-–убрики

 -÷итатник

ѕам€ти ≈лены ќбразцовой - (0)

¬ ћариинском театре пройдет вечер пам€ти ≈лены ќбразцовой ¬ ћариинском театре пройде...

Ўильдер јндрей Ќиколаевич (1861-1919). - (0)

«имние пейзажи. «имние лесные пейзажи стали настолько каноническими, что сегодн€ ручьи и п...

Ћегендарна€ балерина “амара “уманова - (0)

„ерна€ жемчужина русского балета: как эмигрантка из “ифлиса покорила Ћа —кала,  овент-√арден и √олли...

Ќеустанного стремлень€ неизменна€ печаль,Ч - (0)

"...чары €сных светлых снов..." Aspen Trunks and Descending Moon ‘антази€.  онстантин Ѕаль...

CANOVA, BERNINI, MACDONALD - (0)

"Victoria and Albert Museum, London" "Victoria and Albert Museum, ' London" BAMBAIA Char...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 50278

–аспутин ¬алентин √ригорьевич родилс€ 15 марта 1937 года

—уббота, 15 ћарта 2014 г. 11:55 + в цитатник

 

–аспутин ¬алентин √ригорьевич, писатель.

  «–одилс€ € в трехстах километрах от »ркутска, — рассказывает писатель, — в ”сть-”де, что на јнгаре. “ак что € — коренной сибир€к, или, как у нас говор€т, тутошний. ќтец мой кресть€нствовал, работал в леспромхозе, служил и воевал… —ловом, был, как все. ћать работала, была домохоз€йкой, едва-едва управл€лась с делами и семьей, — ей забот, сколько помню, всегда хватало».

 ƒетство –аспутина прошло в низовь€х јнгары, в небольшой деревне јталанке, котора€ впоследствии была перенесена на берег Ѕратского мор€. ¬ 1954 поступил на историко-филологический факультет »ркутского университета. ¬ 1955 познакомилс€ с ¬ампиловым, будущим драматургом, с которым его св€зывали близкие дружеские и творческие отношени€. 30 марта 1957 в газете «—оветска€ молодежь» по€вилась перва€ публикаци€ –аспутина — «—кучать совсем некогда». Ќесмотр€ на то что он, по его собственному признанию, не думал о литературном творчестве, а готовилс€ стать учителем, занимаетс€ с увлечением журналистской работой. ѕосле окончани€ университета (1959) оставлен на работе в газете. ¬ 1961 в альманахе «јнгара» (є 1) по€вл€етс€ в печати первый рассказ –аспутина «я забыл спросить у Ћешки…».

  ¬ 1965 ¬алентин –аспутин принимает участие в „итинском зональном семинаре начинающих писателей; там произошла его встреча с „ивилихиным, которого писатель считает своим «крестным отцом в литературе». „ивилихин отметил талант –аспутина и передал по телефону в « омсомольскую правду» его рассказ «¬етер ищет теб€». ¬ 1966 в  расно€рске вышла книга очерков « островые новых городов», а в »ркутске — книга очерков и интересных рассказов « рай возле самого неба».

¬алентин –аспутин. «вонкий колокольчик пам€ти

  ќчерки ¬алентина √ригорьевича были проникнуты романтической героикой, свойственной этому жанру в 60-е. ¬ них своеобразным образом переплетались мотивы трагизма и героики будничной реальности и лирики, переживани€ отдельной личности и образ народа-строител€. ќни фактографичны, в них немало цифр, документов, броских сопоставлений. ќднако в этом материале вызревала дорога€ дл€ –аспутина иде€ о присутствии душ погибших среди живущих. ќна незаметно контрастировала с пафосом «покорени€ природы», который навсегда ушел из творчества –аспутина после 60-х. ¬ рассказах о жител€х —а€н — тофаларах впервые по€вились образы старых мудрых женщин, умеющих жить в гармонии с совестью и окружающей жизнью («ѕродолжение песни следует», «Ёх, старуха»).

«√ероем нашего времени становитс€ тот, кто не поддаетс€ на весь этот срам и продолжает жить по совести, помн€ о традици€х своего народа и родном €зыке»



  √лавной своей работой ¬алентин √ригорьевич считает повесть «ѕрощание с ћатЄрой», дл€ нее он «сберег себ€» и в ней выплеснул всю неутихающую боль, котора€ может съедать человека при утрате самого дорогого. » именно в этой книге –аспутин показал счастливца, обретшего истину. ≈го старуха ƒарь€ знает, в чем правда. ќна — в пам€ти: «у кого ее нет, у того нет и жизни».

«√лавную нравственную роль сейчас играет женщина»

 Ѕеседа студентки п€того курса ћосковского государственного гуманитарного университета имени Ўолохова  сении «иминой с ¬алентином –аспутиным в »ркутске летом 2010.

ќчень много споров возникло по поводу ¬ашей повести «ƒочь »вана, мать »вана». Ќекоторые критики даже сочли ее призывом к самосуду. —кажите, читали ли ¬ы  эти публикации? ќтчего, по ¬ашему мнению, могли возникнуть такие резкие суждени€?

 ритику € читал не всю. —ама€ лучша€ критика — это письма читателей. ѕосле выхода повести € стал получать от них много откликов.  онечно, € подозревал, что такие споры будут. »стори€-то эта в чем заключаетс€: наших убивают, над нашими издеваютс€; что хот€т, то и делают — как в высших эшелонах, так и в низших, а безвинные страдают…

 ак ¬ы думаете, почему так извратили ¬ашу идею? ѕочему не пон€ли? ¬от филолог из »ркутска (не буду называть им€) говорит, мол, получаетс€, что все можно – выходи и режь своих обидчиков?

«десь все просто — это так называемые либералы. ћир наш разделилс€ на две части, даже больше, чем на две. » «критик», о котором вы говорите, принадлежит к одной из частей. ≈сли бы подобную повесть написал кто-то из них, то они подн€ли бы шум: как это можно нашего брата… Ќо написал-то € — и написал, может быть, даже неплохо. ¬ообще, повесть сочин€лась дес€ть лет, с перерывами; € чувствую и понимаю сам, что это не лучшее мое произведение, но раз € «т€нул» ее столько времени, значит, это было мне нужно.

¬ повести ¬ы взращиваете нового сильного русского человека, который смог бы противосто€ть сегодн€шней торгашеской жизни. Ёто »ван. ј каким ¬ы видите его сегодн€?

ѕонимаете, € бы хотел взрастить такого человека, но плохо получаетс€. », пожалуй, уже не получитс€. —ильный у нас тот, кто с деньгами. я много этим занималс€, и писал, и с премьер-министром говорил на эту тему, но он полностью на их стороне, — на стороне обогатившихс€ от нынешней власти людей.



јлексей Ўорохов пишет о том, что такие »ваны могут спасти –оссию, он верит, что сегодн€ »ваны воспитают в своих дет€х ту чистоту и силу духа, на которых твердо сто€т сами.

ƒай бы Ѕог. —пасибо ему, спасибо. ѕотому что сам € в последнее врем€ как-то… потер€л надежду. ѕрактически ничего не читаю — в основном, смотрю телевизор. —трашно становитс€: принимаютс€ законы, пр€мо направленные на то, чтобы погубить –оссию. Ѕольше всего мен€ удивл€ет и устрашает сегодн€шнее положение в сфере образовани€. ѕоначалу казалось, что это € заблуждаюсь, думал, что придет врем€ и все станет на свои места, а теперь вижу: все делаетс€ сознательно. ≈сть, конечно, пример ћ√”: ректор — мужественный человек — выступил категорически против единого госэкзамена… —ейчас € уже почти перестал заниматьс€ этим вопросом. Ќо у мен€ больша€ переписка с преподавател€ми – и все они против ≈√Ё.

¬алентин √ригорьевич, могли бы ¬ы мен€, молодого читател€, сориентировать в современной литературе?  то сейчас продолжает классическую традицию?

ƒл€ мен€ это трудный вопрос, потому что €, как уже говорил, почти ничего не читаю. Ќо знаю, что традицию эту продолжают номинанты литературной премии «ясна€ ѕол€на». ѕриезжают такие писатели и к нам, в »ркутск, на праздник русской духовности и культуры «—и€ние –оссии». —реди них есть действительно талантливые и достойные авторы. ќднако многие, увы, постепенно склон€ютс€… к зарабатыванию денег. ¬едь напишешь серьезную книгу — она и будет простаивать на полках магазинов, потому что нет спроса. ¬от и учатс€ писать так, чтобы угодить современной публике.

— «начит ли это, что классическа€ литература умирает? ¬от ведь в ’’ веке одновременно жили „ехов, √орький,  уприн, Ѕунин, потом Ўолохов. ј сейчас?

”мирает, умирает. ѕрот€нет еще лет двадцать — и умрет во всем мире, даже там, где классическа€ литература родилась гораздо позже.

ј в –оссии, может быть, это св€зано с тем, что она духовно надорвалась?

Ќадорвалась, изменила себе. ¬ войну есть нечего было, а читали. ћо€ мать работала на почте, туда привозили книги на продажу. » € читал эти книги, и не € один — очередь сто€ла. ƒаже тогда — в войну и сразу после нее — заботились о том, чтобы люди не забывали литературу, присылали лучшее.



Ќе кажетс€ ли ¬ам, что сегодн€ существуют как бы две литературы: одна, очень небольша€ (буквально два-три автора), продолжает классическую традицию и остальна€ – гр€зна€, поверхностна€ псевдолитература?

Ќу, конечно, кажетс€. » не только кажетс€, а так оно и есть. Ёто было сделано сознательно. ѕерестали широко издавать нравственные книги, чтобы проталкивать ту «литературу».

 ак ¬ы думаете, каков он — сегодн€шний человек? » кто сегодн€ герой в литературе: вор и убийца, которого показывают по телевизору?

Ќет, в человеке много хорошего. ƒаже в ћоскве — много хорошего. Ќо это, правда, особый круг людей. ¬ провинции тоже есть такой круг. ¬ деревню поедешь: пьют все, а народ-то хороший. Ќутро-то осталось. ѕоговорить при€тно, все понимают…

— “ак почему же писатели не наход€т в народе эти золотники и не показывают их? » где тот, кто сегодн€ напишет ««аписки охотника»?

≈сли говорить обо мне, то € не осилю. ј другие? я знал немало достойных русских писателей, но многие перешли на другую сторону — и перешли уже давно…

„ита€ ¬аши повести, создаетс€ впечатление, что ¬ы находите сильных и смелых русских только среди женщин, а где же мужики?

ѕо всей видимости, мне помогло разгл€деть эту тенденцию моЄ чутье. я поначалу посмеивалс€, думал, женщина она и есть женщина. ќна, конечно, всегда спасала, но не ставить же ее впереди мужика. ј вот — она уже впереди. ¬езде, где инициативу на себ€ берет женщина, у нее все получаетс€. ќна умеет работать, знает, что и как нужно делать.



ј почему в последней повести јнатолий, муж героини, на втором плане?

ќн уже не мужик.

Ќо р€дом с такой женщиной он, наверное, должен быть достоин ее? ¬се же когда-то он ее выбрал, и она согласилась пойти с ним по жизни.

Ёто она его выбрала.

—  ак, на ¬аш взгл€д, молодой человек может сохранить сегодн€ нравственную чистоту? ћне кажетс€, что религиозность в традиционном понимании привить будет уже сложно, но как еще можно воспитать человека в христианском духе?

ƒл€ молодого человека это было бы не трудно, но почему-то не получаетс€. ¬от € наблюдаю, особенно в ћоскве, в храме не только пожилых людей, но и молодежь. —тарики во врем€ молитвы целиком пребывают там, а молодые… они всЄ-таки — здесь. ќни знают всЄ, что необходимо знать, но всЄ ли принимают в себ€? я сомневаюсь. ≈сть, конечно, и сейчас хорошие православные школы. Ќо в религиозном чувстве по€вл€ютс€ «дыры», сквозь которые проваливаетс€ многое из того, что требуетс€ православному человеку.

ј почему образовались такие дыры? ¬едь мы всегда были православной страной. —оветский —оюз выдернул нас из собственной шкуры?

Ќет, нет. —оветский —оюз — дело дес€тое. Ёто началось с середины ’I’ века, уже тогда православный человек был не совсем православный. ќб этом писали все наши классики. » того, что случилось потом, нельз€ было избежать.



 ак ¬ы считаете, почему сегодн€ мы потер€ли чувство –одины? ¬едь патриотизм у нас сводитс€ к каким-то примитивным вещам, вроде болени€ за нашу сборную по футболу. ѕочему в нашей стране по€вилось столько душевно и национально погибших людей, у которых нет ни –одины, ни веры?

— ѕотому что они были поставлены в такие услови€. ќтсутствовали услови€ дл€ продолжени€ той патриотической линии, ведь дл€ этого надо было всего себ€ отдавать. ј мы не хотели отдавать себ€ целиком. ћы выходили митинговать, но дл€ того, чтобы получить работу, деньги, что-то еще, но не –одину. –оссию мы продали еще тогда, в ельцинские времена. ј после этого выход найти уже не получилось. ѕрежние-то люди действительно сто€ли за себ€, за свободу свою. ј сейчас кака€ свобода? ’леб? Ќо дело-то ведь не в хлебе, как оказалось. ƒело в душе, в отношении к –оссии. ¬о врем€ войны это отношение было удивительным. —егодн€ многие едут учитьс€ заграницу — это не просто изумл€ет мен€, это ужасает. Ќикто не хочет продвигать свою страну, свое образование. ¬се стрем€тс€ отсюда уехать.

— ѕеред войной патриотическое чувство было на пике. ј с чем это св€зано? ћожет быть с тем, что человек был крепко спа€н с землей, а сейчас он от нее оторван?

— ¬ первую очередь, конечно, это. ѕоследний удар по земле пришелс€ на дев€ностые годы — это был страшный удар. ћожно ли его возместить? ќт –оссии осталось одно пон€тие. » то — с издевочкой. –азве прежде такое было возможно? —егодн€, € знаю, собираютс€ люди, читают книги (не только мои), размышл€ют о том, что происходит в –оссии. » это, в основном, оп€ть-таки женщины. ћужики там бывают, но редко. ¬се это, правда, пока только разговоры, раздумь€. Ќадо действовать, а действовать должны мужики. Ќо мужики ищут, где больше заработать, где лучше устроитьс€. ѕеревернулось все. √лавную нравственную роль сейчас играет женщина.

hrono.ruЅиографический указатель¬алентин √ригорьевич –аспутин

«—лишком велика, мудра, чувственна и хороша –осси€, чтобы в одночасье можно было закончить ее судьбу»

¬ладимир  рупин, ¬алентин –аспутин и ¬асилий Ѕелов на озере Ѕайкал. 1989 год

–убрики:  Ќаши ...
ћетки:  

ѕроцитировано 4 раз
ѕонравилось: 2 пользовател€м



Sergey_Tashebsky   обратитьс€ по имени —уббота, 15 ћарта 2014 г. 13:32 (ссылка)
ƒл€ мен€ несомненно, что –аспутин оставил заметный след в литературе. ќсобенно ценю его патриотический вектор в творчестве...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕонедельник, 17 ћарта 2014 г. 20:29ссылка
ƒобрый вечер, —ергей! ќчень много сил он положил в патриотической борьбе. я рада, что теперь он стал спокойней. ’от€, со спокойствием приходит безразличие, а это дл€ такого писател€, как –аспутин ...
Polina49   обратитьс€ по имени —уббота, 15 ћарта 2014 г. 14:15 (ссылка)
“омаовс€нка, ¬еликолепный писатель ! Ќаш земл€к !
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
“омаовс€нка   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 17 ћарта 2014 г. 20:41 (ссылка)
ƒа, ѕолина! —лавные у ¬ас земл€ки!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку