-–убрики

 -÷итатник

ѕавел ƒмитриевич Ўмаров (1874-1950). - (0)

–аботы до эмиграции.јнализ стил€. -ч.4.  рестный ход 1898 Ќесколько работ художника...

ќ —ергее —удейкине - (0)

  —удейкин —ергей ёрьевич (1882, —анкт-ѕетербург — 1946, Ќайак, штат Ќью-…орк,...

ѕам€ти ≈лены ќбразцовой - (0)

¬ ћариинском театре пройдет вечер пам€ти ≈лены ќбразцовой ¬ ћариинском театре пройде...

Ўильдер јндрей Ќиколаевич (1861-1919). - (0)

«имние пейзажи. «имние лесные пейзажи стали настолько каноническими, что сегодн€ ручьи и п...

Ћегендарна€ балерина “амара “уманова - (0)

„ерна€ жемчужина русского балета: как эмигрантка из “ифлиса покорила Ћа —кала,  овент-√арден и √олли...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 50320

ƒенис »ванович ‘онвизин (1745 год - 1792 год) - знаменитый писатель екатерининской эпохи.

ѕонедельник, 14 јпрел€ 2014 г. 12:50 + в цитатник

«»мей —ердце, имей ƒушу и будешь человек во вс€кое врем€».

‘амили€ ‘онвизин писалась в XVIII веке в два слова: это же правописание сохран€лось до половины XIX века; окончательно установлено правописание в одно слово “ихонравовым, хот€ уже ѕушкин находил это начертание правильным, как придающее более русский характер фамилии писател€, который был, по выражению ѕушкина, "из перерусских русский"

‘онвизин ƒенис »ванович  – один из крупнейших представителей русского просветительского реализма, создатель первой русской национальной комедии, "друг свободы", по определению јлександра —ергеевича ѕушкина.

 

јлексей ¬енецианов. ѕортрет ƒениса ‘онвизина.  1812

  ƒенис »ванович ‘онвизин  родилс€ в ћоскве 14 апрел€ 1745. ‘онвизины происходили из лифл€ндского рыцарского рода, выехавшего в ћоскву еще в XVI веке и совершенно обрусевшего.

  ѕервоначальное образование ƒенис получил под руководством своего отца, »вана јндреевича, который, как вспоминал ‘онвизин в "„истосердечном признании", "был человек большого здравого рассудка, но не имел случа€, по тогдашнему образу воспитани€, просветить себ€ учением", однако был довольно начитан, преимущественно в сочинени€х нравоучительного характера.    
  ѕредставл€€ своего отца человеком старого времени, отличающегос€ такими достоинствами, каких не имеетс€ в "нынешнем обращении света", ‘онвизин дает возможность указать прототип дл€ созданного им —тародума: те сентенции личной и общественной морали, которые вложены им в уста —тародума, заключались в наставлени€х отца, возбудившего в ‘онвизине любовь к старой русской жизни. Ќесмотр€ на "безмерные попечени€", объем домашнего образовани€ был не особенно велик: дома он усвоил элементы русской грамотности, а важное средство религиозного воспитани€
- чтение церковных книг, дало ‘онвизину знакомство со слав€нским €зыком, "без чего российского €зыка и знать невозможно". 



  ¬ 1755 ƒенис ‘онвизин поступил в только что открытую гимназию при ћосковском университете; в 1760 он был "произведен в студенты". ’от€ и очень чувствовались недостатки этих юных просветительных учреждений: преподавание было весьма слабо, учител€ отличались "пь€нством и нерадением", тем не менее ‘онвизин много вынес из годов своего учени€, не говор€ уже о знании французского и немецкого €зыков, открывшем ему непосредственный доступ к европейской литературе. Ўкола дала ‘онвизину умственную дисциплину, что позволило ему выделитьс€ среди литераторов того времени не только талантом, но и систематичностью образовани€.

  ѕод вли€нием некоторых профессоров, уже на школьной скамье, начинаетс€ литературна€ де€тельность ‘онвизина: в 1761 в журнале ’ераскова он поместил "ѕолезное ”веселение", переводную статейку "ѕравосудный ёпитер" и отдельно напечатал перевод басен √ольберга. ¬ следующем году он издал перевод нравоучительного сочинени€ “еррасона: "√еройска€ добродетель, или ∆изнь —ифа, цар€ египетского, из таинственных свидетельств древнего ≈гипта вз€та€", и напечатал несколько переводов в издании профессора –ейхел€ "—обрание лучших сочинений к распространению знани€ и к произведению удовольствий".   этому же времени относ€тс€ не дошедшие до нас оригинальные произведени€, в которых выразилось стремление к сатире. "ќстрые слова мои, вспоминал ‘онвизин, носились по ћоскве; а как они были дл€ многих €звительны, то обиженные оглашали мен€ злым и опасным мальчишкой; все же те, коих острые слова мои лишь только забавл€ли, прославили мен€ любезным и в обществе при€тным".

 

    годам учени€ относитс€ и зарождение любви к театру. ¬о врем€ поездки гимназистов в ѕетербург дл€ представлени€ куратору Ўувалову, ƒенис »ванович был на спектакле и вынес сильное впечатление. "ƒействи€, произведенного во мне театром, - рассказывал он, - почти описать невозможно: комедию, виденную мной, довольно глупую, считал € произведением величайшего разума, а актеров - великими людьми, коих знакомство, думал €, составило бы мое благополучие"
  ¬ 1762 учение ‘онвизина в университете прекращаетс€; он определ€етс€ сержантом гвардии. —лужба его совсем не интересует и он, насколько возможно,
от нее уклон€етс€. ¬ это врем€ в ћоскву приезжает двор, и вице-канцлер определ€ет ‘онвизина в коллегию иностранных дел "переводчиком капитан-поручичь€ чина", в следующем году он назначен "быть дл€ некоторых дел" при кабинет-министре у прин€ти€ челобитен, ≈лагина, который с 1766 получает в заведование театры. Ќазначением этим ‘онвизин возможно был об€зан "греху юности" - переводу ¬ольтеровой "јльзиры", который начат был им еще в университете. ≈лагин был очень расположен к молодому подчиненному, однако служба ‘онвизина была т€жела из-за непри€тностей с секретарем ≈лагина - драматургом Ћукиным, который настраивал против него кабинет-министра. ¬ первое же врем€ пребывани€ в ѕетербурге ‘онвизин сблизилс€ с кн€зем  озловским и другими молодыми литераторами. ќб этом кружке он впоследствии не мог "без ужаса вспомнить", так как "лучшее препровождение времени состо€ло в богохулии и кощунстве". Ёто не прошло бесследно дл€ ƒениса »вановича: он увлекс€ модным в то врем€ скептицизмом, отголоском чего €вл€етс€ "ѕослание к слугам моим Ўумилову, ¬аньке и ѕетрушке", напечатанное в ежемес€чном издании "ѕустомел€", в 1770. ќднако увлечение иде€ми кружка кн€з€  озловского не могло быть дл€ ‘онвизина особенно продолжительным, так как религиозна€ основа домашнего воспитани€ была в нем сильна и он "содрогалс€, слыша ругательство безбожников".

    этому периоду жизни ‘онвизина относ€тс€ его новые стихотворени€ и переводы, из которых особенный успех имели переводы поэмы Ѕитобе "»осиф" и повести Ѕартелем "Ћюбовь  ариты и ѕолидора" (1763). ѕо€вл€етс€ и его первый опыт в создании драмы: в 1764 представлена его комеди€ " орион" по французской комедии √рессе "—идней". Ёто произведение было важно не только дл€ развити€ таланта ‘онвизина, как переход от переводов к "Ѕригадиру" и "Ќедорослю", но его можно оценить как прогресс русской литературы. "ѕрименение иностранных комедий к нашим нравам, - говорил “ихонравов, - было уже шагом вперед от простых переводов к произведени€м более оригинальным". ѕравда, оригинальность пьесы выразилась в немногом, так как и сюжет, и структура, и главные типы комедии целиком заимствованы. " орион", суд€ по свидетельствам современников, понравилс€ публике. ”спех ободрил автора и в 1768 был написан "Ѕригадир". Ќесмотр€ на заимствование главного действующего лица, знаменитого »ванушки, из комедии датского писател€ √ольберга "Jean de France" и на некоторые другие подражани€, "Ѕригадир" стал одним из важнейших €влений русской литературы. ≈сли в " орионе" черты русского быта были едва намечены, то в "Ѕригадире" они выдвинулись на первый план. ќригинальными, выросшими на русской почве, €вл€ютс€ типы советника, бригадира и бригадирши. Ќемудрено поэтому, что "Ѕригадир" произвел сильнейшее впечатление на тогдашнюю публику: ѕанин отозвалс€ о нем, как о "первой комедии в наших нравах"; ‘онвизина сравнивали с ћольером, комеди€ его не сходила со сцены. 



  ¬ 1769, вследствие новых столкновений с Ћукиным, ‘онвизин был вынужден оставить службу при ≈лагине и определитьс€ оп€ть в коллегию иностранных дел, к графу ѕанину.  ак секретарь ѕанина, он завален работой: ему поручена обширнейша€ переписка с нашими дипломатами при европейских дворах. ѕод руководством ѕанина ‘онвизин составл€ет любопытный проект государственных реформ, по которому предполагалось отдать законодательную власть верховному сенату, обеспечить "два главнейших пункта блага государства и народов: вольность и собственность", дл€ чего нужно освободить кресть€н. ¬ этом проекте обращает на себ€ внимание характеристика господства временщиков: "вчерашний капрал, неизвестно кто, и стыдно сказать, за что, становитс€ сегодн€ полководцем и принимает начальство над заслуженным и ранами покрытым офицером"; "никто не намерен заслуживать, вс€кой ищет выслуживать". «амечательно также обличение крепостного права. "ѕредставьте себе государство, говорит ‘онвизин, где люди составл€ют собственность людей, где человек одного состо€ни€ имеет право быть вместе истцом и судьей над человеком другого состо€ни€, где каждый следственно может быть или тиран, или жертва". ”поминает ‘онвизин и о необходимости уничтожить невежество, на которое опираетс€ рабство. Ќар€ду с официальными поручени€ми, ему приходитс€ много работать и по различным частным делам графа ѕанина.

  —лужба при ѕанине продолжалась до 1783, когда ‘онвизин вышел в отставку с чином статского советника и с пенсией в 300 рублей. Ћитературна€ де€тельность ‘онвизина за этот период его жизни не могла быть особенно велика, так как дл€ нее не хватало досуга; тем не менее именно в это врем€, может быть, вследствие посто€нных впечатлений, которые испытывались в центре общественных и политических интересов эпохи, по€вились важнейшие в литературном и общественном отношени€х произведени€ ‘онвизина. Ёто были статьи в "—обеседнике любителей российского слова": "ќпыт российского сословника", "¬опросы автору Ѕылей и Ќебылиц", "„елобитна€ российской ћинерве от российских писателей", "ѕоучение, говоренное в ƒухов день иереем ¬асилием", и комеди€ "Ќедоросль", представленна€ в первый раз в 1782. "„елобитна€ российской ћинерве" имеет значение как защита прав литературы против разных ее врагов, отрицающих пригодность писателей "к делам", а знаменитые "¬опросы" касаютс€ некоторых больных сторон русской действительности. —мелость, "свободо€зычие" этих "¬опросов" вызвали против ‘онвизина неудовольствие императрицы ≈катерины II.

 

  "Ќедоросль", как и "Ѕригадир", занимает первое место в сатирической литературе ≈катерининского времени, боровшейс€ за просвещение. ѕо своей оригинальности оно значительно выше "Ѕригадира": заимствовани€ про€вл€ютс€ в некоторых незначительных частност€х. “ипы семей ѕростаковых и —котининых несомненно русские, унаследованные от старого времени и сохран€ющие в неприкосновенности исконные черты невежества и грубости. ’от€ в некоторых из этих типов есть следы карикатуры, в общем они чрезвычайно жизненны, и этим объ€сн€етс€ как успех комедии, так и тот интерес, который она до известной степени возбуждает и сегодн€. 

  ƒл€ эпохи ‘онвизина и лично дл€ автора большое значение имели и скучные дл€ нас речи резонеров, в особенности —тародума, в уста которого ‘онвизин влагал выражение своего идеала гуманности и просвещени€. «а врем€ службы при графе ѕанине ƒенис »ванович совершил с больной женой первое путешествие за границу (1777 - 78), побывав в √ермании и во ‘ранции. ¬торое путешествие
в √ерманию и »талию (в последней провели 8 мес€цев) он предприн€л в 1784; а через два года ‘онвизину пришлось ехать лечитьс€ от последствий паралича в ¬ену и  арлсбад. 

kaptinkah-fakty-interesnye-eto-interesno-poznavatelno-kartinki

  ѕоследние годы жизни ‘онвизина прошли в т€желой обстановке: расстроилось окончательно его здоровье, пошатнулось материальное благососто€ние, вследствие разных т€жб с арендаторами. Ћитературна€ де€тельность ƒениса »вановича почти прекратилась. ѕисьма из-за границы и его путевые журналы не предназначались дл€ печати и были опубликованы уже в XIX веке, но представл€ют выдающийс€ интерес, как суждение умного наблюдател€ тогдашней европейской жизни. ќтзывы ‘онвизина о европейцах далеко не всегда справедливы и часто крайне резки (знаменита€ фраза: "француз рассудка не имеет и иметь его почел бы за величайшее дл€ себ€ несчастье"), но это пристрастие, объ€сн€емое отчасти болезнью, непри€тност€ми путешестви€, не уничтожает значени€ некоторых заметок ‘онвизина: в них виден критически мысл€щий человек, подн€вшийс€ в них выше "ѕисем русского путешественника"  арамзина.

  ¬ литературно-общественной де€тельности ƒенис »ванович ‘онвизин выступил как честный, убежденный прогрессист, как поклонник просвещени€ и лучшего общественного устройства, не измен€ющий до конца тем освободительным взгл€дам, которые господствовали в начале ≈катерининского царствовани€ и позднее уже не пользовались покровительством и сочувствием прав€щих. ‘онвизин был чужд оппортунизма, которым отличались многие литераторы, смотревшие очень легко на свою профессию, тогда как он видел в ней службу обществу.

fonvisin.net.ru

  —кончалс€ ƒенис »ванович ‘онвизин 12 декабр€ 1792 года в —анкт-ѕетербурге после вечера, проведенного в гост€х у √авриила –омановича ƒержавина, где, по отзывам присутствовавших, был весел и шутлив.

ƒенис »ванович ‘онвизин (1744-1792) √аврила –оманович ƒержавин (1743 Ц

–убрики:  ѕисатели и книги/19 век
ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз
ѕонравилось: 2 пользовател€м



lukanatol   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 14 јпрел€ 2014 г. 13:36 (ссылка)
»нтересный очерк о ‘онвизине ƒенисе »вановиче! я знаю еще одного ‘онвизина, ћихаила јлесандровича, мужа Ќатальи ƒмитриевны јпухтиной (прототип “ать€ны) из поэмы ј.—. ѕушкина "≈вгений ќнегин"!(ћихаил јлександрович фон-¬изин). ћожно посмотреть мой рассказ: "»так,она звалась “ать€ной...!в блоге:
http://my.mail.ru/community/blog_lukanatol/journal
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕонедельник, 14 јпрел€ 2014 г. 21:51ссылка
я уже читала этот рассказ, мне он понравилс€, тем более, что € раньше о ѕущине собрала сообщение: "ƒекабрист ѕущин »ван »ванович (1798 Ч 1859)". я сделаю подборку по этой теме в дневнике, если сам не покажешь свою работу
lukanatol   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 14 јпрел€ 2014 г. 23:42 (ссылка)
ћне очень желательно посмотреть твои сообщение и подборку об ». ». ѕущине!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ќрли44   обратитьс€ по имени ¬торник, 15 јпрел€ 2014 г. 22:29 (ссылка)
“омаовс€нка,
ƒобрый вечер “ома.!
ќчень интересный познавательный рассказ.Ѕлагодарю.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

„етверг, 17 јпрел€ 2014 г. 20:40ссылка
‘онвизин - очень значительна€ фигура своего времени! —пасибо, —вета!
Svetlana-k   обратитьс€ по имени —реда, 16 јпрел€ 2014 г. 17:01 (ссылка)
... и снова впечатлили видео!!!
ѕост превосходный.ј "митрофанушки "до сих пор не перевились...
—пасибо, “амара!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

„етверг, 17 јпрел€ 2014 г. 20:47ссылка
“ы права, —вета! ќсобенно первое видео - захватывающа€ информаци€! Ќедоросль € смотрела в театре в ѕитере с большим интересом! я даже не подозревала, что так замечательно можно поставить такую, как мне тогда казалось, серую пьесу.
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку