-Рубрики

 -Цитатник

Письма Афанасия Фета Льву Толстому - (0)

«В «Поликушке» все рыхло, гнило, бедно, больно» «В «Поликушке» все рыхло, гнило, бедно, больно»...

К Международному дню художника - (0)

Жуковский Станислав Юлианович. Часть- 6. Зимнее. Храм Рождества Богородицы. Звенигор...

Михаил Константинович Клодт (1832 - 1902) - (0)

Иван Николаевич Крамской. Портрет художника Михаила Константиновича Клодта Барон Михаил К...

Ханана мити - Дорога цветов - (0)

Ханана мити - Дорога цветов ...

Мадонны Рафаэля - (0)

Его Мадонны…   Меня всегда влекла к себе и грела. Мечта о музе Санти Рафаэля....

 -Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Всегда под рукой

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 49913

Карл Мария фон Вебер (1786-1826)

Среда, 18 Ноября 2015 г. 17:32 + в цитатник

 

Девятый сын пехотного офицера, посвятившего себя музыке после того, как его племянница Констанца вышла замуж за Моцарта, Вебер получает первые уроки музыки у сводного брата Фридриха, затем учится в Зальцбурге у Михаэля Гайдна и в Мюнхене у Калхера и Валези (композиция и пение).

  В тринадцать лет Вебер сочинил первую оперу (не дошедшую до нас). Следует недолгий период работы с отцом в музыкальной литографии, затем он совершенствует свои знания у аббата Фоглера в Вене и Дармштадте. Переезжает с места на место, работая пианистом и дирижёром.

В 1817 Карл Мария фон Вебер женится на певице Каролине Бранд и организует в Дрездене театр немецкой оперы, в противовес театру итальянской оперы под руководством Морлакки.



Вебер был сыном
XVIII века: моложе Бетховена на шестнадцать лет, он умер почти за год до него, однако кажется музыкантом более современным, чем классики.

  Вебер был не только музыкантом-творцом, блистательным, виртуозным пианистом, дирижёром знаменитого оркестра, но и великим организатором. В этом он похож на Глюка; но у него была более сложная задача, так как он работал в убогой обстановке Праги и Дрездена и не имел ни сильного характера, ни бесспорной славы Глюка...



"В области оперного искусства Вебер оказался в Германии редчайшим феноменом — одним из немногих прирождённых оперных композиторов. Его призвание определилось без труда: уже с пятнадцати лет он знал, чего требует сцена...
Жизнь его была столь деятельной, столь богатой событиями, что кажется намного длиннее жизни Моцарта, в действительности же — всего на четыре года"

Эйнштейн

«Волшебный стрелок» – самое популярное сочинение Вебера. Опера появилась в обстановке патриотического подъема, вызванного освобождением от наполеоновского деспотизма. Его берлинская премьера в 1821 сопровождалась сенсационным успехом. Вскоре после нее опера обошла театры всего мира.

Самая главная причина блистательного успеха оперы, это опора на традиции исконной немецкой культуры. Картины немецкого народного быта с его обычаями, излюбленные мотивы немецких сказок, образ леса (столь же распространенный в немецком фольклоре, как и образ раздольной степи в русском народном творчестве, или образ моря в английском). Музыка оперы наполнена мелодиями в духе крестьянских немецких песен и танцев, звуками охотничьего рога (самый яркий пример – тем пераментный хор охотников, получивший мировую известность). Всё это задевало самые сокровенные струны немецкой души, всё ассоциировалось с национальными идеалами.

«Для немцев…тут на каждом шагу свое, родное, и на сцене, и в музыке, столь же знакомое с детства, как нам, например, напев «Лучинушки» или «Камаринского»…»

А. Н. Серов.



Когда Вебер представил «Вольного стрелка», он значительно предвосхитил романтизм таких композиторов, как Беллини и Доницетти, которые появятся десять лет спустя, или Россини, поставившего «Вильгельма Телля» в 1829.

Вообще 1821 год был знаменателен подготовкой романтизма в музыке: в это время Бетховен сочиняет Тридцать первую сонату op. 110 для фортепиано, Шуберт представляет песню «Лесной царь» и начинает Восьмую симфонию, «Неоконченную». Уже в увертюре «Вольного стрелка» Вебер движется к будущему и освобождается от воздействия театра недавнего прошлого, «Фауста» Шпора или «Ундины» Гофмана, или французской оперы, повлиявшей на этих двух его предшественников.

Когда Вебер подошёл к «Эврианте», пишет Эйнштейн, «его самый резкий антипод Спонтини в каком-то смысле уже расчистил ему дорогу; вместе с тем Спонтини лишь придал классической опере-сериа колоссальные, монументальные размеры благодаря массовым сценам и эмоциональному напряжению. В „Эврианте“ появляется новый, более романтический тон, и если публика не сразу оценила эту оперу, то её глубоко ценили композиторы следующих поколений». Творчество Вебера, заложившего основы немецкой национальной оперы (наряду с «Волшебной флейтой» Моцарта), обусловило двойное значение его оперного наследия, о чём хорошо пишет Джулио Конфалоньери: «Как правоверный романтик, Вебер находил в легендах и народных преданиях источник музыки, лишённой нот, но готовой зазвучать... Наряду с этими элементами он хотел также свободно выразить собственный темперамент: неожиданные переходы от одного тона к противоположному, дерзкое сближение крайностей, уживающихся друг с другом в согласии с новыми законами романтической франко-немецкой музыки, были доведены до предела композитором, душевное состояние которого вследствие чахотки было постоянно беспокойным и лихорадочным».



Эта двойственность, которая кажется противоречащей стилевому единству и действительно нарушает его, порождала мучительное стремление уйти, в силу самого жизненного выбора, от последнего смысла существования: от реальности — с ней, быть может, только в волшебном «Обероне» предполагается примирение, да и то частичное и неполное.

Г. Маркези (в переводе Е. Гречаной)

Ещё:  Карл Мария фон Вебер. Оперы

Рубрики:  композиторы и дирижёры
Метки:  
Понравилось: 7 пользователям



Ylada   обратиться по имени Среда, 18 Ноября 2015 г. 19:51 (ссылка)
Томаовсянка, Спасибо, Тамарочка! Я хоть немного что-то узнала о Вебере. Только о "Вольном стрелке" и слыхала. Вебер в музыке для Германии наверное то же самое, что Братья Гримм в литературе - собиратели народного в искусстве...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 19 Ноября 2015 г. 21:07ссылка
Да, Алла! Серов говорил, что для немцев "Вольный стрелок", как для нас напев «Лучинушки» или «Камаринского»
Перейти к дневнику

Четверг, 19 Ноября 2015 г. 21:13ссылка
Романтизм, что и говорить! Это одна из его черт.
Svetlana-k   обратиться по имени Четверг, 26 Ноября 2015 г. 23:09 (ссылка)
Люблю музыку Вебера!
Тамара, ты прекрасный сделала о нем пост.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 28 Ноября 2015 г. 20:28ссылка
Удивительно много было в те годы и позже выдающихся композиторов!
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку