-–убрики

 -÷итатник

ѕисьма јфанаси€ ‘ета Ћьву “олстому - (0)

Ђ¬ Ђѕоликушкеї все рыхло, гнило, бедно, больної Ђ¬ Ђѕоликушкеї все рыхло, гнило, бедно, больної...

  ћеждународному дню художника - (0)

∆уковский —танислав ёлианович. „асть- 6. «имнее. ’рам –ождества Ѕогородицы. «венигор...

ћихаил  онстантинович  лодт (1832 - 1902) - (0)

»ван Ќиколаевич  рамской. ѕортрет художника ћихаила  онстантиновича  лодта Ѕарон ћихаил  ...

’анана мити - ƒорога цветов - (0)

’анана мити - ƒорога цветов ...

ћадонны –афаэл€ - (0)

≈го ћадонны…   ћен€ всегда влекла к себе и грела. ћечта о музе —анти –афаэл€....

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 49908

јлександр яковлевич √оловин (1863-1930) - художник —еребр€ного века

—уббота, 01 ћарта 2014 г. 19:44 + в цитатник

јвтопортрет. 1912

   јлександр яковлевич √оловин родилс€ в ћоскве 1 марта  1863 года, в семье св€щенника. „ерез три года семь€ переехала в ѕетровско-–азумовское.

  Ќ. ». ∆елезнов, выдающийс€  русский ботаник и агроном, первым заметил талант будущего художника. — помощью академических профессоров, мальчик был определен в самые престижные учебные заведени€ ћосквы. ќн обучалс€ в  атковском лицее, а после смерти отца,  в 1878 году он  перевелс€ в  ѕоливановскую гимназию. «десь обучались такие знаменитые поэты, как ¬алерий Ѕрюсов, јндрей Ѕелый, ћаксемилиан ¬олошин. ¬ гимназии ѕоливанова существовал некий культ Ўекспира. »менно здесь  √оловин влюбилс€  в театр. 

  ¬ 1881 √оловин поступил на архитектурное отделение ћосковского училища живописи, ва€ни€ и зодчества. ¬скоре он пон€л, что архитектура его не вдохновл€ет, и перевелс€ на живописное отделение. ¬ период обучени€ в училище √оловин познакомилс€ с Ћевитаном,  оровиным, јрхиповым, ќстроуховым, Ќестеровым. »менно Ќестеров представил √оловина ¬рубелю. ћолодых художников сближало совместное участие в «рисовальных и акварельных» вечерах.

 

“реть€ковска€ галере€ готовит выставку јлександра √оловина

  √оловин не раз признавалс€ своим современникам, что "нежно обожает јполлона и красоту античного мира!" ѕод стать своему древнегреческому  кумиру, художник и сам отличалс€ выразительной внешностью.  ”же в юности, во врем€ обучени€ в ћосковском училище живописи, ва€ни€ и зодчества, ¬асилий ƒмитриевич ѕоленов назовет молодого √оловина "франтиком", а соученик  онстантин  оровин впоследствии напишет такие строки:  " расавец-юноша, блондин, с расчесанным пробором вьющейс€ шевелюры – с пробором, тщательно приглаженным даже на затылке, - он удивил лохматых учеников нашей Ўколы. ‘игура, прекрасный рост, из€щное платье, изысканные манеры (он был лицеистом), конечно, составл€ли резкий контраст с бедно одетыми учениками Ўколы. » к тому еще на мизинце √оловина было кольцо – с бриллиантом!"

 

  ¬ зрелом возрасте прит€гательна€ внешность и аристократизм поведени€ восхищали окружающих, дава€ повод называть его "барственным √оловиным", каким он предстает на  "јвтопортрете" 1912.

  " расавец собой, прекрасно сложенный, с благородным лицом английского лорда, бритый, но со светло-русыми усами и красиво падающей на лоб пр€дью волос, с тревожными, нервными глазами, изысканными манерами и совсем особой, при€тной порывистой речью, с намеками и недосказами, всегда талантливой и увлекательной", — вспоминал о √оловине кн€зь ўербатов.
  “ел€ковскому, сыну директора  онторы »мператорских театров и своему младшему другу, он запомнилс€ "слегка надушенным, почти всегда в темно-синем костюме, с галстуком „бабочкой“, с платочком в боковом нагрудном кармане. <…> —держанный, всегда вежливый со всеми, от мала до велика, он никогда не тер€л самообладани€, — даже когда был сильно расстроен. „еловек изысканный, он обладал на редкость тонким вкусом и широтой взгл€дов".
  √оловин, как вспоминали в его окружении, "чрезвычайно нравилс€ женщинам. ќни перед ним распускали крыль€ своих очарований и вдохновл€ли его в творчестве".
  ѕосле смерти матери в 1884, молодой художник осталс€ без средств. ¬ первые годы после окончани€ училища √оловин подрабатывал подмастерьем у декоратора “омашки, занима€сь росписью цветов на атласе. ќн не стесн€лс€ никакой работы. 

ѕортрет жены

ѕортрет жены

   ¬ сент€бре 1897 √оловин женилс€ на ћарии  онстантиновне  отовой. ¬скоре у них родились две дочери – ≈лена и ћари€, а после сын јлександр. Ќо их союз оказалс€ недолгим. √оловин  много и упорно трудилс€.

  ¬ 1889 јлександр √оловин отправл€етс€  в ѕариж на ¬семирную выставку. ќн был покорен новейшей французской живописью. Ќекоторое врем€ √оловин занималс€  во французской мастерской и пон€л, что все сделанное им, не то, что следует делать.

  ¬ 1898 √оловин был назначен на должность художника-декоратора »мператорских театров. ќн оформл€л спектакли Ѕольшого театра в ћоскве, в частности оперы  орещенко «Ћед€ной дом», –имского- орсакова «ѕсковит€нка».

Ѕорис √одунов

  Ёскиз декорации к опере «Ѕорис √одунов»

  ¬ 1901 художник переезжает в ѕетербург. “ам с 1902 √оловин занимал пост главного декоратора »мператорских театров и консультанта дирекции по художественным вопросам. —вои работы он создавал  дл€ јлександринского и ћариинского театров.

комеди€ ћольера ƒон ∆уан

Ёскиз декорации к комедии ћольера «ƒон ∆уан»

  ќн создал эскизы костюмов и декораций к операм  «ќрфей и Ёвридика» √люка; « аменный гость» ƒаргомыжского; к спектакл€м «” врат царства»,  √амсуна; «√роза» ќстровского, «ћаскарад» Ћермонтова; «ѕеснь соловь€» —травинского.

∆ар-птица

  Ёскиз декорации к балету «∆ар-птица»

 √оловин был посто€нным  участником  выставок  «ћира искусства, а с 1902 годы €вл€лс€  членом объединени€  и одним из сотрудников журнала «ћир »скусства». ¬ 1903 вступил в —оюз русских художников. ¬ период с 1906 по 907 год художник создает цикл декораций к опере Ѕизе « армен». ≈го театральные пейзажи настолько реалистичны, что невольно становишьс€ участником театрального представлени€.  

  —  1908 по 1917 год сотрудничал с ћейерхольдом, оформл€л постановки антрепризы ƒ€гилева –усские сезоны в ѕариже.

–ерих. ѕортрет –ериха

Ќ.  . –ерих

  —овместно с Ќ.  . –ерихом и —теллецким √оловин создал костюмы и декорации к опере «Ѕорис √одунов» ћусоргского, декорации к балету «∆ар-птица»—травинского.

  ѕортрет Ўал€пина в роли Ѕориса √одунова

  ѕортрет Ўал€пина в роли Ѕориса √одунова

¬ 1912 √оловин стал действительным членом јкадемии художеств. ¬ это же врем€ у него обнаружились первые признаки серьезной сердечной болезни, и врачи посоветовали художнику покинуть столицу. — 1913 √оловин жил в ÷арском —еле.

  Ќесмотр€ на обширность театральных, литературных и художественных знакомств, √оловин оставалс€ дл€ всех закрытой личностью, словно "застегнутой на все пуговицы". ≈го закрытость, отчужденность порой  способствовали сложению репутации "человека исключительно своеобразного", затворника, редко спускавшегос€ из мастерской под потолком ћариинского театра.

  »з наблюдений современника: "√оловин вел странный, замкнутый образ жизни. ќ частной его жизни никто ничего не знал. ќн куда-то исчезал недел€ми, не дава€ адреса, и, возвраща€сь находил груду телеграмм и писем из театральной конторы, в пыли, под своей дверью. Ќе любил он посещать людей и избегал контакта с художниками".
  Ёту закрытость, порой нелюдимость, отмечали многие. Ѕолее того, √оловин, "спр€танный в себе человек", страдал большой мнительностью и даже в некоторой степени манией преследовани€.  

јвтопортрет на фоне красного платка. 1919

  ѕосле 1925 √оловин практически не выезжал из ÷арского —ела. Ќо перед этим художник успел встретитьс€ со —таниславским в ќдессе. –езультатом этого стала совместна€ работа над «∆енитьбой ‘игаро» Ѕомарше.

  ¬ 1927 в ’удожественном театре с оглушительным успехом прошла премьера спектакл€. —ам же художник, по причине болезни, не смог попасть на премьеру. 

¬ 1928 художник был удостоен звани€ «Ќародный артист –—‘—–».

÷веты

÷веты

  ћало кто догадывалс€  о слабости √оловина – любви к конфетам, которые он всегда носил с собой в кармане. “олько хорошие друзь€, становившиес€ гост€ми дома, знали об его увлечении - разведении цветов.  √оловин на прот€жении жизни выращивал их у себ€ в садах — сначала на даче в ¬олосове под ѕетербургом, затем — в ÷арском селе, куда переехал в 1913. ƒл€ колористического богатства клумб √оловин специально выписывал из цветочных магазинов √олландии луковицы тюльпанов, семена люпинов, саженцы роз.

ѕавловск

ѕавловск

  Ћишь немногие были допущены художником в мир его "милых странностей и детской чистоты души", в мир его глубинных чувств и переживаний. “олько близкие знали о том, что он чувствует себ€ "гонимым и очень одиноким". ¬ числе тех, избранных близких людей, оказалс€ и √оллербах, первый биограф художника. ќчарованный искренностью и утонченностью натуры √оловина, он написал поэтическое "посв€щение" мастеру:

 акой восторженный и нежный гений

¬ладеет кистью ¬ашею, когда

ѕричудливых и радужных видений

ѕред ¬ами возникает череда?.. <…>

 

√ода идут. ¬аш образ все светлее
 
 », постига€ ¬ас наедине,
 
я узнаю в ќбломове ќрфе€,
 
 “оскующего по иной стране…

  Ќеизменна€ любовь √оловина к красоте выразились в полной мере во всех его произведени€х. ≈го искусство – это пленительное мечтание о прошлом, нежна€ элеги€ и чудесные фантазии, где подлинное нераздельно сливаетс€ с вымыслом, где воплощенные его кистью образы дышат из€ществом и грацией.

17 апрел€ 1930 года јлександр яковлевич √оловин умер.

bibliotekar.ruјлександр √оловин

Ќескучный сад
Ќескучный сад

28 марта 2014 в “реть€ковской галерее на  рымском ¬алу откроетс€ выставка јлександра яковлевича √оловина

–убрики:  –усские художники
ћетки:  
ѕонравилось: 2 пользовател€м



ќрли44   обратитьс€ по имени —уббота, 01 ћарта 2014 г. 23:23 (ссылка)
я в восторге от твоего чудесного поста.
 артины бесподобны.ј автопортрет гениальный.
— первым днем весны.
Ѕлагодарю за доставленное удовольствие.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬оскресенье, 02 ћарта 2014 г. 20:39ссылка
ќчень рада твоему отзыву, —ветлана! я открыла дл€ себ€ €рко нар€дного √оловина!
Svetlana-k   обратитьс€ по имени ¬торник, 04 ћарта 2014 г. 18:20 (ссылка)
ѕрекрасные картины. ѕорой поражают детскостью воспри€ти€, но всегда на высоком художественном мастерстве.
»м€ дл€ мен€ новое.
—пасибо, “амара!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬торник, 04 ћарта 2014 г. 21:24ссылка
ƒобрый вечер, —ветлана! √оловин большинство д€гилевских сезонов талантливо оформл€л - очень €ркий художник серебр€ного века
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку