-Цитатник

Иван Макаров (1822-1897) - (0)

Девушка со склонённой головой Ивана Макарова по пра...

Непейзажный Левитан - (0)

Несложно понять, на чём основано утверждение, будто человеческие лица и фигуры не дав...

Пауль Целан (1920 - 1970) - (0)

"...любое стихотворение — это своего рода брошенная в море бутылк...

Поэзия снов от Наталии Кравченко - (5)

Мне сон не снится, я его сню.                  ...

150-летие со дня рождения Марии Склодовской -Кюри - (0)

Всего в истории всего четыре человека сумели получить Нобелевскую премию дважды: Мария Склодовска...

 -Рубрики

 -Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Всегда под рукой

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей: 8128
Комментариев: 29777
Написано: 49688

Якопо Тинторетто (Робусти) (1518 – 1594)

Вторник, 29 Сентября 2015 г. 17:21 + в цитатник
"Автопортрет". Ок. 1588

  Якопо Робусти (1518 — 1594) — итальянский художник Тинторетто родился и жил в Венеции. Прозвище он получил от отца, Джованни Баттиста Робусти - красильщика шелковых тканей (Тинторетто означает маленький красильщик).

   Ранняя манера Тинторетто во многом отличается от традиции Лагуны; истоки творчества талантливого художника лежат далеко за пределами Венеции. После непродолжительного обучения у Тициана, которое было прервано по причине противостояния между мастером и его талантливым учеником, Тинторетто вскоре испытывает влияние новых тосканских, римских и эмилийских открытий.

   Первые образы Тинторетто восходят к маньеристической стилистике, а также к формулам Пармиджанино, а по повествовательности достаточно похожи с приемами Андреа Скьявоне. Это эмилианское влияние, проявившееся в картине «Христос среди книжников», в конце пятидесятых годов шестнадцатого столетия уступает влиянию искусства Микельанджело, влиянию настолько сильному, что Тинторетто в эти годы собирался поехать в Рим

Адам и Ева - тинторетто

Адам и Ева

  Создавая зрелищные композиционные эффекты, Тинторетто проводил эксперименты с макетами и восковыми фигурами (Ридольфи, 1648). Картины: «Тайная вечеря», «Чудо святого Марка», написанные в 1548 для Скуола Гранде ди Сан-Марко явились поворотным этапом в еготворчестве, став моментом начала работы с разнообразными религиозными братствами, ставшими его клиентами.

   Тинторетто уникальным образом сумел приспособить собственные выразительные художественные средства к достаточно специфическим народным религиозным верованиям и сделать их сутью собственного поэтического мира. В композиции «Святой Рох исцеляющий чумных» цвет сведен к уникальным светотеневым эффектам, которые создают атмосферу чуда.

Вулкан, Марс и Венера - тинтореттоВулкан, Марс и Венера. Ок. 1571

   В 1550-1552 влияние венецианской культуры проявляется в стиле, похожем на тицианский, а также в новом ощущении пейзажа.

  В картинах, написанных в 1553-1555, колорит по собственному характеру восходит к искусству Веронезе. Отметим, что картина «Тайная вечеря» более лирична по своей сути. Она буквально пронизана глубочайшим религиозным чувством, а также народной сочностью, проявляемой в обычных натуралистичных наблюдениях.

    Примерно в 1560-е годы Тинторетто достигает творческой зрелости и начинает довольно смелые и всегда неожиданные художественные поиски. Он продолжает работать в Скуола Гранде ди Сан-Марко, пишет три картины, в двух из них на фоне архитектурных кулис происходит театрализованное действие. В это же время Тинторетто создаёт знаменитые полотна «Поклонение золотому тельцу» и «Страшный суд» в апсиде церкви Санта-Мария дель Орте, а также пишет створки органа для этой же церкви.

   Одержав в 1564 победу в тендере на роспись в Скуола ди Сан-Рокко, Тинторетто уже в следующем году начинает писать цикл композиций, которые завершил только в 1587. Этот цикл является высшим и самым законченным образцом его искусства.

  "Мадонна Камерленги (Мадонна казначеев)". 1567

  Динамическая мощь яркой живописи Тинторетто выражается не столько в движении, сколько в головокружительной, своеобразной стихийности и нестандартной стремительности мазка. Якопо Тинторетто писал первые панно в Зале дель Альберго. Эти произведения взывают к эмоциям и чувствам зрителя и как бы приглашают его к своеобразному диалогу («Страсти Христовы», «Распятие» и «Христос перед Пилатом»).

  Одновременно с работами в Скуола ди СанРокко Тинторетто создает целый комплекс других картин(«Тайная вечеря» церкви Сан-Паоло). Кроме того, он писал много портретов. Тинторетто  рисует образы благородных и очень трогательных стариков, волнующих до самой глубины души.

Суссана и старцы - тинторетто"Суссана и старцы"

В 1576 Якопо Тинторетто начал второй ряд панно для Большого Зала в Скуола ди Сан-Рокко. В 1588 он закончил «Медный змей», «Манна небесная» и другие библейские сцены — на плафоне; «Сцены из жизни Христа» — на церковных стенах.

С 1580 из-за огромного скопления заказов у Тинторетто появилась потребность в команде помощников. Под руководством великого мастера они получили возможность работать в Большом Зале в Скуола ди Сан-Рокко. Однако, многие другие произведения, описываемого периода, в которых роль помощников была очень важной, по качеству значительно уступают лучшим работам талантливого художника.

  Четыре Аллегории, которые представляют венецианских дожей в Зале дель Антиколледжо (закончены в 1577) написаны самим Тинторетто. Эти работы ярко свидетельствуют об экспрессивной виртуозности романтичного мастера. Особенно это заметно в сравнении с восьмью сценами «Праздников семьи Гонзага», которые были заказаны Гульельмо Гонзага примерно в 1579 и закончены весной 1580. В них выражается грубая групповая работа, несмотря на участие сына Доменико.

Ариадна, Венера и Бахус - тинтореттоАриадна, Венера и Бахус

   Творческий гений Тинторетто намного сильнее проявляется в авторском эскизе «Рая», чем в необъятной по своим размерам итоговой картине (1588). В серии из 8 картин в Зале Инфериоре в Скуола ди Сан-Рокко Тинторетто  освежает технику световых эффектов, а также толкует «Сцены из жизни Марии» в стиле утонченного экспрессионизма. Удивительно, фигуры «Марии Магдалины», а также «Святой Марии Египетской» становятся практически невесомыми за счет неожиданных отблесков света, почти сверхъестественного сияния, а также пылающих лучей, оживляющих прекрасно вибрирующие пейзажи. 

«Тайная вечеря» (церковь Сан-Джорджо Маджоре) стала последним шедевром поэтического гения Тинторетто

Тинторетто - Культура эпохи возрождения италии / якопо...



Фрагмент главы «Якопо Тинторетто» из «Итальянской тетради» Юрия Нагибина

«…Когда хочешь понять в искусстве что-то не дающееся тебе с налету, как подарок, как благодать, надо использовать количественный метод. Тут безошибочно работает материалистический закон о переходе количества в качество. Конечно, так следует поступать, когда произведение тебя затронуло, но ты чувствуешь, что не сумел постичь его в глубину. Тогда, коли это музыка, слушай ее снова и снова; даже великие композиторы не брались судить о новом музыкальном произведении с одного прослушивания. Коли стихотворение, читай до одурения, и оно улыбнется тебе. Коли песня – пой, сводя с ума домашних; коли картина или скульптура – смотри. Смотри до усталости, до офонарения, затем отступи, дай отдых глазам и душе и вернись снова. И ты будешь награжден.
<…>
Я смотрел на Иисуса, стоящего перед Понтием Пилатом («Христос и Пилат» – зал Альберго) в белой хламиде или простыне, наброшенной на голое тело. Его уже подвергли побоям, пыткам, измывательствам, на груди и руках веревки, которыми он был связан. Иисус держится прямо, только незримая тяжесть чуть пригнула плечи, ссутулила спину, но он полон скромного достоинства, так прекрасно контрастирующего с суетливой фигурой фарисея, что-то вынюхивающего в Законе против Мессии, и безразличного, умывающего руки Понтия Пилата. И вдруг я увидел, что у Христа запал рот. У тридцатитрехлетнего человека рот стал как у старика. И я заплакал, сам не замечая этого. Я телесно ощущал, как больно было Иисусу, этому дивному, легкому человеку, пришедшему в душный, тягостный мир, опутанный суевериями, предрассудками, веригами мрачной религии, принесшему людям слова любви, доброты и духовного освобождения и оставшемуся не услышанным никем, кроме нескольких преданных женщин да горстки робких учеников.
И снова я плакал, когда смотрел на Иисуса с его проваленным ртом, сгибающегося под тяжестью креста на голгофской круче. Как ему тяжело и как старается он не показать этого! Тинторетто чувствовал на собственной спине непомерную тяжесть креста, когда писал эту картину. И каждый, в ком живо сердце, перед этим полотном сгибается под крестной ношей.

  Я ничего не анализировал, не пытался понять, просто плакал (чем и заслужил кличку «сумасшедший русский») и вселялся в мир Тинторетто, который был и миром Христа в его земном обетовании. С каким сердцем написано изумительное полотно о поклонении пастухов! Эти простые души первыми явились в вертеп, подвигнутые темным, но безошибочным чувством. Тут все чудо: святое семейство – малыш в плетеной корзинке, которую качает тонкая рука Матери, такой юной, безмятежной, не ведающей судьбы; покорно-печальной Иосиф (он ведает?); чудесные в своем наивном порыве пастухи, заботливые женщины, помогающие Марии, и удивительно милые животные: вол и петух в хлеву, отделенном от жилья, – равноправные участники происходящего.

А «Бегство в Египет», где Мария так бережно прижимает к груди сыночка, а Иосиф так сильно тянет ослика за узду! Художник щедр на подробности: под копыта ослику он бросил забытый кем-то горшок и тряпицу, зацепившуюся за сухую ветку, справа поблескивает водоем с мостками для стирки белья и крошечной фигуркой зашедшего в воду человека вдалеке; другая фигурка вышла из дверей уютного домика, немного жалкого под чернью рослых тревожных деревьев и зловеще закатного неба. Семья только покинула Назарет, спасаясь от гнева Ирода, и художник старается, чтобы она успела в своем бегстве. Поэтому так напрягается ослик, так сильно тянет его широко шагающий Иосиф.

Художник опекает Христа и в другом прославленном полотне – «Последний ужин» (у нас – «Тайная вечеря»). Здесь Тинторетто позаботился о кухне с посудой и хлопотливыми служанками, а под лестницей в несколько ступенек усадил торговцев снедью, обеспечив их бдительной собачонкой.
Эмоциональным центром картины является убранный в глубь холста Христос, ибо, перебрав взглядом выразительные, резко индивидуализированные фигуры апостолов (только что было произнесено: «Один из вас предаст меня»), вы сосредоточите взор на прекрасной голове Христа, высвеченной нимбом. Как кротко и задумчиво его лицо, как добра рука на плече припавшего к нему Иоанна! Скрытая динамика изображения достигнута диагональным расположением стола последней трапезы, как бы втягивающим взгляд в глубину, и таинственной игрой света. Гете больше всего любил это полотно в братстве Сан Рокко, а Веласкес сделал с него копию для Академии Сан Фердинандо в Мадриде.
Перед смертью Тинторетто вновь написал «Тайную вечерю», момент причастия, для церкви Сан Джорджо Маджори. Оно куда пышнее, многонаселенней и закрученней, нежели холст в Сан Рокко, в нем усилились как бытовые, так и мистические мотивы: здесь куда больше снеди, посуды, обслуги, вовсе посторонней публики, суеты, но появились в немалом количестве телесно наполненные и вовсе призрачные небожители, а таинственный светильник спорит с сиянием вокруг чела Иисуса. Художник умер в год окончания картины, это лебединая песня, наполненная иерихонской трубой, от звука которой рушились крепостные стены.
  Но все это вовсе не о том. Я вспомнил о холстах братства Сан Рокко, ибо они заставили меня понять, какой верующий, истинно религиозный человек Якопо Тинторетто и как он любит Христа. Русский классик Лесков придумал замечательные слова для человека, чья вера проста, глубока и бесхитростна: тепло верующий. Тинторетто был таким вот тепло верующим. Он чувствовал Христа телесно, он, как свое, ощущал его плоть, его дыхание, грусть и мужество, усталость и томление, муку и торжество, когда, порвав земные путы, он устремился к престолу своего небесного Отца…
<…> Но он не стал бы таким, если б читал Священное Писание как житейскую книгу, если б воспринимал Христа только человечески, пусть с самой горячей любовью. Бытовая очевидность «Бегства в Египет» сквозит тайной. Эта тайна в пожарном небе и мраке облаков, в мерцании дальних холмов, в нездешнем свете на лице Марии. Свет – могучее оружие зрелого Тинторетто. Для него это не художественный прием, способный усилить экспрессию, а сама суть. Можно сказать, что он писал свет, подчиняя ему и пейзаж, и фигуры своих многонаселенных композиций; свет возносит изображаемое им в истинно библейский, небесный чин. Обаяние Христа в его великой человечности, доступности; он мыл ноги своим ученикам, беседовал с ними, рыбачил, преломлял хлеб, ел рыбу, мясцо, пил вино, он был внимателен к хлопотливой Марте и сосредоточенной Марии, находил для каждого особое слово, врачевал тела и души, он поднял упавшую перед ними во прах блудницу из Магдалы, но Сын человеческий был и Сыном Божьим. Он принес новую веру, новую религию, дал новое сердце людям. Тайна Христа осенила полотна Тинторетто, пронизанные бурным мистическим чувством: «Воскресение», «Молящийся в саду», «Крещение», «Искушение Христа», «Вознесение».
Вот это и дает Тинторетто его настоящий масштаб, иначе было бы что-то умилительное, уютное, вроде «маленьких голландцев». Но он, Тинторетто, был сыном своего времени, а время было грозное. Целостное мировоззрение эпохи Возрождения рухнуло, воцарился дух мятежности и разлада, религиозные войны покатились по Европе, сея смерть и разрушение, запылали огни инквизиции, святейшая реакция повергла Италию в уныние, а искусство сделалось фальшиво-жеманным. Мрак сошел на человеческие души. Тихий ангел фра Беато отлетел с опаленными крыльями…»

 Картины Якопо Тинторетто:

1. «Христос перед Пилатом» (1566-1567). 2. «Поклонение пастухов» (1577—1581). 3. «Бегство в Египет (1582-1587).4. «Распятие», 1565. 5. «Тайная вечеря» (1592-1594).

Андрей Кончаловский

Якопо Тинторетто (1518–1594)

Рубрики:  Художники и картины
Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 8 пользователям



 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку