-Рубрики

 -Цитатник

Чечилия Бартоли. Музикферайн в Вене - (1)

Чечилия Бартоли. Музикферайн 12 декабря 2017 года в одном из лучших залов мира  Музикфера...

Музыка сердца. Георгий Свиридов - (0)

Старинные мастера говорили - показать красоту камня, показать красоту дерева, красоту металла...

Письма Афанасия Фета Льву Толстому - (0)

«В «Поликушке» все рыхло, гнило, бедно, больно» «В «Поликушке» все рыхло, гнило, бедно, больно»...

К Международному дню художника - (0)

Жуковский Станислав Юлианович. Часть- 6. Зимнее. Храм Рождества Богородицы. Звенигор...

Михаил Константинович Клодт (1832 - 1902) - (0)

Иван Николаевич Крамской. Портрет художника Михаила Константиновича Клодта Барон Михаил К...

 -Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Всегда под рукой

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 49955

Анатолий Васильевич Эфрос (1925 – 1987)

Пятница, 03 Июля 2015 г. 14:24 + в цитатник



Сегодня исполняется 90 лет со дня рождения режиссёра Анатолия Эфроса – мастера психологического театра, нюансов и полутонов. Его спектакли были воздушными, прозрачными и, в то же время, злободневными. Они по-новому открывали зрителям произведения, знакомые ещё со школьной скамьи.

«Своего» театра у Эфроса долго не было. Когда же он, наконец, получил его, театр оказался для него чужим. А свое назначение на должность главного режиссёра Театра на Таганке, которое вызвало скандал, Эфрос так и не смог пережить.

   «Спектакль может быть живым или неживым», – говорил Анатолий Эфрос. Коллеги по цеху, молодые режиссеры гадали: где тот набор приемов, где методика, с помощью которой возникает поэтическое, невесомое, парящее зрелище? Среди них был и ученик Товстоногова Кама Гинкас, который так рассказывает о работе Эфроса: «Скажем грубо, если Георгий Александрович [Товстоногов] занимался плотью, болезнями плоти, социальными болезнями, реальными болезнями повседневности, с которыми сталкивается человек, то Анатолий Васильевич тоже занимался болью, и мы ее ощущали. Но у него, я бы сказал, болел воздух. Понимаете? Воздух болел вокруг человека. И человек внутри него».

У Эфроса в каждом спектакле, будь то «Ромео и Джульетта» Шекспира, «Женитьба» Гоголя, «Месяц в деревне» Тургенева или «Дон Жуан» Мольера, – история человека страдающего, рефлексирующего, пытающегося осознать, кто он и зачем живет. «Режиссер всегда точно знал, что он хочет сказать и какими средствами этого добиться», – говорит сын Анатолия Эфроса Дмитрий Крымов, который был художником некоторых спектаклей своего отца.

«Он был таким нежным диктатором. Он очень знал, что ему нужно, и увернуться от этого было практически невозможно. От этого уворачивался, может быть, Боровский, Левенталь – мэтры сценографии, которые с ним работали. Но я не мог увернуться, и мне это доставляло дикие мучения. Но это колоссальная школа, потому что режиссер должен знать, что он хочет».



Актриса Ольга Яковлева стала отражением творческой Вселенной режиссера Анатолия Эфроса, актрисой, через которую он выразил свое трепетное отношение к миру. Фильм "Ольга Яковлева. Тихим голосом" рассказывает о пути Ольги Яковлевой, которая всегда шла рядом с Анатолием Эфросом, начиная с их встречи в Театре имени Ленинского комсомола в 1960-е.

  Актеры обожали Эфроса, публика им восторгалась, а власть терпела. Он оставался аполитичным, меняя Центральный детский театр на «Ленком», откуда его сослали на Малую Бронную. Но живые спектакли Эфроса задевали болевые точки, что не могло не раздражать чиновников. «Три сестры» запретили за «искажение классики», официальная пресса топтала «Дорогу», а «Ромео и Джульетту» сдавали семь раз. Но настоящей трагедией для Эфроса стал переход с Малой Бронной на Таганку, где труппа его не приняла, несмотря на то, что режиссер был человеком неконфликтным.

«Наблюдая, как я однажды сорвался, он говорит: ты знаешь, нужно ругаться в театре очень редко, при этом соблюдая два условия: если ты ввязываешься в ссору, нужно побеждать и на следующее утро приходить, все забыв», - вспоминает Дмитрий Крымов.

Аполитичный, занимающийся чистым искусством, Анатолий Эфрос был чужим среди своих, абсолютно ненужным власти. А тайны его хрупкой и нежной режиссуры остались нераскрытыми по сей день.

Новости культуры

«Пьеса, как бы хороша она ни была сама по себе, это все же странички с каким-то напечатанным текстом. Но для того чтобы сделать спектакль, нужно иметь такие легкие, которые способны вот в эти странички вдуть столько кислорода, чтобы создать театр».

Анатолий Эфрос.

«…Театр неизбежно должен изображать «низкую» жизнь. Но нельзя изображать ее низко или, другими словами, глупо, бездарно, буквально, некрасиво, нехудожественно. Если вокруг искусства что-то делается безалаберно, нельзя в искусстве быть безалаберным. Даже в трагедии, мне кажется, следует быть легким и воздушным.
  Говорят, одно течение уходит, а другое приходит. Это так. Но настоящий художниФото Андрея Кончаловского.к не должен беспокоиться об этом. Он должен всю жизнь бушевать, бурлить, меняться — но не ради самого бурления, а ради гармонии, в поисках ее. Гармония не есть покой. Гармония в искусстве — это величайшее беспокойство, выраженное совершенно.


Что же такое режиссер?


Это очень тяжелая профессия. Это все равно как если бы писатель решил написать роман совместно со своими героями. «Давайте-ка напишем вместе роман», — сказал бы Гоголь Ноздреву, Собакевичу и Коробочке…


  Режиссер — это поэт, только он имеет дело не с пером и бумагой, а слагает стихи на площадке сцены, управляя при этом большой группой людей. Отсюда необходимость многих дополнительных требований к нему. Помимо самого главного — быть поэтом. Впрочем, заведите спор о том, что такое вообще поэт, — сколько будет по этому поводу разных толков. А ведь поэт — это поэт, то есть прежде всего высокая душа. А потом уже и другие способности, чтобы эту душу выразить.
Поэт — это человек, который не боится одиночества».


(Фрагмент из «Книги Четвертой» Анатолия Эфроса. Сочинения в 4 книгах, 1993).

Андрей Кончаловский

Рубрики:  Театр и актёры
Метки:  
Понравилось: 9 пользователям



 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку