-–убрики

 -÷итатник

  ћеждународному дню художника - (0)

∆уковский —танислав ёлианович. „асть- 6. «имнее. ’рам –ождества Ѕогородицы. «венигор...

ћихаил  онстантинович  лодт (1832 - 1902) - (0)

»ван Ќиколаевич  рамской. ѕортрет художника ћихаила  онстантиновича  лодта Ѕарон ћихаил  ...

’анана мити - ƒорога цветов - (0)

’анана мити - ƒорога цветов ...

ћадонны –афаэл€ - (0)

≈го ћадонны…   ћен€ всегда влекла к себе и грела. ћечта о музе —анти –афаэл€....

Ћеонид ‘илатов. ќ, не лети так, жизнь - (0)

ƒес€ть лет назад ушЄл из жизни Ћеонид јлексеевич ‘илатов. ќн многое успел в своей не очень д...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 49871

‘илософ јлексей ‘Єдорович Ћосев

ѕонедельник, 22 —ент€бр€ 2014 г. 17:02 + в цитатник

Ћосев: »з «ƒиалектики мифа»:

«ћало кто понимает реальность предметов чувства. ƒумают, что если € имею какое-нибудь чувство к предмету, напр., люблю этот цветок, то цветок и есть предмет моей любви. ÷веток сам по себе и цветок любимый хот€ и €вл€ютс€ одной и единственной вещью, но это — совершенно разные смысловые моменты вещи. Ћюб€щий видит совершенно иное, чем нелюб€щий».

»з вступлени€ к собранию сочинений ѕлатона:
« огда ѕлатон захотел очертить предмет своей эстетики, он назвал ее ни больше, ни меньше, как любовью. ѕлатон считал, что только любовь к прекрасному открывает глаза на это прекрасное и что только понимаемое как любовь знание есть знание подлинное. ¬ своем знании люб€щий как бы вступает в брак с тем, что он знает, и от этого брака возникает прекраснейшее потомство, которое именуетс€ у людей науками и искусствами. Ћюб€щий всегда гениален, так как он открывает в предмете своей любви то, что скрыто от вс€кого нелюб€щего. ќбыватель над ним смеетс€. Ќо это свидетельствует только о бездарности обывател€»



»з книги „—трасть к диалектике»:
«¬ любимом всегда имеетс€ дл€ люб€щего така€ тайна, котора€ неисчерпаема. Ћюбить — это и значит видеть в любимом тайну, которую другие, нелюб€щие, не вид€т. Ёти нелюб€щие часто даже смеютс€ над люб€щим, который, как в этих случа€х думают, избрал дл€ себ€ недостойный предмет любви. Ќо люб€щий непобедим, потому что он видит, а нелюб€щие всегда победимы, потому что они ничего не вид€т в том, что дл€ люб€щего €вл€етс€ любимым. Ћюбовь есть ощущение родства с любимым. Ћюб€щий и любимый всегда один другому родственны, всегда дышат одним воздухом, и этот воздух — их обща€ родина

јлексей ‘Єдорович Ћќ—≈¬: стать€

“¬ќ–„≈— »… ѕ”“№ ¬Ћјƒ»ћ»–ј —ќЋќ¬№≈¬ј

  ¬л. —оловьев — это крупнейша€ фигура русской философии, публицистики и поэзии второй половины XIX в. ќн еще очень мало изучен в нашей науке, а его изучение представл€ет огромные трудности ввиду чрезвычайной сложности и многогранности его творческой натуры. ѕервое и основное, что бросаетс€ в глаза при изучении ¬л. —оловьева,— большое духовное беспокойство, заставл€ющее его болезненно чувствовать шаткость и обреченность старого мира. ќн предчувствовал наступление мировых событий катастрофического характера; и это предчувствие было у него настолько глубоко и не выразимо обычным прозаическим €зыком, что он в конце концов заговорил в пророческих тонах и стал изображать наступление конца истории в духе чистейшей мифологии. ѕоэтому, хот€ ¬л. —оловьев и €вл€етс€ дл€ нас в первую очередь предметом академического изучени€, тем не менее его жизнь и творчество волнуют современного читатели уже далеко нс просто в академическом смысле, но и в смысле переживани€ конца одних исторических периодов и наступлени€ новых, еще небывалых времен.

¬ладимир —ергеевич —оловьев родилс€ в ћоскве 16 €нвар€ 1853, в семье крупнейшего русского историка —ерге€ ћихайловича —оловьева (1820—1879). ќбстановка ранних лет ¬л. —оловьева сложилась весьма благопри€тно дл€ его последующего духовного развити€. ќтец ¬л. —оловьева отличалс€ строгостью нрава, необычайной систематичностью в своих исторических зан€ти€х, в силу чего он почти каждый год издавал по одному тому своей "»стории –оссии с древнейших времен» (1851 -1879), и таких томов он издал двадцать дев€ть. ¬ его семье все было подчинено строгим правилам, которые и обеспечивали дл€ —. ћ. —оловьева его необычайную научную продуктивность в течение всей жизни. ≈го «»стори€ –оссии» современными историками расцениваетс€ весьма высоко. ¬ молодости он слушал ‘. √изо и ∆. ћишле, исторический процесс понимал весьма органически, сделал большой вклад в историю развити€ русской государственности, был настроен прогрессивно и либерально, имел среди своих учеников таких, как ¬. ќ.  лючевский. Ќебезразлично также и то обсто€тельство, что мать ¬л. —оловьева, ѕоликсена ¬ладимировна, происход€ из украинско-польского рода, имела своим предком замечательного мыслител€ XVIII в. √ригори€ —аввича —ковороду (1722—1794)



  —редние образование ¬л. —оловьев получил в московской 5-й гимназии, в которую поступил в 1864 г., а высшее образование — в ћосковском университете, в который поступил в 1869 г. и окончил в 1873 г. Ќеобычайно одаренна€ натура ¬л. —оловьева и его посто€нные и, можно сказать, страстные поиски высших истин сказались уже в ранние годы его жизни. ¬сем известно, что ¬л. —оловьев очень рано начал читать слав€нофилов и крупнейших немецких идеалистов. ќднако мало кто знает, что в последние годы гимназии и в первые годы университета ¬л. —оловьев зачитывалс€ тогдашними вульгарными материалистами и даже пережил весьма острую материалистическую направленность, заставившую его перестать ходить в церковь, а однажды даже и выкинуть иконы из окна своей комнаты, что вызвало необычайный гнев у его посто€нно добродушного отца. ’от€, вообще говор€, —. ћ. —оловьев был настроен достаточно либерально, чтобы насильственно внедр€ть религию в своих детей.   чтению ¬л. —оловьевым тогдашней вольнодумной литературы он относилс€ вполне спокойно, счита€ это болезнью роста своего сына. „то же касаетс€ значительного либерализма в семье —. ћ. —оловьева, то об этом достаточно говорит, например, такой факт, как возмущение и отца и сына по поводу извести€ в 1864 г. о ссылке „ернышевского на каторгу. 11-летний ¬л. —оловьев уже тогда счел это большой несправедливостью в отношении уважаемого писател€ и философа. ‘акт этот €рко свидетельствует о том, насколько €рко и глубоко и насколько давно, почти в детстве, залегали корни соловьевского либерализма, принесшие в дальнейшем весьма значительные плоды.

¬еро€тно, не без вли€ни€ материализма ¬л. —оловьев поступил сначала на физико-математический факультет, где преподавались не только математика и физика (их он никогда не любил), но и все естественные науки. ¬л. —оловьев увлекалс€ в те годы биологией, а из биологии больше всего зоологией и ботаникой. Ќо достаточно было ему только провалитьс€ на каким-то экзамене на II курсе физико-математичсского факультета, чтобы он тут же перешел на историко-филологический факультет того же университета и с еще большим рвением приступил к изучению чисто философских наук.

ќ том, с какой страстностью ¬л. —оловьев стал овладевать философией и знакомитьс€ с такими прежними властител€ми умов, как ’ом€ков, Ўеллинг и √егель (впрочем, не без интереса к  анту и ‘ихте), об этом свидетельствует тот, например, факт, что уже в течение первого года по окончании университета он написал магистерскую диссертацию, которую и защитил в 1874 г.

ћежду прочим, имеютс€ некоторые сведени€ о пребывании ¬л. —оловьева в ћосковской духовной академии в качестве вольнослушател€ в промежутке между окончанием университета и защитой магистерской диссертации. ’от€ ¬л. —оловьев в течение этого года и проживал в —ергиевом ѕосаде (теперешнем «агорске), где помещалась ћосковска€ духовна€ академи€, но из свидетельств бывших его однокашников по учебному году видно, что лекции ¬л. —оловьев почти не посещал, со студентами јкадемии знакомств не заводил, жил в предоставленной ему комнате крайне уединенно, к окружающим относилс€ достаточно свысока, и по всему видно, что серьезного вли€ни€ ƒуховна€ академи€ на него не оказала. » не трудно догадатьс€ почему. ¬л. —оловьев потратил этот год на подготовку к магистерскому диспуту, был слишком углублен в создание собственных философских и богословских концепций, чтобы чему-нибудь существенному поучитьс€ у тогдашних профессоров јкадемии, проводивших, конечно, традиционную официальную богословскую линию, далекую от его уже тогда создававшейс€ сложной философской системы.

Ќаписание и защиту диссертации 21-летним молодым человеком надо считать чем-то удивительным и поразительным даже дл€ тех времен, когда диссертации хот€ и содержали всего несколько дес€тков страниц и почти не имели научного аппарата, но зато должны были опиратьс€ на твердо обоснованную собственную теорию. Ёта работа молодого —оловьева €рко свидетельствует о необычайном напоре, а также о простоте и €сности его философского мышлени€, о его убедительности и очевидности, соперничавших с его глубиной и широтой исторического горизонта.

¬ июне 1876 г. ¬л. —оловьев приступил к преподаванию в университете, но из за профессорской склоки в марте 1877 г. покинул ћоскну и перевелс€ в ѕетербург. “ам он стал членом ”ченого комитета при ћинистерстве народного просвещени€ и одновременно преподавал в университете, где в 1880 г. защитил докторскую диссертацию. Ќо игравший в ѕетербургском университете основную роль ћ. ». ¬ладиславлев, который раньше столь положительно оценил магистерскую диссертацию ¬л. —оловьева, стал теперь относитьс€ к нему довольно холодно, так что ¬л. —оловьев оставалс€ на должности доцента, но не профессора
.



  ¬ 1881 г. преподавательска€ де€тельность ¬л. —оловьева навсегда закончилась после прочтени€ им публичной лекции 28 марта 1881 г.. в которой он призывал помиловать убийц јлександра II. ѕоступок ¬л. —оловьева был продиктован наивным, искренним и вполне честным его убеждением в необходимости христианского всепрощени€.

ѕрочтение этой лекции, текст которой не сохранилс€, обычно считают причиной ухода ¬л. —олольева из университета. ќднако ради соблюдени€ исторической точности необходимо сказать, что в несколько более ранней публичной лекции, от 13 марта того же года, ¬л. —оловьев энергично протестовал против вс€кого революционного насили€. ѕосле прочтени€ лекции от 28 марта петербургский градоначальник хотел сурово наказать ¬л. —оловьева. ћинистр внутренних дел - ћ. “. Ћорис-ћеликов написал јлександру III докладную закиску, в которой указывал на нецелесообразность наказани€ ¬л. —оловьева ввиду его всем известной глубокий религиозности и ввиду того, что он сын крупнейшего русского историка, бывшего ректора ћосковского университета —. ћ. —оловьева. јлександр III счел ¬л. —оловьева «чистейшим психопатом», удивл€€сь, откуда у "милейшего" его отца, —. ћ. —оловьева, такой сын, которого  . ѕ. ѕобедоносцев именовал "безумным". » дело осталось без серьезных последствий.

¬се же из университета ¬л. —оловьеву пришлось уйти, хот€ его никто не увольн€л. ƒа и ушел он, как можно думать, не столько из-за шумихи по поводу его лекции, сколько потому, что весьма не любил преподавание с его принудительными моментами вроде лекционных программ, расписани€ лекций, студенческих экзаменов, ученых советов, отчетов и т. д. Ќесмотр€ на обширные философские знании и редкую научную выучку, ¬л. —оловьев чувствовал, что в его жилах билась кровь проповедника, публициста и вообще оратора, литературного критика, поэта, иной раз даже какого-то пророка и визионера и вообще человека, преданного изысканным духовным интересам. Ѕыть профессором было дл€ него просто скучно. Ќа этих свободных от казенных форм пут€х де€тельности ¬л. —оловьев целиком отдаетс€ написанию произведений чисто церковного характера, которые уже были подготовлены его философско-теоретическими раздумь€ми. ќн задумывает трехтомный труд в защиту католицизма, но но разным причинам цензурного и технического характера вместо этих запланированных трех томов вышла в 1886 г. работа "»стори€ и будущность теократии", а в 1889 г., уже на французском €зыке, в ѕариже, "–осси€ и вселенска€ церковь". ¬ св€зи с этим в области богослови€ у ¬л. —оловьева по€вилось много врагов и непри€тностей, вплоть до запрещени€ ему печатать труды на церковные темы. Ќо оп€ть-таки и здесь ¬л. —оловьев нашел дл€ себ€ выход. √лубокий ум и широка€ натура философа обеспечили ему работу не менее интересную, чем богословие, а именно работу литературно-критическую и эстетическую. ¬прочем, в последние годы своей жизни и особенно с 1895 г. он возвращаетс€ к философии.

¬л. —оловьев был "бездомный" человек, без семьи, без определенных зан€тий. „еловек он был экспансивный, восторженный, порывистый и, как мы сказали выше, живал большей частью в имени€х своих друзей или за границей.   концу 90-х годов здоровье его стало заметно ухудшатьс€, он стал чувствовать неимоверную физическую слабость. Ѕудучи в ћоскве летом 1900 г., он принужден был в июле приехать в подмосковное имение ”зкое, принадлежавшее тогда кн. ѕетру Ќиколаевичу “рубецкому, в котором жили также друзь€ ¬л. —оловьева, известные московские профессора —ергей Ќиколаевич и ≈вгений Ќиколаевич “рубецкие.  ончина ¬л. —оловьева произошла в этом имении “рубецких 31 июл€ 1900 г. вследствие артериосклероза, болезни почек и общего истощени€ организма. ѕохоронен он был на Ќоводевичьем кладбище, вблизи могилы его отца.

“ак безвременно оборвалась жизнь человека, которому едва было 47 лет и который отличалс€ небывалой силой философской мысли, небывалым владением мировой философией и напр€женной духовной жизнью.

—амым же интересным фактом биографии ¬л. —оловьева €вл€етс€ то, что почти всеми забыто или, быть может, намеренно замалчиваетс€. Ёто — избрание ¬л. —оловьева 8 €нвар€ 1900 г. почетным академиком јкадемии наук по разр€ду из€щной словесности ќтделени€ русского €зыка и словесности. ѕравда, это избрание слишком запоздало, поскольку ¬л. —оловьев скончалс€ через полгода после этого. “ем не менее подобное высокое избрание, несомненно, свидетельствует о примирении официальной –оссии с ¬л. —оловьевым, что, конечно, не разрешает, а, может быть, только углубл€ет те трудности в понимании церковно-политического мировоззрени€ философа.

»сточник: јлексей ‘Єдорович Ћќ—≈¬



¬еликий русский философ јлексей Ћосев (1893-1988)

–убрики:  ћыслители
ћетки:  

ѕроцитировано 5 раз
ѕонравилось: 5 пользовател€м



√алаћаг   обратитьс€ по имени —реда, 24 —ент€бр€ 2014 г. 12:12 (ссылка)
“амара, благодарю! ƒавно хотелось написать о нем. ќднако сейчас совершенно нет времени. —пасибо. Ѕеру себе.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—реда, 24 —ент€бр€ 2014 г. 21:28ссылка
“ворчество Ћосева безгранично, так что ещЄ напишешь, √ал€! ¬ последнем видео јверинцев говорит о нЄм. Ќесмотр€на то, что говорит он с задержками, сам он мне очень интересен, никак не подберусь к нему
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку