-–убрики

 -÷итатник

ѕавел ƒмитриевич Ўмаров (1874-1950). - (0)

–аботы до эмиграции.јнализ стил€. -ч.4.  рестный ход 1898 Ќесколько работ художника...

ќ —ергее —удейкине - (0)

  —удейкин —ергей ёрьевич (1882, —анкт-ѕетербург — 1946, Ќайак, штат Ќью-…орк,...

ѕам€ти ≈лены ќбразцовой - (0)

¬ ћариинском театре пройдет вечер пам€ти ≈лены ќбразцовой ¬ ћариинском театре пройде...

Ўильдер јндрей Ќиколаевич (1861-1919). - (0)

«имние пейзажи. «имние лесные пейзажи стали настолько каноническими, что сегодн€ ручьи и п...

Ћегендарна€ балерина “амара “уманова - (0)

„ерна€ жемчужина русского балета: как эмигрантка из “ифлиса покорила Ћа —кала,  овент-√арден и √олли...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 50320

”шЄл из жизни режиссер √еннадий ѕолока, сн€вший фильмы Ђ–еспублика Ў »ƒї и Ђ»нтервенци€ї

—уббота, 06 ƒекабр€ 2014 г. 17:05 + в цитатник

  √еннадий »ванович ѕолока, пожалуй, самый «запрещенный» из советских киноклассиков — во вс€ком случае, в своем поколении. ћало кто сталкивалс€ с такими сложност€ми, при этом остава€сь одним из самых уважаемых в профессиональной среде режиссеров — этот статус сохран€лс€ за ѕолокой, даже когда он полностью лишилс€ возможности снимать кино.

  √еннадий ѕолока родилс€ в 1930 году, училс€ в школе-студии ћ’ј“, а в 1957-м закончил режиссерский факультет ¬√» а (мастерска€ Ћьва  улешова и јлександры ’охловой) и пришел работать на «ћосфильм». ѕроблемы у него начались уже на первом фильме — в —редней јзии он снимал кино о строительстве канала в пустыне, и рабочий материал дл€ картины «„айки над барханами» не понравилс€ местному начальству. ƒело ѕолоки разбиралось в ћоскве, на расширенном заседании —оюза кинематографистов, а сам он был обвинен в уголовных преступлени€х сразу по нескольким (и совершенно несусветным) стать€м ”  –—‘—–.



 

  » в том, и в другом случа€х все закончилось нежданным триумфом: на заседании »ван ѕырьев и другие советские классики признали ѕолоку «новым Ёйзенштейном» и помогли с адвокатом, разметавшим обвинени€ за отсутствием состава преступлени€. ќднако диссидентска€ репутаци€ была заработана и сделала свое дело. ѕолучить возможность снимать √еннадию »вановичу было проблематично: приходилось переделывать чужие сценарии, иногда сниматьс€ как актеру — под псевдонимом.

»менно так он и попал на съемки «–еспублики Ў »ƒ».

  ‘ильм о беспризорниках 1920-х ѕолока начинал делать как литературный раб, доводивший до ума сценарий, написанный писателем Ћеонидом ѕантелеевым. ѕотом кто-то вспомнил, что ѕолока имеет режиссерское образование — и он стал постановщиком ленты. Ќесмотр€ на то что тот же ѕантелеев был не очень доволен получившейс€ экранизацией, зрител€м она понравилась и стала одним из лидеров проката 1967. ј ѕолока получил возможность пробитьс€ к стабильной работе. Ќа волне успеха «–еспублики» киноначальство заставило режиссера вз€тьс€ за фильм о революции — «»нтервенцию» по пьесе Ћьва —лавина.



«»ме€ дело с канонизированным жанром, € решил довести условность до предела. ѕолучилс€ авангард, этакое «антикино»,

— вспоминал режиссер, который считал получившуюс€ картину с ¬ладимиром ¬ысоцким, ¬алерием «олотухиным, ≈фимом  опел€ном и —ергеем ёрским программной. ¬ итоге творческа€ смелость привела к тому, что фильм, который должен был укрепить репутацию ѕолоки, чуть было не похоронил его карьеру. –ежиссера обвинили в том, что он в «недопустимой буржуазной форме» показал св€щенное дл€ каждого советского человека событие. ≈му запретили снимать картины, а «»нтервенцию» положили на полку — в кинотеатры она попала только через 20 лет, в конце 80-х.

  ¬ начале 70-х ѕолоке все-таки позволили реабилитироватьс€, поручив «проверенный» сценарий фильма «ќдин из нас», который рассказывал о противодействии советской контрразведки немецким шпионам перед ¬торой мировой войной. » снова режиссер сн€л не то, что планировалось.



«я по сценарию «ќдин из нас», подчеркнуто документальному, сн€л весьма двусмысленный, иронический фильм.

   иноманы до сих пор считают его моей лучшей картиной», — рассказывал ѕолока в интервью «—овершенно секретно». «накомые разведчики —  онон ћолодый и –удольф јбель — помочь режиссеру так и не смогли. ‘ильм хоть и выпустили в прокат, но безо вс€кой рекламы, а ѕолоке снова запретили работать по специальности — правда, не сразу.

  ¬ 1974 √еннадий ѕолока сн€л по сценарию ¬иктора ћережко комедию «ќдиножды один» с јнатолием ѕапановым в главной роли. Ќо затем был лишен права снимать «как не сделавший выводы из своих идеологических заблуждений».

 

  ¬прочем, без работы он не осталс€ — председатель √остелерадио —ергей Ћапин пригласил его на должность художественного руководител€ студии музыкальных фильмов объединени€ «Ёкран», и ѕолока проработал там около п€ти лет, т€гот€сь тем, что лишь руководит, а не снимает сам.

  ¬ начале 80-х ѕолока много работал на телевидении — сн€л историю советского мезаль€нса «ћелоди€ на два голоса» в соавторстве с јлександром Ѕоголюбовым, вместе с ёрием ƒубровиным ставит «≈го отпуск» — производственную драму, из которой прорастает драма любовна€. ¬ 1984-м выходит перва€ после долгого перерыва кинокартина «“ри процента риска» — но снова в соавторстве, с ¬ладимиром Ўределем.

  ѕолноценное возвращение в кино состо€лось лишь в перестроечном 1989 с картиной «ј был ли  аротин» — шпионский фильм о чекисте, под видом ученого проникающем на кораблестроительный завод.

ѕравда, это уже была эпоха совсем другого кино — —ергей —оловьев гремел с наконец вышедшей «јссой» и вовсю работал над «„ерной розой...», а ћарк «ахаров выпустил «”бить дракона». ¬ 1996-м ѕолока снова вернулс€ к послереволюционной романтике — сн€л «¬озвращение броненосца», посв€щенный 100-летию кинематографа фильм об ќдессе 1920-х. ј самой русской революции была посв€щена его последн€€ картина «ќко за око», вышедша€ в 2010-м.

   ак ни странно, в отличие от коллег-диссидентов, ѕолока никогда не жаловалс€ ни на судьбу, ни на цензуру. Ќаоборот, кажетс€, был благодарен за то, что удалось сделать. ѕри этом в новом времени режиссер, по его собственным словам, осталс€ совершенно один — когда о том, с чем он пыталс€ боротьс€ в советском обществе, стало можно говорить пр€мо, он не изменил себе, превыше публицистической цен€ правду художественную. ≈го последние картины не имели хорошей прокатной судьбы, зато в них безошибочно читаетс€ авторский взгл€д и почерк, способность совмещать серьезный разговор с ироническим прищуром и эксцентрикой. ¬ одном из последних интервью, данном «–оссийской газете», режиссер сказал:

√азета.Ru

«Ќаверное, у мен€ украли больше, чем дарила судьба. Ќо тем не менее жизнь прекрасна. » искусство прекрасно. » когда € испытываю творческий подъем — это счастье».



–убрики:  ¬идео и фильмы
ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз
ѕонравилось: 2 пользовател€м



Ylada   обратитьс€ по имени —уббота, 06 ƒекабр€ 2014 г. 18:37 (ссылка)
“омаовс€нка, ¬ечна€ ему пам€ть и ÷арство Ќебесное. ¬сегда помним его фильмы. я очень люблю фильм "ќдин из нас", и конечно, "–еспублику Ў »ƒ".  ак забыть такого режиссера? Ѕудем помнить!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
elinor_051   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 08 ƒекабр€ 2014 г. 16:44 (ссылка)
“аких людей невозможно забыть. —ветла€ пам€ть!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬торник, 09 ƒекабр€ 2014 г. 18:24ссылка
ƒа, Ћеночка! —ветлый он талантливый человек!
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку