-–убрики

 -÷итатник

ѕавел ƒмитриевич Ўмаров (1874-1950). - (0)

–аботы до эмиграции.јнализ стил€. -ч.4.  рестный ход 1898 Ќесколько работ художника...

ќ —ергее —удейкине - (0)

  —удейкин —ергей ёрьевич (1882, —анкт-ѕетербург — 1946, Ќайак, штат Ќью-…орк,...

ѕам€ти ≈лены ќбразцовой - (0)

¬ ћариинском театре пройдет вечер пам€ти ≈лены ќбразцовой ¬ ћариинском театре пройде...

Ўильдер јндрей Ќиколаевич (1861-1919). - (0)

«имние пейзажи. «имние лесные пейзажи стали настолько каноническими, что сегодн€ ручьи и п...

Ћегендарна€ балерина “амара “уманова - (0)

„ерна€ жемчужина русского балета: как эмигрантка из “ифлиса покорила Ћа —кала,  овент-√арден и √олли...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 50308

ћихаил јлександрович ¬рубель (1856-1910)

¬торник, 17 ћарта 2015 г. 18:01 + в цитатник


«»зумительна€ обрисованность, кристаллообразность его техники...  акой другой художник, совершенно отверга€ помощь стушевки и приблизительности, каждый тон, каждый чуть заметный нюанс ограничивал тончайшими, чуть заметными, но все же определенными контурами?»

Ќиколай Ќиколаевич √е.

ћихаил јлександрович ¬рубель - живописец, монументалист, скульптор, декоратор, основоположник русского живописного символизма и стил€ модерн.

јвтопортрет. 1905

ћихаил ¬рубель родилс€ 17 марта 1856 в «ападной —ибири, в ќмске. ≈го отец был военным юристом, что заставл€ло семью часто мен€ть место жительства. ћать художника умерла, когда маленькому ћише было всего три года. —пуст€ четыре года его отец вновь женилс€ на пианистке ¬ессель, благодар€ которой ћихаил близко познакомилс€ с классической музыкой. ¬ 1863 семь€ переехала в ’арьков, в 1864-м - в —анкт-ѕетербург, потом - в —аратов; в 1867-м - вновь в —анкт-ѕетербург; и в 1870-м - в ќдессу, где ћихаил ¬рубель окончил с золотой медалью знаменитую –ишельевскую гимназию. ≈го художественные способности про€вились очень рано. ”же в п€тилетнем возрасте ћиша увлеченно рисовал, во врем€ —анкт-ѕетербургского жить€ отец водил его на зан€ти€ в школу ќбщества поощрени€ художеств, в ќдессе подросток посещал рисовальную школу ќбщества из€щных искусств. ¬ возрасте дев€ти лет он по пам€ти копировал ћикеланджело.

ѕо мнению отца ћихаила, непременным условием выбора профессии была «польза дл€ общества». ¬ результате ћихаил ¬рубель в 1874 оказалс€ на юридическом факультете —анкт-ѕетербургского университета, но не оставил мечты стать художником - много читал, посещал выставки, занималс€ в вечерних классах јкадемии художеств, студентом которой стал в 1880.



¬ јкадемии ћихаил јлександрович встретилс€ с —еровым, одним из двух живописцев, с которыми был наиболее близок. — другим,  оровиным, ¬рубель познакомилс€ несколько позже - в 1886.

¬ јкадемии молодой художник училс€ у „ист€кова и –епина. јкадемию ¬рубель оставил в 1884, будучи приглашенным (по рекомендации „ист€кова) известным искусствоведом ѕраховым в  иев поучаствовать в реставрации древних росписей  ирилловской церкви.


"√амлет и ќфели€, как ƒемон и “амара." 1888

—ледующие шесть лет его жизни были св€заны с  иевом. «десь, под руководством ѕрахова, он изучал византийскую иконопись, трудилс€ в  ирилловской церкви, а потом - во ¬ладимирском соборе. ¬ собственных работах он €вно попыталс€ модернизировать византийскую эстетику, и его работы не были традиционно религиозным. ≈го иконописные «дерзани€» вызвали недоумение: в 1889 ¬рубель был отстранен от этой работы. ¬ том же году он переехал в ћоскву - началс€ «мамонтовский» период в его жизни, св€занный с московским домом и подмосковным имением јбрамцево, принадлежавшими известному любителю искусств, меценату —авве ћамонтову.



ƒиапазон художественных интересов ¬рубел€ в это врем€ значительно вырос. ќн увлекс€ скульптурой, керамикой, оформлением театральных постановок, дизайном, декоративными панно. ¬ 1890 году он показал своего «ƒемона сид€щего», задуманного еще в  иеве. Ёта картина, поначалу оцененна€ неоднозначно, стала символом наступающей эпохи символизма и религиозного реформаторства.


‘ауст. “риптих. 1896

¬ 1896 прошла перва€ выставка ¬рубел€, €вивша€с€ результатом скандала. ћамонтов, отвечавший за художественное оформление ¬сероссийской промышленной и сельскохоз€йственной выставки в Ќижнем Ќовгороде, заказал ¬рубелю два панно - дл€ оформлени€ художественного отдела. ’удожник представил работы «ѕринцесса √реза» и «ћикула —ел€нович», отвергнутые приемной комиссией јкадемии художеств «как нехудожественные». ¬ ответ ћамонтов в короткий срок соорудил специальный павильон с огромной надписью на крыше «ѕанно ¬рубел€», в котором представили восемь живописных работ художника и две его скульптуры.

—разу же после Ќижегородской выставки ¬рубель женилс€ на певице Ќадежде «абеле. ¬скоре «абела стала ведущей артисткой „астной оперы ћамонтова. —ледующее п€тилетие оказалось дл€ ¬рубел€ самым плодотворным в творчестве и жизни. ¬ эти годы художник создал почти все свои знаменитые картины. ќн сблизилс€ с членами объединени€ «ћир искусства», участвовал в их выставках, а также выставках венского —ецессиона, «36-ти»

¬ 1890-е ¬рубель оформил несколько московских особн€ков. ¬ 1901 у ¬рубел€ родилс€ сын. –ебенок по€вилс€ на свет с врожденным дефектом - «за€чьей губой». что произвело на художника т€гостное впечатление. ¬ 1899 ћихаил ¬рубель потер€л отца, которого преданно любил.

  ¬ поведении ¬рубел€ знакомые стали замечать определенные странности, а в начале 1902 Ѕехтерев обнаружил у него неизлечимую болезнь (сухотка спинного мозга), котора€ грозила сумасшествием. ѕрогнозы великого психиатра очень скоро сбылись. ѕосле смерти малолетнего сына в 1903 ¬рубель превратилс€ в почти посто€нного обитател€ психиатрических клиник. Ќезадолго до этого он написал страшную в своей обреченности картину - «ƒемон поверженный».  ”мер ¬рубель 14 апрел€ 1910 года в —анкт-ѕетербургской клинике доктора Ѕари. ѕоследними его словами были: «’ватит лежать, собирайс€, Ќиколай, поедем в јкадемию...». ¬дохновенную речь на похоронах художника произнес Ѕлок, назвав ¬рубел€ автором «чертежей, похищенных у вечности»» и «вестником иных миров».

¬ 1955 в выставочном зале ћосковского союза художников состо€лась выставка, известна€ как «50 новооткрытых рисунков ¬рубел€», созданна€ из коллекций профессора ».Ќ.¬веденского и ‘.ј.”сольцева, врачей-психиатров, лечивших ¬рубел€. —егодн€ работы ¬рубел€ содержатс€ в собрани€х √осударственной “реть€ковской галереи в ћоскве, √осударственного –усского музе€ в —анкт-ѕетербурге, ћузее изобразительных искусств имени ћ.ј.¬рубел€ в ќмске.

»нтересно о гени€х и известных личност€х

"  Ќочи". 1900

јндрей  ончаловский о ћихаиле ¬рубеле
   »м€ ¬рубел€ неразрывно св€зано с семьЄй  ончаловских. ћой прадед, литератор, издатель и переводчик ѕетр ѕетрович  ончаловский (1839-1904) через ¬алентина —ерова познакомилс€ с ¬рубелем и пригласил молодого художника иллюстрировать лермонтовского «ƒемона» и «√еро€ нашего времени».

   –исунки ¬рубел€ браковали, они проходили с трудом и только благодар€ тому, что  ончаловский их отстаивал, они почти все вошли в юбилейное собрание сочинений ћ.ё.Ћермонтова. », наконец, ћихаил јлександрович был шафером на свадьбе моих бабушки и дедушки. 


"ƒемон, смотр€щий на танец “амары." «олота€ акварель. 1890-91

≈ще интересное о ћихаиле ¬рубеле - из книги моей мамы, Ќатальи ѕетровны.
«…¬рубель по€вилс€ в семье  ончаловских в 1891 году вместе с группой художников, приглашенных иллюстрировать юбилейное издание Ћермонтова. ¬ел это издание ѕетр ѕетрович, руководивший к тому времени издательством  ушнарева и книжным магазином в ѕетровских лини€х. ¬ магазине помогала ему дочь Ћел€. ћальчики  ончаловские забегали туда после уроков, потолкатьс€ среди интересной публики, попить чаю с гор€чими пирожками у Ћели, в комнатке за шкафами, где посто€нно бывали художники.
»ллюстрировали издание Ћермонтова такие мастера, как ѕоленов, —уриков, –епин, ¬иктор ¬аснецов, а из молодых ѕетр ѕетрович привлек —ерова, ¬рубел€,  оровина, ѕастернака, јполлинари€ ¬аснецова.
— ћихаилом јлександровичем ¬рубелем  ончаловские подружились очень тесно. ќн умел разговаривать с детьми, как со взрослыми, всерьез, и за это мальчишки  ончаловские его обожали. ƒл€ них оригинальный талант ¬рубел€ открылс€, раньше, чем дл€ окружающих взрослых.
¬рубель сн€л комнату близ „истых прудов, на углу ’аритоньевского и ћашкова переулков, в том же доме, где жила семь€  ончаловских, этажом ниже, и стал ежедневно бывать у них, столовалс€ там и посто€нно находилс€ в обществе молодых. ќн поражал всех своей удивительной культурой и знани€ми, с увлечением устраивал маскарады, игры, шарады, спектакли. ќни ставили отрывки из «√оре от ума» √рибоедова и «Ћеса» ќстровского, и молодежь так увлекалась этим, что вскоре была готова выступать в платных спектакл€х. ¬ пользу учащихс€ той гимназии, где учились мальчики, был устроен спектакль. ¬рубель поставил «—евильского цирюльника» Ѕомарше. ¬месте с ѕетей он написал декорации, сам занималс€ режиссурой. ћакс играл јльмавиву, ѕет€ — ‘игаро, ¬ита — –озину. ќстальные роли исполн€ли друзь€ молодых  ончаловских.
¬рубель с увлечением придумывал разные варианты сцен, легко находил выходы из трудных положений. ћакс, например, не обладал ни слухом, ни голосом, а по ходу действи€ ему следовало исполн€ть серенаду. “огда ћаксу — јльмавиве ¬рубель предложил обратитьс€ к ѕете — ‘игаро с такими словами: «—пой за мен€, сегодн€ € не в голосе!» » ѕет€ пел и за себ€ и за брата. —пектакль прошел с успехом…» (»з книги Ќ.ѕ. ончаловской «ƒар бесценный»).

јндрей  ончаловский


“амара и ƒемон. «олота€ акварель.

—ери€ сообщений "¬рубель":
„асть 1 - ¬рубель
„асть 2 - »ллюстрации ¬рубел€ к "ƒемону"
...
„асть 6 - ¬рубель ћихаил јлександрович (1856 - 1910)
„асть 7 - ћихаил ¬рубель, живописец божьей милости
„асть 8 - ћихаил јлександрович ¬рубель (1856-1910)
„асть 9 - ћихаил ¬рубель и ћихаил Ћермонтов. ƒемон
„асть 10 -  о дню рождени€ ћихаила јлександровича ¬рубел€ ÷аревна-Ћебедь, 1900
...
„асть 15 - ѕам€ти ћихаила ¬рубел€
„асть 16 - ћихаил ¬рубель. ѕоиски стил€
„асть 17 - √ений ћихаил ¬рубель

ћетки:  

ѕроцитировано 5 раз
ѕонравилось: 5 пользовател€м



ќрли44   обратитьс€ по имени ¬торник, 17 ћарта 2015 г. 18:10 (ссылка)
“акие живописцы рождаютс€ поцелованные Ѕогом в голову и в руки.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—реда, 18 ћарта 2015 г. 20:25ссылка
ƒа, —ветлана! ќн - гений!
_Lana_Svet   обратитьс€ по имени ¬торник, 17 ћарта 2015 г. 18:24 (ссылка)
“омочка, спасибо огромное за ваш труд. ÷итирую с благодарностью.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—реда, 18 ћарта 2015 г. 20:24ссылка
—пасибо, Ћана! –ада ¬ам!
Start-up-life   обратитьс€ по имени —реда, 18 ћарта 2015 г. 01:24 (ссылка)
“омаовс€нка, » как определить, где проходит эта грань - между гением и сумашедшим. ј может и нет такой грани. ѕ–осто разные стороны одной души...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—реда, 18 ћарта 2015 г. 20:22ссылка
Ќе надо определ€ть грань. √ений - это запредельность во всЄм!
танкист_“-72   обратитьс€ по имени „етверг, 19 ћарта 2015 г. 17:41 (ссылка)
—пасибо огромное! ÷итирую!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕ€тница, 20 ћарта 2015 г. 18:51ссылка
—пасибо за внимание!
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку