-Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Всегда под рукой

 -Рубрики

 -Цитатник

Письма Афанасия Фета Льву Толстому - (0)

«В «Поликушке» все рыхло, гнило, бедно, больно» «В «Поликушке» все рыхло, гнило, бедно, больно»...

К Международному дню художника - (0)

Жуковский Станислав Юлианович. Часть- 6. Зимнее. Храм Рождества Богородицы. Звенигор...

Михаил Константинович Клодт (1832 - 1902) - (0)

Иван Николаевич Крамской. Портрет художника Михаила Константиновича Клодта Барон Михаил К...

Ханана мити - Дорога цветов - (0)

Ханана мити - Дорога цветов ...

Мадонны Рафаэля - (0)

Его Мадонны…   Меня всегда влекла к себе и грела. Мечта о музе Санти Рафаэля....

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей: 8164
Комментариев: 29910
Написано: 49883

Ко дню рождения выдающегося танцовщика Мариса Лиепы

Воскресенье, 27 Июля 2014 г. 18:32 + в цитатник

4000491_liepa_molodoi1 (539x500, 50Kb)

Марис Лиепа родился 27 июля 1936 года в Риге, столице Латвии. Его отец, Эдуард Лиепа, работал машинистом сцены Латвийской национальной оперы.

  Марис - тринадцатилетний серьезный рижский мальчик: первое участие в конкурсе в Москве. Первое па-де-де из "Щелкунчика". Первый успех. Только с этого момента он решил, что балет - его судьба (раньше мог и удрать с класса на футбол и даже был однажды наказан за это поркой). 



В 1955 Марис Лиепа с отличием окончил Московское академическое хореографическое училище и имел все шансы остаться в Москве. Однако, Министерство культуры Латвийской республики потребовало возвращения выпускника МАХУ в Ригу.

Летом 1956 Лиепа принял приглашение поступить в труппу второго балетного театра Москвы – Московского академического Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. В этой труппе он проработал четыре сезона, сразу же получив ведущее положение.

В 1957 Марис Лиепа участвовал в конкурсе классического и характерного танца на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов и получил золотую медаль



После гастролей в Польше Лиепа получил в 1960 приглашение от главного балетмейстера Большого театра СССР Л. Лавровского поступить в труппу ведущего балетного театра страны. В начале сезона 1960-61 состоялся его официальный дебют на сцене Большого театра, в партии Базиля в "Дон Кихоте". В этом сезоне Лиепа также станцевал Вакха в "Вальпургиевой ночи" и Ленни, чернокожего юношу, влюбленного в белую девушку, в балете "Тропою грома" (в постановке К. Сергеева) - партии, подготовленные артистом еще к гастролям в Польше.

В 1961 Лиепа подготовил новые партии в классическом и современном репертуаре. Первой из этих партий стал Зигфрид в "Лебедином озере" в знакомой ему по гастролям с Плисецкой редакции Горского – Мессерера, а второй - Альберт в "Жизели". Эта роль стала этапной в его артистической карьере, именно за нее Лиепа впоследствии получил в Париже премию имени Вацлава Нижинского.

1963 год стал для Лиепы началом педагогической деятельности (танцовщику исполнилось 27 лет) – он взял мужской класс в Московском академическом хореографическом училище, и началом творческой деятельности вне театра: именно в 1963 г. Лиепа впервые подготовил свой творческий вечер, прошедший на сцене Концертного зала им. П.И. Чайковского.

4000491_liepa00 (568x300, 18Kb)

В 1969 Марис Лиепа снялся в роли Гамлета в одноименном телебалете "Гамлет" на музыку Шостаковича (хореография Камкова).

В 1969 году Лиепа снялся в главной мужской роли - Анри в телебалете "Имя твое" на музыку Пуленка (хореография Лапаури и Тарасовой).

4000491_liepa_s_maksimovoi (485x277, 13Kb)

В 1970 году Марис Лиепа вместе с Екатериной Максимовой снялся в популярном телебалете "Галатея" (хореография Брянцева) в роли профессора Хиггинса. За вклад артиста в мировое балетное искусство Парижская академия танца присудила Лиепе приз имени Мариуса Петипа.

4000491_liepa_lebed (400x575, 59Kb)

В 1970  Марис Лиепа станцевал в новой версии "Лебединого озера" Григоровича.

Конец 60-х – начало 70-х годов – период триумфальных зарубежных гастролей Большого театра по всему миру, в том числе в ведущих балетных странах - во Франции, Англии и США. На этих гастролях Лиепа получает мировое признание.

В 1970 г. за роль Красса Лиепе была присуждена высшая государственная награда СССР в области литературы и искусства – Ленинская премия.

В 1971 Марис Лиепа был признан Парижской академией танца лучшим танцовщиком года и награжден премией Вацлава Нижинского.



  В период незанятости в Большом театре Марис Лиепа активно сотрудничал с новой балетной труппой под руководством Бориса Эйфмана: в 1981 он станцевал Рогожина в "Идиоте" Эйфмана и солиста в "Автографах" вместе с Аллой Осипенко. В этом же году Лиепа провел творческий вечер в Большом концертном зале в Олимпийской деревне, завершил учебу на балетмейстерском отделении ГИТИСа, поставил балет "Дон Кихот" и несколько балетных миниатюр в Днепропетровском театре оперы и балета.

 

Только через два года "безработицы" в театре по личному приказу Министра культуры СССР Демичева 28 марта 1982 состоялось возвращение Лиепы на сцену Большого театра. Триумфально станцованный в тот вечер Красс стал последним выступлением Мариса Лиепы на сцене любимого театра: после "бенефиса" его вынудили уйти на пенсию (артисту было 45 лет).



Уход из Большого театра не стал концом балетной и артистической карьеры Мариса. И в период работы в Большом театре, и после ухода он вел обширную творческую деятельность за пределами театра.

С 1963 по 1980 г. Лиепа преподавал в Московском академическом хореографическом училище, выпустил один мужской класс (самым известным танцовщиком этого выпуска стал Акимов), затем вел класс поддержки.

Артист активно сотрудничал с драматическим театром в качестве постановщика сценического движения и танцев, в том числе поставил "пластику" в знаменитом спектакле "Антоний и Клеопатра" Вахтанговского театра.

 



Драматический талант Мариса Лиепы был востребован на телевидении и в кино вне балетной сферы.

Рубрики:  танцовщики/Лиепа
Метки:  

Процитировано 6 раз
Понравилось: 5 пользователям



Ylada   обратиться по имени Воскресенье, 27 Июля 2014 г. 19:36 (ссылка)
Томаовсянка, Великолепный танцовщик! Мне повезло, я его видела. В роли Красса - Лиепа - лучший артист! Спасибо, Тамарочка!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 28 Июля 2014 г. 16:35ссылка
Что ты только, Аллочка, не видела! По мне, Лиепа - холодный, но Красс он великолепный!
Татьяна_Бойко-Назарова   обратиться по имени Воскресенье, 27 Июля 2014 г. 23:53 (ссылка)
Спасибо Томочка, цитирую. Навсегда запомнила Лиепу в Шопениане, Вальпургиевой ночи и Спартаке. Красс был создан для него и доведен им до совершенства.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 28 Июля 2014 г. 16:39ссылка
Согласна с тобой, Танечка! На его примере Лиепы можно учиться упорству в достижении цели!
Agnieszka75   обратиться по имени Понедельник, 28 Июля 2014 г. 12:08 (ссылка)
Спасибо за память! Если интересно, посмотрите мой прошлогодний пост о удивительном сплетении судеб великих... в этот день http://www.liveinternet.ru/users/agnieszka75/post285097299/
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 28 Июля 2014 г. 16:52ссылка
Спасибо, Саша! Обязательно посмотрю!
elinor_051   обратиться по имени Понедельник, 28 Июля 2014 г. 18:51 (ссылка)
Не могу назвать себя большой поклонницей Лиепы, но холодным его не считаю. И, к сожалению, он не единственный кто был предан своим же театром. Такова участь большинства гениев и талантов. Жаль, что иконы в его гостиной не смогли уберечь его от ранней смерти.
Спасибо, Тамара, за интересный пост.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку