда не осуждал он никакого порыва в другом, всегда шел этому навстречу, готов был признать все в другом. Но в себе все отрицал, себя, свои работы всегда строго осуждал и очень мучился в своих исканиях. Долго работая, он никогда не был доволен тем, чего достигал. Выше же всего ставил в живописи рисунок, и его особенно упорно добивался.

      Угрюмый и задумчивый Серов в душе своей носил удивительный юмор и смех. Он умел подмечать в самых простых обыденных вещах их оригинальность и умел так их передавать в своих

Константин Коровин вспоминает…



Серия сообщений "Коровин":
Часть 1 - Русский художник Константин Алексеевич Коровин
Часть 2 - Художник Константин Алексеевич Коровин и театр
...
Часть 7 - «Константин Коровин вспоминает…»
Часть 8 - Замечательный художник Константин Алексеевич Коровин (1861 – 1939)
Часть 9 - Константин Коровин и Валентин Серов
Часть 10 - Константин Коровин. ГУРЗУФ.

Серия сообщений "Валентин Серов":
Часть 1 - Серов Валентин Александрович (1865-1911)
Часть 2 - Валентин Александрович Серов (1865 - 1911). Высказывания современников
...
Часть 5 - 150-летие со дня рождения Валентина Серова
Часть 6 - 19 января 1865 года родился Валентин Александрович Серов
Часть 7 - Константин Коровин и Валентин Серов
Часть 8 - Юрий Норштейн о выставке Валентина Серова
Часть 9 - Художник Валентин Александрович Серов
Часть 10 - Александр Николаевич Серов
Часть 11 - Михаил Михайлович Морозов
Часть 12 - Художественный музей Мальмё. Полотна В. А. Серова

Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 10 пользователям



egulumbek   обратиться по имени Четверг, 21 Января 2016 г. 18:53 (ссылка)
Роскошный серовский портрет Константина Алексеевича. Очень я люблю этот портрет. Спасибо! Ваш ЭГ
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 21 Января 2016 г. 19:15ссылка
Добрый вечер, Эрнст Галимович! Мне очень приятно читать о замечательной дружбе выдающихся художников!
Нина_Симоненко   обратиться по имени Четверг, 21 Января 2016 г. 20:04 (ссылка)
Спасибо за интересный материал о двух гениях!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 21 Января 2016 г. 20:25ссылка
И Вам, Нина, спасибо за творческий интерес!
margareetta   обратиться по имени Понедельник, 25 Января 2016 г. 23:03 (ссылка)
Спасибо, Тамара, за рассказы о любимых художниках!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 28 Января 2016 г. 19:06ссылка
Спасибо, что откликнулась!
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку