-–убрики

 -÷итатник

ѕавел ƒмитриевич Ўмаров (1874-1950). - (0)

–аботы до эмиграции.јнализ стил€. -ч.4.  рестный ход 1898 Ќесколько работ художника...

ќ —ергее —удейкине - (0)

  —удейкин —ергей ёрьевич (1882, —анкт-ѕетербург — 1946, Ќайак, штат Ќью-…орк,...

ѕам€ти ≈лены ќбразцовой - (0)

¬ ћариинском театре пройдет вечер пам€ти ≈лены ќбразцовой ¬ ћариинском театре пройде...

Ўильдер јндрей Ќиколаевич (1861-1919). - (0)

«имние пейзажи. «имние лесные пейзажи стали настолько каноническими, что сегодн€ ручьи и п...

Ћегендарна€ балерина “амара “уманова - (0)

„ерна€ жемчужина русского балета: как эмигрантка из “ифлиса покорила Ћа —кала,  овент-√арден и √олли...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 50320

ќ выставке Ђћихаил ѕришвин. ‘отографии и дневники. 1929-1936ї

¬оскресенье, 20 ƒекабр€ 2015 г. 20:17 + в цитатник

«» все будут удивл€тьс€, сколько у этого художника в душе было радости и любви к жизни»

ћихаил ѕришвин

ћихаил ѕришвин

   «ѕро€вл€етс€ изображение на пленке, и часто это происходит будто глаза открываютс€ все шире и шире… ƒиво! ¬ышло совсем не так, как снимал. ќткуда же это вз€лось? –аз уж сам не заметил, когда снимал, значит, оно само по себе и существует в «природе вещей»… и кажетс€ тогда, что если бы удалось открыть какую-то завесу, то и будет видно, что есть красота на земле, и в ней заключаетс€ смысл», – писал в своих дневниках ћихаил ѕришвин.

ѕришвин увлекс€ фотографией во врем€ путешестви€ на —евер в 1906 году. ѕервые снимки он сделал с помощью фотоаппарата, одолженного у случайного попутчика. »зданную после поездки книгу «¬ краю непуганых птиц», ѕришвин проиллюстрировал собственными фотографи€ми. ¬последствии он вспоминал, как издатель, рассматрива€ эти снимки,  поинтересовалс€, не художник ли он. ¬ 1925 году ѕришвин  купил себе фотоаппарат,  и с тех пор фотографи€ становитс€ неотъемлемой частью его жизни, она захватывает писател€ – больше нигде и никогда он не расстаетс€ с камерой.

—егодн€ часть этих фотографий, сн€тых в промежутке между 1929 и 1936 годами, представлены на выставке в ћультимедиа јрт ћузее. 01 ѕод фотографи€ми подписи – выдержки из дневника писател€, который он вел с 1905 года до самой смерти, на прот€жении полувека. »значально, записи не предназначались дл€ печати, дневники содержали откровенные размышлени€ об увиденном и пережитом, оценки политических событий, портретные зарисовки.



  Ёкспозици€ делитс€ на несколько тематических групп – это съемки сн€ти€ колоколов в “роице-—ергиевой лавре, строительство завода ”ралмаш и Ѕеломор-Ѕалтийского канала, отдельно представлены портреты и снимки природы. ѕришвина как фотографа интересовало все – событи€, люди, собаки, этнографическа€ съемка, паутина, солнечный свет, охотничь€ собака ∆улька. ѕришвин не считал себ€ фотографом, но был уверен, что ему, непрофессионалу, открыто то, что никогда не увидит профессиональный фотограф:

« онечно, насто€щий фотограф сн€л все бы лучше мен€, но насто€щему специалисту в голову никогда не придет смотреть на то, что € снимаю: он это никогда не увидит».

”никальность выставки не только в том, что на ней представлены фото, отпечатанные с недавно обнаруженных негативов, но и в том, что посетители знаком€тс€ с еще неопубликованными выдержками из тайного писательского дневника, в  том, что отдельное место в экспозиции занимают аудио-записи фрагментов рассказов и повестей ѕришвина в его исполнении: «ћои тетрадки», «¬есенний мороз», « укушка», «Ѕерезы», «√олубые тени», «ѕервый цветок», ««апоздала€ весна», «÷ветущие травы», «ѕтичик», «–убиновый глаз», «ћастерска€ д€тла» и «÷вет капелек». ƒневниковые записи писател€ читает заслуженный артист –оссии —ергей „онишвили.  роме того, гости выставки смогут получить доступ к интерактивному гиду «“¬ќ… ћјћћ» и ознакомитьс€ с аудио-сопровождением экспозиции, передающим настроение и усиливающим эмоциональное воспри€тие.

04

 

1930 год. —ергиев ѕосад. 8 €нвар€. ќттепель продолжаетс€. ¬чера сброшены €зыки с√одунова и  арнаухого.  арнаухий на домкратах. ¬ п€тницу он будет брошен на ÷ар€ с целью разбить его. √овор€т, старый звонарь пришел сюда, приложилс€ к колоколу, простилс€ с ним: «ѕрощай, мой друг!» и ушел, как пь€ный. Ѕыл какой-то еще старик, как увидел, ни на кого не посмотрел, сказал: «—укины дети!» ¬езде шныр€ет уполномоченный √ѕ”. ≈го бесстрастие. » вообще намечаетс€ тип такого чисто государственного человека: ему до теб€, как человека, нет никакого дела. ’олодное неумолимое существо.

9 €нвар€. Ќа колокольне идет работа по сн€тию  арнаухого, очень плохо он поддаетс€, качаетс€, рвет канаты, два домкрата см€л, работа опасна€ и снимать было чуть-чуть рискованно. Ѕольшим колоколом, тросами, лебедками завладели дети. ¬нутри колокола полно реб€тами, с утра до ночи колокол звонит.

19 €нвар€. ¬есь день отделывал снимки колокола. «–азрушьте храм сей…» Ќа какие-нибудь 30 верст, а мой колокол будет звонить по всей земле на всех €зыках. Ќо… вот это «но» и завлекает в тему: какое должно быть мое слово, чтобы звучало как бронза!

¬се это врем€ лебедкой поднимали высоко €зык большого колокола и бросали его на куски  арнахого и Ѕольшого, дробили так и грузили. » непрерывно с утра до ночи приходили люди и повтор€ли: трудно опускать, а как же было поднимать

3 феврал€. ћороз и ветер. ƒома сидел. “рагеди€ с колоколом потому трагеди€, что очень все близко к самому человеку: правда, колокол, хот€ бы √одунов, был как бы личным €влением меди, то была просто медь, масса, а то вот эта масса представлена формой звучащей, пр€мо скажем, личностью, единственным в мире колоколом √одуновым, ныне обратно возвращенной в природный сплав. Ќе и то бы ничего, – это есть в мире, бывает даже цивилизованный народы сплавл€ютс€. —трашно в этом некое принципиальное равнодушие к форме личного быти€: служила медь колоколом, а теперь потребовалось – и будет подшипником. » самое страшное, когда переведешь на себ€: «“ы, скажут, писатель ѕришвин, сказками занимаешьс€, приказываем тебе писать о колхозах».

1 марта. ”ралмашстрой. “олько на ”рале € пон€л посредством глубокого чувства, что новое строительство значительно именно тем, что это строительство – не-дело в том смысле, как далось мне это пон€тие, что истинно железные люди, которые стали во главе этого строительства, только потому и сто€т, что совершенно отрицают старое «дело».

ќставив первых людей, мы пошли ближе к позици€м и скоро услыхали звук, отвечающий на войне пулеметам: это работали бесчисленные пневматические молотки. —коро мы привыкли к этим звукам до того, что они стали нам как кузнечики. ќгромное большинство их возле цеха металлической (клепки), и что удивительно было нам: тут и бабы и мужики, били молотом, как будто это те самые виденные нами первые люди перешли на клепку. Ѕабы сто€ли у жернова и щипцами подавали рабочим клепку, а те… Ќам объ€снили, что «первый человек» с этого начинал, но он уже не кресть€нин, как первый, а рабочий. ќт вторых людей мы перешли к третьим и четвертым, посмотрели весь цех металлической клЄпки с точки зрени€ рабочего сознани€…

ќт цеха к цеху так мы дошли до здани€ комбината, в котором каждый «первый человек», удел€€ в день два часа времени, должен сделатьс€ инженером. “ак строитс€ этот гигантский завод в расчете сделатьс€ заводом-вузом.

14

ƒальний ¬осток. 24 июл€.   полудню разгорелс€ солнечный день. “ак пока с утра очень т€жело все выходит из тумана. ј растени€ развиваютс€ роскошно. —транно, что и трава и огороды поспевают в один срок с нашими. ¬ —еменовской гавани фотографировал. ∆енщины сидели на корточках у самого мор€, кита€нки с реб€тами, прив€занными назади, все ждали судов, иваси 60 копеек, и беднота ожидает, чтобы купить. ∆арить иваси можно без масла, така€ она жирна€.

¬ечером из «олотого –ога перебрались на другой конец города в √нилой угол на житье…

≈сть сказание, что будто Ѕог при посеве своем забыл про ƒальний ¬осток и, увидев его пустым, посе€л остатки всевозможных сем€н.

19

1933 год. —оловки. 27 июл€. ¬стреча начальника, ¬ладимир ѕетрович —олодухин… Ќа барже (« лара») сидит «Ќавал»: успели друг у друга украсть, и среди них женщина ( –) мирит, а у нее в это врем€ украли. Ќавал: 1) 58  – – контрреволюционеры, 2) 35 – тридцати-п€тники (1-а€ ступень урки, 2-€ высшие уркаганы), 59-3- бандиты. Ѕлатной €зык: борьба с ним: блокировать, филонить и пр.

20

Ќам показывает ћихайлов —ергей ¬асильевич, помощник начальника отдела  ¬„ (культурно-воспитательна€ часть). ќтказчики релиигиозники…

„айки покинули не только от пожара (куклы в церкви делали), а люди злые: от людей ушли.

21

1933 год. Ѕеломорско-Ѕалтийский канал. 2 августа.

 онвейер – подштанники, ватники, рубахи… напиши на материи им€, и оно р€дом с тобой пойдет, и вместе с тобой придут подштанники (вз€то с ‘орда: автомобиль). ¬агонна€ система. ѕочему не влечет в человечину… с интересом будешь смотреть, как черпают селедку в закрытой губе, а вагонна€ система… потому что селедка есть селедка, а человек тут в положении селедки и вот это нехорошо. “ип нового провожатого: складываетс€ с ћихайловым: веро€тно, очень мало тех, кто модет обходитьс€ с человеком: два-три ƒовгань,  ичин, ”меров – и все: интеллигенци€ из сотрудников √ѕ”.

Ўлюз є10  анала самое замечательное звено ЅЅ канала, потому что шлюз этот св€зан с плотиной, замыкающей реку ¬ыг так, что значительна€ часть воды ¬ыг-озера, не наход€ обычного выхода, бросаетс€ в стороны, от этого берега озера расшир€ютс€, острова тонут, вообще создаетс€ нова€ географи€, и даже железнодорожный путь приходитс€ переносить. Ёта замечательна€ плотина сопровождаетс€ другой особой водосливной плотиной, сделанной дл€ того, чтобы пропускать через себ€ избыток воды озера.

¬опрос: чьей силой создан канал? ќтвет: первое, кресть€не, потом люди города, больше как руководители, и, наконец, инженеры, работавшие как специалисты – это основна€ работа, а потому уже идут блест€щие бригады бывших соц.вредителей, оправдавших на деле свою социальную близость к пролетариату.

¬опрос: почему же вс€ слава отдаетс€ этим последним?

ќтвет: потому что с кресть€нами было очень мало возни, они каждый индивидуально, легко примкнули к работе, и имена этих тружеников распыленно исчезли в громаде строительства.

ќхранник провер€ет документы у ћихаила ѕришвина во врем€ поездки на Ѕеломор-Ѕалтийский канал, 1933 год. Ќеизвестный фотограф.

ќхранник провер€ет документы у ћихаила ѕришвина во врем€ поездки на Ѕеломор-Ѕалтийский канал, 1933 год. Ќеизвестный фотограф.

 1935 год.  ольский полуостров. » оттого, что в прошлом ничего не было и все надо было вновь создавать, то непременно надо было все делать по большому размаху, по большой человеческой правде… “ут надо было рвануть, взмахнуть, человек-строитель быт как орел и орел, размахива€ крыль€ми огромной правды.

28

ѕортреты

22 июн€ 1929 года. ћожно высказать как правило, характеризующее наше врем€, что каждый одаренный с успехом созидающий работник окружен сетью шпионов завистников. Ёто приводит к размышлению о недостатке социалистического строительства; основна€ ошибка – это теоретическа€ переоценка значени€ масс, которыми на практике может управл€ть небольша€ организованна€ группа, отсюда презрение к строительству личному, без которого невозможен и творческий коллектив.

29

1936 год.  абарда. ƒа, так и у гор, как у людей, очень часто небольшие закрывают собой высочайшие, и надо сделать лично  большое усилие, лично совершить трудный путь, чтобы увидать вершины во свей их свободной и ничем не заслоненной красоте.  абардинцы были всегда передовым народом —еверного  авказа и в то же врем€ у них не было письменности: все неграмотные и передовые!…

1 ма€. —оветска€ ѕасха! ƒемонстраци€ принудительной силы государства, между тем в пон€тии праздника на первом месте стоит свобода: спустили с цепи песика, он прыгает: ему это праздник. —ладость обиды: сколько людей живет этим!

ѕасмурно, холодна€ мга садитс€ на широкие обнаженные л€жки физкультурниц, и тело покрываетс€ гусиной кожей

ѕрирода

ѕрирода

5 сент€бр€ 1929 года. ∆ивопись в сравнении с литературой приблизительно так же несвободна, как фотографи€ относительно живописи, но в этой несвободе живописи заключаетс€ ее значительность, точно так же как ценность фотографии заключаетс€ в точной передаче образа мира, вследствие чего у нас получаетс€ убеждение в его существовании как бы совсем независимо от нашего воспри€ти€. Ќо все равно люди не помн€т человеческое происхождение мира из творчества и думают, что аппарат дает нам мир сам по себе.

1 сент€бр€ 1930 года. ѕаук – это артист труда, но он, конечно, не думает о красоте, это солнце и роса  почему-то согласились украсить его дело. ј скорей всего и солнце и роса тоже не думали о красоте, да… все работают и никто не думает о красоте, но кто работает лучше всех возбуждает радость в человеке-художнике и это сорадование, похожее как бы на узнавание самого себ€, как члена творческой огромной родственной среды, – вот отсюда €вл€етс€ начало того великого сорадовани€ жизнетворчеству, которое мы называем искусством.

39

   ¬ыставка «ћихаил ѕришвин. ‘отографии и дневники. 1929-1936», организованна€ √осударственным литературным музеем и  ћузеем «ћосковский дом фотографии», будет работать до 31 €нвар€ 2016 года.

—ери€ сообщений "ѕришвин":
„асть 1 - ћихаил ѕришвин: Ђ”тверждаю, что на земле существует велика€ любовьЕї
„асть 2 - ћихаил ћихайлович ѕришвин (1873-1954)
...
„асть 7 - ћ»’ј»Ћ ѕ–»Ў¬»Ќ: выставка "¬есна света"
„асть 8 - " огда били колокола". »з дневниковых записей ћихаила ѕришвина
„асть 9 - ќ выставке Ђћихаил ѕришвин. ‘отографии и дневники. 1929-1936ї
„асть 10 -  о дню рождени€ ћихаила ћихайловича ѕришвина
„асть 11 - ƒневники ћихаила ћихайловича ѕришвина. »юль
...
„асть 14 - ƒневник ћихаила ѕришвина
„асть 15 - ¬ыпал снег - и все забылось.
„асть 16 - ƒневник ћихаила ѕришвина. —казки

ћетки:  
ѕонравилось: 5 пользовател€м



јнатолий_Ћуковкин----_   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 21 ƒекабр€ 2015 г. 13:02 (ссылка)
—пасибо, “ома, открыла новую страницу творчества писател€ земли русской!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕонедельник, 21 ƒекабр€ 2015 г. 17:35ссылка
ќчень мне он нравитс€, јнатолий! —пасибо тебе за активность!
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку