-Рубрики

 -Цитатник

Памяти Елены Образцовой - (0)

В Мариинском театре пройдет вечер памяти Елены Образцовой В Мариинском театре пройде...

Шильдер Андрей Николаевич (1861-1919). - (0)

Зимние пейзажи. Зимние лесные пейзажи стали настолько каноническими, что сегодня ручьи и п...

Легендарная балерина Тамара Туманова - (0)

Черная жемчужина русского балета: как эмигрантка из Тифлиса покорила Ла Скала, Ковент-Гарден и Голли...

Неустанного стремленья неизменная печаль,— - (0)

"...чары ясных светлых снов..." Aspen Trunks and Descending Moon Фантазия. Константин Баль...

CANOVA, BERNINI, MACDONALD - (0)

"Victoria and Albert Museum, London" "Victoria and Albert Museum, ' London" BAMBAIA Char...

 -Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Всегда под рукой

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 50278

Пейзажист-романтик Каспар Давид Фридрих (1774-1840)

Суббота, 20 Сентября 2014 г. 18:25 + в цитатник

File:Каспар Давид Фридрих. Автопортрет за столом.jpg

Автопортрет. 1802

  Фридрих Каспар Давид - художник, один из лидеров романтизма в немецком изобразительном искусстве, мастер пейзажа, родился в Грайфсвальде (Померания) 5 сентября 1774 в семье мыловара. В 1794–1798 Фридрих учился в копенгагенской Академии художеств. Жил он преимущественно в Дрездене. Каспар Давид Фридрих сблизился с кружком романтиков, в которых входили Л.Тик, Новалис, Г. фон Клейст,  Рунге.  

 В 1810 Фридрих познакомился с Гёте, а в 1821 – с Жуковским; был дружен с Карусом - натурфилософом и художником.

  В поисках мотивов Фридрих с 1801 неоднократно приезжал на остров Рюген в Северном море; любил путешествовать по Саксонской Швейцарии и Гарцу; часто бывал в родном Грайфсвальде.

 (250x300, 51Kb)

  До 1807 года Фридрих работал исключительно в технике рисунка (преимущественно штифтом или сепией), затем обратился и к масляной живописи.

  Уже в ранних картинах (Гуннская гробница в снегу, 1807; Теченский алтарь, или Крест в горах, 1808; обе работы – Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден; Монах у моря, 1808–1810, Национальная галерея; Аббатство в дубовом лесу, 1809–1810, Шарлоттенбург; Утро в Исполиновых горах (Ризенгебирге), 1810–1811, Национальная галерея; определилась задумчивая, по-своему мистическая атмосфера его искусства.

Автопортрет, 1810

 

В 1810 году к живописцу пришёл публичный успех.

  Зрителю, «заместителем» которого часто выступают фигуры, отрешенно созерцающие пейзажные дали, предстоит в живописи Фридриха загадочно-молчаливая природа и символы сверхреального бытия, явленные в виде достаточно натурных, но в то же время подчеркнуто-знаковых деталей (морской горизонт, горная вершина, корабль, дальний город, путевое распятие или просто крест, кладбище).

17

Крест в горах, 1808

Романтические пейзажи Давида пленяют и подчиняют себе строгим ритмом ландшафтов, залитым рассеянным или таинственно и феерически вспыхивающим светом. Конечно, в основном, лунного!

Зимний пейзаж. 1811

Зимний пейзаж и церковь. 1811

Пейзажи Каспара Давида отличает строгость рисунка, грандиозность, мощь природы, великолепной перспективой и четкими пространственными планами.

"Женщина и закат солнца", 1818

  За два года до создания картины "Женщина и закат солнца" мир потряс целый ряд вулканических извержений, выбросивших в атмосферу гигантское количество пепла. Постоянно покрытое темными тучами небо вызвало сильное похолодание в 1816 году, который остался в человеческой памяти как «год без лета». Экспертов заинтересовало, насколько изменение климата в эти годы повлияло на искусство. Группа специалистов тщательно исследовала пропорции красных и зеленых оттенков на изображениях закатов старых и новых мастеров, начиная с 1500-го и кончая 2000-ым. Оказалось, что, вне зависимости от стиля художника на полотнах, написанных непосредственно после вулканических извержений, небо изображалось в более красных тонах, нежели в периоды низкой вулканической активности.

"Меловые скалы на острове Рюген", 1818
  Зрителю, созерцающему словно вместе с фигурками, изображенными со спины на первом плане, открываются почти мистическое величие освещенных загадочным лунным или ровным дневным солнечным светом меловых скал на острове Рюген около селения Аркона.
 
 
"Странник над туманным морем". 1818
 
   Сопоставление малого и большого, конечного и бесконечного в его видах горных и морских ландшафтов усиливает ощущение космичности природы. Присущий Фридриху интерес к конкретному воспроизведению мотива и разнообразных эффектов  естественного  освещения  не нарушает  общей  картинности пейзажей.
  "Двое, созерцающие луну". 1819
 
  Виды Каспара Фридриха всегда заключают в себе величие природного, почти мистического чувства и индивидуального конкретного видения данного пейзажного мотива. В его живописи проявляется интерес к передаче средствами тонального пейзажа определенного момента жизни природы.
 
 
"Скалистое ущелье", 1822-23
 
  Фридрих впервые увидел горы в 1810, тогда он был совсем молодым. С тех пор горы стали частым мотивом его пейзажей, символом высот познания и духовной жизни. Несколько сосен на скалистых вершинах напоминают нам о вечной жизни. Но на пути к ней нужно преодолеть ущелье, клубящееся туманом, - бездну греха, в которую человек рискует упасть каждую минуту своего земного пути.
  С 1824 Каспар Фридрих был профессором дрезденской Академии художеств. Он оставил афоризмы и наблюдения об искусстве, подчеркивающие необходимость сочетания верности натуре («душе природы») с внутренней духовной интуицией, которую считал «божественным глаголом» в сердце.


 
  В работах конца 1820—1830-х годов художник по-прежнему изображал море, виды Рюгена, горы Ризегенберге, которые посещал еще неоднократно, но часто писал и равнинные пространства с цепью гор вдали. В работах этих лет он создавал менее романтизированный, более приближенный к реальности облик природы, более правдивые эффекты освещения. Творчество Фридриха вызывало восхищение современников. Однако, модный в 90-х годах XVIII века и первой трети XIX-го живописец Фридрих к середине столетия был забыт даже в родной Германии.
  В конце 1830-х Жуковский, неизменно высоко ценивший творчество Фридриха, писал о нем как о человеке добром и достойном, но уже пережившим свое дарование.

  Интерес к художнику Фридриху возобновляется в конце XIX — начале XX века. Новая волна внимания, признания и углубленного интереса к его творчеству — одному из значительнейших явлений европейской культуры XIX века — относится к последней трети минувшего столетия. Художественное наследие Каспара Давида Фридриха хранится во многих музеях Европы, в первую очередь в Германии.



 

  В 1820-е годы картины Фридриха, живопись и графика, попадают в Россию. Еще при жизни художника несколько живописных работ и рисунков были приобретены императорской фамилией для петербургских и загородных дворцов. Появлению картин Фридриха в России в значительной мере способствовало деятельное участие в его судьбе Жуковского. Личное знакомство их состоялось в Дрездене в 1821 году.

  В письмах Жуковского в Россию отражены впечатления поэта от Фридриха и его живописи. В одном из писем он говорит о внешности художника:

  «Это сухощавый среднего роста человек, с белыми бровями, нависшими на глаза. Отличительная черта его физиономии есть простодушие… он говорит без красноречия, но с живостью непритворного чувства, особливо когда коснется до любимого его предмета, до природы…». В другом — о его работах: «В его картинах нет ничего мечтательного. Напротив, они привлекательны своею верностью, каждая возбуждает в душе воспоминания. Если находишь в них более того, что находят глаза, то лишь оттого, что живописец смотрел на природу не как артист, который ищет в ней только образца для кисти, а как человек, который в природе видит беспрестанно символ человеческой жизни».

  С творчеством Фридриха Жуковский знакомит близких ему людей.

В. А. Жуковский и А.И. Тургенев

  В 1825 в Германию приезжают братья Александр Иванович и Сергей Иванович Тургеневы. Они посещают мастерскую Фридриха. А. И. Тургенев пишет об этом: «Вчера были у Фридриха в atelier. Его слушали, а картины его смотрели с необыкновенным удовольствием. У него какая-то bonhomie8, которая нравится, а в картинах его воображение романтическое. Он выражает в них обычно одну простую мысль или чувство, но неопределенное. Можно мечтать над его произведениями, но ясно понимать их нельзя, и в его душе они не ясны. Это мечтания, — сон, видения во сне и в ночи. В предметах природы часто избирает он самое простое положение, льдину, волнуемую в море; несколько деревьев, в долине растущих; окно его комнаты (из коего, впрочем, виды на Эльбу прелестные); задумавшийся над развалинами или над памятником рыцарь; монах, вдаль или в землю устранивший взор свой, — но все трогает душу, погружает в мечтательность, все говорит, хотя и неясно, но сильно воображению.

Так и слова его: он сам говорит, что объяснить ни мысль, ни картины их изображающие, не может, а всякий пусть находит свое, т.е. свою мысль в чужом изображении: так, — сова в мрачных облаках, так, — терновый венец в радужном сиянии солнца. Первая картина (у вел. кн. А<лександры> Ф<едоровны> ) для меня непонятна, вторую постигает сердце страдальца-христианина…»



 

  1826 для многих русских людей был временем излома судеб. Как бы неприязненно ни относился Жуковский к самому факту декабрьского восстания 1825, суровость приговора и непосредственным его участникам, и даже тем, кто не был на Сенатской площади, но «имел умысел», потрясла поэта. Трагедия коснулась и братьев Тургеневых, с юных лет бывших ближайшими друзьями Жуковского. Средний брат Николай, находившийся во время восстания во Франции, а потом скрывавшийся в Англии, был заочно приговорен к смертной казни. Жуковский деятельно помогает братьям Тургеневым преодолеть обрушившиеся на них несчастья. Они вместе поселились в Дрездене.

К.Д.Фридрих. А.И.Тургенев, В.А.Жуковский, С.И.Тургенев. 1827. Холст, масло. ГМП

К. Д. Фридрих. "А. И. Тургенев, В. А. Жуковский, С. И.Тургенев". 1827

Каспар Давид Фридрих - ...(Картина "А.И.Тургенев, В.А.Жуковский...



 

Созерцательный романтизм Каспара Давида Фридриха - это ода гармоничной, дружелюбной человеку Природы, которую не надо укрощать и менять.

Ее надо почтительно созерцать, с ней надо без страха общаться - даже с ее бурными, но никогда не враждебными стихиями. Она учит приятному, отдохновенно-благостному отрешению от низменной и докучной повседневности.

Чешские Крконоше. 1830-35

Чешские Крконоше. 1830-35

Рубрики:  Художники и картины
Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 5 пользователям



ВитаНика   обратиться по имени Суббота, 20 Сентября 2014 г. 19:06 (ссылка)
Тамарочка, замечательно, с благодарностью процитирую. Очень понравилась живопись, прочту и все просмотрю)))
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 20 Сентября 2014 г. 20:18ссылка
Я с удовольствием познакомилась с Фридрихом! Картины его раньше встречала, но ничего о нём не знала
Светлана_Богдан   обратиться по имени Воскресенье, 01 Октября 2017 г. 13:48 (ссылка)
Спасибо
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 01 Октября 2017 г. 20:11ссылка
Всего доброго, Светочка!
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку