-–убрики

 -÷итатник

ѕавел ƒмитриевич Ўмаров (1874-1950). - (0)

–аботы до эмиграции.јнализ стил€. -ч.4.  рестный ход 1898 Ќесколько работ художника...

ќ —ергее —удейкине - (0)

  —удейкин —ергей ёрьевич (1882, —анкт-ѕетербург — 1946, Ќайак, штат Ќью-…орк,...

ѕам€ти ≈лены ќбразцовой - (0)

¬ ћариинском театре пройдет вечер пам€ти ≈лены ќбразцовой ¬ ћариинском театре пройде...

Ўильдер јндрей Ќиколаевич (1861-1919). - (0)

«имние пейзажи. «имние лесные пейзажи стали настолько каноническими, что сегодн€ ручьи и п...

Ћегендарна€ балерина “амара “уманова - (0)

„ерна€ жемчужина русского балета: как эмигрантка из “ифлиса покорила Ћа —кала,  овент-√арден и √олли...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 50316

«амечательный художник  онстантин јлексеевич  оровин (1861 Ц 1939)

—уббота, 05 ƒекабр€ 2015 г. 17:53 + в цитатник

5 декабр€ - 154 года со дн€ рождени€ замечательного русского живописца, театрального художника, писател€  онстантина јлексеевича  оровина

 оровин  онстантин јлексеевич  русский живописец. ”чилс€ в ћосковском училище живописи, ва€ни€ и зодчества (1875—86) у ј.  . —аврасова и ¬. ƒ. ѕоленова и в петербургской ј’ (1882). –аботал в ћоскве, с 1923 — за границей. ¬ 1885—91 и 1896—98 декоратор ћосковской частной русской оперы —. ». ћамонтова, в 1903—10 художник Ѕольшого театра, с 1910 главный декоратор и художник-консультант московских императорских театров. ѕреподавал в ћосковском училище живописи, ва€ни€ и зодчества (1901—18) и √осударственных свободных художественных мастерских (1918—1919) —реди егоучеников — ј. ћ. √ерасимов, —. ¬. √ерасимов, Ѕ. ¬. »огансон, ѕ. ¬.  узнецов, ». ». ћашков, Ћ. ¬. “уржанский, ёон. Ѕыл членом объединений — «ћир искусства» и —оюз русских художников.

”же в ранний период выдвинулс€ как один из крупнейших художников-реалистов, мастеров пленэра в русской живописи, автор пейзажей, жанровых картин и портретов («—еверна€ идилли€», 1886, «” балкона», 1888—89, ««имой», 1894, — все в “реть€ковской галерее; портрет “. —. Ћюбатович, 1886—87, –усский музей, Ћенинград), замечательных €рким жизнелюбием, тонкостью и богатством колорита, непосредственностью и свежестью ощущени€ мира, природы, солнечного света.  оровин вносил черты динамики и живописности и в свои монументально-декоративные композиции (панно на темы русского —евера дл€ ¬сероссийской выставки 1896 в Ќижнем Ќовгороде и дл€ ¬семирной выставки 1900 в ѕариже). √лубоко воспринима€ достижени€ французского импрессионизма и стрем€сь передать изменчивые мгновенные впечатлени€,  онстантин  оровин на рубеже 20 века обратилс€ к светлой, как бы мерцающей цветовой гамме, импульсивному эскизному письму («ѕарижское кафе», 1899—1900, “реть€ковска€ галере€), в 1910-х — к широкой пастозной, зачастую €рко декоративной, живописи густым насыщенным цветом (портрет ‘. ». Ўал€пина, 1911, –усский музей). –еформатор театральной живописи,  . создал новый тип красочных, зрелищных декораций, эмоционально св€занных с идеей и настроением музыкального спектакл€ (« онЄк-√орбунок» ѕуньи, 1901, «–услан и Ћюдмила» √линки, 1907, ««олотой петушок» –имского- орсакова, 1911, — в Ѕольшом театре, ћосква). ѕозднее творчество  ., эмигрировавшего во ‘ранцию, отмечено чертами поверхностной декоративности.

»сточник: rubricon.com



‘рагмент из воспоминаний  онстантина  оровина "ћо€ жизнь"

«…ќдин сердитый юноша сказал: «ћне не нравитс€ “ициан». «ќн от этого не стал хуже», — ответил €.

¬стретив Ўал€пина, € раз слышал, как сердитый господин сказал: «я не поклонник сего кумира», смотр€ подражательных [актеров], без п€ти минут Ўал€пиных.

¬етчина превкусна€ штука, но картин она не смотрит. 

Ќу, а как же [музыку] ¬агнера, например, называли какофони€, и ћилле не смотрели, а нашего ¬рубел€ поносили? Ёто как же? Ёти авторы были впереди толпы, впереди своего времени, и вот они умерли и души людей доросли потом до их понимани€. —начала их как-то не могли уметь читать душой, а потом пон€ли. ≈ще тут есть привычки людей, а они не гениальны: хот€ и нравитс€, но отчего не как всегда, и вот — не хочу не признаю. “ут пошлость на услугах, она перва€ орет: «какофони€», «декадентство», «ерунда», а за ней все — надо показать, что понимают. ѕотом все проваливаетс€, гидра тлетворна€ — зависть сдаетс€, ищет другую жертву, талант побеждает. Ёто называетс€: тернистый путь славы. ¬рем€ делает [так], что ненасто€щее, ложное, мишурное в искусстве пропадает.

 онстантин јлексеевич  оровин. «имний вечер

"«имний вечер". 1930-е

»скусство всегда было, есть и будет, и нет современного искусства. ќно ново [только] потому, что долго было старо; одинаковость его авторов. »скусство новое — это автор нов и оригинален и самобытен. ≈сли бы никто ранее не видал искусство египт€н и только теперь бы показать его, то ужель оно не было бы ново? ¬едь оно было бы новей нового, его теперь бы только пон€ли: его удивительную помпезную титаническую красоту, весь мистицизм и величие. я думаю: что, после египт€н, не показалось бы искусство современности дешевой сладенькой водицей? –азве египт€не и греки — не декораторы, кто же больше?

“рудно говорить о мазке и кисточках — это все равно была бы суть.

Ќе может быть спора о том, что уже совершенно вы€снено, хот€ у нас именно и был спор. —езанн, ѕиссарро, √оген декоративны: п€тно, цвет, концепци€ разложени€ — все, самые цвета и ритм живописи — все декоративно.

Ёти ковры, эти аккорды цветов и форм в куске холста — это и есть задача декоратора.  расота сочетаний красок, их подбор, вкус, ритм — это и есть радость аккорда, вз€того звучно. Ёто есть их суть.

 онстантин јлексеевич  оровин. “ройка мчитс€ по снегу

"“ройка мчитс€ по снегу"

ќчевидно, что художники, как барбизонцы, также и импрессионисты, как, например,  оро, —ислей, Ћевитан, искали в натуре нечто свое. ѕожалуй, [верно], если это назвать настроением. Ќапример, Ћевитан был полон, помимо своего высокого таланта живописца, еще и этой стороной лирики — настроением, которое назвали потом литературой живописи. “онкость и правда, котора€ видна в произведени€х Ћевитана, все же говорит не только о намерени€х, литературных переживани€х, но и настроении природы, переживани€х в душе художника. Ёта лирика имеет право быть, и в нем занимает первенствующее место.

∆ивопись сама в себе и сама за себ€ есть все, она и есть искусство. Ќо грусть долин, тишина воды, ночи, нега и тайна лунного света, печаль осеннего сада есть у поэта, [это же] может быть и в живописи. ћне хочетс€ сказать, нельз€ думать так, что если поэт-художник создал произведение — положим, √ой€, — то он литератор. Ќет, если есть живопись, если есть как, как это написано хорошо, то все равно что. ј если к этому еще есть и он — поэт, тогда еще больше он. –азве не поэт Ћевицкий — какие и как пон€ты у него женщины и разве не поэты –ембрандт и Ѕоттичелли? ƒа разве они хуже оттого, что разные? –азве есть одна живопись? ƒа вс€ живопись разна€, как авторы, и одна все же живопись, она одна.

 онстантин јлексеевич  оровин. ѕраздничное гул€нье

"ѕраздничное гул€нье". 1930-е

¬ искусстве все в том что, как и потом нечто. ¬от в том нечто суть художника. Ќечто имеет только он, как художник. Ёто-то нечто трудно постигнуть и нельз€ сказать: это потому-то и потому-то. ћожно много говорить, можно написать тыс€чи томов и все же не скажешь, не объ€снишь это нечто, что содержит в себе художник. ¬от Ўал€пин поет Ѕориса или ћефистофел€, или —альери, или √розного — почему это хорошо? Ќе потому, что √розного или —альери, а потому, что сделано гениальным художником-певцом.  ак — это и есть то нечто, что только ему одному дано.

 онстантин јлексеевич  оровин. Ѕалерина в своей гримерке

"Ѕалерина в своей гримЄрке"

 раски и формы в своих сочетани€х дают гармонию красоты — освещение.  раски могут быть праздником глаза, как музыка — праздник слуха души. √лаза говор€т вашей душе радость, наслаждение, краски, аккорды цветов, форм. ¬от эту-то задачу € и поставил себе в декоративной живописи театра, балета и оперы. ћне хотелось, чтобы глаз зрител€ тоже бы эстетически наслаждалс€, как ухо души — музыкой.

Ќеожиданностью форм, фонтаном цветов мне хотелось волновать глаза людей со сцены, и € видел, что € даю им радость и интерес, но они, уйд€ из театра, читали в газетах: «декадент  оровин». Ёто было смешно и грустно. ѕотом € уже постарел и сделалс€ почему-то «маститый». Ёто уже было тоже мало пон€тно. Ќо что делать — такой закон или, вернее, свойство людей. Ќа сцене хотели паноптикум натурализма, верней, подделки под правду. я думал, что така€ точка зрени€ неправа, потому что она вздор дешевого вкуса и полного непонимани€ искусства. Ќельз€ искать актера-убийцу, чтобы играть ќтелло.

 онстантин јлексеевич  оровин. «има. Ћес

"«има. Ћес"

–еализм в живописи имеет нескончаемые глубины, но пусть не думают, что протокол есть художественное произведение.

¬се оригинальные авторы, которые дают название направлени€м — импрессионизм, неоимпрессионизм, кубизм и прочее, — они могут быть и новы, и оригинальны, и значительны, и прекрасны. » как бы ни был велик артист, художник своего ценного «€», все же ни один из них, больших, не скажет, что он больше другого большого художника прошедшего времени, и что искусство исчерпано, и что только одно новое искусство истинно. Ќет, истинно все искусство в своем интересном величайшем разнообразии.

я лично люблю все искусство — и старое, и новое, всю музыку, даже слушать шарманку — ведь на них [шарманках] играли Ѕетховена и Ўтрауса. Ќе очень мне нрав€тс€ произведени€, сделанные с досадой, нарочно, с какой-то недоброй стороной озорства, или самоуверенна€ пошлость. ¬едь в произведени€х искусства живописи видно €сно все лицо, всю душу автора.

 онстантин јлексеевич  оровин. –учей —в€того “рифона в ѕеченге

"–учей —в€того “рифона в ѕеченге"

ј вдруг в новом искусстве окажетс€ в большинстве произведений только то, что творцы этих произведений были просто люди, влюбленные в больших авторов «апада и просто добровольно и фанатически надевшие на себ€ узду подражани€, прив€зав себ€ к столбу той же рутины современности.

ќт всей души и с полной радостью € приветствую новое искусство и вс€кое искание €зыка красоты.  ак интересно смотреть произведение талантливой оригинальности, как интересно слушать Ўал€пина: всегда ново. ƒаже применимо ли к Ўал€пину [слово] «ново». Ќет, надо сказать одно слово: Ўал€пин, и это все.  ак интересно смотреть –ембрандта или удивл€тьс€ и восхищатьс€, смотр€ греческую танагру, в которой столько нового, сколько и у —езанна.

"¬ мастерской художника". 1892 - 94

я не заметил, трудно ли играть –убинштейну, —арасате,  убелику, петь ћазини, Ўал€пину. Ќет, они спр€тали свой труд — о нем не надо вам, зрителю знать. »скусство много трудней труда, но оно искусство — в нем не должно быть видно труда, а потому художник думает и знает, что труд артиста — другой труд. ѕожалуй, нелегкое дело расстатьс€ с предвз€тостью и рутиной, или расстатьс€ с милой сердцу и совести подражательностью, или найти себ€ — личное, свое €. Ќадо любить, надо много поработать, чтобы не было видно труда…»

‘рагмент из воспоминаний  онстантина  оровина "ћо€ жизнь".



   я не первый раз пишу здесь о том, что книга его воспоминаний – одна из самых моих любимых. Ћюблю и часто цитирую (в том числе и на страницах ‘Ѕ) потр€сающие рассказы  онстантина јлексеевича о ‘едоре »вановиче Ўал€пине, который так и говорил о нем – « оровин – ѕаганини в живописи». 
 оровин – €рчайший художник, первый русский импрессионист. » не только.  онстантин јлексеевич был ещЄ и замечательным писателем, декоратором, монументалистом, - всЄ, за что он бралс€, он делал талантливо, со вкусом к жизни, счита€ что люд€м надо «передавать красоту и радость жизни».
ƒрузь€, читайте воспоминани€  онстантина јлексеевича, смотрите его картины, отправл€йтесь к нему в гости – в его недавно открытый музей – “ворческую дачу  .ј. оровина в ќхотино. 5 декабр€, в день рождени€ художника, там замечательна€ программа и открытие выставки. ¬сех ждут в гости!

јндрей  ончаловский

 онстантин јлексеевич  оровин. ƒеревенские танцы

«ƒеревенские танцы». 1938

 онстантин јлексеевич  оровин. –осси€. Ќостальги€

"–осси€. Ќостальги€. 1930-е

—ери€ сообщений " оровин":
„асть 1 - –усский художник  онстантин јлексеевич  оровин
„асть 2 - ’удожник  онстантин јлексеевич  оровин и театр
...
„асть 6 - ѕам€ти живописца, театрального художника, писател€  онстантина јлексеевича  оровина
„асть 7 - Ђ онстантин  оровин вспоминаетЕї
„асть 8 - «амечательный художник  онстантин јлексеевич  оровин (1861 Ц 1939)
„асть 9 -  онстантин  оровин и ¬алентин —еров
„асть 10 -  онстантин  оровин. √”–«”‘.

ћетки:  
ѕонравилось: 7 пользовател€м



јнатолий_Ћуковкин----_   обратитьс€ по имени —уббота, 05 ƒекабр€ 2015 г. 18:42 (ссылка)
’удожник,действительно, замечательный!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
“омаовс€нка   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 06 ƒекабр€ 2015 г. 20:07 (ссылка)
» его воспоминани€ читать - большое удовольствие! —пасибо, јнатолий!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку