-Рубрики

 -Цитатник

Павел Дмитриевич Шмаров (1874-1950). - (0)

Работы до эмиграции.Анализ стиля. -ч.4. Крестный ход 1898 Несколько работ художника...

О Сергее Судейкине - (0)

  Судейкин Сергей Юрьевич (1882, Санкт-Петербург — 1946, Найак, штат Нью-Йорк,...

Памяти Елены Образцовой - (0)

В Мариинском театре пройдет вечер памяти Елены Образцовой В Мариинском театре пройде...

Шильдер Андрей Николаевич (1861-1919). - (0)

Зимние пейзажи. Зимние лесные пейзажи стали настолько каноническими, что сегодня ручьи и п...

Легендарная балерина Тамара Туманова - (0)

Черная жемчужина русского балета: как эмигрантка из Тифлиса покорила Ла Скала, Ковент-Гарден и Голли...

 -Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Всегда под рукой

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 50320

Сергей Васильевич Рахманинов играет...

Вторник, 01 Апреля 2014 г. 12:33 + в цитатник

  

   Фортепианное искусство Сергея Васильевича Рахманинова  являет собой одно из высших мировых достижений в области исполнительства. Сохранившиеся записи выступлений Сергея Васильевича   и воспоминания современников свидетельствуют об огромной выразительной силе, властной мощности и одновременно тончайшей нежности воздействия Рахманинова-пианиста. Те же качества определяют и искусство Рахманинова-дирижера, интерпретатора симфонических и оперных произведений. 

  Через всю свою жизнь Сергей Васильевич Рахманинов пронес любовь к музыке Петра Ильича Чайковского. Мелодические сокровища, найденные Рахманиновым, роднят его с Чайковским, которому он посвятил Фантазию для двух фортепиано в четыре руки, оп. 5, впервые прозвучавшей 30 ноября 1893, когда Петра Ильича Чайковского не стало. Во время работы в Большом театре (1904–1906) под управлением Рахманинова-дирижера засверкали новыми красками оперы Чайковского: «Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Опричник» и балеты. 



   Современники отмечали глубочайшее постижение духа музыки Чайковского, правдивость толкования замысла композитора, новизну и свежесть трактовок. Потрясающим по душевному подъему и пластической завершенности формы было исполнение Пятой симфонии. Поражала яркая, необычная интерпретация Первого фортепианного концерта, волевая, мужественно-выразительная, графически четкая по звучанию. С юношеских лет в исполнении Сергея Васильевича звучали пьесы «На тройке» и «Баркарола» из цикла «Времена года». «Никогда не представлял себе, что эту пьесу можно так сыграть», — писал Вилыпау Рахманинову, потрясенный исполнением пьесы «На тройке».

  В лето 1941 Сергей Васильевич Рахманинов вновь обратился к кумиру юности и сделал транскрипцию для фортепиано его «Колыбельной» из серии романсов. В своих немногочисленных интервью и статьях, говоря о Чайковском, подчеркивал востребованность музыки композитора во всем мире и ее влиянии на слушателей, называя Петра Ильича Чайковского великим национальным гением.

 

tambovlib.ru

 

   На репетиции первой оперы Сергея Рахманинова "Алеко" к двадцатилетнему, еще никому не известному, автору подошел Чайковский и смущенно спросил:
- Я только что закончил двухактную оперу "Иоланта", которая недостаточно длинна, чтобы занять целый вечер. Вы не будете возражать, если она будет исполняться вместе с вашей оперой?
Потрясенный и счастливый Рахманинов не смог ответить и молчал, будто воды в рот набрал.
- Но если вы против... - начал Чайковский, не зная, как истолковать молчание молодого композитора.
- Он просто потерял дар речи, Петр Ильич, - подсказал кто-то.
Рахманинов в подтверждение усиленно закивал головой.
- Но я так и не понял, - засмеялся Чайковский, - против вы или нет. Если не можете говорить, то хоть подмигните... Рахманинов так и сделал.
- Благодарю вас, кокетливый молодой человек, за оказанную мне честь, - совсем развеселился Петр Ильич.



  В то время, когда миллионы людей теряли веру, когда Россия сотрясалась и рушилась, погрязая в войнах, грабежах и убийствах, Рахманинов созидал Ее в музыке еще более совершенной, молитвенной и духовно могущественной. В том и заключался его особый духовный дар, особая чудотворная сила - иметь стойкость и прозорливость, чтобы среди разрушения и отчаяния провидеть грядущее возрождение и новый образ великой России. Рахманинов писал не о прошлом, а о будущем, не фантазируя, а прорицая.



  Особенностью характера Сергея Рахманинова была великая скромность, некоторая замкнутость и отрешенность от мира, и, что всегда отражалось в его музыке, особенная умиротворенная возвышенность. Один из его современников, пианист Иосиф Гофман утверждал, что не знал человека "чище и святее, чем Рахманинов". А о милосердности души великого композитора ходили легенды. Получая в Америке миллионные гонорары, Рахманинов продолжал жить скромно и уединенно, отклоняя все приглашения на банкеты и чествования, и посылая бесчисленные посылки всем, кого знал и кого не знал в страждущей России.



  В апреле 1915 года внезапно скончался Александр Николаевич Скрябин. Тяжкая утрата всколыхнула музыкальный мир. Осенью того же года в ряде городов проводились вечера и концертные циклы памяти Скрябина. На долю Рахманинова выпало исполнение его Концерта для фортепьяно с оркестром в Москве (в абонементных концертах Кусевицкого) и в Петрограде (в абонементных концертах  Зилоти). В обоих городах пианист имел большой успех. Критика единодушно отмечала, что в истолковании Рахманинова Концерт прозвучал очень пластично, мужественно и технически безупречно. Однако, в игре великого пианиста не было того обилия нервных rubato, той поэзии прозрачных звучностей, которые столь характерны для игры самого Скрябина.



  Пять лет отделяют Второй фортепианный концерт Рахманинова, оконченный в 1901 году, от его предыдущего фортепианного произведения — Шести музыкальных моментов. Композитор предстает в этом новом своем сочинении как зрелый сложившийся мастер с ярко выраженной индивидуальностью и выработанной манерой письма. Рахманинов показал себя в нем крупным оригинальным художником, «свободным от всякой изысканности и в то же время обладателем всех средств новейшей техники».

  Концерт, принесший ее автору заслуженный успех, был по праву признан лучшим русским фортепианным концертом после си-бемоль-минорного концерта Чайковского. Но, при сохранении преемственных связей с наследием Чайковского и других русских и зарубежных композиторов XIX века, рахманиновский концерт содержит много нового как в своем образном строе и средствах музыкального выражения, так и в самой трактовке жанра. Можно было бы назвать его вдохновенной лирико-патетической поэмой для фортепиано с оркестром.



  Медленная часть этого концерта развита с широтой, необычной для такого звена концертного цикла. Она длится в авторском исполнении десять минут — величина весьма значительная; еще необычнее длительность первой части этого Adagio: она звучит почти четыре минуты 1, что для периода, хотя бы и сложного и обрамленного, составляет редкость. Масштабы Adagio отнюдь не связаны с многотемностью, с резкими противопоставлениями, это — иного рода широта; она достигнута благодаря искусству чрезвычайно длительного развития неизменных в своей основе певучих интонаций и умению долго сохранять единство настроения.

  

  Его простота и честность, внутренняя собранность, непримиримость к небрежности и непорядочности, верность дружбе и принятому решению оказали влияние не только на всех, кто его знал, но и на всю Российскую музыкальную и художественную культуру. Само время творчества Рахманинова свидетельствует о том, что его гений был ниспослан России на смену Пушкину, Левитану и Чайковскому.  Воодушевляясь его любовью и верой, многие художники и музыканты вольно или невольно примыкали к выбранному им пути.
   В 2000 году испанский тенор Хосе Каррерас, выздоровевший от лейкемии, специально приехал в Москву для того, чтобы поблагодарить Россию за Рахманинова. Этот случай не единственный. При жизни Рахманинова были известны случаев, когда его музыка приносила исцеление. Вдова врача, исцелившаяся от душевного недуга и мыслей о самоубийстве, тайком приносила на каждый его концерт букет душистой сирени.



sinergia-lib.ruindex.php?page=rahmaninov_s_v

Серия сообщений "Рахманинов":
Часть 1 - Фильм о Рахманинове
Часть 2 - Рахманинов: Истоки...Звуки колоколов
...
Часть 29 - Сергей Рахманинов. Музы вдохновения
Часть 30 - Рахманинов Сергей Васильевич (1873-1943) - русский композитор, пианист, дирижёр.
Часть 31 - Сергей Васильевич Рахманинов играет...
Часть 32 - "Концерт с ноты Re". Сергей Рахманинов
Часть 33 - Сергей Васильевич Рахманинов. Романсы
...
Часть 47 - Фортепианные концерты Сергея Рахманинова
Часть 48 - Началось восстановление усадьбы Сергея Рахманинова «Онег»
Часть 49 - Сергей Васильевич Рахманинов. Романсы Оп. 34

Метки:  

Процитировано 4 раз
Понравилось: 6 пользователям



Dana-   обратиться по имени Вторник, 01 Апреля 2014 г. 13:14 (ссылка)
благодарю за шикарный пост....
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 01 Апреля 2014 г. 21:55ссылка
Я очень люблю Рахманинова!
condrina   обратиться по имени Вторник, 01 Апреля 2014 г. 18:11 (ссылка)
Огромное спасибо!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 01 Апреля 2014 г. 21:59ссылка
Рада Вам! Радости и удачи!
lukanatol   обратиться по имени Среда, 02 Апреля 2014 г. 01:35 (ссылка)
Великолепный пост о С. Рахманинове!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 02 Апреля 2014 г. 17:55ссылка
Рахманинов - один из любимых... У меня уже немало о его творчестве сообщений в рубрике "Рахманинов". С уважением Тамара
Svetlana-k   обратиться по имени Пятница, 04 Апреля 2014 г. 21:59 (ссылка)
Спасибо, Тамара!
Сообщение превосходно!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 05 Апреля 2014 г. 17:40ссылка
Спасибо, Светочка, за одобрение!
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку