-–убрики

 -÷итатник

ѕавел ƒмитриевич Ўмаров (1874-1950). - (0)

–аботы до эмиграции.јнализ стил€. -ч.4.  рестный ход 1898 Ќесколько работ художника...

ќ —ергее —удейкине - (0)

  —удейкин —ергей ёрьевич (1882, —анкт-ѕетербург — 1946, Ќайак, штат Ќью-…орк,...

ѕам€ти ≈лены ќбразцовой - (0)

¬ ћариинском театре пройдет вечер пам€ти ≈лены ќбразцовой ¬ ћариинском театре пройде...

Ўильдер јндрей Ќиколаевич (1861-1919). - (0)

«имние пейзажи. «имние лесные пейзажи стали настолько каноническими, что сегодн€ ручьи и п...

Ћегендарна€ балерина “амара “уманова - (0)

„ерна€ жемчужина русского балета: как эмигрантка из “ифлиса покорила Ћа —кала,  овент-√арден и √олли...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 50308

 о дню рождени€ ¬ладимира »вановича ¬ернадского

„етверг, 12 ћарта 2015 г. 18:10 + в цитатник

  12 марта 1863 года родилс€ ¬ладимир »ванович ¬ернадский, выдающийс€ ученый, мыслитель, общественный де€тель. ќднако, как часто бывает, научный гений намного опередил эпоху. Ћишь спуст€ более полувека учение ¬ернадского о биосфере и ноосфере стало по-насто€щему актуальным, позвол€€ решать не только практические, но и мировоззренческие задачи, сто€щие перед современным человечеством.

Ќќќ—‘≈–ј ¬ ѕ–ќЎЋќћ » Ѕ”ƒ”ў≈ћ

ƒоктор геолого-минералогических наук √. Ќј”ћќ¬.

»деи выдающегос€ русского ученого и мыслител€ академика ¬. ». ¬ернадского (1863-1945) всегда привлекали внимание не только специалистов-геохимиков, но также экологов и философов. ќднако, как часто бывает, научный гений намного опередил эпоху. Ћишь спуст€ более полувека учение ¬ернадского о биосфере и ноосфере стало по-насто€щему актуальным, позвол€€ решать не только практические, но и мировоззренческие задачи, сто€щие перед современным человечеством.

÷арство моих идей впереди. 
¬. ». ¬ернадский, 1931 год

Ќј –”Ѕ≈∆≈ “џ—я„≈Ћ≈“»…

  ћир вступил в XXI век. ¬ступил радостно, но и с тревогой. Ќаучно-технические достижени€ ушедшего века существенно изменили образ жизни людей, сделали его более комфортным и свободным. Ќовые технологии, новые материалы, новые средства св€зи - физической и информационной - быстро становились повседневными, привычными, обыденными. Ќо за все приходитс€ платить, и мы начинаем остро ощущать и пр€мые и косвенные результаты самого технического прогресса: загр€знение окружающей среды, рост преступности, агрессивности, наркомании.

 ак сгладить негативные последстви€ развити€ цивилизации? ќб этом человечество стало задумыватьс€ еще в начале прошлого века. ѕо€вились утопические призывы "остановить технический прогресс", "вернутьс€ назад к природе". ќднако возобладала противоположна€ тенденци€, воплощенна€ в лозунге: незачем ждать милостей от природы, вз€ть от нее все - наша задача. ќказались забытыми мудрые слова ‘рэнсиса Ѕэкона: "Ќад природой не властвуют, если ей не подчин€ютс€".

    концу ’’ века проблемы сохранени€ природы многократно обострились, а в арсенале экологов не было средств борьбы - они лишь проводили мониторинг, то есть просто наблюдали за состо€нием окружающей среды. Ќо мониторинг - это то же, что анализы в медицине. — их помощью можно поставить правильный диагноз, но невозможно излечить болезнь.

  Ќе спасают положени€ и предпринимаемые, как и век назад, попытки запретить сбрасывать отходы, заражать почву, воду, атмосферу. Ќельз€ же запретить прогресс! ѕодобные методы могут оказать только экстренную помощь природе, а дл€ ее выздоровлени€ необходимо длительное систематическое "лечение". Ѕолее того, запреты без последующих активных действий загон€ют проблему внутрь и ведут к дальнейшему осложнению ситуации. Ќужны другие подходы.

   ќдин из таких подходов еще в первой половине прошлого века предложил великий русский ученый ¬ладимир »ванович ¬ернадский в своем учении о биосфере и ее переходе в ноосферу.

  »дею биосферы ¬. ». ¬ернадский разрабатывал почти дес€ть лет и в 1926 опубликовал два очерка под общим названием "Ѕиосфера". „ерез три года, в 1929, их перевели на французский. ¬ 1928 в журнале "ѕрирода" ученый опубликовал доклад "Ёволюци€ видов и живое вещество". ¬ 1934 по€вилс€ первый выпуск трудов "ѕроблемы биогеохимии", в 1939-м - второй. ¬ 1945 журнал "јмерикэн —айнтист" опубликовал его последнюю перед смертью работу "Ѕиосфера и ноосфера".

ѕоложени€ учени€ ¬. ». ¬ернадского не встретили серьезных возражений, но и не оказались востребованными ни в –оссии, ни за рубежом. ¬ 1931 году ученый вынужден был записать: "÷арство моих идей впереди".

» вот посе€нные ученым зерна дали всходы. ¬ 1998 в —Ўј впервые вышло издание "Ѕиосферы" на английском €зыке с весьма обсто€тельными комментари€ми. ¬ 2000 году французский журнал "‘узион" опубликовал работу ¬. ». ¬ернадского "Ѕиосфера и ноосфера" со вступительной статьей ≈. √ренье, в которой наш ученый назван "отцом глобальной экологии".

¬ 2001 неправительственный Ёкологический фонд им. ¬. ». ¬ернадского включил в новое издание "Ѕиосферы" ранее не публиковавшиес€ материалы, хранившиес€ в папке "ћысли и наброски". ¬ том же году в —Ўј вышла книга Ћ. Ћаруша "Ёкономика ноосферы", в которой указано, что мысли, высказанные ¬ернадским, имеют значение дл€ весьма широкого круга областей научного знани€.

‘”Ќƒјћ≈Ќ“

  ”чение ¬. ». ¬ернадского о биосфере удивительно стройно и последовательно. ≈го стройность объ€сн€етс€ тем, что главной посылкой теории, ее скелетом, на котором держатс€ все конкретные разработки, стал синтетический подход к изучению любых объектов и €влений природы - больших и малых, живых и косных, земных и космических. —интетическое изучение объектов природы - изучение ее естественных тел и ее самой как целого. ќно неизбежно открывает черты строени€, упускаемые при аналитическом подходе к ним.

Ёти представлени€ в наиболее общем виде отражаютс€ в предложенных ¬ернадским "картинах мира" разного уровн€ - модел€х ѕрироды, создаваемых человеком на основе познанных законов ее развити€.

ƒва первых уровн€ картин мира, или, по его определению, два "синтеза  осмоса", он описал в так называемых " рымских текстах". ¬ представлени€х человека о  осмосе можно видеть два синтеза, говорил он, по существу совершенно разных, наход€щихс€ на разных стади€х своего развити€ и едва ли совместимых между собой.

“ак, есть отвлеченное, абстрактное представление о мире, характерное дл€ физиков или механиков. ¬ нем все сводитс€ к не охватываемым нашими органами чувств и даже нашим сознанием в образной форме пон€ти€м энергии, квантов, электронов. ¬ сущности, эта картина мира создает у нас чуждое, не трогающее нас впечатление и, очевидно, представл€ет схему, далекую от действительности. ѕодобна€ абстракци€ удобна дл€ научной работы, входит в научное мировоззрение, но не охватывает весь  осмос.

Ќар€ду с физической картиной  осмоса всегда существует другое о нем представление - натуралистическое. ќно более близко нам и тесно св€зано не со всем  осмосом, а с его частью - с нашей планетой. Ёто картина, какую создает вс€кий натуралист, изучающий окружающую его природу. ¬ ней всегда присутствует элемент, которого нет в космогонии, теоретической физике или механике, - элемент живого. ¬ рамках второго синтеза возникла концепци€ биосферы.

—интез "картины мира" третьего уровн€ подробно разбираетс€ в труде "Ќаучна€ мысль как планетное €вление".

Ёволюционный процесс, отмечал ¬ернадский, получает особое значение благодар€ тому, что он создал новую геологическую силу - научную мысль социального человечества. ¬ последние тыс€челети€ наблюдаетс€ интенсивный рост вли€ни€ одного видового живого вещества - цивилизованного человечества - на изменение биосферы. ѕод вли€нием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состо€ние: в ноосферу.

Ќыне идеи ¬ернадского получили практическое подтверждение: человек действительно стал геологической силой. —равните: за год при извержени€х вулканов из недр «емли выбрасываетс€ пор€дка 65 км3 лавы, реки снос€т с континентов в океан около 25 км3 твердого вещества, а добыва€ полезные ископаемые, стро€ дороги и города, человечество механически перемещает до 100 км3 горных пород.

ƒругой пример: самородное железо. Ёто очень редкий минерал, но люди научились добывать железо из руды и производ€т его в огромных количествах. ћеталлический алюминий вообще не встречаетс€ в природе, а мы пользуемс€ им на каждом шагу. „еловек извлекает и концентрирует в невиданных масштабах рассе€нные в горных породах радиоактивные элементы. Ѕолее того, он создает ранее не существовавшие радиоактивные изотопы. ћногие синтетические материалы не разлагаютс€ в земных услови€х, а химические заводы производ€т все новые и новые соединени€.

— позиций синтеза можно обнаружить и осмыслить единство и взаимодействие трех основных начал: косного, живого и социального. ∆изнь не может существовать без косного вещества. ѕо своей сути сама жизнь есть не что иное, как посто€нный обмен веществом между косным и живым. ∆ива€ матери€ св€зывает между собой литосферу, гидросферу и атмосферу. ¬есь кислород в атмосфере «емли представл€ет продукт жизнеде€тельности организмов. ќгромные толщи известн€ков образовывались в результате жизнеде€тельности организмов с кальциевым скелетом. » даже массивы большинства гранитов несут следы "былых биосфер". »наче говор€, жизнь невозможна без косного вещества, но и эволюци€ косного вещества земной коры теснейшим образом св€зана с биотой.

¬ биологии когда-то возникло пон€тие симбиоза. “ак называют сосуществование разных видов организмов, жизнеде€тельность которых помогает взаимному выживанию. ¬. ». ¬ернадский распространил пон€тие симбиоза и на косную субстанцию. ’арактерным примером может служить почва. ѕо существу это биокосное вещество: уберите из нее микроорганизмы, и на почве ничего расти не будет. ¬ то же врем€ без содержащихс€ в почве минеральных солей не проживут грибы и бактерии.

Ќоосфера кроме косного и живого веществ включает и третий компонент - социальную роль человечества. Ёта роль приобретает все возрастающее значение, но не может изменить законы развити€ природы. ÷ивилизаци€ - не самосто€тельна€ система, а только часть биосферы. —ледовательно, любые политические, экономические и технические методы решени€ экологических проблем, которые не наход€тс€ в согласии с законами развити€ биосферы, не смогут быть эффективными.

ќ ѕќЌя“»» –ј«”ћј

  Ќоосфера - это не сфера в геометрическом понимании, а закономерна€ стади€ развити€ биосферы в постплиоценовую эпоху, когда человеческа€ мысль охватила биосферу и мен€ет все процессы в ней.

«десь следует сказать несколько слов о трактовке пон€ти€ "noos" (разум), образующего другую часть слова "ноосфера". ќсновное его значение - способность понимать и осмысливать. ќднако подчас тем же словом обозначают нечто прогрессивное, способствующее переходу от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. ¬еро€тно, именно так используют это слово те, кто понимает под ноосферой идеальное будущее, некую социально-политическую утопию наподобие коммунизма или других, более ранних мечтаний о земном рае.

—ам ¬ернадский понимал разум в основном его значении, не предусматривал эмоциональных оценок "хорошего" и "плохого".

 онечно, он не отрывал разум от чувства. »менно эти две категории в совокупности обычно и определ€ют поведение человека. ¬ письме своей жене, Ќаталье ≈горовне, он писал: "ћне представл€ етс€, разум и чувства тесно-претесно переплетаютс€ клубком: одна нить - разум, друга€ - чувство и всегда они друг с другом соприкасаютс€".

Ќо в выборе стратегии взаимодействи€ человека и природы он отдавал предпочтение разуму, а не чувствам: человек должен руководствоватьс€ разумом, то есть осуществл€ть свои шаги в согласии с "естественными законами природы".

¬ то же врем€ ¬ернадский ратовал за мораль в науке. ≈ще в начале ’’ века, раздумыва€ о перспективах освоени€ атомной энергии, он задавалс€ вопросами: сумеет ли человек воспользоватьс€ этой силой, направить ее на добро, а не на самоуничтожение? дорос ли он до умени€ использовать эту силу, которую неизбежно должна дать ему наука? - и предупреждал: ученые не должны закрывать глаза на возможные последстви€ своей научной работы, научного прогресса.

» так во всем. Ћюбое детище разума может быть использовано и во благо и во зло. Ќачина€ с палеолита палка могла быть использована и как рычаг, и как дубинка, бьюща€ по голове, огонь мог согревать, а мог вызвать пожар.

ѕростейшие изобретени€ как бы позволили человеку во много раз увеличить свою силу. Ќо на самом деле "творени€ разума", по€вившиес€ в результате развити€ ноосферы, лишь открыли пути активного использовани€ сил природы. "„еловеческий разум, - писал ¬ернадский, - не €вл€етс€ формой энергии, а производит действи€, как будто ей отвечающие". » еще: "ѕри умственной работе идет только перераспределение, а не увеличение работы".

—тро€ плотину, направл€€ воду на турбины, превраща€ механическую энергию в электрическую и передава€ ее в иные точки пространства дл€ практического использовани€, мы не создаем дополнительной энергии, а только в своих цел€х перераспредел€ем ее в пространстве и во времени.

¬—≈ “≈„≈“, ¬—≈ ¬–јўј≈“—я

Ќоосфера начала развиватьс€ с момента зарождени€ разума. ѕочему же только сейчас мы обратили к ней наше пристальное внимание?  акой ноосфера была вчера? „то нас волнует сегодн€ и что ожидает завтра? ѕодсказки можно найти в открытых ¬. ». ¬ернадским биогеохимических циклах на «емле.

ѕодавл€ющее большинство химических элементов земной коры участвуют в естественных круговых процессах - биогеохимических циклах, причем любой из них это не замкнутый круг, а виток спирали, определ€ющей общую направленность эволюционного процесса. ѕростейший цикл, знакомый нам еще со школьной скамьи, - круговорот воды в природе. „асть воды, выпадающей в виде осадков, достаточно быстро уходит с поверхностным стоком, друга€ просачиваетс€ в глубокие горизонты и движетс€ значительно медленнее, треть€ поглощаетс€ растени€ми и испар€етс€ их листвой. Ёто отдельные ветви общего круговорота воды.

¬ аналогичных циклах участвуют живые организмы и другие вещества. Ќаход€щийс€ в воде ил осаждаетс€ в виде рыхлых отложений, уплотн€етс€, превраща€сь в горные породы, подвергаетс€ метаморфизму (изменению состава и структуры) в недрах коры и в конце концов вновь выводитс€ на поверхность в процессах горообразовани€. Ёто глобальный цикл, но внутри него имеют место многочисленные локальные циклы меньшего пор€дка. ѕри этом образуютс€ новые минералы и их ассоциации, горные породы, карстовые пещеры, месторождени€ полезных ископаемых.

Ёволюци€ отдельных биологических видов проходит в рамках общей эволюции биосферы, в результате взаимодействи€ живого и косного веществ. —трого говор€, эволюционируют даже не виды, а их комбинации - биоценозы вместе с теми ландшафтно-климатическими обстановками, в которых они существуют: по€вление лесных массивов мен€ло почвенный состав, возникновение покрытосеменных растений коренным образом повли€ло на видовой состав насекомых, участвующих в их размножении. » подобным примерам несть числа.

—в€зь эволюции видов с организованностью биосферы, с ходом биогеохимических процессов, писал ¬ернадский, несомненна. ќчевидно, именно изучение этой св€зи позволит раскрыть взаимоотношение между посто€нством жизни как целого в геохимии и ее эволюцией как целого в биологии.

√еохимические €влени€ должны входить в круг интересов биологов, а геологи должны учитывать биохимический этап общего круговорота элементов.

»—“»ЌЌќ—“№ “≈ќ–»» ѕќƒ“¬≈–∆ƒј≈“—я ѕ–ј “» ќ…

∆ивые организмы, поглоща€ вещества, необходимые дл€ жизнеобеспечени€, неизбежно выдел€ют эквивалентные количества продуктов жизнеде€тельности.

ќчень долго продукты жизнеде€тельности человека поглощались природными буферными системами в ходе естественных круговых процессов. Ќо это врем€ заканчиваетс€.

“емпы технического прогресса непрерывно растут. ¬ начале XIX века по€вилс€ паровоз, во второй его половине - двигатель внутреннего сгорани€. ¬о второй половине XX века по-насто€щему заработала хими€ полимеров. „еловек поставл€ет в окружающую среду все больше техногенных отходов. ѕока природные буферные системы еще способны сглаживать нагрузки на природу в глобальном масштабе, но уже не справл€ютс€ в локальном.

¬ соответствии с концепцией ноосферы люди должны включать отходы своей де€тельности в природные биогеохимические циклы или создавать подобные циклы искусственно. Ёто можно сделать трем€ основными способами:

возвращать продукты жизнеде€тельности в биосферу (включить элементы в естественные биогеохимические циклы);

создавать депо продуктов жизнеде€тельности - "техногенные месторождени€" вместо "техногенных помоек"; проводить рециклинг отходов внутри антропогенных систем.

¬озвратна€ система продуктов жизнеде€тельности - одно из самых простых и дающих быстрый эффект направлений. ѕримером вторичного использовани€ отходов может служить широкое применение искусственных органических удобрений в сельском хоз€йстве развитых стран. –ешаютс€, хот€ и со сложност€ми, проблемы с отходами, которые требуют специальных технологий переработки.

ѕродукты промышленной де€тельности человека, как правило, скапливаютс€ в достаточно больших объемах. —пециалисты, изуча€ рудные месторождени€, накопили достаточно эмпирических знаний, чтобы организовывать в местах подобных скоплений техногенные месторождени€ промышленно используемых минералов с созданием искусственных геохимических барьеров.

Ќапример, неизбежным следствием разработки полезных ископаемых станов€тс€ отвалы пустой породы. » эти "горы" различных минералов "живут" - в них диффундируют элементы, идут химические реакции. »нтенсивность реакций может быть очень высокой, температура в отвалах повышаетс€ настолько, что над ними по€вл€етс€ дымок, и в этих случа€х отвалы называют гор€щими. √ор€щие отвалы неоднородны: в одних зонах идут восстановительные реакции, в других - окислительные. ћежду этими зонами возникают так называемые геохимические барьеры. Ќекоторые элементы проход€т сквозь них, другие задерживаютс€.

”ченые начали изучать возможность вли€ни€ на процессы в гор€щих отвалах. ѕредприн€тые шаги, хот€ и нос€т полустихийный характер, дают обнадеживающие результаты. “ак, в —ибирском отделении –јЌ зан€лись отвалами месторождений полиметаллических руд. ќказалось, что в них формируютс€ новообразованные минералы, содержащие медь, цинк, мышь€к. ¬ дальнейшем минералы разрушаютс€ под действием атмосферных осадков и заражают среду т€желыми элементами. ≈сли при формировании этих отвалов использовать законы геохимических барьеров, то можно не только избежать экологических бедствий, но и получить дополнительные источники полезных компонентов. Ќа правильно сформированном отвале с искусственно созданными геохимическими барьерами уже через несколько лет образуютс€ участки самородной меди, которые представл€ют собой дополнительный полезный продукт.

»зучение законов развити€ биосферы помогает устранить еще одну проблему, которую человек себе создает. ѕосле обогащени€ руды на горно-металлургических комбинатах остаютс€ так называемые "хвосты" - пульпа, состо€ща€ из воды и обедненной породы. ’от€ концентраци€ т€желых металлов в хвостах невелика, в абсолютных значени€х их там очень и очень много. ≈сли не сливать хвосты непосредственно в реки и озера, а организовать хвостохранилище, перегородив его проницаемой плотиной, то на структурах плотины образуютс€ корки окислов железа (лимонит), которые будут сорбировать т€желые металлы, а просачивающа€с€ через такой фильтр вода по составу окажетс€ почти такой же чистой, как в естественных водоемах. ¬ русле концепции ноосферы оказалось и изобретение российских ученых по очистке вод, откачиваемых из урановых шахт. ¬ них в растворенном состо€нии находитс€ значительное количество соединений урана. —бросить такую воду - это лишитьс€ части продукта и вдобавок создать опасность дл€ живущих вокруг людей.

Ўахтные воды заливают в резервуар и внос€т туда глину. ѕри осаждении частицы глины увлекают с собой соединени€ урана. „истую воду откачивают, а осадок сваливают кучей и орошают слабым раствором серной кислоты (выщелачивают). ¬ дальнейшем уран выдел€ют и используют.



Ќќќ—‘≈–Ќјя —“–ј“≈–»я XXI ¬≈ ј

   —тратеги€ развити€ цивилизации в ’’ веке имела преимущественно экстенсивный характер. Ѕольше угл€, чугуна и стали! Ѕольше электроэнергии!

ѕринципиальное отличие стратегии XXI века - крен в сторону интенсивного развити€. Ќе больше - а рациональнее . –ациональнее добывать, использовать, потребл€ть. » думать не только о потреблении, но в равной степени и об утилизации отходов по тому или иному сценарию.

¬ качестве подтверждени€ можно в заключение привести слова ¬. ». ¬ернадского: "Ѕудущее человечества, как части единой системы биосферы, зависит от того, когда оно поймет свою св€зь с ѕриродой (Ѕогом, ƒухом, ¬ысшим Paзумом, ћировой »нформацией) и примет на себ€ ответственность не только за развитие общества (к чему стремились все утописты), но биосферы в целом".

Ќа фото — отдел хранени€ рукописей ¬ернадского в јрхиве јЌ ———– и рабочий стол ученого в его квартире (фото 1945 года)

http://www.nkj.ru/archive/articles/24166/ (Ќаука и жизнь, Ёволюци€ биосферы)

√ений науки XX века ¬ладимир ¬ернадский

¬ладимир »ванович ¬ернадский (1863-1945)

–убрики:  ”чЄные и открыти€
ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз
ѕонравилось: 5 пользовател€м



ќрли44   обратитьс€ по имени „етверг, 12 ћарта 2015 г. 18:34 (ссылка)
„удесного вечера.благодарю,интересна€ стать€.
сирень (700x393, 135Kb)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕ€тница, 13 ћарта 2015 г. 19:52ссылка
—пасибо, —веточка, за прекрасную сирень! —коро!
ѕерейти к дневнику

ѕ€тница, 13 ћарта 2015 г. 19:57ссылка
ѕока полюбуемс€ здесь.
Ylada   обратитьс€ по имени „етверг, 12 ћарта 2015 г. 19:16 (ссылка)
“омаовс€нка, ѕост очень актуален, как уже почти сто лет актуально учение ¬ернадского. ¬от только "нет пророка в своем отечестве". „его можно было ожидать в стране воинствующего атеизма?  акой там Ѕог, ƒух и ¬ысший –азум? » сейчас понимаем, что ¬ернадский был прав, но наверное наш паровоз так разогналс€, что не остановить. —пасибо, “амарочка!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕ€тница, 13 ћарта 2015 г. 19:57ссылка
ƒа, јлла! Ќаш паровоз €вно не туда... “олько катастрофа сможет подн€ть нас догон€ть и перегон€ть!
ќткровени€_ расоты   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 13 ћарта 2015 г. 17:07 (ссылка)
"Ѕудущее человечества, как части единой системы биосферы, зависит от того, когда оно поймет свою св€зь с ѕриродой (Ѕогом, ƒухом, ¬ысшим Paзумом, ћировой »нформацией) и примет на себ€ ответственность не только за развитие общества (к чему стремились все утописты), но биосферы в целом".

¬елика€ »стина! »наче - гибель!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕ€тница, 13 ћарта 2015 г. 20:00ссылка
—пасибо, —абина! ѕрекрасную идею подхватила! ƒа вот только оптимизма по поводу благого исхода всЄ меньше...
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку