-Рубрики

 -Цитатник

Музыка сердца. Георгий Свиридов - (0)

Старинные мастера говорили - показать красоту камня, показать красоту дерева, красоту металла...

Письма Афанасия Фета Льву Толстому - (0)

«В «Поликушке» все рыхло, гнило, бедно, больно» «В «Поликушке» все рыхло, гнило, бедно, больно»...

К Международному дню художника - (0)

Жуковский Станислав Юлианович. Часть- 6. Зимнее. Храм Рождества Богородицы. Звенигор...

Михаил Константинович Клодт (1832 - 1902) - (0)

Иван Николаевич Крамской. Портрет художника Михаила Константиновича Клодта Барон Михаил К...

Ханана мити - Дорога цветов - (0)

Ханана мити - Дорога цветов ...

 -Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Всегда под рукой

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 49937

Фридрих Ницше (1844 - 1900)

Четверг, 15 Октября 2015 г. 17:15 + в цитатник

Фридрих Ницше. Эдвард Мунк

Фридрих Ницше. Портрет Эдварда Мунка, 1906.

15 октября 1844 года в бедной деревушке Рёккен на границе Пруссии и Саксонии родился Фридрих Ницше 

Один из десяти самых известных и изученных философов Фридрих Ницше становился героем многих умов и исследователей XX века: Камю, Делёза, Фуко, Бодрийяра, Леотара, Деррида  и других не менее великих и известных. Но интересен он не только великим, но и простым смертным, которые ищут в его философии ответы на свои вопросы.

   Афористичность, поэтичность, образность  философии Фридриха Ницше, лишенной рационально-научной систематизации, наподобие гегелевской или декартовской, привлекают уже одной этой, филологической, стороной, не говоря уже о глубине его мыслей.

Фридрих Ницше впервые в истории философии развернул познание от математической модели к филологической, определив  направление развития всей западной философии в XX веке.

До Ницше единственным философом, толковавшим  Священное писание как филолог, был Спиноза, но  свой основной труд «Этику», Спиноза выстраивает уже по всем законам математической модели.



  Однако, несмотря на филологическую основу философии Фридриха Ницше, основным в ней  является все-таки не филология и не поэзия, а философия. Филология - только инструмент, "филологический молот" философии немецкого мыслителя, в центр  которой он ставит философа и  изменение его места в истории: от философа-в-маске (жреца, вещуна, священника, аскета) через философа-критика, несвоевременного философа, философа-врача, изобретателя новых возможностей жизни и до философа-законодателя: 

«Подлинные же философы суть повелители и законодатели: они говорят: «так должно быть!», они-то и определяют «куда?» и «зачем?» человека… они простирают  творческую руку в будущее, и все, что есть и было, становится для них при этом  средством, орудием, молотом. Их «познавание» есть созидание, их созидание есть законодательство, их воля к истине  есть воля к власти» ("По ту сторону добра и зла").

Философия Ницшеfridrih_nicshe4 прошла долгий  период становления – с 1871 до великого 1888 года, пика его творчества, вслед за которым (в 1889г.) наступает безумие. В этом состоянии философ пребывал еще одиннадцать лет - до самой смерти в 1900 году.В 2015 году исполняется 115 лет со дня кончины этого великого человека и  философа.

А начинал Фридрих Ницше действительно как филолог. В двадцать пять лет на основании филологических работ его утверждают в должности профессора филологии университета Базеля, что давало ему право принять швейцарское подданство. Ницше отказывается  от прусского гражданства, открыто выразив презрение к Германии, Бисмарку и Пруссии.

Он возненавидел все немецкое и все немецкое в себе, выдумывая легенды о своем польском происхождении, хотя его немецкие корни уходят в глубину шестнадцатого века. В двадцать семь  лет (1871 г.) появляется «Рождение трагедии», в которой философ противопоставляет два начала - аполлоническое и дионисическое, одно – сновидение, другое – опьянение, одно иллюзия, другое – жизнь.

Из столкновения и борьбы этих двух противоположных начал  рождается трагедия, подобно тому, как из борьбы  мужского и женского начал рождается новая жизнь:

«С двумя божествами искусств, Аполлоном и Дионисом, связано наше знание о той огромной противоположности в происхождении и целях, которую мы встречаем в греческом мире между искусством пластических образов – аполлоническим – и непластическим искусством музыки – искусством Диониса; эти два различных стремления действую радом одно с другим, чаще всего в открытом раздоре между собой и взаимно побуждая друг друга ко все новым и более мощным порождениям, дабы в них увековечить борьбу названных противоположностей, только по-видимому соединенных общим словом «искусство»; пока,  наконец, чудодейственным метафизическим актом эллинской «воли» они не явятся связанными в некоторую постоянную двойственность и в этой двойственности не создадут наконец столь же диfridrih_nicshe5онисическое, сколь и аполлонического произведения искусства – аттической трагедии» («Рождение трагедии»).

Это было рождение не только трагедии, но и оригинального способа философствования, в котором противоположные идеи сталкиваются как силы,  испытывающие друг друга на прочность, а в столкновении рождается новое, обладающее качествами того и другого.

 

Драматизация идей на разных уровнях напряженности становится одним из самых характерных и важных приемов Ницше, к которому он постоянно прибегает, усиливая и подчеркивая разнополярность идей и сил, разворачивания их борьбу в истории.

Работа была принята холодно, Ницше ощущает свою несвоевременность и  одиночество. Все больше он отходит от Вагнера и его окружения, в котором Дитрих варился в первый, профессорский, период своего творчества. Он идет дальше. В это время все больше начинает о себе знать его болезнь.

И это было главным, что происходило в его жизни, болезнь, собственно, и сделала его философом. Свою болезнь Ницше воспринимал как освобождение: в тридцать четыре года (1878 г.) усилиями самого верного его друга Овербека, он получает пенсию и начинается  жизнь одинокого странника, кочующего между Италией, Швейцарией и Францией. В этом же году выходит произведение «Человеческое, слишком человеческое», открывающее новый период его жизни – годы льва.

fridrih_nicshe6В период льва его окончательно перестают понимать, и главное – болезнь. Головные боли, невозможность читать,  писать – только урывками, говорить - с трудом, ощущение полного паралича… Но в болезни он находит  опору своей философии: он научился менять точку взгляда - оценивать  здоровье с точки зрения болезни  и болезнь - с точки зрения здоровья.

Вот этот постоянный перевертыш, перемещение перспективы и точки взгляда с одной на другую, было главным открытием философа,  с этих позиций он оценивал отрицание и утверждение, жизнь и смерть,  Иисуса на Кресте и Диониса Воскресающего. В последних письмах философа вовсе не случайно появляется подпись «Распятый», который уравнивается в своей противоположности с Дионисом.

Пока Ницше мог менять перспективу взгляда и перемещать ее с одной противоположности  на  другую, он знал, что является  в своей главной основе - вполне здоровым. По-настоящему больным он стал, когда утратил подвижность взгляда.  Болезнь и здоровье были масками, одними из многих, которыми Ницше играл по своим правилам, меняя их одну на другую. И пока он мог играть, он был здоров.

fridrih_nicshe7

Сила жизни и мысли – вот что было главным в его философии, жизнь, в любом ее качестве (страдание, болезнь, здоровье и пр., и пр.) – все достойно утверждения. С «Человеческого…» начинается второй - критический - период философии Ницше, в котором  подвергается критике все до сих пор возникшие ценности. Появляются работы

«Странник и его тень», «Утренняя заря, «Веселая наука».

В 1881 году во время прогулки у озера Сильваплана на него нисходит озарение о Вечном Возвращении.  В это время с ним случилась любовная история с Лу  Саломе. Ницше хотел на ней жениться. Она показалась ему достойной ученицей и достойной  любви.

Но девушка предпочитает  его  друга - Пауля Рэ. Возникает квартет, который постоянно ссорится и мирится. Тогда в жизнь Ницше вмешивается сестра Элизабет, которая добивается охлаждения между Саломе и Ницше. Они расстаются. Через год после истории с Лу возникает  идея его главного труда «Так говорил Заратустра», которую он реализует в течение двух лет.

Здесь отрицание  переходит в свою противоположность - утверждение и происходит преобразование  ценностей, означающее превращение льва в ребенка.  Начинается третий период философа – превращения льва в ребенка.

fridrih_nicshe2

«Три превращения духа называю я вам: как дух становится верблюдом, львом – верблюд и, наконец, ребенком становится лев… Все самое трудное берет на себя выносливый дух: подобно навьюченному верблюду, который спешит в пустыню, спешит и он в свою пустыню.

Но в самой уединенной пустыне совершается второе превращение: здесь львом становится дух, свободу хочет он себе завоевать и господином быть в своей собственной пустыне…. Чешуйчатый зверь «ты должен»… лежит на его дороге, и на каждой чешуе его блестит …«ты должен». Тысячелетние ценности блестят на этих чешуях.

Создавать новые ценности – этого не может еще лев: но создавать себе свободу для нового созидания – этого может достичь сила льва. Завоевать себе свободу и священное «нет» даже перед долгом: для этого, братья мои, нужно стать львом.

Почему хищной лев должен стать еще ребенком? Дитя есть невинность и забвение, новое начинание, игра, самокатящееся колесо, начальное движение, святое слово утверждения.  Да, для игры созидания, братья ми, нужно святое слово утверждения: своей воли хочет теперь дух, свой мир находит отрешившийся от него. » («Так говорил Заратустра»).

Кроме «Заратустры» появляются «По ту сторону добра и зла» и «К генеалогии морали».Но он опять в одиночестве, болезнь усиливается, эйфория сменяется депрессиями, чередование которых ускоряется. Наступает  1888 год. Ему сорок четыре года и он – на пике своих творческих возможностей, одна за другой появляются

«Сумерки идолов», «Антихрист», «Казус Вагнер», «Ecce Homo».

fridrih_nicshe1

1899 год. Фридрих Ницше накануне смерти.

После этого подъема неизбежно должно было наступить падение.И оно наступило: в конце  года Ницше  рассылает своим знакомым странные письма с подписями «Распятый», «Ницше-Цезарь», «Дионис», но эти письма все-таки принадлежат его творчеству, т.к. свидетельствуют о его болезни. Безумие Ницше называл клоунадой, шутовством и это была его последняя маска.

Третьего января следующего  года в Турине  наступил кризис. Овербек, опекавший своего друга всю жизнь, срочно выезжает в Турин и застает Ницше в крайнем возбуждении. Он уговоривает его отправиться в Базель, где Овербек поместил его в психиатрическую лечебницу для обследования.

Затем его отправляют в Йеман, где ставят диагноз «Сифилис». В этот же год мать перевозит сына к себе, а в конце года возвращается из Парагвая сестра, куда она уезжала вместе с мужем, антисемитом и националистом, где он и погибает. А болезнь Фридриха Ницше прогрессирует, вскоре наступает апатия, агония и смерть.

fridrih_nicshe3  Одна из самых спорных работ Фридриха Ницше "Воляа к власти" не является его книгой. Она собрана из четырехсот разных заметок, которые были скомпонованы его сестрой Элизабет Фёрстер-Ницше, которая, с одной стороны, многое сделала для распространения философии своего брата, а с другой, сделал все, чтобы поставить его философию на службу фашизма. И это последнее перечеркивает все ее первые усилия.

   Вряд ли Фридрих Ницше думал, называя свою первую книгу «Рождение трагедии из духа музыки», что  фактически писал предисловие к собственной  жизни. Рождение трагедии, как камертон настраивал судьбу философа на великую трагедию.

Его трагедия, чуть пунктирная вначале, по мере возрастания проявлялась все больше и больше, пока не закончилась там, где и началась – в Базеле, только не на университетской кафедре, а в желтом доме.

Но за два года до  личной трагедии Фридрих Ницше все-таки увидел желанный берег той - новой, чудесной, прекрасной - страны, которая лежит по ту сторону всех других земель, которую он искал всю жизнь и к которой шаг за шагом приближался.

И именно с этого момента судьба его души повернулась  

и стрелка сдвинулась в сторону настоящей трагедии с настоящими героями, и заплатил он  за это физическим  и психическим здоровьем, взамен обретя здоровье  великое.

Не железо и не камень,
Родом я всемирный пламень;
Не спастись мне от меня!
Вещи в свет я превращаю,
Угли вам я завещаю;
Несомненно, пламень я.
(Ф.Ницше, перевод  В. Микушевич)

    Главный вопрос, ответ на который Фридрих Ницше искал на протяжении всей своей пятнадцатилетней активной деятельности, был вопрос  о том, как случилось, что  греческая история превратилась из высокой трагедии  в жалкую комедию. Где та точка невозврата, которая привела общество в жалкое подобие того, с чего оно начиналось, точка, в которой  мысль, вместо того, чтобы питать и активизировать жизнь, начала ее судить и калечить.

   В Греции философия была силой,  и не потому, что была истинной - нет философии ложной или истинной, -  а потому что воодушевляла, звала на бой, была  сродни  боевому кличу, звавшему на жизненную борьбу.  Но секрет греческой философии и греческой трагедии утрачен  и найти его вновь можно только в будущем.

   Именно такую задачу поставил перед собой Фридрих Ницше, когда пускался в грандиозное плавание сначала в прошлое, а затем -  в будущее,  чтобы вновь обрести утраченное. Он избрал, в том числе и по состоянию здоровья, два основных инструмента  выражения своей философии – афоризм и поэзию.

   Первый позволял ставить диагноз прошлому, угадывая едва уловимые симптомы его болезни, и толковать смыслы. Афоризмами философ, как врач, физиолог и исследователь производит вивисекцию прошлого, вытаскивая и проговаривая смыслы, которыми оно жило. Второй  – поэзия – стал инструментом утверждения новых ценностей и смыслов. Первый – критиковал и отрицал, второй – творил и утверждал.

   Поэтическое в философии Ницше давало голос интуиции и подсознательному, внутренней музыке, расставляющей приоритеты и устанавливающей новый принцип в иерархии ценностей. Философ-поэт – продолжатель  философа-толкователя, которые, объединившись, создают новый тип  философа – законодателя. Только такой философ  способен ставить диагноз всем прежним ценностям, и, проявляя  волю к мощи и истине,  создавать новые.

   Становясь художником и творцом, философ-законодатель может открывать другие горизонты и перспективы. Афоризм и критика характерны для второго этапа творчества философа, поэзия - для третьего, последнего, в котором он утверждал свою философию жизни. Его «Так говорил Заратустра» -  это величественная поэма из четырех частей, в которой присутствуют не только все результаты  предыдущих двух периодов, но и все главные фигуры преобразований и поисков земли Обетованной.



Ритм сначала, рифма следом,
писк божественный - душа:
этим песня хороша,
звук, не брезгующий бредом:
слово - музыка - душа.
Прыгать может и трунить
в ненасытном увлеченье
мысль без песни - изреченье!
С песней речь соединить -
не мое ли назначенье?
(Ф.Ницше «Песнь и речь», пер.  В. Микушевича)

   Как философ-исследователь  Ницше нашел в прошлом точку невозврата, с которой началось падение и вырождение  философии в истории. Ею, по его мнению, является философия Сократа, который жизни противопоставил высшие ценности и с тех пор мысль начала устанавливать границы жизни, измерять и оценивать ее,  определивать ее безграничность, втискивая в категории  Прекрасного, Благого, Истинного и Божественного.

    Сократ загнал в подполье поэзию и поэта, оскопив самое главное в жизни – возможность порождения  новых перспектив  и новых ценностей. При этом он поработил не только жизнь, но и самого себя, как философа.  В результате -  жизнь потеряла активность, мысль - утверждающий потенциал, а философ – творческий импульс.

   Философ превратился из законодателя в  послушника, из творца - в  профессора школьной философии,  главной целью которой стало принуждение к  повиновению установленным ценностям и требованиям разума. Разумными, однако, объявлялись  государство и религия, к разумности имеющие мало отношения.



  «Ключ к природе Сократа дает нам то удивительное явление, которое известно под именем «демон Сократа». В тех исключительных положениях, когда его чудовищный ум приходил в колебание, он находил в себе твердую опору в божественном голосе внутри себя. Этот голос всегда только отговаривал.

Инстинктивная мудрость показывалась в этой совершенно ненормальной натуре только для того, чтобы по временам проявлять свое противодействие сознательному плаванию. Между тем как у всех продуктивных людей именно инстинкт и представляет творчески-утвердительную силу, а сознание обычно критикует и отклоняет, - у Сократа инстинкт становится критиком, а сознание – творцом…» («Рождение трагедии»).

   Линию Сократа продолжают все последующие европейские философы, начиная от Платона  и кончая  Гегелем с его диалектикой, примиряющей противоположности. Но, если обе противоположности лживы, то что  примирять?!  Из лжи может родиться только новая ложь, еще большая.

   Высшие ценности могут меняться: на место Божественных - вставать человеческие, но при этом не меняется сам  принцип – подчинения жизни установленным когда-то ценностям.  Сократ открыл ящик Пандоры, из которого по миру разлетелись силы, противодействующие жизни, а утверждающие ее остались лежать на самом донышке.



  

  Первые – силы приспособления, реакции и противодействия, вторые – силы завоевания, взламывания, созидания, творчества и активности. История отношений этих двух сил составляет главную сущность ключевого понятия Фридриха Ницше – воли к власти, а точнее – воли к мощи. Воля управляет силой,  неважно какой - активной или реактивной, потому что в ней главное «волить». И в зависимости от того, какая сила волит, воля имеет  два лика, две крайности.

   Воля активной силы утверждает отличие и многообразие и отрицает единообразие и монолитность. Воля реактивной силы – отрицает отличие и многообразие и утверждает единообразие и единомыслие. Утверждение и отрицание – две стороны воли любой из двух противоборствующих сил, но  в реактивной ведущей является отрицание, а в активной – утверждение. В активной главное – творить и отдавать, а в реактивной – охранять и брать.

   Фридрих Ницше вынужден констатировать, что в истории верх взяли силы реактивные, рабские, приспособительные, охранительные, консервативные, слабые и больные. Везде, во всех странах и в жизни, они торжествуют. Но победили они не своей силой, а тем, что отнимали ее у самых активных, самых смелых, самых сильных и независимых.

  Чтобы слабому и посредственному  возвыситься над сильным и выдающимся, надо его либо уничтожить, либо унизить. За примерами ходить далеко не надо: весь семидесятилетний период советской истории полон такими примерами, да и сегодняшняя история - ей не уступает.

   В конечном итоге, это приводит к вырождению и оскудению духа: тогда ракеты взрываются и падают, поезда –  не ходят и самолеты не летают. При этом не следует искажать смысл терминов, которые использует Ницше: «раб», «господин», «сильный» и «слабый». Раб, даже если он возьмет власть, не перестает быть рабом. Такие «господа» несут с собой рабство  реактивных сил.

   И к власти они приходят вовсе не праведным путем, а с помощью той же низости, подлости и приспособленчества, а также благодаря тому, что большинство «электората» состоит из таких же рабов, хуже или лучше приспособленных к жизни.  Придя к власти, такой «господин» начинает не отдавать, а брать и присваивать:  почести, богатства, награды, звания...

    Отсюда  утверждение Ницше, что сильных (творцов) надо защищать от слабых (рабов) и если слабый падает – надо толкнуть его.  У Редьяра Киплинга есть хорошее стихотворение на эту тему «Раб, который стал царем»:

Победное шествие  сил отрицания над силами утверждения философ называет нигилизмом, разворачивая грандиозную картину его величественной поступи, начиная с Сократа. Эта картина  потрясает!!! Анализ, сделанный еще до психоанализа и Фрейда, уже дает представление о глубинных механизмах, управляющих человеком и содержит в себе все, что потом будет развернуто в психоаналитических концепциях.

   Начинается история нигилизма с эпохи Ветхого Завета и христианства,  и проходит шесть этапов, на каждом из которых напряжение между силами активными и реактивными возрастает, но  на каждом этапе отрицание преобладает над утверждением, пока нигилизм не доходит до последней точки и не стремится к саморазрушению, отрицая отрицание.

   Только дойдя до последней точки, нигилизм, наконец, изживает сам себя изнутри и готов к утверждению. Эпоха перемен и преобразований наступает не раньше этого момента, до которого нигилизм должен  дойти естественным путем. Мне думается, в том числе и по собственному опыту, что путь нигилизма  проходят все люди, правда, не всегда доходят до последней точки, до той, где начинается Преобразование и Преображение.

Фридрих Ницше выделяет следующие этапы нигилизма:

1. Злопамятство: поиск виноватого, перекладывание вины на другого – «это все из-за тебя, ты во всем виноват»;

2. Нечистая совесть: комплекс вины – это все из-за меня, я во всем виноват;

3. Аскетика: уход от мира, отрицание жизни, суд над нею с позиции ценностей, стоящих, якобы, выше земной жизни, потому что тяжелее всего аскету нести земную жизнь, полную страстей и непредсказуемости;

     4. Смерть Бога: одна из самых значительных идей Ницше, которой он обозначает смену одних ценностей – другими, Божественных, характерных для первых трех этапов (иудаизма и христианства),– человеческими: моралью, пользой, прогрессом; здесь человек встает на место Бога, но нигилизм никуда не исчезает; людей, желающих занять  место Бога, Ницше называет «высшими», мнящими, что они могут теперь диктовать другим, что хорошо и что плохо, они пытаются как бы сменить «Нет» на «Да», но все равно у них звучит одно - «Нет» жизни;

   5. Последний человек: драма продолжается, только разыгрывается она уже не вовне, а внутри бессознательного, уверяющего человека, что он может обойтись без Бога, без морали, что  все – только суета: лучше оставаться в бездействии;

    6. Человек, стремящийся  к гибели: он утверждает, что  хочет изменений, жаждет преображения, а не только уничтожения старого мира и его ценностей; он стремится к  обновлению и становлению, и в этом становлении утверждать себя и жизнь.

Преобразование или, более привычное моему уху, "Преображение" - последний, третий, акт величественной человеческой трагедии, которую разворачивает перед читателем Фридрих Ницше. В этом акте две противоборствующие силы, реактивная и активная, меняются местами и в этой смене утверждение становится ведущим, а отрицание – лишь его сопровождение в виде грома критики, следующего за молнией, олицетворяющей любой  акт  творения.

Преобразование утверждает наступление переворота между отрицанием и утверждением. Мрачные чувства  - тоска, тревога, страх, спутники нигилизма и чувства вины, сменяются радостью творчества, которая становится ведущей. Героем и воплощением утверждения у Ницше является Заратустра,  но он только пророк и предтеча творца, только жених того, у кого  не достоин развязать ремни обуви его - у неистового Диониса.

fridrih_nicshe19

«Тогда   опять   сказала   она (тишина – Т. Г.)   мне   беззвучно: "Ты  не хочешь, Заратустра? Правда ли это? Не  прячься  в  своем упорстве!" --  И я плакал и дрожал, как ребенок, и наконец сказал: "Ах, я хотел бы, но разве могу я! Избавь меня! Это свыше моих сил!"

Тогда  опять сказала она мне беззвучно: "Что тебе за дело, что случится с тобой, Заратустра? Скажи свое слово и разбейся!"--  И я отвечал: "Ах, разве это мое слово? Кто я такой? Я жду более достойного; я не достоин даже разбиться о него".

Тогда опять сказала она мне беззвучно: "Что тебе за  дело, что  случится  с  тобой? Ты еще недостаточно кроток для меня. У кротости самая толстая шкура". --  И я отвечал: "Чего только не вынесла шкура моей  кротости! У  подножия  своей высоты я живу; как высоки мои вершины? Никто еще не сказал мне этого. Но хорошо знаю я свои долины".

Тогда опять сказала она мне беззвучно: "О Заратустра,  кто должен   двигать   горами,   тот  передвигает  также  долины  и низменности". --  И я отвечал: "Еще мое слово не двигало  горами,  и  что я говорил,  не  достигало  людей. И хотя я шел к людям, но еще не дошел до них".

Тогда опять сказала она  мне  беззвучно: "Что  знаешь  ты об   этом!  Роса  падает  на  траву,  когда  ночь  всего безмолвнее". --  И я отвечал: "Они смеялись надо мной, когда нашел  я свой собственный путь и пошел по нему; и поистине, дрожали тогда мои ноги.  И  так  говорили  они  мне:  ты  потерял путь, а теперь ты отучиваешься даже ходить!"

Тогда опять  сказала  она  мне  беззвучно:  "Что  тебе  до насмешек  их! Ты тот, кто разучился повиноваться: теперь должен ты повелевать!     Разве  ты  не  знаешь,  кто  наиболее  нужен   всем? Кто приказывает великое. Совершить   великое   трудно;  но  еще  труднее  приказать великое.   Самое непростительное в тебе: у тебя есть власть, и ты  не хочешь властвовать".--  И   я   отвечал:   "Мне   недостает   голоса  льва,  чтобы приказывать".

Тогда, словно шепотом, сказала она мне: "Самые тихие слова -- те, что приносят бурю. Мысли, ступающие  голубиными  шагами, управляют миром.  О  Заратустра,  ты  должен идти, как тень того, что должно наступить:  так  будешь  ты  приказывать  и,  приказывая,  идти впереди".  --  И я отвечал: "Мне мешает стыд".

Тогда  опять  сказала  она  мне  беззвучно: "Ты должен еще стать ребенком, чтобы стыд не мешал тебе. Гордыня юноши тяготеет еще на тебе, поздно  помолодел  ты, -- но кто хочет превратиться в дитя, должен преодолеть еще свою юность".   И  я решался долго и дрожал. Наконец сказал я то же, что и в первый раз: "Я не хочу".

Тогда раздался смех вокруг меня. Ах,  смех  этот  разрывал мне внутренности и надрывал мое сердце!      И  в  последний  раз сказала она мне: "О Заратустра, плоды твои созрели, но ты не созрел для плодов своих!   И оттого надо тебе опять уединиться;  ибо  ты  должен  еще дозреть"» ("Так говорил Заратустра").

fridrih_nicshe17

У философии преобразования Ницше есть свои фигуры и категории: вечное утверждение, удваивающееся повторным утверждением «я», воплощенное в обручении Диониса с  Ариадной; жизнелюбивый и огненный Дионис, игрок, всегда ставящий на случай, а не на закон и порядок, Вечное Возвращение.

Вечное Возвращение - ключевая идея философии преобразования и утверждения немецкого мыслителя, которой он придавал особое значение. Она пришла к нему неожиданно, как озарение:

«Основная концепция «Так говорил Заратустра» - идея вечного возвращения, эта высшая из мыслимых форм утверждения, - относится к августу 1881 года: она набросана на листке бумаги с припиской: 6000 футов по ту сторону человека и времени!

Однажды я шел лесом вдоль озера, лежащего у Сильвапланы; недалеко от Сюрле я остановился отдохнуть у подножия величественной пирамидальной скалы. Тут осенила меня эта мысль. Оглянись я на месяц-другой от этого дня назад, я заметил бы в качестве предзнаменования этой идеи, внезапное и разительно глубокое изменение в моих вкусах, и прежде всего в музыке.

Быть может, всего «Заратустру» следует рассматривать под знаком музыки; очень вероятно, что самым условием его возникновения было услышать в художественном воплощении идею Вечного Возврата». (Из воспоминаний сестры философа Э.Фёрстер-Ницше) .

  Вечное Возвращение - не что иное, как бытие вечного становления, которое требует смерти и преодоления всего предыдущего. Чтобы понять новизну этой идеи, необходимо иметь в виду, что Вечное Возвращение прошло как бы проходит два этапа.

  Первый, когда Ницше  понимал под Вечным Возвращением цикличность, возвращение всегда Того же Самого, наподобие обыкновенной природной цикличности. Эта банальная трактовка Вечного Возвращения принадлежит больному Заратустре, заболевающему именно от такого понимания этой великой идеи.

  В этом Заратустра упрекает Орла и Змею, потому что, если все возвращается к Тому же Самому, значит, вернется и нигилизм, и отрицание, и опять восторжествует  раб. Нет, возвращается только утверждение: радость, творчество, танец и музыка. Вечное Возвращение избирательно: возвращается только то, что активно, что только рождается, становится, что является пока еще недоноском будущего. Рождение уже свершилось, но  его гром еще не докатился  до ушей большинства.

fridrih_nicshe15    И последняя фигура в философии преобразования Фридриха Ницше, тоже изолганная и трактуемая совсем иначе, чем ее трактовал сам автор – сверхчеловек. Сверхчеловек – это тот, кто  отрицает человека как больное существо. Человек, утверждает философ, только мост и переход к сверхчеловеку, потому что человек по сути своей является существом реактивным.

   «Я  учу вас о сверхчеловеке. Человек есть нечто, что должно превзойти. Что сделали вы, чтобы превзойти его?  Все существа до сих пор создавали что-нибудь выше себя;  а вы  хотите быть отливом этой великой волны и скорее вернуться к состоянию зверя, чем превзойти человека?

    Что такое обезьяна в  отношении  человека?  Посмешище  или мучительный  позор.  И  тем  же  самым  должен быть человек для сверхчеловека: посмешищем или мучительным позором.      Вы совершили путь от червя к человеку, но многое в вас еще осталось от червя, Некогда были вы обезьяной, и даже теперь еще человек больше обезьяны, чем иная из обезьян.Даже мудрейший среди  вас  есть  только  разлад  и  помесь растения  и  призрака.  Но разве я велю вам стать призраком или растением?  Смотрите, я учу вас о сверхчеловеке!  Сверхчеловек -- смысл земли. Пусть же ваша  воля  говорит: да будет сверхчеловек смыслом земли!» ("Так говорил Заратустра")

   Вечное Возвращение преображает человека, изменяет его сущность: по мере преображения в нем рождается сверхчеловек, в котором собрано все, что утверждает. Сверхчеловек  - результат любовного союза Диониса и Ариадны. Заратустра называет его  своим ребенком, но на самом деле его отцом является Дионис.

  Таким образом, в третьем акте своей героической трагедии Ницше выводит на сцену четыре главных фигуры преобразоваfridrih_nicshe20ния: Диониса, Ариадну, Вечное Возвращение и Сверхчеловека.  Человеческая трагедия завершена, но настоящая трагедия - трагедия сверхчеловека - только начинается, однако написать ее философ не успел.

   И в конце, хочется остановиться на отношении Фридриха Ницше к  Иисусу Христу и вообще - к христианству. Хотя бы потому, что в его произведениях очень много скрытых и явных евангельских цитат, не говоря уже об «Антихристе», в котором философ делает критический разбор христианства.

«Антихрист» написан в 1888 году и является первой книгой в его грандиозном замысле «Переоценка ценностей». В этой книге он должен был изложить всю свою философию в полном виде. В нее должны были входить четыре книги:

  Книга 1. Антихристанин, опыт критики христианства».     

     Книга 2. «Вольный дух: критика философии как нигилистического движения».

    Книга 3. «Имморалист: критика невежества самого фатального рода, повседневной морали».

    Книга 4. «Дионис: философия возвращения».

Этот план у Ницше возник в 1888 год, в последний год его активной деятельности, накануне трагической болезни. Но воплотить этот план в жизнь ему не удалось. Остались только фрагменты, из которых потом сложили «Волю к власти», хотя у Ницше никогда не было такой книги, даже в планах.

«Антихрист» или «Антихристианин» - единственная книга из четырех задуманных, которые должны были войти в главный труд философа.  Христианству Ницше противопоставляет Вечное Возвращение. Но читая «Антихриста», внутренне не оставляет ощущение, что философ восхищается Иисусом и ненавидит то, что во что потом превратилось христианство, виновником чего считает апостола Павла.

Тина Гай  http://sotvori-sebia-sam.ru/fridrix-nicshe/

fridrih_nicshe11

Фридрих Ницше. Художник Эдвард Мунк (12 декабря 1863 - 23 января 1944)

Метки:  

Процитировано 6 раз
Понравилось: 7 пользователям



Sergey_Tashebsky   обратиться по имени Пятница, 16 Октября 2015 г. 00:58 (ссылка)
Томаовсянка, потрясающий пост! Сердечно благодарю!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 16 Октября 2015 г. 19:43ссылка
Рада, Сергей, Вашему отзыву! Спасибо!
ГалаМаг   обратиться по имени Воскресенье, 18 Октября 2015 г. 06:09 (ссылка)
Как пройти мимо Ницше? Пост получился насыщенный, интересный! Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 18 Октября 2015 г. 20:39ссылка
Я как то его обходила, очевидно то, что раньше мне внушали о нём, крепко сидело во мне. А теперь я подружилась с ним!
Перейти к дневнику

Воскресенье, 18 Октября 2015 г. 20:47ссылка
Тамара, как замечательно Вы написали - "подружилась с ним"! Спасибо!
dlpL   обратиться по имени Суббота, 28 Ноября 2015 г. 02:26 (ссылка)
Поклон Вам низкий.С 16 октября и по сей день не расставался с ним. Объём большой,хороший. Перед стихами "Ритм сначала, рифма следом,.." ролик отсутствует. Что там?
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 28 Ноября 2015 г. 21:12ссылка
Спасибо, Леонид! Фильм вставила. Хороших ситуаций и событий!
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку