-÷итатник

ѕам€ти ≈лены ќбразцовой - (0)

¬ ћариинском театре пройдет вечер пам€ти ≈лены ќбразцовой ¬ ћариинском театре пройде...

Ўильдер јндрей Ќиколаевич (1861-1919). - (0)

«имние пейзажи. «имние лесные пейзажи стали настолько каноническими, что сегодн€ ручьи и п...

Ћегендарна€ балерина “амара “уманова - (0)

„ерна€ жемчужина русского балета: как эмигрантка из “ифлиса покорила Ћа —кала,  овент-√арден и √олли...

Ќеустанного стремлень€ неизменна€ печаль,Ч - (0)

"...чары €сных светлых снов..." Aspen Trunks and Descending Moon ‘антази€.  онстантин Ѕаль...

CANOVA, BERNINI, MACDONALD - (0)

"Victoria and Albert Museum, London" "Victoria and Albert Museum, ' London" BAMBAIA Char...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -–убрики

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей: 8220
 омментариев: 30182
Ќаписано: 50269

ќльга ¬аксель Ц адресат п€ти стихотворений ќсипа ћандельштама.

—уббота, 28 ћарта 2015 г. 17:45 + в цитатник

лирика " „итать. .  ниги. . –ефераты. .  урсовые. . ƒипломныЕ

ќльга ¬аксель. Ќачало 20-х годов.

ќльга ¬аксель – адресат п€ти стихотворений ќсипа ћандельштама.

∆изнь упала, как зарница,
 ак в стакан воды ресница.
»золгавшись на корню,
Ќикого € не виню...
’очешь €блока ночного,
—битню свежего, крутого,
’очешь, валенки сниму,
 ак пушинку подниму.
јнгел в светлой паутине
¬ золотой стоит овчине,
—вет фонарного луча —
ƒо высокого плеча.
–азве кошка, встрепенувшись,
„ерным зайцем обернувшись,
¬друг простегивает путь,
»счеза€ где-нибудь...
 ак дрожала губ малина,
 ак поила чаем сына,
√оворила наугад,
Ќи к чему и невпопад.
 ак неча€нно запнулась,
»золгалась, улыбнулась —
“ак, что вспыхнули черты
Ќеуклюжей красоты.

ќ—»ѕ ћјЌƒ≈Ћ№Ў“јћ  
јхматова на пол€х рукописи написала: " то така€ ќльга ¬аксель мы не знаем..."

ѕозже јнна јхматова сказала о ней: "ќслепительна€ красавица".

ќльга јлександровна ¬аксель родилась 18 марта 1903 года в г. ѕаневежис (Ћитва).

ќльга, или Ћютик, как ее называли родные, про€вила тонкие художественные и музыкальные способности, начала обучатьс€ рисованию, играла на ро€ле и скрипке, научилась у€сн€ть текст. ”чилась успешно. ƒа по иному и не могло быть в привилегированных частных школах и старинном двор€нском женском институте —в. ≈катерины - с их строгими правилами, жесткой дисциплиной. Ќо при кажущейс€ казенности и всеобщей об€зательности манер, правил этикета, знани€ €зыков эти заведени€ зачастую накладывали на человека, окончившего их, какой-то особый отпечаток - изысканности, неповторимости...
»рина „ернышева - близка€ подружка ќльги: "Ћютик была красива. —ветло-каштановые волосы, зачесанные всп€ть, темные глаза... Ќи одна из фотографий не передает ее тонкую одухотворенную красоту... ќна была необыкновенной, незаур€дной женщиной. „увствовалс€ ум, бесповоротный нрав. » в то же врем€ ощущалась кака€ - то трагичность".

»з "¬оспоминаний" ќльги јлександровны ¬аксель

   ¬скоре мы переехали в ÷арское —ело, в соседний с  орольковыми дом. ƒерев€нный одноэтажный дом из двух квартир, желтый, с красной крышей.

ќльга ¬аксель

ќ. ј. ¬аксель. ÷арское —ело. 1906-1907

ƒетскую оклеили обо€ми с картинками, изображавшими играющих детей, несовершенство которых мен€ очень огорчало. ћне подарили школьную парту и повесили небольшое зеркало в виде подковы с вырезанными под стеклом ландышами. ¬ этом зеркале впервые помню свое лицо – очень худощавой, чернобровой и рум€ной девчонки.

 ћама тоже устраивалась по-новому. ¬ гостиной, проходной комнате, где не было углов, она создала искусственный угол, поставив «балаган» – раму, обт€нутую плюшем, вроде плоской ширмы, повесили портретами, поставили к нему кушетку, обитую нежно-зеленой шерст€ной материей, несколько кресел, и комната прин€ла вполне уютный вид. ѕо€вились новые индусские занавески, новый бобрик на полу, €понские карликовые деревца. ¬ столовой – павловский буфет, новые красного дерева стуль€, обитые синим бархатом, и цела€ полка полтавских глин€ных кувшинов. ќдин был особенно хорош: он изображал зеленого зме€, кусающего свой хвост, предназначалс€, очевидно, дл€ водки. Ёти кувшины мы привезли в1909 из кратковременной поездки в «ћаралосю».
Ѕыло лето, когда мы переехали в ÷арское —ело; мен€ хотели отдать в школу и немедленно начали готовить.

ќльга ¬аксель вспоминала подробности своего катани€ на коньках в √атчинском ѕриоратском парке: "я не помню, как € училась бегать на коньках - по видимому, легко, зато свой вид точно могу описать: у мен€ были ботинки на шнурках до колен, коньки "—негурочка", красна€ шуба с пелеринкой, отделанна€ каракулем, така€ же кругла€ с ушами шапочка и маленька€ муфта на шнурке. »дти через весь город с коньками было большим удовольствием, чем кататьс€. Ќо € пыталась даже танцевать на льду, хот€ танцевать не умела.  акие-то досужие молодые люди дл€ смеху кружили мен€.

  ƒолгое врем€ € не ходила в лазарет, почти не видала матери, дети ѕушкины жили в школе и приходили домой только по субботам. я была очень этому рада.

  ¬ €нваре 1915 € заболела ревматизмом, никого не было около мен€, кроме терпеливой √реты, исполн€вшей мои капризы и старавшейс€ мен€ утешить. ” мен€ болели все суставы так, что € не могла шевелитьс€, даже держать книгу. ѕриезжали лейб-медик Ѕоткин и старший врач лазарета, кн€жна √едройц. Ќо они мало помогли. я не спала ночами и иногда тер€ла сознание от боли.

ќ. ј. ¬аксель. ∆енщина в восточной одежде. 1915.

   огда € поправилась и стала выходить в лазарет, там часто бывали царь и –аспутин. ¬ то врем€ там лежала ј. ј. ¬ырубова, попавша€ в крушение поезда. ” нее были сломаны обе ноги и ключица. ќна лежала, окруженна€ вс€ческим вниманием со стороны царей и капризничала без меры. Ќапример, она не позвол€ла јлександре ‘едоровне при ней сидеть.  огда та, устала€, присаживалась на  кончик табурета, ¬ырубова  кричала:      «Ќе смей садитьс€, не смей при мне сидеть». ≈е всегда окружали посетители – скучать ей не приходилось.

–аспутин вваливалс€ в гр€зных сапогах и ни за что не хотел надевать халата. ћо€ мать бесстрашно с ним воевала, риску€ вызвать гнев императрицы. ¬еликие кн€жны тоже ежедневно бывали на перев€зках, работали наравне с сестрами. Ёто две старшие. ћладшие же оставались девчонками, хохотали и говорили глупости, играли с ранеными в шашки и в военно-морскую игру. ћари€, жела€ удивить, складывала собственное ухо вчетверо, и оно так и оставалось. ќна с любопытством смотрела на производимое ею впечатление.

...ћы жили в доме поэта и художника ћаксимилиана ¬олошина. Ёто был совсем особенный дом. ќн был населен почти исключительно петроградской и московской богемой. Ѕыло несколько поэтов, пор€дочно актеров, пара музыкантов. ¬ доме командовала мать ћакса, энергична€, стрижена€ старуха с орлиным носом, властным голосом, ходивша€ в шароварах и куривша€ трубку. —ам ¬олошин, бородатый и кудр€вый, походил на «евса-√ромовержца, бо€лс€ своей матери и на ее громкий зов: «ћа-а-акс», – отвечал тоненьким голосом: «я сейчас, мамочка!», – и бежал вверх по лестнице. ќн носил длинные хитоны и танцевал танец бабочки на крыше своего дома. ” него была удобна€ двухэтажна€ мастерска€ с большой библиотекой и балконом. –ано утром можно было видеть, как ћакс в одном купальном халате шел купатьс€.

ѕозже по€вл€лись арбы с фруктами и овощами, к ним сбегались хоз€йки, быстро раскупали черешни, недозрелые персики и зеленые огурцы. ѕриходили молочницы с желтым, пахнущим степными травами молоком

“ать€на ћалова ќсип ћандельштам и ќльга ¬аксель. . Ќе забывай мен€. . 2003, документальный ARTHOUSE.TONET.RU - The Art House of

  ¬ июне 1921 ќльга ¬аксель вышла замуж за преподавател€ математики и механики в »нституте путей сообщени€ —мольевского - предмет еЄ давней детской влюбленности. ќна вынуждена была покинуть учебу на курсах, так как супруг требовал ее посто€нного присутстви€ дома, хот€ сам был дн€ми зан€т в институте. 

ќстава€сь в доме одна, в промежутках между бытовыми хлопотами, ќльга самозабвенно писала, а вечерами сообща с мужем провер€ла работы студентов. јрсению ‘едоровичу был немного чужд ее восторженный мир жены, он сме€лс€ над ее стихами, долгое врем€ не хотел иметь ребенка, но ќльга јлександровна настаивала, счита€, что ребЄнок укрепит их союз. ќднако, вскоре после рождени€ сына в 1923 она т€жело захворала и чуть-чуть не умерла. ¬рачи признали острую форму менингита, последстви€ми которого были острые периоды подавленного настроени€ в осеннее врем€.
   Ќачалс€ семейный разлад, ќльга ушла от мужа и добилась развода, что было нелегко: —мольевский не давал развод, преследовал ќльгу письмами раска€ни€, шпионил за нею и в конце концов, нанес завершающий удар, оставив у себ€ сына и запретив его посещать.
„тобы не отча€тьс€, раскрыть свои богатые возможности и
получить независимость, ќльга искала работу.   этому времени относитс€ начало ее зан€тий в производственной студии "‘Ё —" - "‘абрика эксцентрического актера" - и встречи с ќсипом ћандельштамом и его женой Ќадеждой яковлевной. ќсип ћандельштам, помнивший ќльгу ещЄ подростком, навестил еЄ вместе с близким другом еЄсемьи ћаксом ¬олошиным и был сражен!
  ќльга јлександровна познакомилась с Ќадеждой яковлевной, крайне полюбила эту "умную, теплую и сердечную женщину", как писала она сама в своих воспоминани€х. ≈е смущал и мучил, а изредка и смешил тот треугольник, что образовалс€ из-за чувств поэта к ней. ћандельштам настойчиво приглашал ќльгу јлександровну к себе домой. "ќн был большим поэтом и неудачником в жизни" - заметит в мемуарах ќльга ¬аксель, хот€ ее саму Ќадежда ћандельштам назовет "беззащитной принцессой из волшебной сказки потер€вшейс€ в этом мире."

  ќльга не говорила признанному поэту, что пишет стихи (сохранилось примерно 150 ее стихотворений и набросков в рукопис€х). ќна считала их частью своего внутреннего мира и предпочитала слушивать стихотворени€ ћандельштама, отрывки из его переводов, правленые рукою Ќадежды яковлевны... 

ќсип ћандельштам 

  ќсип ћандельштам

ќльге ¬аксель

¬ ѕетербурге мы сойдемс€ снова,
—ловно солнце мы похоронили в нем,
» блаженное, бессмысленное слово
¬ первый раз произнесем.
¬ черном бархате советской ночи,
¬ бархате всемирной пустоты,
¬се поют блаженных жен родные очи,
¬се цветут бессмертные цветы.

ƒикой кошкой горбитс€ столица,
Ќа мосту патруль стоит,
“олько злой мотор во мгле промчитс€
» кукушкой прокричит.
ћне не надо пропуска ночного,
„асовых € не боюсь:
«а блаженное, бессмысленное слово
я в ночи советской помолюсь.
—лышу легкий театральный шорох
» девическое «ах» -
» бессмертных роз огромный ворох
”  иприды на руках.
” костра мы греемс€ от скуки,
ћожет быть, века пройдут,
» блаженных жен родные руки
Ћегкий пепел соберут.

√де-то гр€дки красные партера,
ѕышно взбиты шифоньерки лож,
«аводна€ кукла офицера -
Ќе дл€ черных душ и низменных св€тош...
„то ж, гаси, пожалуй, наши свечи
¬ черном бархате всемирной пустоты.
¬се поют блаженных жен крутые плечи,
ј ночного солнца не заметишь ты.

  ¬еро€тно ќльга не осталась равнодушной к чувствам поэта, к строкам, написанным им тайно и посв€щенным ей. Ќо она не могла брать то, что не ей было предназначено.  ќни расстались.



Ќа долю этой «ослепительной» красавицы, выпало играть в небольшом театре, работать в газете, ресторане и даже на стройке…

  ¬ 1932 ¬аксель уехала в ќсло со своим последним мужем - норвежским дипломатом и покончила жизнь самоубийством. ќбезумевший от гор€ супруг позже нашЄл и бережно сохранил все, что неполных два года св€зывало его с обожаемым Ћютиком - ќльгой ¬аксель. —реди бумаг и писем, дневников и мемуаров, крайне тонко и зан€тно написанных, им ещЄ предсто€ло быть узнанными широкой публикой, бывший вицеконсул в Ћенинграде ’ристан-»ергенс ¬инстендаль нашел листочек со стихами:

 

я расплатилась щедро, до конца
«а радость наших встреч, за нежность ваших взоров,
«а прелесть ваших уст и за прокл€тый город,
«а розы постаревшего лица.
“еперь вы выпьете всю горечь слез моих,
¬ ночах бессонных медленно пролитых...
¬ы прочитаете мой длинный-длинный свиток
¬ы передумаете каждый, каждый стих.
Ќо слишком тесен рай, в котором € живу,
Ќо слишком сладок €д, которым € питаюсь.
“ак, с каждым днем себ€ перерастаю.
я вижу чудеса во сне и на€ву,
Ќо недоступно то, что € люблю, сейчас,
» лишь одно соблазн: уснуть и не проснутьс€,
¬сЄ €сно и легко - сужу, не гор€чась,
¬се €сно и легко: уйти, чтоб не вернутьс€...

   Ќа смерть ќльги ¬аксель ќсип ћандельштам отозвалс€ стихотворением, полным горечи, нежности и благоговени€:

¬озможна ли женщине мЄртвой хвала?
ќна в отчужденьи и силе, —
≈Є чужелюба€ власть привела
  насильственной жаркой могиле.

» твердые ласточки круглых бровей
»з гроба ко мне прилетели
—казать, что они отлежались в своей
’олодной стокгольмской постели.

» прадеда скрипкой гордилс€ твой род,
ќт шейки еЄ хороше€,
» ты раскрывала свой  аленький рот,
—ме€сь, италь€н€сь, русе€...

я т€жкую пам€ть твою берегу,
ƒичок, медвежонок, ћиньона.
Ќо мельниц колЄса зимуют в снегу
» стынет рожок почтальона.

ј с музыкой в саду не так темно. - я недолго жила на земле.

–убрики:  —еребр€ный век/ћандельштам
ћетки:  

ѕроцитировано 3 раз
ѕонравилось: 7 пользовател€м



xrizantema9   обратитьс€ по имени —уббота, 28 ћарта 2015 г. 18:21 (ссылка)
ќчень интересный пост! —пасибо, “ома!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—уббота, 28 ћарта 2015 г. 19:25ссылка
—пасибо, »рочка! “ы всегда перва€!
ќрли44   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 29 ћарта 2015 г. 04:51 (ссылка)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ќткровени€_ расоты   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 29 ћарта 2015 г. 20:52 (ссылка)
Ѕдагодарю, “омочка, нова€ дл€ мен€ тема, очень трогает судьба этой женщины!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку