-–убрики

 -÷итатник

ѕавел ƒмитриевич Ўмаров (1874-1950). - (0)

–аботы до эмиграции.јнализ стил€. -ч.4.  рестный ход 1898 Ќесколько работ художника...

ќ —ергее —удейкине - (0)

  —удейкин —ергей ёрьевич (1882, —анкт-ѕетербург — 1946, Ќайак, штат Ќью-…орк,...

ѕам€ти ≈лены ќбразцовой - (0)

¬ ћариинском театре пройдет вечер пам€ти ≈лены ќбразцовой ¬ ћариинском театре пройде...

Ўильдер јндрей Ќиколаевич (1861-1919). - (0)

«имние пейзажи. «имние лесные пейзажи стали настолько каноническими, что сегодн€ ручьи и п...

Ћегендарна€ балерина “амара “уманова - (0)

„ерна€ жемчужина русского балета: как эмигрантка из “ифлиса покорила Ћа —кала,  овент-√арден и √олли...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 50308

 о дню рождени€ ѕавла ‘Єдоровича „елищева (1898 Ч 1957)

ѕ€тница, 03 ќкт€бр€ 2014 г. 17:28 + в цитатник
 

¬озвращение ЂЌечетнокрылого ангелаї

–азговор с Ќиной «арецкой - продюсером документального фильма о художнике ѕавле „елищеве 

ќн был открывателем новых путей в живописи в первой половине XX века. ¬ ≈вропе и јмерике его творчеством восхищались, боготворили, называ€ «русским ƒали» в то врем€ как в –оссии им€ этого самобытного и чрезвычайно талантливого художника сегодн€ мало кому известно. ќн навсегда покинул родину в 1919 году вместе с армией ƒеникина. » так никогда не вернулс€ назад. ѕравда, в 1958 году, спуст€ год после смерти художника, в –оссию была привезена его знаменита€ работа «‘еномена». Ёто перва€ картина, оказавша€с€ в –оссии, котора€ по завещанию мастера была передана в фонд √осударственной “реть€ковской галереи, пролежала там более 40 лет и только недавно по€вилась в посто€нной экспозиции. ѕолотно, свернутое в рулон, тайком пересекло границу вместе с балетной труппой ƒжорджа Ѕаланчина, гастролировавшей в ———–. “ак, художник после кончины через свою работу вернулс€ на –одину. ј затем вновь длительное забвение — когда ни о древнем роде, ни о художнике в –оссии не вспоминали. »менно поэтому недавно завершенна€ документальна€ лента «Ќечетнокрылый ангел», рассказывающа€ о творчестве ѕавла ‘едоровича „елищева, сродни открытию дл€ современников истории этого легендарного рода. ‘ильм повествует об уникальном даровании нашего соотечественника, который жил и творил за пределами –оссии в неимоверно сложных услови€х, прекрасно понима€, что намного опережает свое врем€.

ѕавел родилс€ 21 сент€бр€ 1898 года в день  уликовской битвы в селе ƒубровка  алужской губернии, расположенной неподалеку от ќптиной пустыни. ѕо личному указу Ћенина семью из родового имени€ в одночасье выселили, отправив искать другого пристанища. ѕавел едет в  иев, берет уроки живописи у Ёкстер, затем служит картографом в армии ƒеникина, и в 1919 году принимает решение окончательно покинуть –оссию. “ак в 20 лет окончательно обрываетс€ пуповина, св€зывающа€ ѕавла с ќтечеством.

 „елищев следует сначала в  онстантинополь, затем в ≈вропу. Ќачинающий художник отправл€етс€ покор€ть Ѕерлин, Ћондон и ѕариж.

ѕавел „елищев в Ѕерлине. 1921

¬о ‘ранции ѕавел попадает в модный салон американской писательницы √ертруды —тайн и активно сотрудничает с —ергеем ƒ€гилевым, затем перебираетс€ в —Ўј, где он жил и работал на прот€жении дес€ти лет. »сследователи творчества ѕавла „елищева считают, что именно в јмерике он смог наиболее полно реализоватьс€. ќднако после окончани€ войны художник переезжает в »талию. ¬ это врем€ одна из его любимых сестер ћари€, оставша€с€ в –оссии, была арестована и дев€ть лет провела в сталинском лагере. Ќыне она покоитс€ на ƒонском кладбище в ћоскве. ј ѕавел ‘едорович „елищев умер вблизи –има в 1957 году и был похоронен на местном погосте. ќднако через несколько лет ближайшие родственники, среди которых была его сестра јлександра, решили перезахоронить его, перевез€ прах ѕавла ‘едоровича во ‘ранцию на кладбище ѕер-Ћашез, где также есть родова€ могила семьи „елищевых. ѕоэтому теперь у великого русского живописца две могилы — одна символическа€ в »талии, друга€ во ‘ранции. 

  ƒокументальна€ картина «Ќечетнокрылый ангел» сн€та дл€ телевизионного канала « ультура». ѕродюсера фильма Ќину «арецкую давно привлекает тема искусства, при этом она стремитс€ открывать неизвестные или давно забытые имена.  андидат филологических наук, директор јрт ћедиа ÷ентра «TV √алере€» Ќина «арецка€ €вл€етс€ автором целой серии документальных лент о художниках, чьи имена практически были не известны широкой публике, а сейчас уже многих из них можно отнести к классике современного искусства, поэтому фильм о творчестве ѕавла „елищева — дл€ нее уже далеко не перва€ работа в этом направлении. ќ том, как возникла иде€ картины, Ќина «арецка€ рассказывает:

— Ёта тема про€вилась в беседах с  онстантином јлександровичем  едровым. –ассказыва€ о своих родственниках, известный российский поэт не раз подчеркивал, что из всех близких он особенно гордитс€ двоюродным дедушкой — художником ѕавлом ‘едоровичем „елищевым, который стал дл€ него символом поэзии.  онстантин јлександрович назвал его «нечетнокрылым ангелом». ѕо€влению такого необычного сравнени€  едров об€зан своему именитому предку. »з записок деда поэт узнал такую историю. ќднажды ѕавла „елищева спросили относительно одного из его рисунков: «ѕочему у ¬ашего ангела крыль€ на груди?» «ј ¬ы часто видели ангелов? — усмехнулс€ художник. — ƒл€ того, чтобы лететь в пространство эн-измерений, достаточно одного крыла, преломленного во всех пространствах».  онстантин  едров показал свои статьи об этом талантливом мастере, рассказал о родословной, берущей начало от »вана  алиты. Ќу как после этого было усто€ть и не вз€тьс€ за работу над этой темой, тем более, что в области документального кино к ней еще никто не обращалс€?

— Ќазвание фильма сложилось сразу или прежде было другим?

— ѕавла „елищева считали основоположником мистического сюрреализма, поэтому первое название картины было «–усский ƒали». Ќо, работа€ над фильмом, мы провели большое исследование творчества „елищева и открыли одну весьма существенную деталь. ќказалось, что на самом деле в сюрреализме —альвадор ƒали не был первым — первым был ѕавел „елищев. ћногие его открыти€ сюрреалистического плана предшествовали работам —альвадора ƒали в этой области. ¬едь ѕавел ‘едорович стал разрабатывать это направление еще в конце 20-х годов минувшего столети€, в то врем€ как ƒали пришел к сюрреализму только в середине 30-х годов. ѕосле такого открыти€ мы естественно не могли оставить первоначальное название. ƒва художника были дружны и часто общались, но „елищев был старше ƒали, а значит мудрее. ѕавел ‘едорович искренне радовалс€, когда ƒали приезжал в јмерику, помогал, встречал, водил его по городу, показывал свои работы. ќднако ƒали удалось убедить современников, что в сюрреализме не „елищев, а он €вл€етс€ первооткрывателем. „елищев не очень обижалс€, и вскоре перешел на другие формы в живописи. Ќеутомимый ѕавел ‘едорович не умел сто€ть на месте, его посто€нно увлекали новые идеи, стили и методы. Ёто был трудный путь поисков и открытий не только дл€ него самого, но и дл€ зрителей. ≈два привыкнув к одной манере письма „елищева, публика тут же сталкивалась с уже совсем другим „елищевым, с трудом усваива€ его новый стиль, а в конечном итоге никак не могла пон€ть, кто же он такой, этот странный русский художник ѕавел ‘едорович „елищев, и к какому направлению можно отнести его новые творени€?

— Ќина, ¬ы стали и продюсером и автором сценари€ фильма?

— ” картины два сценариста — поэт  онстантин јлександрович  едров и €. Ќо именно  онстантин  едров стал дл€ фильма, если так можно сказать, отправной точкой, именно с него все и началось. » только потом вокруг картины сложилс€ некий круг единомышленников. ѕричем всем сразу стало €сно, что в фильме об€зательно должны звучать стихи  онстантина  едрова, так как это будет не просто повествование о художнике, а рассказ, пропущенный через персональное воспри€тие его ближайшего родственника.  стати, на сегодн€шний день никто так не близок к ѕавлу „елищеву, как  онстантин јлександрович  едров.

4000579_Tchelitchew (295x420, 16Kb)— ѕолучаетс€, что ¬аш фильм — это рассказ поэта о художнике?

— ƒа, и это огромное преимущество дл€ раскрыти€ сложнейшей темы. ¬едь поэт говорит особым €зыком, ему порой бывает проще написать целое стихотворение, чем объ€снитьс€ в прозе.  онечно, тонкий поэтический план порой не способен объ€снить все мелочи, особенности или детали художественного мастерства. Ќо в какой-то степени он позвол€ет зрителю глубже пон€ть и тоньше прочувствовать целостный образ художника.

—  акие еще открыти€ ¬ам удалось сделать во врем€ работы над этой картиной?

— ¬о врем€ съемок стали происходить необъ€снимые событи€: сами собой прит€нулись люди. Ќапример, мы познакомились с отдельной ветвью „елищевых. Ёто семь€, котора€ в насто€щее врем€ проживает в јмерике.  стати, все потомки из рода „елищевых, проживающие сегодн€ в —Ўј, сохранили свою историческую фамилию.

— ¬ы познакомились с ними в јмерике?

— » да и нет. Ќаше знакомство с одним из членов этой семьи состо€лось в ћоскве. ћы запланировали провести съемку на ƒонском кладбище, где находитс€ одна из родовых могил семьи „елищевых. ¬ ней поко€тс€ три сестры художника — ¬арвара, Ќаталь€ и ћари€. ј также съемку у стен ƒонского монастыр€, где хранитс€ подлинный горельеф «ѕосещение ƒмитрием ƒонским —ерги€ –адонежского перед походом против татар 1380 года». ѕо легенде, родственник  алиты ћихаил Ѕренко был не только оруженосцем, но и близким другом ƒмитри€ ƒонского. ¬нешне они были необычайно похожи друг на друга. »скренне волну€сь за судьбу кн€з€, перед сражением Ѕренко предложил ƒонскому совершить переодевание. ћихаил облачилс€ в доспехи ƒонского, а ƒмитрий переоделс€ в платье Ѕренко. ѕосле сражени€ ƒмитрий ƒонской осталс€ жив, а ћихаил Ѕренко погиб: его нашли под грудой тел, разрубленным «в чело». ¬ пам€ть о героической гибели ћихаила ближайшие родственники Ѕренко стали именовать себ€ „елищевыми. ћожет быть, в этой легенде и есть нека€ дол€ вымысла, однако ћихаил Ѕренко — это реальный человек, существовавший в истории –оссии, и многие литературные пам€тники уверенно говор€т об этом факте переодевани€ перед началом  уликовской битвы. ƒень съемок был уже согласован, но буквально накануне  онстантину јлександровичу позвонил некто с €вным американским акцентом и представилс€ ¬иктором ¬икторовичем „елищевым. ќказалось, что он прилетел из јмерики в ћоскву и €вл€етс€ четвероюродным братом  едрова. ѕоэт рассказал ему о фильме и предложил встретитьс€ в ƒонском монастыре. ћы еще не завершили съемку, когда к горельефу подошел наш новый герой. ќказалось, что ¬иктор ¬икторович „елищев давно изучал свой древний род и хорошо знает всю его историю. ”же давно он со своей супругой-писательницей живет в јмерике.  стати, его жена Ќаталь€ тоже принадлежит к именитому роду √ончаровых. ¬иктора ¬икторовича „елищева очень интересовала не только истори€ рода, но и древний фамильный герб. ќн выстроил подробное древо „елищевых, берущее свое начало от »вана  алиты, а то и дальше. », как ему удалось вы€снить, ћихаил Ѕренко был не только оруженосцем, но и братом ƒмитри€ ƒонского.

— ѕри€тно, что они сохранили фамилию „елищевы, даже прожива€ за пределами –оссии и бережно хран€т пам€ть о своем именитом предке. —кажите, сохранились ли в семь€х „елищевых какие-нибудь древние реликвии?

— ¬ фильме показана одна из редчайших реликвий, котора€ хранитс€ у старшего сына ¬иктора ¬икторовича „елищева. Ёто старинна€ гравюра, некогда принадлежавша€ герцогу Ћюнебургскому, — литографи€ XYII века с подробными картинками и описанием всех эпизодов  уликовской битвы. Ќа этой гравюре сохранилась надпись: «¬место себ€ ћихаила», свидетельствующа€ о переодевании кн€з€ ƒмитри€ ƒонского.



— ¬ каких городах снималась картина?

— —начала планировалось снимать картину на исторической родине ѕавла ‘едоровича „елищева. Ќо оказалось, что в  алужской области существует несколько селений и деревень с таким названием, поэтому сегодн€ с достоверной точностью трудно сказать, в какой из них рос будущий мастер. ¬ биографии художника отмечаетс€, что семь€ „елищевых часто наведывалась в ћоскву — на јрбате находилс€ дом, давно принадлежащий роду „елищевых, поэтому мы снимали и в центре ћосквы, где ѕавел провел свои детские и юношеские годы, и в Ќью-…орке, где „елищев прожил дес€ть лет в зените славы.

— ћассу работ ѕавла „елищева, показанных в фильме, еще ни разу не видели в –оссии.  ак ¬ам удалось найти эти произведени€?

— —егодн€ многие из работ ѕавла ‘едоровича „елищева хран€тс€ в частных коллекци€х, причем большинство — в —Ўј. Ќо, когда мы приступили к реализации проекта, информаци€ о главном герое стала как-то прит€гиватьс€, словно мы следовали за волшебной нитью јриадны. Ќам было при€тно узнать, что не только в јмерике, но и у нас на родине проход€т выставки работ ѕавла ‘едоровича „елищева. ≈динственный, правда, пока вернисаж его работ в –оссии состо€лс€ в сент€бре 2007 года в залах частной галереи «Ќаши художники» в Ѕорках. Ёта картинна€ галере€ принадлежит Ќаталии  урниковой, котора€ полюбила ѕавла „елищева за его неординарность. Ќатали€ давно занимаетс€ художниками-эмигрантами, имена и творчество которых сегодн€ практически неизвестны в –оссии. Ќатали€  урникова предоставила нам уникальную возможность показать в фильме «Ќечетнокрылый ангел» некоторые картины ѕавла „елищева, хран€щиес€ в ее галерее.  ак известно, люба€ выставка — всегда большое событие. Ќам повезло, потому что к выставке ѕавла „елищева в галерее «Ќаши художники» одну его картину — знаменитое полотно «‘еномена» — из своих фондов предоставила “реть€ковска€ галере€, и мы смогли показать эту работу в фильме.

— ѕавел „елищев рано покинул –оссию и большую часть своей жизни провел за ее пределами. ќзначает ли это, что дл€ него родина была навсегда потер€на, и, наход€сь на чужбине, он никогда не вспоминал о ней?

— Ќет, это не так. ” ѕавла ‘едоровича „елищева св€зь с –оссией никогда не тер€лась. ќн поддерживал ее и через своих родственников, и через друзей. ѕравда, у него был довольно обширный и весьма разнообразный круг друзей, в число которых входили ѕабло ѕикассо, американска€ писательница √ертруда —тайн и английска€ поэтесса Ёдит —итуэлл, им€ которой было у всех на устах. Ќо многие ценили —итуэлл не только за ее прекрасные стихи, но и за ее оригинальность. Ћюбимым зан€тием этой светской львицы было нар€жатьс€ в одежду ≈лизаветинских времен. ѕонаблюдать это незабываемое зрелище к ней в дом спешила вс€ богема. —реди гостей поэтессы можно было часто встретить и ѕавла „елищева. ќбщительный и обладающий большим чувством юмора, художник поддерживал св€зь со многими, однако в списке его друзей русских было гораздо больше. —в€зь с –оссией ѕавел „елищев держал в основном через —ерге€ ƒ€гилева. ¬ балетный мир ѕавел „елищев пришел именно благодар€ ƒ€гилеву, а там были ƒжордж Ѕаланчин, »горь —травинский, —ергей Ћифарь и другие. —амый знаменитый проект, над которым работал ѕавел „елищев — балет «ќда».

Ќовости ÷ифрового ƒома :: јрхив Ќовостей

 

—цена из балета "ќда", 1928


„елищева вдохновило космогоническое творение Ћомоносова "¬ечернее размышление о божием величестве". ћузыка Ќикола€ Ќабокова, двоюродного брата писател€, сопровождалась поэтическим текстом Ћомоносова. ¬ постановке были задействованы все мыслимые и немыслимые сценические средства, включа€ фосфорическое свечение и пиротехнические эффекты.  аждое движение танцоров измен€ло конфигурацию пространства. √лавную партию исполн€л —ергей Ћифарь.

  ѕресса и критика отнеслась к сценическому прозрению скептически. ѕо поводу этого „елищев говорил: "я ¬ам открыл дверь в ћироздание, в ¬ечность, а ¬ы не захотели туда войти!". ”спокаива€ своего кумира, верна€ поклонница таланта ѕавла „елищева √ертруда —тайн говорила: "ѕридет врем€. ¬се увид€т и войдут!".


— ¬ ¬ашей картине присутствует этот некогда нашумевший балет, как пришла иде€ восстановить его?

— Ёто наше ноу-хау.  огда мы познакомились с биографией ѕавла „елищева, почти сразу же пришла иде€ реконструировать балет. «ќда» — это не чисто д€гилевское детище. ¬едь ѕавел „елищев был не только художником-постановщиком этого балета, в основу «ќды» была положена концепци€ „елищева. «десь художник за€вил о себе в полную мощь, заложив в балет такие вещи, которые только через несколько лет про€вились в его живописи и графике. “ак, «ќдовские» мотивы можно наблюдать в челищевских работах, написанных значительно позже, примерно, в 40-е или 50-е годы. “акой факт в судьбе художника невозможно пропустить. ¬едь истори€ с постановкой «ќды» переросла в громкий скандал. Ѕалет «ќда» был поставлен во ‘ранции в театре —ары Ѕернар в рамках «ƒ€гилевских сезонов» 1928 года. Ёто, к сожалению, единственна€ постановка, потому что балет не был прин€т современниками. » все же «ќда» была очень важна в формировании дальнейшего направлени€ в творчестве ѕавла „елищева. ’удожник применил на сцене то, что до него еще никто никогда не примен€л. ѕо сохранившемус€ описанию, «ќда» сегодн€ смотритс€ очень современно. ј это значит, что „елищев намного опережал свое врем€. Ќе сложно пон€ть, что ему как художнику-новатору было т€жело отстаивать свои идеи.

—  акие непон€тные дл€ зрителей приЄмы были использованы ѕавлом „елищевым в балете «ќда»?

— ѕо замыслу ѕавла „елищева во врем€ спектакл€ на сцене примен€лись не только различные пиротехнические эффекты, но и особое свечение, а также кинопроекци€. ¬ театре сто€л кинопроектор, при помощи которого в зал запускалось некое изображение.  роме того, главного геро€ — танцовщика Ћифар€, „елищев заставил во врем€ спектакл€... бегать по спинам балерин, что, по определению, не могло им понравитьс€. ѕривыкшие к классическому стилю, зрители не могли пон€ть и прин€ть это новаторство.

ѕавел „елищев на выставке "¬идение танца" - ¬идео@Mail.Ru

— ј кто стал автором музыки к балету «ќда»?

— ћузыка была написана Ќиколаем Ќабоковым — это двоюродный брат гениального русского писател€. Ќо, видимо, он сделал это не совсем удачно. ¬ результате премьера «ќды» с треском провалилась. ѕавел „елищев очень переживал по этому поводу, говор€: «я ¬ам открыл дверь в ћироздание, в ¬ечность, а ¬ы не захотели туда войти!». ”спокаива€ своего кумира, верна€ поклонница таланта ѕавла „елищева √ертруда —тайн, говорила: «ѕридет врем€. ¬се увид€т и войдут!» ќна-то как раз восприн€ла и пон€ла все, что было заложено художником в этом спектакле. ћы решили восстановить балет и показать его в картине. ”далось отыскать отдельные фотографии, нашелс€ текст ћ. ¬. Ћомоносова, написавшего «ќду» по поводу «¬ечернего размышлени€ о Ѕожием величестве при случае великого —еверного си€ни€». ћы решили сделать не реконструкцию, а реплику, свою версию балета. Ќовое либретто, придуманное нами, состоит из трех частей: «јд», «„истилище» и «–ай». “акой выбор не случаен. ” ѕавла „елищева существует три больших цикла, по которым можно классифицировать его работы. ѕерва€ — тема «јда», блистательно раскрыта€ художником в картине «‘еномена».   циклу «„истилище» можно отнести картину художника «»гра в пр€тки» и р€д более мелких работ, также посв€щенных этой теме, некоторые из которых „елищев использовал как эскизы дл€ своего монументального шедевра. Ёто громадное полотно было показано в Ќью-…орке в ћузее современного искусства (ћоћј) и считаетс€ одной из самых гениальных его работ. », наконец, самый последний, третий цикл «–ай» — незавершенна€ сери€, объедин€юща€ необычные геометрические картины, излучающие какой-то сверхъестественный свет. —реди этих «свет€щихс€» работ ѕавла „елищева есть одна, котора€ считаетс€ наиболее €вным прототипом будущего масштабного полотна — «–а€», который художник так и не успел завершить. —овременниками эта сери€ работ может восприниматьс€ как результат компьютерной графики, в то врем€ как они подлинно рукотворное искусство, ѕавел „елищев писал их много лет назад, до по€влени€ компьютера, вручную. ѕолучаетс€, что он предвосхитил не только художественный стиль, но и технологию.

— ƒавайте вернемс€ к балету «ќда». ¬осстановленную сегодн€ ¬ами версию можно увидеть в театре?

— Ќет, балет был поставлен только дл€ фильма «Ќечетнокрылый ангел» труппой “еатра « ремлевский балет» под руководством народного артиста –оссии јндре€ ѕетрова. ћы обратились к этому коллективу, поскольку среди них есть высокие профессионалы. ѕродолжительность балета шесть минут, мы снимали его на сцене  ремлевского ƒворца. ’ореографом-постановщиком балета стала ¬иктори€ ўербина — она молодой, но очень талантливый балетмейстер.

— ¬ы изменили либретто, хореографию, а кто написал музыку к этой версии «ќды»?

— ћы остановили свой выбор на молодом композиторе јлле  есельман. —егодн€ она живет и учитс€ в √ермании. јлла необычайно талантлива и успешна. ≈е сочинени€ исполн€лись такими известными европейскими ансамбл€ми, как ансамбль «ћодерн», «ЎЄмберг ансамбль». ѕомимо музыки к новой версии балета (в которой, кстати, сохраненные некоторые «Ќабоковские мотивы»), јлла  есельман написала музыку ко всему фильму, став его основным композитором. ≈дина€ музыкальна€ ткань стала основой, объедин€ющей всю картину.

—  то исполн€ет главные партии в балете «ќда»?

— Ёто молодые и талантливые реб€та. —реди перспективных балерин — јлександра “имофеева. ќна исполн€ла заглавные партии в балетах: «ўелкунчик», «Ћебединое озеро», «–омео и ƒжульетта», «Ёсмеральда». —ергей —мирнов — премьер труппы. ¬ его репертуаре партии из балетов «–омео и ƒжульетта», «∆изель», «∆ар-птица» и многих других, а также солист балета јндрей Ћопаев, который исполн€л партии в балетах «ƒон  ихот», «–услан и Ћюдмила» и других.

— ¬ новой версии балета сохранены первоначальные задумки ѕавла „елищева?

— ”далось найти рисунки челищевской версии «ќды», поэтому к сценическому оформлению балета мы подошли с максимальной точностью. “ут нам очень помог јлександр Ўумов. ’удожник и искусствовед, он хорошо известен в нашем кругу прежде всего своим изданием «—упермус», где одним из первых начал писать о работах  азимира ћалевича, а позже — так же одним из первых в –оссии — стал изучать и попул€ризировать творчество ѕавла „елищева. —ейчас јлександр Ўумов живет и в ћоскве, и в ÷юрихе.

— «начит, в одном кинопроекте ¬ам удалось объединить разные слои эмиграции?

— Ёто получилось не преднамеренно, но все участники проекта стали частью единого гармоничного ансамбл€. ќбъедин€ло нас то, что практически все €вл€ютс€ в своей области первопроходцами.  онстантин  едров — первопроходец в поэзии, јлександр Ўумов — в искусстве.

— ј как был решен вопрос с кинопроекци€ми в балете?  акие картинки были выбраны дл€ показа?

—  ак отсыл к первоначальной версии балета, в которой по замыслу художника на сцену проецировались различные изображени€, и в соответствии с нашим новым либретто, мы монтажно использовали произведени€ ѕавла „елищева, соотнос€щиес€ с темами «јд», «„истилище», «–ай» и как бы продолжающие движени€ танцовщиков — и по рисунку танца, и по эмоциональному настрою. ќчень тонка€ работа. ¬ целом, презентацию новой версии «ќды» в фильме € считаю большой удачей. «десь надо отдать должное нашему режиссеру »рине Ѕессарабовой: она про€вила удивительное чувство вкуса и неординарное монтажное мышление.»зображение

 

— ¬ картине есть редкие кадры?

— ‘ильм складывалс€ спонтанно. ” нас не было заранее придуманных сцен или планов, но словно что-то нас вело. ћожет быть, именно эта магическа€ невидима€ нить јриадны привела нас в Ќью-…орк, в галерею сюрреализма, котора€ существует там уже более 20 лет и принадлежит —тиву Ћукасу. ќказалось, что у него собрана прекрасна€ коллекци€ работ ѕавла „елищева, и мы получили разрешение показать их в фильме. Ёти работы в –оссии абсолютно никто не видел. ј потом был сн€т еще один редкий сюжет, который, к сожалению, не вошел в картину. Ёто интервью с американским знатоком живописи и коллекционером, владельцем галереи в Ќью-…орке ћайклом –озенфельдом, который более четверти века боролс€ за творчество „елищева, покупал дл€ своей коллекции картины русского художника и с удовольствием их экспонировал. «я считаю, что необходимо организовать в Ќью-…орке большую выставку работ ѕавла „елищева, € собираюсь сделать это в 2008 году, — поделилс€ своими планами ћайкл –озенфельд. — — момента моей последней выставки, посв€щенной работам ѕавла „елищева, прошло уже более п€тнадцати лет и в это трудно поверить, ведь кажетс€, что перва€ выставка его работ, проходивша€ в моей галерее, проходила лишь вчера. “емой новой выставки будут головы, только головы, которые были нарисованы художником в √ермании, ѕариже, некоторые в Ќью-…орке, некоторые в »талии. я думаю, что именно эти изображени€ показывают целостность его видени€ и творчества, то, как оно развивалось с 20-х годов по 50-е годы. ”верен — это будет удивительное зрелище».

  P. S. –абота€ над фильмом «Ќечетнокрылый ангел», его создатели были ограничены не только в средствах, но и во времени. Ёта картина идет на экране всего 52 минуты, а сколько еще остаетс€ невысказанного за кадром. ¬едь тема творческого наследи€ этого интереснейшего художника, да и всего рода „елищевых — очень большой пласт неизведанного материала, который ждет своих исследователей. ¬ ближайших планах продюсера фильма создать более полную версию ленты, раскрывающую наиболее важные этапы жизни художника. ¬ эти планы входит: найти село в  алужской губернии, где находилось имение „елищевых, подробно рассказать о детском и юношеском периоде жизни будущего мастера, раскрыть его европейский период, детализировать творчество признанного живописца в Ќью-…орке, рассказать о его путешествии по јфрике, а также показать вли€ние италь€нской живописи на произведени€ русского художника. –еализаци€ такого объемного и многопланового проекта позволит российским исследовател€м искусства обратить более пристальное внимание на творческое наследие нашего именитого соотечественника, послужит общему признанию его личных заслуг.

inieberega.runode/43

"‘еномена". 1938

ѕам€ти ѕавла ‘едоровича „елищева (1898 — 1957)

–убрики:  –усские не в –оссии
ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз
ѕонравилось: 3 пользовател€м



Svetlana-k   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 03 ќкт€бр€ 2014 г. 19:05 (ссылка)
...еще одно открытие в искусстве дл€ мен€.
—колько –осси€ потер€ла талантов и тер€ет...
“амара, ты ¬елика€ просветительница!
Ќизкий тебе поклон...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕ€тница, 03 ќкт€бр€ 2014 г. 22:34ссылка
—пасибо, —веточка! ћен€ очень расстраивает, что все наши авангардисты, сюр, ... получили признание не у нас. » хот€ это искусство мне не по душе, интересно как идЄт развитие
ѕерейти к дневнику

ѕонедельник, 06 ќкт€бр€ 2014 г. 00:45ссылка
“амара!
я тоже не поклонница этого искусства...
... и все же, русский оп€ть был во главе планеты всей...
ѕерейти к дневнику

ѕонедельник, 06 ќкт€бр€ 2014 г. 15:49ссылка
ƒа! ¬ этом то и есть причина интереса! —пасибо, —ветлана, что сформулировала
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку