-–убрики

 -÷итатник

ѕисьма јфанаси€ ‘ета Ћьву “олстому - (0)

Ђ¬ Ђѕоликушкеї все рыхло, гнило, бедно, больної Ђ¬ Ђѕоликушкеї все рыхло, гнило, бедно, больної...

  ћеждународному дню художника - (0)

∆уковский —танислав ёлианович. „асть- 6. «имнее. ’рам –ождества Ѕогородицы. «венигор...

ћихаил  онстантинович  лодт (1832 - 1902) - (0)

»ван Ќиколаевич  рамской. ѕортрет художника ћихаила  онстантиновича  лодта Ѕарон ћихаил  ...

’анана мити - ƒорога цветов - (0)

’анана мити - ƒорога цветов ...

ћадонны –афаэл€ - (0)

≈го ћадонны…   ћен€ всегда влекла к себе и грела. ћечта о музе —анти –афаэл€....

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 49913

Ѕальмонт и музыка

ѕонедельник, 16 »юн€ 2014 г. 17:21 + в цитатник

“ончайший звук, откуда ты со мной?

“ы создан птицей? ∆енщиной? —труной?

Ѕыть может, солнцем? »ли тишиной?.

 . ƒ. Ѕальмонт

ћузыка ведь так много открывает в познании поэзии, € думаю, что по-насто€щему — только музыкант понимает поэзию.

ј. Ќ —кр€бин

   онстантин ƒмитриевич Ѕальмонт занимает особое место в поэзии —еребр€ного века. ћожно сказать, что рубеж XIX-XX веков — это врем€, прошедшее «под знаком Ѕальмонта». ¬ Ѕальмонта была буквально влюблена вс€ –осси€. ќн был посто€нной темой светских бесед и сплетен, ему стремились подражать, его стихи переписывали, учили наизусть, на них писали музыку. »сторическим фактом стало то, что тексты Ѕальмонта были наиболее востребованы в вокальной музыке. —писок музыкальных сочинений на его стихи, написанных на рубеже ’1’-’’ веков, насчитывает свыше 500 примеров (приблизительно 170 имен композиторов). 

  Ѕальмонт стал вторым после ѕушкина по попул€рности у музыкантов, его тексты использовались много чаще Ћермонтова и јлексе€ “олстого,  ольцова и ѕлещеева.



ћузыка

ћы слышим воздушное пенье чудесной игры,
  Ќе вид€ поющего нам серафима.
  ¬здыхаем под тенью гигантской горы,
¬ершина которой дл€ нашего духа незрима.

» чувствуем смутно, что, если б душой мы могли
  ƒостичь до вершины, далекой и снежной,
  “огда бы - загадки печальной «емли
ћы пон€ли лучше, упившись мечтою безбрежной.

Ќо нет, мы бессильны, закрыта звен€ща€ даль,
  » звуки живые скорб€т, умира€,
  » в сердце обманутом плачет печаль,
» гаснут, чуть вспыхнув, лучи недоступного –а€.

 

ќбщением со —кр€биным св€зано эссе Ѕальмонта "—ветозвук в ѕрироде".

... »з этой природной картины, где ћузыкальна€ ¬ол€ ежедневного миротворчества силою —ветозвука обращает бездейственную дремоту в пр€жу бодрствующего сознани€ — перенесЄмс€ мгновенно в концертную залу, где дух творит подобное не волею прот€нутых лучей, а колдующей волею рук.

Ќастраиванье скрипок. “ок ручьЄв,
—еб€ ещЄ пытующих, неровных,
Ќо тронувших кра€ надежд верховных,
» сразу доход€щих до основ.

ƒух пробуждЄн. ¬ нЄм свет, который нов
ѕробег огней утонченно-духовных.

ћир возникань€ снов беспрекословных,
ѕо воле прикасани€ смычков.

ћиг тишины. ¬ огн€х застыла зала.
Ќе дрогнет жезл в приподн€той руке.
≈щЄ сейчас душа была в тоске.


¬от в ней мгновенно притупилось жало.
» с пальцев рук теченье побежало.

» дух плывЄт в ликующей реке.

√олос —ветозвука €вственно ощутим. ћузыка, вечно постро€юща€ себ€ в мире во временны́х предельност€х –ассвета, ”тра, ѕолдн€, «аката, ¬ечера, и Ќочи, четко слышна и зрима поэтическому мироощущению, которое по существу своему есть провидческое и €снозр€щее.

— утра до полдн€ в духе € певучем,
—о всем земным € всЄ же не земной.
я восхожу с растущею волной,
ƒо полдн€, к —олнцу, к тем горнилам жгучим.

ЌайдЄм, сверкнЄм, полюбим и замучим,
«анежим семицветной пеленой.
  черте рассвета!   музыке! «а мной!
¬знесЄм дары, и приобщим их к тучам!

Ќо вдруг в душе означитс€ излом.
ѕронзит предел восторженность сгорань€.
ƒвенадцать. —олнце кончило игранье.

’оть вы придите, молни€ и гром!
ƒо завтра мгла и ощупь собирань€.
Ќо завтра утро вновь качнЄт крылом!

  ¬ерна ли сама€ мысль —кр€бина о сочетании его ќгненной ћистерии ѕромете€ с игрою —ветоцвета? » да, и нет. Ќет, в том смысле, что музыка, будучи Ѕожески самодостаточным царством, не нуждаетс€ ни в каких сопутствующих достижени€х иной красоты, и, говор€ в каждой душе иным голосом, этой душе сродным, будет не обогащать, а ограничивать свое красноречие, сопутствуемое определенной дополн€ющей красотой. „тобы сопутствующа€ красота была не просто дополнительна€, а глубинна€, абсолютно сродна€, как это мы видим в таинствах ѕрироды, надо, чтобы угадание художника было столь же неукоснительно верным и единственным, как верны угадани€ твор€щей ѕрироды. Ќо в то же врем€ —кр€бин совершенно прав в своем замысле, ибо он, презиравший будничное и часто восклицавший: “∆изнь должна быть праздником”, смотрел на свою световую симфонию как на св€щенное празднество. ј в отдельном празднике своеволие и введение угадчивой творческой прихоти – самодержавный закон зиждительной воли. —очетать игру звуков с игрою светов всегда – не должно, сочетать ее с игрою светов на св€щенном празднике – необходимо.

—ветозвук в природе и светова€ симфони€ —кр€бина (Ѕальмонт)...

 

   онстантин Ѕальмонт вошел в историю русской литературы один из самых музыкальных поэтов. ћузыка его стихов, необыкновенна€ его способность мыслить зрительными, слуховыми, ос€зательными категори€ми, воплощать цвето-звуковые образы – «музыку цветов», «запах солнца», «аромат волны» восхищали русских музыкантов. ѕоэзи€ Ѕальмонта вдохновила многих композиторов, и среди них – –ахманинов, ѕрокофьев, —травинский, на создание замечательных вокальных и вокально-симфонических произведений. ¬осхищалс€ Ѕальмонтом и знаменитый контрабасист и дирижер —ергей  усевицкий (1874 - 1951). ѕоэт напоминал ему јлександра —кр€бина, с творчеством которого был он так глубоко св€зан.

 усевицкий контрабасист

»гра€ на громоздком контрабасе,  усевицкий удел€л огромное внимание звуку как таковому, его окраске. »менно этим вызваны были во многом восторженные оценки его искусства —кр€биным и –ахманиновым, Ѕальмонтом и ѕрокофьевым, Ўал€пиным и —обиновым, јртуром Ќикишем и јртуром –убинштейном, Ћьвом “олстым и —таниславским. »гру  усевицкого называли «колдовством», «наваждением».  усевицкий поражал слушателей пластичностью инструментальной кантилены, бесконечным «дыханием» смычка, чистейшей палитрой красок, тонкой игрой светотени. ћалейший поворот смычка обращал огненное brio в дымку, колышущийс€ мираж.

  ƒружба св€зывала  усевицкого с Ѕальмонтом еще в –оссии. ѕоэт посещал концерты контрабасиста, поражалс€ певучести инструмента под руками исполнител€. ѕосле одного из них, данного  усевицким в 1915 в пам€ть безвременно скончавшегос€ —кр€бина, поэт написал стихотворение « усевицкому, играющему на контрабасе», вошедшее позднее в стихотворный сборник «ѕерстень» (1920):

я знаю, что сегодн€ видел чудо:

„удил и пел св€щенный скарабей.

ƒуше был слышен €сный зов оттуда,

√де зреет гром средь облачных зыбей.

¬друг звонкий жук ладьЄю стал скольз€щей,

ћелькало белым тонкое весло.

»грали струны музыкою зр€щей,

» сердце пробуждалось в ней светло.

ј он, колдун, обеими руками

Ќам рассыпал напевный дождь колец.

», весь гор€, дрожащими перстами

 аса€сь струн, касалс€ всех сердце.



  «начительную часть произведений  онстантина Ѕальмонта составила камерна€ вокальна€ музыка: романсы, стихотворени€ дл€ голоса с сопровождением, циклы вокальных миниатюр, мелодекламации, вокальные ансамбли.

 —реди авторов циклов миниатюр на стихи Ѕальмонта: –ахманинов, ѕрокофьев, “анеев, —травинский, ћ€сковский, „ерепнин, –ебиков, √несин...

—тихи и переводы Ѕальмонта стали основой музыкальных произведений ѕрокофьева (хор «Ѕелый лебедь», романс «≈сть другие планеты…», фортепианный цикл «ћимолЄтности», кантата «—емеро их»). ѕрокофьев, как и —кр€бин, признавал право на жизнь поэтических интерпретаций своей музыки.

   онстантин Ѕальмонт посв€тил јлександру ѕрокофьеву несколько стихотворений, составл€ющих своеобразный лирический цикл. ¬ стихотворении 1921 года, посв€щЄнном дирижЄру, виртуозу-контрабасисту —ергею  усевицкому, «создавшему праздник русской музыки в ѕариже», есть поэтически €рка€ «характеристика» ѕрокофьева –«солнцезвонкий скиф», в полной мере отражающа€ и радостное, мажорное звучание музыкальной ткани прокофьевских произведений, и еЄ синкретическую изменчивость, «текучесть» – во времени и пространстве.



ѕрокофьев «—емеро их» (Ѕальмонт. «овы древности).  антата дл€ драматического тенора, смешанного хора и большого симфонического оркестра

—ери€ сообщений "Ѕальмонт":
„асть 1 - Ѕальмонт в сопровождении Ўумана и феи
„асть 2 -  то услышал тайный ропот ¬ечности, ...
...
„асть 4 - 16 июн€ 1867 года родилс€ поэт  онстантин Ѕальмонт
„асть 5 - ∆енщины в живописи 17-19 веков в сопробождении Ѕальмонта
„асть 6 - Ѕальмонт и музыка
„асть 7 -  о дню рождени€ Ѕальмонта  онстантина ƒмитриевича
„асть 8 - ѕам€ти  онстантина Ѕальмонта (1867-1942)
...
„асть 11 -  онстантин Ѕальмонт об јлександре —кр€бине
„асть 12 - ќ жизни  онстантина ƒмитриевича Ѕальмонта
„асть 13 - 150 лет со дн€ рождени€  онстантина ƒмитриевича Ѕальмонта

ћетки:  

ѕроцитировано 2 раз
ѕонравилось: 5 пользовател€м



≈ла2012   обратитьс€ по имени ¬торник, 17 »юн€ 2014 г. 05:15 (ссылка)
“омочка, спасибо за интересный пост!!!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬торник, 17 »юн€ 2014 г. 19:04ссылка
—пасибо за отзыв, Ћидочка! ’орошего лета!
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку