-–убрики

 -÷итатник

ќ —ергее —удейкине - (0)

  —удейкин —ергей ёрьевич (1882, —анкт-ѕетербург — 1946, Ќайак, штат Ќью-…орк,...

ѕам€ти ≈лены ќбразцовой - (0)

¬ ћариинском театре пройдет вечер пам€ти ≈лены ќбразцовой ¬ ћариинском театре пройде...

Ўильдер јндрей Ќиколаевич (1861-1919). - (0)

«имние пейзажи. «имние лесные пейзажи стали настолько каноническими, что сегодн€ ручьи и п...

Ћегендарна€ балерина “амара “уманова - (0)

„ерна€ жемчужина русского балета: как эмигрантка из “ифлиса покорила Ћа —кала,  овент-√арден и √олли...

Ќеустанного стремлень€ неизменна€ печаль,Ч - (0)

"...чары €сных светлых снов..." Aspen Trunks and Descending Moon ‘антази€.  онстантин Ѕаль...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 50296

ёрий ћихайлович Ћотман: ѕ»—№ћќ — ‘–ќЌ“ј

ѕонедельник, 11 ћа€ 2015 г. 17:56 + в цитатник

ё. ћ. Ћотман. ‘ронтовое письмо сестре. 
" ¬есь наигранный скепсис, который € прежде считал первым признаком интеллигентности, с мен€ слетел, и € с удивлением обнаружил, что отношусь ко всему и сейчас тоже не только не скептически, а, напротив, очень доверчиво и даже наивно. ÷инизм считаю безнравственностью".

‘ото аллы лесковой.

ёрий ћихайлович Ћотман - сестре Ћидии ћихайловне Ћотман
31 декабр€ 1942 года:

«дравствуй, Ћида!

  »так, поздравл€ю теб€ с новым военным годом <…>

Ётот новый год € встречаю в исключительно приподн€том настроении. ћы наступаем! Ќе думай, что € пишу неискренне. ƒл€ человека, прошедшего пешком от ƒнестра до  авказа, наступление необходимо как воздух. Ќе знаю, ошибаюсь € или нет, но мне кажетс€, что песенка немцев спета и, хот€ военное счастье еще может колебатьс€ много раз, это уже агони€ — «ќн бездну видит пред собою. » гибнет, гибнет наконец». ќсматрива€ себ€ в этой войне, € могу упрекнуть себ€ очень во многом. я растер€л все знани€, полученные до войны, и живу, пережевыва€ крохи прошлого. я очень черств на воспри€тие — могу смотреть на самые душераздирающие сцены, и они не задевают мен€ (извин€юсь, если выражаюсь темно и кор€во — отвык; постарайс€ пон€ть).  роме того, € иногда (и довольно часто) <…> мне трудно выразитьс€ — лгал даже перед самим собой. »ногда про€вл€л трусость, но иногда был и очень храбр. ’рабрость у мен€ чаще всего базировалась на неверии в то, что мен€ в самом деле (так же, как и других) могут убить или ранить, иногда на стремлении сделать так, чтобы вышло «красиво» (€ никогда этого не думал, а здесь € просто пытаюсь словами выразить мгновение и подсознательные чувства). ¬есь наигранный скепсис, который € прежде считал первым признаком интеллигентности, с мен€ слетел, и € с удивлением обнаружил, что отношусь ко всему и сейчас тоже не только не скептически, а, напротив, очень доверчиво и даже наивно. ÷инизм считаю безнравственностью. 

  “еперь, подвод€ некоторый итог, € могу гордитьс€ только одним: € никогда не сомневалс€ в победе: ни когда € лежал в полыни под перекрестным пулеметным обстрелом, ни выбира€сь один, ночами, из окружени€ — никогда € не сомневалс€ в окончательной победе (так же как человек никогда не может поверить, что его всерьез могут убить). ” мен€ большой грех, € его изживаю — практическа€ никчемность — с этим € уже почти справилс€. ƒобавлю ко всему этому, что у мен€ всегда веселое настроение и что € очень хорошо (без хвастовства) умею переносить физические лишени€ и трудности.

Ќу вот € и разразилс€ очень длинным, очень бестолковым письмом — «’оть поздно, а вступленье есть».

 ∆ду писем. “вой брат ёрий.

ќльга —едакова




   Ћотман ёрий ћихайлович (1922-1993) - русский культуролог, семиотик, филолог. — 1939 - студент филологического факультета Ћенинградского университета; с 1940 - в —оветской армии, участник войны. ¬ 1950- 1954 работал в “артусском учительском институте, с 1954 - в “артусском университете (в 1960-1977 - зав. кафедрой русской литературы). — 1951 - кандидат, с 1961 - доктор филологических наук. „лен-корреспондент Ѕританской, академик Ќорвежской, Ўведской, Ёстонской (1990) академий. Ѕыл вице-президентом ¬семирной ассоциации семиотики. Ћауреат ѕушкинской премии –јЌ. ќрганизатор серии "“руды по знаковым системам" в "”чебных записках “артусского университета", руководитель регул€рных "летних школ" (по вторичным моделирующим системам). ќдин из фигурантов "“артусско-ћосковской школы семиотики" (глава тартусской школы). ќсновные работы: "Ћекции по структурной поэтике" (1964) "—труктура художественного текста" (1970); "јнализ поэтического текста" (1972); "—татьи по типологии культуры" (¬ып. 1-2, 1970-1973); "—емиотика ќтель "” погибшего альпиниста".кино и проблемы киноэстетики" (1973); "—отворение  арамзина" (1987); " ультура и взрыв" (1992) и ...

   — начала 1960-х Ћотман разрабатывает структурно-семиотический подход к изучению художественных произведений (опира€сь на традиции русской "формальной школы", особенно “ын€нова, и учитыва€ опыт развити€ семиотического структурализма). «а исходную точку любой семиотической системы Ћотмана прин€т не отдельный знак (слово), но отношение минимально двух знаков, что позволило иначе взгл€нуть на фундаментальные основы семиозиса. ќбъектом анализа оказываетс€ не единична€ модель, а семиотическое пространство ("семиосфера"), внутри которого реализуютс€ коммуникационные процессы и вырабатываетс€ нова€ информаци€. —емиосфера строитс€ как концентрическа€ система, в центре которой наход€тс€ наиболее очевидные и последовательные структуры, представл€ющие мир упор€доченным и наделенным высшим смыслом.

  ядерна€ структура ("мифообразующий механизм") репрезентирует семиотическую систему с реализованными структурами всех уровней. ƒвижение к периферии повышает степень неопределенности и дезинтеграции, свойственные внешнему по отношению к семиосфере миру, и подчеркивает значимость одного из главных пон€тий - границы.

   √раница семиосферы понимаетс€ Ћотманом как сумма билингвинальных переводчиков-фильтров, обозначающих также тип социальных ролей и обеспечивающих семиотизацию поступающего извне и превращению его в сообщение. —итуаци€, при которой пространство реальности не охватываетс€ ни одним €зыком в отдельности, но только их совокупностью, есть не недостаток, а условие существовани€ €зыка и культуры, т.к. диктует необходимость другого - человека, €зыка, культуры. √раница имеет и другую функцию - места ускоренных семиотических процессов, которые затем устремл€ютс€ в €дерные структуры, чтобы вытеснить их.



 

  ¬ведение противоположных и взаимно альтернативных структурных принципов придает динамизм семиотическому механизму культуры. ћоделирование неопределенности св€зано с типологическим описанием различных культур и набором допустимых перекодировок, с теоретической проблемой переводимости-непереводимости. «аложенные в культуре альтернативные коды превращают семиотическое пространство в диалогическое: все уровни семиоферы, как бы вложенные друг в друга, €вл€ютс€ одновременно и участниками диалога (частью семиосферы) и пространством диалога (целым семиосферы). —емиотика культуры не ограничиваетс€ представлением культуры в качестве знаковой системы, - само отношение к знаку и знаковости составл€ет одну из основных типологических характеристик культуры. Ћюба€ реальность, вовлекаема€ в сферу культуры, начинает функционировать как знакова€, а если она уже имела знаковый (или квазизнаковый) характер, то становитс€ знаком знака (вторичной моделирующей системой). ¬ социальном отношении культура понимаетс€ как сумма ненаследственной информации или сверхиндивидуальный интеллект, восполн€ющий недостатки индивидуального сознани€. Ћ. сопоставл€ет функционально и структурно близкие "интеллектуальные объекты" - естественное сознание человека как синтез де€тельности двух полушарий и культуру как идею би- и полипол€рной структуры и делает вывод о изоморфизме процессов порождени€ €зыка, культуры и текста.



  

   ќсновна€ функци€ культуры заключаетс€ в структурной организации мира - создании вокруг человека социальной сферы, котора€ делает возможной общественную жизнь. ƒл€ нормального функционировани€ культура, как многофакторный семиотический механизм, должна понимать себ€ целостной и упор€доченной. “ребование целостности (наличи€ единого принципа конструировани€) реализуетс€ в автодескриптивных образовани€х метакультурного уровн€, которые можно представить как совокупность текстов или грамматик ("культура текстов" и "культура грамматик"). ѕон€тие текста дано не как метафизическа€, отдельна€ от истории "реальность", а как определенное, исторически данное субъектно-объектное отношение. ќт понимани€ текста как манифестации €зыка Ћ. приходит к пон€тию текста, порождающего свой €зык. “аким образом, в программу изучени€ культуры, по Ћ., входит различение субтекстовых (обще€зыковых) значений, текстовых значений и функций текста в системе культуры.  ультура есть сложно устроенный текст, распадающийс€ на иерархию "текстов в тексте" и образующий их сложные переплетени€.

hrono.infobiograf/bio_l/lotman.php



ќн был гений, а она почти св€та€. “акими словами вспоминают ученики ёри€ Ћотмана и «ару ћинц. ѕушкинист и блоковед. ќн изучал золотой век русской литературы, а она серебр€ный... ∆или миром науки и заражали жаждой познани€ всех вокруг. —емейна€ пара Ћотманов на многие дес€тилети€ двадцатого века была центром мысли дл€ всего русскоговор€щего пространства.

–убрики:  ”чЄные и открыти€
ћетки:  

ѕроцитировано 5 раз
ѕонравилось: 6 пользовател€м



јнатолий_Ћуковкин_--   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 11 ћа€ 2015 г. 19:08 (ссылка)
ѕрекрасное письмо ученого-фронтовика, пушкиноведа!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬торник, 12 ћа€ 2015 г. 17:05ссылка
Ћет 35 назад мы заслушивались его лекци€ми о культуре! ќчено культурный человек!
Ylada   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 11 ћа€ 2015 г. 19:30 (ссылка)
“омаовс€нка, —пасибо, “амарочка!я об€зательно процитирую этот пост! Ћотман с 60-х годов мой любимый культуролог, литературовед. ƒома есть его книги, но мне так не хватает его живого голоса и его “¬ передач.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬торник, 12 ћа€ 2015 г. 17:14ссылка
¬се передачи, јлла, сохранились, на youtube много! я тоже после его передач купила трЄхтомник Ћотмана
ѕерейти к дневнику

¬торник, 12 ћа€ 2015 г. 18:09ссылка
ƒа. я почти все смотрела.
ћарианна_ рылова   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 11 ћа€ 2015 г. 23:28 (ссылка)
—пасибо за прекрасный вечер с Ћотманом!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬торник, 12 ћа€ 2015 г. 17:15ссылка
ќчень достойный мужчина, ћарианна!
ќткровени€_ расоты   обратитьс€ по имени ¬торник, 12 ћа€ 2015 г. 10:25 (ссылка)
Ћотман был кумиром нашей филологической молодости! ¬осхищена его человеческим мужеством! —пасибо, “омочка!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬торник, 12 ћа€ 2015 г. 17:18ссылка
ќн и у нас механиков был в чести! я припадала к телевизору и неотрывно следила за его передачами!
√алаћаг   обратитьс€ по имени ¬торник, 12 ћа€ 2015 г. 18:25 (ссылка)
“амара, уже не удивл€юсь совпадени€м. —ейчас перечитываю лекции о культуре Ћотмана )
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—реда, 13 ћа€ 2015 г. 20:19ссылка
ќчень при€тные совпадени€! —пасибо, √алина за сочувствие!
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку