-–убрики

 -÷итатник

ѕисьма јфанаси€ ‘ета Ћьву “олстому - (0)

Ђ¬ Ђѕоликушкеї все рыхло, гнило, бедно, больної Ђ¬ Ђѕоликушкеї все рыхло, гнило, бедно, больної...

  ћеждународному дню художника - (0)

∆уковский —танислав ёлианович. „асть- 6. «имнее. ’рам –ождества Ѕогородицы. «венигор...

ћихаил  онстантинович  лодт (1832 - 1902) - (0)

»ван Ќиколаевич  рамской. ѕортрет художника ћихаила  онстантиновича  лодта Ѕарон ћихаил  ...

’анана мити - ƒорога цветов - (0)

’анана мити - ƒорога цветов ...

ћадонны –афаэл€ - (0)

≈го ћадонны…   ћен€ всегда влекла к себе и грела. ћечта о музе —анти –афаэл€....

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 49925

ѕодвиг ѕатриарха √ермогена (1530 - 1612)

¬торник, 08 »юл€ 2014 г. 11:00 + в цитатник

  —ведени€ о биографии —в€тител€ √ермогена скудны и отрывочны. »м€ ѕатриарха √ермогена в общественном сознании прочно св€зано с событи€ми —мутного времени. Ќе зна€ земную родословную, через наставников —в€тител€ √ермогена можно восстановить родословную духовную, восход€щую к ѕреподобному —ергию –адонежскому. —квозь образ —в€тител€, молитвенника и пастыр€, проступает лик воина, решительного, твЄрдого, мужественного. √оды его жизни были отмечены непрерывными т€готами военных действий. ћосковское царство в то врем€ было государством воюющей нации. ѕочти ежегодно на русской земле происходили военные конфликты с татарами, литовцами, пол€ками, немцами, шведами… «наменита€ икона «÷ерковь воинствующа€» представл€ет русскую судьбу как поход длиною в жизнь воинов ’ристовых во главе с царЄм - игуменом земли –усской.   ћобилизационна€ готовность стала надолго национальной русской чертой.
   ¬ 1803 «¬ольное общество любителей словесности, наук и художеств» начало сбор средств на создание пам€тника ѕатриарху √ермогену, гражданину ћинину и кн€зю ѕожарскому. ¬ результате на  расной площади в ћоскве был воздвигнут известный пам€тник только ћинину и ѕожарскому… 

     ¬ 1913 прославление ѕатриарха √ермогена в лике св€щенномученика происходило в ћосковском  ремле в атмосфере всеобщего духовного подъема. Ѕыл объ€влен конкурс на создание пам€тника —в€тителю √ермогену, но начавша€с€ вскоре ќтечественна€ война с германцами не позволила довести дело до конца.  
   ѕрирода человека не мен€етс€ с изменением исторических эпох и обсто€тельств. —овершенствуютс€ лишь технические средства, окружающие человека, страсти людские остаютс€ неизменными. ћногие закономерности смут на –уси совпадают, что позвол€ет проводить относительно достоверные исторические аналогии.
   —в€титель √ермоген в одной из грамот чЄтко определил духовную сущность —муты: 
  «ѕравосудный Ѕог, наказыва€ нас за наши грехи и милостиво навод€ на нас гнев —вой то голодом, то нашествием иноплеменников, иногда мором и междоусобными бран€ми, иногда же пожарами и прочими житейскими напаст€ми, навод€ на нас разные бедстви€, и т€жести, и лютые болезни, побуждает тем, особенно ленивых и ожесточенных, к добродетели и наставл€ет на путь спасени€…»


   ¬нешнюю историческую и социальную суть —муты как начала XX века, так и начала XVII раскрыл —в€титель Ќиколай —ербский: «¬ы уверены, что нынешние страдани€ православного русского народа—наказание Ѕожие? ѕризнаюсь, € не уверен. “ак ошибитьс€ недолго, если считать вс€кое страдание народа или личности наказанием Ѕожиим. “ри голгофских креста учат нас осторожности в оценке чьих-либо страданий. –азве ’ристос был расп€т в наказание? ¬ длинной череде мучеников мы видим и пророков, и апостолов, много светлых праведников. »х страдани€ не были наказанием, а если страдали они за грехи, то не за свои… —традание —в€той –уси за грехи попущено, но за чьи?.. –азве –осси€ грешнее всех других стран и за это несЄт т€желейшие страдани€? ¬сему миру очевидны две вещи: первое, –усский Ќарод горит в пламени страданий, как когда то три отрока в печи вавилонской;второе, материалистические и безбожные теории, которые разожгли в –оссии этот огонь, возникли не в русском православном народе, и носители их рождены в народе не русском и не православном. ¬сЄ остальное— тайна ѕромысла Ѕожи€». —лова эти относ€тс€ к XX веку русской истории, но справедливы и применимы к отечественной истории в целом, в том числе и к периоду —муты начала XVII века. Ќа прот€жении веков –усский Ќарод спасал ≈вропу от завоевани€ воинственными татаро-монголами и ќсманской империей. ¬ борьбе с русской силой истощилась и исчезла как «олота€ орда, так и Ѕлистательна€ ѕорта. ”ничтожив коренные народы Ќового —вета—јмерики, католический мир обратил свои алчные взоры на ¬осток. »ме€ опыт разгрома православной империи ромеев — ¬изантии—новые крестоносцы вознамерились в ходе похода на восток уничтожить ћосковское царство преемника ¬селенского ѕравослави€ — –усского Ќарода.  рестовый поход был остановлен подвигом наших предков в Ћивонской войне и в —мутное врем€. ¬спомним, во врем€ семибо€рщины ћоскву сжЄг интернационал пол€ков, литовцев, немцев, венгров; польско-литовские разбойничьи отр€ды разор€ли и жгли русские города и сЄла; шведские войска оккупировали новгородские земли, стратегию военной и религиозной экспансии определ€ли италь€нские и испанские иезуиты; английские негоцианты и голландские торговые дома уже примеривались к ¬олге, переход€щей в великий шЄлковый путь… ƒействительно, трагеди€ —муты имела своей причиной не только прегрешени€ русских людей.
   Ћетопись отмечала: «”чинилось нечаемое: отцем отец, боголюбивый ѕатриарх √ермоген встал за православную веру несомненно и не убо€сь смерти; он призвал православных христиан, укрепил и за веру православную всем велел сто€ть и помереть. ≈сли бы не от Ѕога был послан он, такого дела не учинил бы!»
   ѕатриаршее служение —в€тител€ √ермогена началось 3 июл€ 1606 в возрасте 76 лет. ” второго ѕатриарха ћосковского и все€ –уси не было иллюзий о гр€дущей судьбе. ¬есной 1611 ѕервосв€тител€ заточили в темницу в подвале „удова монастыр€. Ѕолее дев€ти мес€цев он провЄл в узах. 17 феврал€ 1612 ѕатриарх √ермоген прин€л мученическую кончину от голода и жажды. “аким образом, ѕредсто€тель нЄс патриарший крест 5 лет и 7 мес€цев в услови€х войны, оккупации и заточени€.
   —лово и дело ѕатриарха были всегда едины. ¬се знали, что, призыва€ сто€ть за веру, сам —в€титель стоит за веру неколебимо, облича€ ложь, сам живет праведно по правде Ѕожией; призыва€ претерпеть мучени€ ради —в€той –уси, сам стойко и смиренно переносит угрозы, насилие, узы и голод. 
   —лова «пастыр€ доброго» доходили до ƒикого пол€ на юге царства, сибирской тайги на востоке, —тудЄного мор€ на севере. 
   ¬ ответ на призыв ѕредсто€тел€ откликались города по всей –уси великой, посыла€ своих сыновей-воинов, деньги и припасы дл€ спасени€ ќтечества.

 

  ѕатриарх отвечал перед Ѕогом за устроение церковной жизни. ƒаже в наиболее напр€женные периоды —муты в –усском царстве строили храмы, основывали монастыри, переписывали и издавали богослужебные книги. ¬ услови€х гражданской войны и интервенции в патриаршество —в€тител€ √ермогена было основано более сорока монастырей, в том числе в далЄкой —ибири среди инородцев-€зычников. ѕатриарх в хаосе и безначалии —муты сохранил систему церковного управлени€, св€зь с епархи€ми и монастыр€ми. 
   —в€титель не падал духом и требовал от архиереев рассылать «учительные грамоты» представител€м власти на местах и воинским начальникам, «…чтобы унимали грабЄж, сохран€ли братство и, как обещались положить души свои за дом ѕречистой, и за чудотворцев, и за веру, так бы и совершили».
   ѕервосв€титель был знатоком знаменного роспева, он лично составил и выпустил специальное руководство дл€ церковных певчих—«ѕослание наказательное ко всем люд€м, паче же св€щенникам и дь€конам, о исправлении церковного пени€». ѕредсто€тель составл€л и издавал жити€ св€тых и духовные литературные произведени€, вЄл дневник-летописец, наставл€л цар€ и бо€рскую думу, письмами и грамотами увещевал и вдохновл€л народ, рассе€нный на бескрайних просторах ћосковского царства. ќчень многое повидавший на своЄм веку —в€титель не зарыл в землю свой талант уникального жизненного опыта, но внЄс всЄ, что имел в сокровищницу исторической пам€ти и мудрости народа.

  ѕафос и дух этой эпохи передают слова ѕатриарха √ермогена: «“ы же, хот€ бы и малое стадо верных сынов —в€той –уси, не бойс€, €ко благоизволил ќтец Ќебесный дати нам царство… ≈сли велики волны и грозна бур€, не бойс€ гибели, ибо на камне веры и правды стоим. ѕусть пенитс€ и беснуетс€ море, оно не может потопить корабл€ »исусова!»
   ќбща€ вера сплотила русских людей в духовное мистическое единство, которое и создавало сакральное чувство принадлежности к своему народу.
   ¬ гимне Ќижегородского ополчени€ русские названы «народом промысла Ѕожи€». 
   —одержание грамот —в€тител€ √ермогена несли в себе простые и €сные указани€: 
   «–осси€—русским. ѕрестол—православному царю. ¬рагов—вон».
   —в€титель √ермоген был достойным продолжателем духовных традиций, заложенных в –усском Ќароде великими подвижниками—преподобными —ергiем –адонежским, јлександром —вирским, »осифом ¬олоцким и Ќилом —орским… 
   »з подземель€ —в€титель сумел послать верным русским люд€м предсмертную грамоту, в которой писал: «¬сем вам от мен€ благословение и разрешение в сЄм веке и в будущем. —тойте за веру неподвижно, а € за вас Ѕога молю»… 
   ѕоказателен девиз нижегородского ополчени€ во врем€ —муты: 
   ««а веру ѕравославную, за св€тые Ѕожии церкви, за души свои, за ќтечество».
   »спытани€, сопровождавшие —в€тител€ всю жизнь, усугубились в —мутное врем€ и достигли своего апоге€ в темнице „удова монастыр€. 
   явившиес€ в узилище пол€ки и изменники-бо€ре услышали грозно прозвучавшие судьбоносные слова народного вожд€: «ƒа будет над теми, кто идЄт на очищение ћосковского государства, милость от √оспода Ѕога, а от нашего смирени€ благословение; а на ока€нных изменников да излиетс€ гнев от Ѕога, а от нашего смирени€ да будут прокл€ты они в сЄм веке и в будущем!» 
  ¬ это врем€ многое в отечественной истории происходило впервые: по€вилс€ первый русский царь, первый русский патриарх, перва€ печатна€ отечественна€ книга, перва€ почта, первый стрелец, первый самозванец, первый лжепатриарх, впервые открыто совершено убийство цар€… Ётот список можно продолжить. 
   ¬ устроении государства и ÷еркви произошли фундаментальные изменени€. 
   ¬еликое  н€жество ћосковское в правление великого кн€з€ »оанна IV ¬асильевича стало царством — сильным централизованным государством. “ерритори€ страны увеличилась в двое и –усь стала крупнейшей европейской монархией. „исленность населени€ царства, фактически уже империи, возросла в полтора раза, достигнув приблизительно 9 миллионов человек. ” ƒикого пол€ были отвоЄваны миллионы дес€тин плодороднейшей земли, существенно увеличилось производство хлеба. 
   «а годы жизни —в€тител€ √ермогена –усска€ ÷ерковь обрела организационную полноту и стала независимой от  онстантинопол€ поместной ÷ерковью с русским патриархом во главе. —в€титель был современником четырЄх царей. Ќа троне московских государей династию –юриковичей сменила династи€ √одуновых, свергнутых бо€рским заговором, использовавшим дл€ этого самозванца. — Ћжедмитрием покончил заговор аристократов во главе с ¬асилием Ўуйским, зан€вшим престол без лишних церемоний. ÷ар€ ¬асили€ Ўуйского свЄл с престола заговор бо€р, захвативших власть в форме коллективного правлени€ семибо€рщины, которых оттеснили от опустевшего ћосковского трона бесцеремонные польско-литовские оккупанты… 
   »з фазы интенсивного развити€ и созидани€ страну обрушили в пучину разрушени€ и хаоса. «а годы —муты в ћосковском царстве объ€вилось, по меньшей мере, 17 самозванцев: п€ть «воскресших царевичей» ƒмитриев, дев€ть «сыновей» цар€ ‘Єдора »оанновича, два «сына» цар€ ¬асили€ Ўуйского и экзотический астраханский «царевич» «»ван-јвгуст»… 
   ќпричнина поколебала власть могущественных бо€рских кланов и расчистила путь служилому двор€нству. –еформа землевладени€ превратила бо€р-вотчинников в царских слуг, об€занных защищать ќтечество. «емска€ реформа оздоровила государственный организм и создала оптимальную модель русского государственного устройства: сильную централизованную власть, защищающую ѕравославие, организующую оборону страны, развитие стратегических отраслей экономики, справедливое законодательство, свободу местного самоуправлени€. 
   ѕреобразовалс€ лик –усской «емли: были основаны многочисленные города, возведены сотни крепостей, монастырей, храмов.



 

Ќа своЄм веку ѕатриарх √ермоген видел разъ€ренные толпы бунтующей черни, фигуры юрких поджигателей и наЄмных убийц, войска иностранных захватчиков, «благочестивых» сектантов и лицемерных иезуитов. 
   —в€титель √ермоген был свидетелем, как бо€рска€ крамола в полной мере коснулась судьбы первого русского цар€ и его наследников. Ѕольшинство членов венценосной семьи были отравлены, начина€ с матери—великой кн€гини ≈лены √линской; царевича-первенца утопили… —ам »оанн IV стал жертвой ртути и мышь€ка. ÷арь Ѕорис √одунов был отравлен, его наследник, царь ‘Єдор был убит, царица ћари€ √одунова задушена. “ем, что осталось после убийства дорвавшегос€ до трона первого самозванца, выстрелили из пушки в сторону запада. — позором свергли цар€ ¬асили€ Ўуйского.  ара небесна€ настигла в своЄ врем€ каждого из числа семибо€рщины. ѕогибли многочисленные €вные и тайные претенденты на царский трон: атамана «аруцкого казнили, ћарина ћнишек сошла с ума, еЄ малолетнего сына повесили… ∆ертвой борьбы за власть дважды становилась красавица ћосква, в 1547 и 1611 годах полностью выгоравша€ в страшных пожарах.
   ƒе€тельность —в€тител€а в —муту продемонстрировала его глубокие и разносторонние знани€.  ак говорили тогда, ѕатриарх был «книжен умом». 
   ќпыт государственного администрировани€ —в€титель
√ермоген получил на  азанской кафедре. ћитрополит √ермоген уже в царствование Ѕориса √одунова входил в число наиболее вли€тельных де€телей не только ÷еркви, но и государства. ¬сЄ это подготовило и сделало естественным переход —в€тител€ с кафедры казанских митрополитов на кафедру московских патриархов. ¬ силу несосто€тельности светской власти на врем€ патриаршества √ермогена в ћосковском царстве фактически установилась теократи€: народ ждал и выполн€л слово ѕатриарха как пастыр€, так и неформального действительного возглавител€ государства. ѕрирода государственной власти ѕатриарха по сути оставалась духовной. ѕри сложившихс€ обсто€тельствах светское руководство —в€тител€ было несением ¬еры, а не реализацией собственно власти в узком понимании этой функции. 
   „ин всеобщего пока€ни€ 29 феврал€ 1607 в ”спенском соборе ћосковского  ремл€ имел не только духовный, но и сильный политический отклик по всему царству. Ёто был русский православный ответ крамоле и хаосу. 
   «Ќачальный человек –усской земли», как стали называть —в€тител€, разослал по городам грамоты с призывом поддержать москвичей и дать отпор бунтовщикам Ѕолотникова. –усские люди откликнулись на призыв ѕатриарха, осада с ћосквы была сн€та земским ополчением, объединившимс€ с войском кн€з€ ћихаила —копина-Ўуйского. —в€титель призывал расслабившегос€ цар€ незамедлительно выступить в поход против самозванца, пока он не собрал новое войско. —охранилс€ текст «–ечи царю ¬асилию »вановичу Ўуйскому, побуждавшей его идти на тушинского царика 1607 года». ÷арь не послушал ѕатриарха… 
   7.02.1609 ѕатриарх √ермоген единолично силой своего авторитета расстроил вооружЄнный путч против цар€ ¬асили€ Ўуйского. —в€титель предвидел осаду интервентами—ергiевой обители
духовного сердца –оссии, и оказал монастырю существенную военную помощь. ќборона —в€то-“роицкого —ергиева монастыр€—важнейша€ не только духовна€, но и военна€ составл€юща€ преодолени€ —муты.
   «Ќачальный человек –усской земли» вЄл, выража€сь современным €зыком, непрерывную информационную войну, рассыла€ грамоты по городам, укрепл€€ и поднима€ на борьбу русских людей. Ѕолее того, ѕатриарх напр€мую обращалс€ к обманутым и введЄнным в заблуждение сторонникам самозванцев, бунтар€м, изменникам со словами строгого отеческого увещевани€ и вразумлени€, что не оставалось без последствий. 
   ѕатриарх, прекрасно понима€ все пороки и страсти ¬асили€ Ўуйского, тем не менее последовательно поддерживал его дл€ сохранени€ государства от окончательного краха. ’орошо зна€ бо€р, врагов и завистников Ўуйского, —в€титель разослал по городам воззвани€ ко всему –усскому Ќароду о беззаконном сведении с престола цар€ ¬асили€ »вановича в феврале 1609а. 
    огда семибо€рщина решила посадить на московский трон польского королевича католика ¬ладислава, —в€титель воспротивилс€ этому. ќн пыталс€ увещевать бо€р: «„его же ныне ча€те вы ещЄ от пол€ков? “окмо конечного разорени€ царству и вере православной? ƒа разве нет у вас
достойных дл€ царства кн€зей русских?!».

 ѕатриарх √ермоген отказываетс€ подписывать договор. ’удожник ѕавел „ист€ков. 1860  

¬ид€, что семибо€рщина не изменит своих намерений, ѕатриарх добилс€ включени€ в договор неприемлемых дл€ пол€ков условий о переходе в ѕравославие королевича ¬ладислава и неприкосновенности –усской ÷еркви. 
   ќдновременно такое решение позвол€ло столкнуть между собой сторонников королевича и сторонников самозванца Ћжедмитри€ II. Ќужно было выиграть врем€ дл€ сбора сил земского ополчени€ ѕрокопи€ Ћ€пунова, организованного по инициативе ѕатриарха, и начать подготовку ополчени€ в Ќижнем Ќовгороде. 
   —в€титель √ермоген освободил от кл€твы
обманутые семибо€рщиной русских людей, которые прис€гнули на верность польскому королевичу ¬ладиславу. √рамоты и устные наставлени€ —в€тител€ ходокам из Ќижнего Ќовгорода стали побудительным мотивом организации ополчени€ ћинина и ѕожарского. “аким образом, роль —в€тител€ √ермогена как государственного де€тел€ в преодолении нестроений ћосковского царства фактически стала более значимой, чем роль всех остальных политических и военных де€телей того времени. 
   —в€титель
√ермоген от природы был одарЄн мужеством смелого воина, талантом организатора, твЄрдой волей руководител€. ћноготрудным аскетическим путЄм поста, молитвы, пока€ни€, очищени€ сердца от страстей, контрол€ сознани€ ст€жал он дух мирен, прин€л нисход€щую свыше благодать, стал сопричастным теосиса, процесса обожени€. ЅлагоприобретЄнна€ св€тость в сочетании с природными талантами стала необходимым и достаточным условием дл€ выполнени€ миссии духовного пастыр€ всего народа, национального вожд€, стратега освободительной борьбы.
   »звестно, что в миру —в€титель носил им€ ≈рмолай. ¬ православной традиции им€ нарекают в честь св€того - небесного покровител€. Ќебесный покровитель —в€тител€ √ермогена — св€той мученик из Ќикомедии иерей ≈рмолай, до конца сохранивший верность —пасителю во врем€ жестоких гонений. ѕримечательно, что это греческое им€ переводитс€ как «народовещатель», «св€щенномученик»… —удьба —в€тител€ √ермогена была предугадана уже именем, полученном при св€том крещении.
   Ќе следует забывать сотен тыс€ч наших предков,
сопротивл€вшихс€ беззаконию в течение —мутного времени.  н€зь ћихаил —копин-Ўуйский воевал не в одиночестве. ћоскву, ѕсков, —моленск и другие города и крепости защищали не только воеводы, но и полки безым€нных ратников, ополченцев, добровольцев. 
  Ќесмотр€ на трудности военного времени, кресть€не се€ли и убирали хлеб, женщины производили на свет детей, строители возводили новые и восстанавливали разрушенные храмы, укреплени€, дома.  упцы и промышленники —трогановы регул€рно жертвовали защитникам ѕравослави€ большие суммы денег. –усские землепроходцы осваивали бескрайнюю —ибирь. ќкутанна€ дымом пожарищ жизнь на русской земле продолжалась, вол€ к жизни не ослабла, а закалилась. ¬еликий народ во главе со своим ѕервосв€тителем получал бесценный исторический опыт, поднима€сь на своЄм пути к небу на новую ступень своего исторического быти€. 
ќ роли ѕатриарха √ермогена в русской истории, его свершени€х и заслугах предстоит узнать ещЄ очень многое. 
   Ќа основании летописных и литературных источников можно в общих чертах представить образ богатырской личности —в€тител€. ќн от рождени€ обладал способност€ми и талантами проницательного мыслител€, мужественного воина, искусного организатора, волевого руководител€. ¬ течение своей жизни —в€титель √ермоген, по ≈вангельской притче о талантах, не оставил свои даровани€ без применени€, но существенно преумножил их, дополнил обретЄнной в т€жЄлых аскетических трудах благодатью и все свои изначальные и благоприобретЄнные таланты положил на алтарь ќтечества, вернул преумноженными —оздателю. —воими мысл€ми, словами и делами ѕатриарх √ермоген существенно уменьшил энтропию, хаос в пространстве —в€той –уси, на земле наших предков. ƒействительно, «спасись сам и тыс€чи вокруг теб€ спасутс€». ¬ этом суть подвига —в€тител€ √ермогена. Ёто пример дл€ всех нас жизни по промыслу Ѕожию. ¬сю жизнь в Ѕога богате€, —в€титель оставил нам в наследство подлинные сокровища: свои веру, надежду и любовь. 
   ¬ уроке, преподанном всем нам ѕатриархом √ермогеном, преобладает вечное и духовное, переход€щее из поколени€ в поколение, из века в век нашего национального быти€. Ёто стремление через любовь к Ѕогу и –усскому Ќароду к преодолению розни мира сего. 

http://www.rv.ru/content.php3?id=10180

RIAN 01476223.LR .ru  520x302 ѕатриарх √ермоген. ‘игура, залита€ светом

    ѕам€тник ѕатриарху √ермогену

25 ма€ 2013 года, в јлександровском саду, недалеко от скульптурной композиции «–усь-тройка», был торжественно открыт пам€тник патриарху √ермогену.

–убрики:  —в€тые ...
ћетки:  

ѕроцитировано 2 раз
ѕонравилось: 1 пользователю



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку