-–убрики

 -÷итатник

ѕам€ти ≈лены ќбразцовой - (0)

¬ ћариинском театре пройдет вечер пам€ти ≈лены ќбразцовой ¬ ћариинском театре пройде...

Ўильдер јндрей Ќиколаевич (1861-1919). - (0)

«имние пейзажи. «имние лесные пейзажи стали настолько каноническими, что сегодн€ ручьи и п...

Ћегендарна€ балерина “амара “уманова - (0)

„ерна€ жемчужина русского балета: как эмигрантка из “ифлиса покорила Ћа —кала,  овент-√арден и √олли...

Ќеустанного стремлень€ неизменна€ печаль,Ч - (0)

"...чары €сных светлых снов..." Aspen Trunks and Descending Moon ‘антази€.  онстантин Ѕаль...

CANOVA, BERNINI, MACDONALD - (0)

"Victoria and Albert Museum, London" "Victoria and Albert Museum, ' London" BAMBAIA Char...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 50278

100 лет со дн€ рождени€ √еорги€ ¬асильевича —виридова (1915-1998)

¬оскресенье, 20 ƒекабр€ 2015 г. 18:39 + в цитатник

«ћузыка несЄт ƒушу ћира»

    ¬еликий русский композитор √еоргий ¬асильевич —виридов родилс€ 16 декабр€ 1915 года в небольшом уездном городке ‘атеж,  урской губернии. » кто знал, что €вилс€ в  дольний мир «сосуд избранный», который сразу же стал наполн€тьс€ звуками горними. » кто знал, что «скучные песни земли» никогда  не смогут заменить этой трепетной душе «звуков небес».
  ¬ тихом провинциальном ‘атеже врем€ шло своим чередом. √ород жил сельским хоз€йством да торговлей, славились  фатежские €рмарки, проводившиес€ трижды в году: на ѕокров, да на зимнего и летнего Ќиколу. ¬ городе насчитывалось почти 6 тыс. жителей, было около 400 домов, 120 лавок, два начальных училища, церковно-приходские школы, музыкальные классы, женска€  прогимнази€, работала земска€ больница, где, в частности, трудилс€  ¬алентин ‘еликсович ¬ойно-ясенецкий, будущий архиепископ Ћука (св. Ћука  рымский).  расовалс€ на всю округу Ѕого€вленский собор (1795), сооруженный по проекту Ѕ. –астрелли. ¬еличественный храм хорошо просматривалс€ с рассто€ни€ более 10-ти верст — это был монументальный ансамбль, церковь о п€ти престолах с 48-ю окнами по фасаду,  колокольн€, церковные дома и приходское кладбище с  солидной каменной оградой (взорван во врем€ войны).
    ј всего было в городке в ту пору п€ть церквей, звон колоколов которых с младенческих лет пробуждал тонкий слух отрока √еорги€, невольно воспитыва€ вкус к подлинной красоте звука, своеобразной гармонии переливающихс€ серебр€ными голосами  колокольных мелодий. “радиционный уклад русского быта с неизменным посещением храма, молитва, красота церквей — «одна красивей другой и ни одна не похожа на другую», русска€ песн€ да соловьиные трели, дивна€ природа — все питало и обустраивало юную душу будущего композитора.


 
    —виридов вспоминал, что «сильное впечатление производила [на него] вс€ церковна€ служба, храм, всегдашн€€ чистота его, запах воска… и ладана, благовоние кадила, которым батюшка помахивал в сторону толпы, всем клан€€сь одновременно, а толпа крестилась, картины на стенах, высота храма, лики св€тых. ѕение хора входило составной частью в службу, доверша€ необычность обстановки, возвышенность и значительность происход€щего. <…> ќсобенно € любил службу „истого четверга… ’орошо помню возвращение из церкви на „истый четверг перед ѕасхой… ”лица вс€ была полна людей, возвращающихс€ из церкви с фонариками, которые заблаговременно покупались. ѕомню множество детей с этими фонариками. ѕо возвращении домой бабушка делала при помощи этого фонарика копотью от свечи кресты на всех двер€х (на притолоках сверху), чтобы в дом не проникла нечиста€ сила».  
  ¬ судьбах фатежских храмов принимала участие и семь€ —виридова. “ак, прадед его по материнской линии ≈гор „аплыгин, член приходского совета Ѕого€вленского собора (где и крестили —виридова) внес  немалый  вклад в дело сохранени€ храма,  был награжден золотой медалью ««а усердие» на ленте ордена св. —танислава. ќн состо€л и попечителем церковно-приходских школ, а сын его »ван служил наставником одной из школ ‘атежского уезда, тетка —виридова ¬алентина „аплыгина тоже преподавала в фатежских школах, как и мать композитора ≈лизавета »вановна (1894-1973); отец его, ¬асилий √ригорьевич —виридов, директор почтового ведомства, погиб в 1919 г. в √ражданскую.  ¬ 1924 г. осиротевша€ семь€ переехала в  урск. «десь —виридов училс€ в школе. ќн был пор€дочно начитан, знал наизусть ѕушкина, Ћермонтова, Ќекрасова, не чужд был и увлекательных романов  упера и ∆юль ¬ерна, ћайн –ида…
   ¬кус к музыке, уже пробудившийс€ в ‘атеже, подтолкнул —виридова к зан€ти€м на фортепиано, он стал посещать музыкальный техникум, где директорствовал скрипач ћ.ј. рут€нский, выпускник ћосковской консерватории. ќн учил своих подопечных не только специальности, но преподавал им и музыкальную культуру. ƒостаточно рано —виридов познакомилс€ с музыкой „айковского, –ахманинова, —кр€бина… Ќо насто€щим откровением стало соприкосновение с произведени€ми ћ. ѕ. ћусоргского (—виридов считал, что «в ћусоргском… больше, чем в ком бы то ни было из композиторов новейшего времени, преобладает элемент духовный»), с многоголосым пением, которое он слышал в «наменском соборе. ѕозже композитор признавалс€: «’оровое и церковное пение произвели на мен€ громаднейшее впечатление. » € с ним, в сущности, живу до сих пор. Ёта форма музыки с детства впиталась в мен€. ќтсюда, наверное, мо€ любовь к ораториальному».
  „асто √еоргий ¬асильевич повтор€л: «Ќеверно считать, что  русска€ музыка началась с √линки. ј народна€ музыка? ј церковна€?»
  ≈ще школьником, он играл в оркестре народных инструментов на балалайке; об этом удивительном инструменте —виридов не забыл — в его хоровой поэме «Ћадога» (1980) на стихи јлександра ѕрокофьева звучит и хор «Ѕалалайка».  ругозор и эрудици€ юного музыканта постепенно расшир€лись. ¬  урске он посещал концерты гастролировавших пианистов и певцов, слушал незабвенную јнтонину ¬асильевну Ќежданову, Ћеонида —обинова, √ригори€ ѕирогова, ѕлатона ÷есевича; сам аккомпанировал на ро€ле набиравшей в то врем€ попул€рность  лавдии Ўульженко и другим певцам, выступал в составе инструментального трио. ¬ообще —виридов стал еще и блест€щим музыкантом-исполнителем. «амечательный образ —виридова пианиста запечатлел поэт ¬ладимир  остров (стихи «—виридов»):
ќн приручить сумел гул€щий нотный рой,
 ак угли ворошил классические гаммы,
» то, как он играл, нельз€ назвать игрой —
ќн заставл€л звучать свои кардиограммы.
—ме€лс€ фа-диез и плакал си-бемоль,
»ли бежал пассаж, как ручеек проворный,
»ль колокол гудел — во всем таилась боль
ѕо –одине св€той, минорной и покорной.
   ¬ 1932 —виридов переехал в Ћенинград — в 1936 окончил ÷ентральный музыкальный техникум, а в 1941 завершил обучение в Ћенинградской консерватории, где училс€, в частности,  у Ўостаковича,  отношени€ с которым, не всегда ровные, не прерывались   всю жизнь.  ¬о врем€ войны стал курсантом ¬оенного училища воздушного наблюдени€, оповещени€ и св€зи. Ѕуквально накануне блокады училище эвакуировали в Ѕашкирию. ѕо причине слабого зрени€ —виридов был демобилизован и уехал в Ќовосибирск, куда в войну переместилась Ћенинградска€ филармони€, а в 1944-м вернулс€ в Ћенинград.
   — 1956 √еоргий —виридов жил в ћоскве, где сложилс€ новый круг музыкантских св€зей — ћ€сковский, Ўебалин, Ўапорин… ѕозднее, уже став секретарем —оюза композиторов ———–, а затем и первым секретарем —оюза композиторов –—‘—–, —виридов хорошо узнал многих композиторов из национальных республик.
   ≈ще в 1935 молодой композитор создал свой первый вокальный цикл из шести романсов на стихи ѕушкина («–он€ет лес багр€ный свой убор», ««имн€€ дорога», «Ќ€не», ««имний вечер», «ѕредчувствие», «ѕодъезжа€ под »жоры») — так пришли известность и признание, так открылась в творчестве —виридова пушкинска€ тема.
Ћюбопытна дневникова€ запись композитора о «ѕушкинском цикле», относ€ща€с€ к 1989, свидетельствующа€ о том, что «об руку» с ѕушкиным он шел всю жизнь.
 «[Ётот цикл] ќдна из лучших моих вещей. ≈го бы надо назвать «Ѕедна€ юность». »менно такой была мо€ юность. Ѕедна€, нища€… бесприютна€, бездомна€. “акой стала вс€ мо€ жизнь и жизнь всей –оссии, всего русского народа, лишившегос€ дома, крова над головой  каждого человека. Ќадежды сулила лишь сама  жизнь, судьба, бессознательна€ надежда на Ѕога. <… > ««имний вечер» надо сделать заново, по смыслу. ¬ьюга за окном тиха€, негромка€ (скрыта€ сила), бур€ жизни окружает человека со всех сторон. ќбразы ѕушкина — от –усской природы и сходной с ней жизни…»
  —виридов часто обращалс€ к ѕушкину, но до некоторых творений поэта не касалс€, потому, как говорил он: «…есть такие слова, на которые € никогда не напишу музыки: «ƒл€ берегов отчизны дальней» — это изва€но на века.  » еще € не буду писать на те лучшие стихотворени€ ѕушкина, которые уже положены на музыку √линкой. «ачем, если там уже раскрыто то, что €вл€етс€ душою стихотворени€? ј в других стихах, может быть, мне удастс€ найти и подметить то, что не замечали другие композиторы».
   ¬ 1964 на  экраны страны вышел художественный фильм режиссера ¬. ѕ. Ѕасова «ћетель». Ѕасов пригласил —виридова дл€ работы над фильмом. —виридов виртуозно владел оркестровкой, заставл€€ всего несколько инструментов звучать как целый оркестр. “акой композитор был дл€ режиссера находкой. –езультатом стала чарующа€, завораживающа€, романтическа€ музыка, буквально вдохнувша€ жизнь в картину, она уносила зрител€ в далекую эпоху,  — все музыкальное полотно киноленты соткано из интонаций  XIX в., изумительный образец музыкальной ретроспекции. ѕозже (1973) композитор  на основе этой работы  создал сюиту: ћузыкальные иллюстрации к повести ѕушкина «ћетель» («“ройка»,  «¬альс», «¬есна и осень», «–оманс», «ѕастораль», «¬оенный марш», «¬енчание», «ќтзвуки вальса», ««имн€€ дорога»). ”дивительно звучат эти  пьесы, словно живописные картины, и сегодн€ они неизменно вызывают в пам€ти фрагменты того трогательного фильма.


 
   ¬ 1956 была написана «ѕоэма пам€ти —ерге€ ≈сенина. ƒл€ тенора, смешанного хора и большого симфонического оркестра. —лова —. ≈сенина». »менно народность поэзии ≈сенина особенно ценил композитор, это был его любимый поэт. «—ила его, писал —виридов, —   прорыв в небесную высоту».
  1970-1980-е годы оказались необычайно плодотворными дл€ √еорги€ ¬асильевича —виридова. “ут €вно обозначилось главное направление творчества композитора: вокальна€ музыка, хот€ и инструментальна€, как такова€, не исчезла из сферы его творческих интересов. » все же он не т€готел к «абстрактным» музыкальным жанрам, но любил живой, конкретный образ. ¬идимо поэтому и писал много музыкальных сочинений на стихи, прежде всего, русских  поэтов. “аковы кантаты «Ѕарка жизни» (1974) и «Ќочные облака» (1979) — обе на стихи ј. ј. Ѕлока, «¬есенн€€ кантата» (1972, слова Ќ. ј. Ќекрасова); «ѕушкинский венок» (1978), хорова€ поэма «Ћапотный мужик» (1981) на стихи ѕ. ¬. ќрешина и хоровой цикл «ѕесни безвремень€» (1980, Ѕлок), «√имны –одине» (1978, стихи ‘едора —ологуба), поэма дл€ голоса с фортепиано «ќтчаливша€ –усь» (1977) на стихи —. ј. ≈сенина… » еще множество отдельных хоров и сочинений других жанров. ј также незавершенные работы: мистери€ «–осси€» на стихи Ѕлока и кантата «—ветлый гость» (слова ≈сенина), оратори€-концерт «–усска€ старина» на стихи Ѕунина, ≈сенина, Ѕориса  орнилова, кантата «Ѕич ёвенала» по эпиграммам ѕушкина, цикл на стихи Ќикола€  люева…
   —виридову принадлежит кратка€, но весьма точна€ и емка€ характеристика творчества Ќ. ј.  люева, о котором и  сегодн€ помнит, пожалуй, лишь узкий круг любителей поэзии.
   «ѕоэт он — несомненно гениальный.  ¬ли€ние оказал громадное и на Ѕлока,  и на ≈сенина… ѕовли€л  люев и на ј. ѕрокофьева… и на «аболоцкого… и вообще на многое в литературе. ќн предвосхитил пафос и отчасти тематику лучшей современной прозы и т. д.  ак прискорбно, что им€ его покрыто до сих пор глубокой тенью. ћесто его в русской литературе — р€дом с крупнейшими поэтами ’’ века. ѕисать музыку на его слова соблазнительно, но неимоверно  сложно. ѕоэзи€ его статична; это неверо€тна€ мощь, наход€ща€с€ в состо€нии поко€, как, например, Ќовгородска€ —офи€ или северные монастыри. —тихи его перегружены смыслом, символикой и требуют вчитывани€, вдумывани€. ћузыка же должна лететь или, по крайней мере, — парить. ¬  люеве слишком много «емли (но не «земного», под которым подразумеваетс€ светское, поверхностное). ќн весь уходит в глубину, в почву, в корни» (1980).
   ¬ рабочих тетрад€х —виридова есть записи о планах: цела€ сери€ композиций «»з ѕушкина», «»з –убцова»  (надо сказать, что композитор ценил поэзию Ќикола€ –убцова несколько раз обращалс€ к его стихам; к примеру,  сочинил музыкальную поэму ««олотой сон»), «»з  айсына  улиева»… ”вы, они так и остались неоконченными. ќчевидно творческие идеи, замыслы буквально переполн€ли композитора. ¬ его дневниках еще в 1975 в записи о насущном звучит почти отча€нное восклицание:
   «√осподи!  огда € буду это доделывать, приводить в пор€док, оркестровать. ƒома у мен€ лежит музыки больше, чем € дал в обращение до сих пор. „то делать? Ќадо бросить все дела, все поездки… “олько бы доделать свои песни. ∆алко будет, если пропадут, не вы€в€тс€. Ѕоже, помоги!»  
   √овор€ о приверженности —виридова  поэзии, не только русской, но и лучшим образцам мировой (сочинени€ на стихи ј. »саак€на, –. Ѕернса, ¬. Ўекспира…), –аспутин отмечал, что «она звучала в нем не только родственно, но как сво€, настойчиво требующа€ продолжени€, перевоплощени€, песенного звучани€». —очинени€ —виридова не просто музыкальна€ иллюстраци€ к   стихам. ќн умел «читать» поэзию, чутко улавливал «движени€ души» того или иного автора.  Ёто отразилось и в его дневниковых запис€х.


   ¬ 1973 —виридов создал «“ри хора из музыки к трагедии ј.  . “олстого «÷арь ‘еодор »оаннович»». —пектакль (реж. Ѕ. ». –авенских) шел на сцене ћалого театра 30 лет, последний был сыгран 5 марта 2004.
    “ри хора: «ћолитва» («Ѕогородица, ƒево, радуйс€», «Ћюбовь св€та€» («“ы, любовь, ты, любовь св€та€, от начала ты гонима, кровью полита€»),  «ѕока€нный стих» («√оре тебе, убога€ душа») исполн€ла  капелла ј. ј. ёрлова. —трогое величие православной молитвы,  мирскую печаль и горечь страдани€ — все это в спектакле мощно выражала музыка.
   «ћне показалось ненужным писать много музыкальных номеров, помогающих эмоционально обрисовать ситуацию, иллюстрирующих действие драмы, — замечал —виридов. — я пошел по другому пути. ѕытаюсь музыкой выразить внутренний, душевный мир драмы». Ёти хоры из «÷ар€ ‘едора», и « онцерт пам€ти ёрлова» (дл€ смешанного хора без сопровождени€; в трех част€х), и «ѕоэма ≈сенина» с большим успехом были исполнены на ‘естивале советской музыки в ѕариже (1974); «хорошо слушались и внимательно, вызывали длительные овации».  
     …говор€т, что «ѕоэма ≈сенин» имела наибольший успех из всего, игранного на фестивале». «ѕоэма пам€ти ≈сенина» открыла миру русского национального композитора. Ёто почувствовал и ». ‘. —травинский, даже когда прослушал сочинение лишь в записи. ј Ўостакович в юбилейном поздравлении —виридову (1955) написал: «—виридов — очень русский композитор».
≈сть в дневниках композитора   така€ запись:
ћузыка как забава.
ћузыка как професси€.
ћузыка как искусство.
ћузыка как судьба.

—етевой литературный журнал  јћ≈–“ќЌ

   «я хочу говорить так, чтобы мен€ понимали, понимали смысл того, о чем € хочу говорить. я хочу, чтобы мен€, прежде всего, понимали те, кто понимает мой родной̆ €зык.
—тучусь в равнодушные сердца, до них хочу достучатьс€, разбудить их к жизни, сказать о ней̆ свои слова, о том, что жизнь не так плоха, что в ней̆ много скрытого хорошего, благородного, чистого, свежего. Ќо слушать не хот€т, им подава€̆ «¬альс» из «ћетели»...
“е же, кто считает себ€ знающими любител€ми искусства, с ними мне совсем нечего делать. »х интересует искусство — как побр€кушка, секрет которой̆ им потребно разгадать, и в этом — все их удовольствие. ќ какой̆-либо сущности искусства нет и речи, наоборот, ценитс€ «искусство» без вс€кой̆ сущности, без души, без восторга.
«ћира восторг беспредельный̆ — сердцу певучему дан». Ёто — и есть драгоценна€ ноша художника, драгоценный̆ божественный̆ изначальный̆ дар. Ѕез него искусство мертво, это всего лишь пуста€ побр€кушка.
ќна может быть примитивно-простой или замысловатой̆, это не играет никакой̆ роли; и в том и в другом случае она не содержит в себе жизни, ибо великое искусство всегда живое искусство именно.
“еперь же часто производитс€ и усиленно насаждаетс€ искусство от рождени€ мертвое, игра ума при сухости сердца. ћежду тем ¬еликие творцы напоены, можно сказать, божественным восторгом, вспомните, например, ¬агнера или ћусоргского».

‘рагмент из книги воспоминаний √еорги€ —виридова «ћузыка как судьба», тетради 1972-1994

ћузыка √еорги€ —виридова – глоток родниковой воды. “акую метафору предложил коллега и современник —виридова, ¬алерий √аврилин: «ћне хочетс€ сравнить —виридова с чем-то очень простым и удивительным. ѕусть он будет у мен€ не океан, куда впадают реки с громкими именами. ѕусть он будет лесной ручей», который «доставит жаждущему неча€нную радость и напоит его влагой…»



«√еоргий ¬асильевич —виридов — русский̆ гений, который̆ по-насто€щему еще не оценен. ≈го творчество будет иметь огромное значение в гр€дущем возрождении русской̆ культуры. —виридов не только по-насто€щему не оценен. ќн еще и неизвестен по- насто€щему, унес€ с собой̆ в могилу много тайн и своего творчества, и своей̆ жизни».
ƒ. —.  Ћихачев.

¬ год 100-лети€ со дн€ рождени€ композитора не покидает чувство, что он, даже давно оставив земной мир, по-прежнему с нами. ћы продолжаем воспринимать его своим современником, так как его музыка – музыка ¬ечной –оссии, – взыва€ к духовности и свету, сегодн€ не перестает звучать в каждом из нас. √еоргий —виридов – и это можно утверждать совершенно безапелл€ционно – стал одним из главных символов русской культуры XX века:
духовна€ востребованность, актуальность этого художника чрезвычайно высока и в XXI столетии.

“ворчество выдающегос€ русского композитора √еорги€ ¬асильевича —виридова (1915–1998) и есть сама –осси€: ее безграничные просторы и ее безгранична€ душа, ее соборность и ее величие. ¬ то же врем€ это…
BELCANTO.RU

—ери€ сообщений "—виридов":
„асть 1 - √≈ќ–√»… —¬»–»ƒќ¬ /1915 - 1998/
„асть 2 - ѕушкинска€ метель
...
„асть 9 - √еоргий ¬асильевич —виридов (1915 - 1998)
„асть 10 - Ђ÷арь ‘Єдор »оанновичї на музыку —виридова
„асть 11 - 100 лет со дн€ рождени€ √еорги€ ¬асильевича —виридова (1915-1998)
„асть 12 - ћузыка сердца. √еоргий —виридов
„асть 13 - √еоргий ¬асильевич —виридов. Ђќтчаливша€ –усьї
„асть 14 - «аповедный мир музыки —виридова. —тать€ Ќатальи  олесниковой (Barucaba)

ћетки:  

ѕроцитировано 2 раз
ѕонравилось: 5 пользовател€м



Svetlana-k   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 21 ƒекабр€ 2015 г. 00:52 (ссылка)
ќн еще и неизвестен по- насто€щему, унес€ с собой в могилу много тайн и своего творчества, и своей жизниї.
ћетко и точно сказано.
—виридов - корифей русской хоровой музыки. Ќо ее мало слушают. ∆аль.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕонедельник, 21 ƒекабр€ 2015 г. 17:31ссылка
»нтерес последнее врем€ растЄт. «наменитые вокалисты берут его произведени€. —пасибо, —веточка!
nomad1962   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 21 ƒекабр€ 2015 г. 00:59 (ссылка)
ѕоследний столп классической музыки.
Ѕудут ли еще...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕонедельник, 21 ƒекабр€ 2015 г. 17:27ссылка
“аких глубоко интересующихс€ русской культурой и знающих еЄ, € думаю не будет. Ѕудут другие, ёра, интересные по своему ...
»рина_55   обратитьс€ по имени ¬торник, 22 ƒекабр€ 2015 г. 16:40 (ссылка)
—пасибо,“амара!  ак всегда ,замечательный пост. ћожно и € вставлю немного.¬ладыка “ихон Ўевкунов написал стихи на муз.—виридова.
https://youtu.be/mlfsH66Y4HE
ѕростите,что ссылка неактивна.Ќе умею по другому.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
»рина_55   обратитьс€ по имени ¬торник, 22 ƒекабр€ 2015 г. 16:41 (ссылка)
ќй,оказалась активной.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬торник, 22 ƒекабр€ 2015 г. 18:44ссылка
—пасибо большое, »рина! ƒивный хор!
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку