-Рубрики

 -Цитатник

Письма Афанасия Фета Льву Толстому - (0)

«В «Поликушке» все рыхло, гнило, бедно, больно» «В «Поликушке» все рыхло, гнило, бедно, больно»...

К Международному дню художника - (0)

Жуковский Станислав Юлианович. Часть- 6. Зимнее. Храм Рождества Богородицы. Звенигор...

Михаил Константинович Клодт (1832 - 1902) - (0)

Иван Николаевич Крамской. Портрет художника Михаила Константиновича Клодта Барон Михаил К...

Ханана мити - Дорога цветов - (0)

Ханана мити - Дорога цветов ...

Мадонны Рафаэля - (0)

Его Мадонны…   Меня всегда влекла к себе и грела. Мечта о музе Санти Рафаэля....

 -Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Всегда под рукой

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 49913

Артур Шопенгауэр (1788 - 1860)

Воскресенье, 23 Февраля 2014 г. 09:15 + в цитатник

Артур Шопенгауэр (нем. Arthur Schopenhauer)

 Шопенгауэр говорил: «Не удивление, а недоумение и печаль суть начало философии».
Он был уверен: «Одиночество есть жребий всех выдающихся умов».
Шопенгауэр считал, что «есть одна только врожденная ошибка – это убеждение, будто мы рождены для счастья» и настаивал, что: «Сострадание – вот основа всей морали».
 

  Артур Шопенгауэр родился 22 февраля 1788 года в Данциге (Гданьске), в семье коммерсанта. Родители ребенка желали, чтобы Артур стал коммерсантом и вначале он действительно занимался коммерческой деятельностью. Однако мировоззрение его менялось, а с ним менялись и интересы. В юношеские годы он много путешествовал по странам Западной Европы, и уже в это время складывались его пессимистическое мировоззрение и отрицательное отношение к революционным движениям. Когда он посетил Леон, на него произвели потрясающее впечатление рассказы о тех зверствах, которые в этом городе в годы Великой французской революции учинил посланец Конвента Жозеф Фуше. Но не прошли мимо его взора унылые настроения народа в годы Реставрации во Франции и темные стороны фритредерского капитализма в Англии.

  Родители Артура находились в состоянии глубокого внутреннего разлада между собой, что тяжело сказывалось на духовном самочувствии ребёнка. Затем отец Артура совсем разошелся с женой, а спустя два года, в 1805, покончил жизнь самоубийством. После смерти отца Шопенгауэр бросает коммерческую деятельность и разворачивает интеллектуальную деятельность. Мать Артура Иоганна Шопенгауэр, была жизнерадостной и весёлой особой, привыкшей к жизни в обществе и занятой преимущественно собой. Неудивительно, что и у Артура началось с ней расхождение, а в 1814 произошел полный разрыв. Но она была талантливой писательницей, вращалась в литературно-художественных кругах. Благодаря ней Артур смог освободиться от занятий коммерцией и обратиться к основательному изучению древних языков в гимназиях Готы и Веймара. Артур был обязан матери и тем, что в Веймаре она познакомила его с Гёте, Виландом, Фридрихом Шлегелем, Рейнгольдом и другими тогдашними знаменитостями. Общению с Гёте Шопенгауэр был в свою очередь обязан тем, что углубился в естественнонаучные изыскания и даже написал свой собственный трактат "О зрении и цветах (Farben)" (опубликован в 1816), не совпадающей по направленности с соответствующим сочинением самого Гёте.

 

  В 1809 году Шопенгауэр поступил в Гёттингенский, а спустя два года перешел в столичный, Берлинский университет. Предметами его занятий были сперва медицина, а затем философия, которую в Гёттингене преподавал Готлиб Эрнст Шульце (Энесидем), а в Берлине - Фихте и Шлейермахер. Лекции, в общем, его внимания не привлекли. Его интерес вызвали только принцип фихтевского волюнтаризма и идеи работы Шеллинга о свободе воли, незадолго до этого вышедшей в свет. Зато он сам с большим прилежанием изучает теорию вторичных качеств Локка, учение Платона об идеях и все построения Канта. И в эти годы и потом всю жизнь Шопенгауэр следит за успехами естественных наук. Написанную в Берлине докторскую диссертацию о законе достаточного основания он осенью 1813 года защитил в Йенском университете. Затем в течение четырех лет пишет в Дрездене свой главный философский труд "Мир как воля и представление".

  Раздражительный и злопамятный характер Шопенгауэра таил в себе всегдашний разлад между обуревавшими его страстями, житейской расчётливостью и увлечённостью философией, и этот разлад сказался на всей его карьере. Честолюбие и тщеславное стремление к известности долгие годы оставались у Шопенгауэра не удовлетворенными, и многие страницы его сочинений несут на себе следы этого психологического комплекса, прежде всего в виде резко отрицательных характеристик, которые он даёт своим соперникам или тем, которых он считал за таковых. Наиболее яростно стал нападать он на Гегеля, оптимистический пафос философии которого противоречил всему строю шопенгауэровского мышления.

Артур Шопенгауэр (нем. Arthur Schopenhauer)

  В 1813 Шопенгауэр публикует диссертацию "О четверояком корне достаточного основания" (второе издание относится к 1847). В этой докторской диссертации не только выражена его методология, но и намечаются основные его мировоззренческие установки. По сути дела, его философская система в его голове в общих чертах уже сложилась, а в 1818 он завершает её полное изложение в книге "Мир как воля и представление". Это был год переезда Гегеля в Берлинский университет. Главный труд Шопенгауэра вышел в свет безгонорарно в 1818у. Из 800 экземпляров изданной книги за полтора года было продано лишь сто экземпляров. Оставив для продажи 50 экземпляров, издатель превратил все остальное в макулатуру. Это был первый, основной, том всего сочинения. Впрочем, второй том, вероятно, в это время ещё не был задуман. Как и в случае с докторской диссертацией, публикация труда прошла совершенно незамеченной и специалистами и публикой, издатель потерпел убытки, и большая часть тиража попала в макулатуру. Неуспех книги стал чувствительным ударом по честолюбивым замыслам молодого философа.

  

  В 1819 Шопенгауэр объявил свой курс в стенах Берлинского университета и в марте следующего года прочитал первую, пробную, лекцию. Успеха она также не принесла. Спустя пять лет была совершена новая попытка привлечь слушателей в стенах Берлинского университета. Университетский курс читался им с 1826 по 1832 год, но его посещало менее десятка слушателей. Никто больше на этот курс не записался, студенты предпочитали слушать Гегеля, который также проводил лекции в университете, и время их проведения совпадало со временем проведения лекций Шопенгауэром. Шопенгауэр вполне преднамеренно поставил свои лекции в одно и то же время с лекциями Гегеля. Не помогло и молодому приват-доценту и то обстоятельство, что осенью 1831 эпидемия холеры унесла жизнь Гегеля. Шопенгауэр покинул университет и вообще Берлин и никогда больше не возвращался к преподавательской деятельности. Вывод, который он сделал для себя, был им выражен в следующих написанных им в 1844 году широко известных словах:

"А чтобы моя философия стала сама способна занять кафедру, нужно чтобы наступили совершенно иные времена".

Слова эти оказались пророческими. А пока события жизни Шопенгауэра шли своим чередом: с лета 1833 году он окончательно поселился во Франкфурте-на-Майне и повёл жизнь одинокого холостяка, жизнь необщительную и почти затворническую, достаточно обеспеченную рентой после ликвидации дела его отца.

Артур Шопенгауэр (нем. Arthur Schopenhauer)

  В 1836 Норвежское королевское научное общество в Дронтгейме объявило конкурс на философскую работу. Шопенгауэр послал своё сочинение о свободе воли и получил премию. Это был первый проблеск грядущей известности, но участие в 1839 в аналогичном конкурсе Датского научного общества в Копенгагене оказалось безуспешным. В следующем году Шопенгауэр напечатал обе конкурсные работы вместе под общим названием "Две основные проблемы этики". Общественность этой публикацией не заинтересовалась. В 1844 удалось организовать второе издание "Мира как воли и представления", на этот раз в составе двух томов. Второй том был дополнительным, он содержал пояснения и пространные комментарии к различным местам первого тома, проливавшие свет на многие детали ранее изложенной в первом томе философской, эстетической и этической системы. Некоторые главы из второго тома в последствии приобрели большую известность, но в общем результат публикации был негативным - работа не привлекла к себе внимания со стороны читателей. Публика середины XIX века проявляла интерес к младогегельянству и к работам Фейербаха, но никак не к шопенгауэровской философии пессимизма. Всё это только увеличивало как мизантропию, так и негодующее отношение непризнанного мыслителя к университетским философам вообще и специально к учениям Гегеля и его последователей- младогегельянцев. С большой враждой он отнесся к революции 1848-1849 годов.

 

  И только после того, как в 1851 Шопенгауэр опубликовал двухтомное собрание очерков под названием "Parerga und Paralipomena", что на русский язык можно перевести как "Дополнительные и ранее не опубликованные сочинения", с включенными в первый том "Афоризмами житейской мудрости", отношение читателей к автору стало меняться более заметно. Сыграло свою роль, что в "Афоризмах" мировоззрение Шопенгауэра получило преломление через тематику повседневных жизненных проблем современников (это привело и к тому, что далеко не все советы философа соответствовали его этическому кредо). Но главное заключалось в ином: основные идеи Шопенгауэра упали теперь в обстановке послереволюционной политической реакции в Германии, на вполне благоприятную почву. "Иные времена", о которых ранее мечтал философ, настали. Последнее десятилетие жизни философа охарактеризовалось растущей популярностью, появились и ученики. В 1854 году Рихард Вагнер прислал ему с посвящением экземпляр своей тетралогии "Кольцо Нибелунгов", в немецких университетах стали читать лекции о его философской системе, его дом стал объектом паломничества.

  Артур Шопенгауэр с полным правом мог сказать "Закат моей жизни стал зарёй моей славы".

  В 1859 вышло третье издание "Мира как воли и представления", а в 1860 - третье издание "Двух основных идей этики".  21 сентября 1860 года Шопенгауэр скончался от пневмонии.

Артур Шопенгауэр (нем. Arthur Schopenhauer)

•  А что люди называют судьбой, это большей частью просто их собственные глупые выходки.

•  Без женщины нaшa жизнь былa бы: в нaчaле - беззaщитнa, в середине - без удoвoльствия, в кoнце - без утешения.

•  Богатство подобно морской воде, от которой жажда тем больше усиливается, чем больше пьешь.

•  Болезнь есть целебное средство самой природы с целью устранить расстройство в организме; следовательно, лекарство приходит лишь на помощь целительной силе природы.

•  Большие страдания совсем подавляют меньшие и, наоборот, при отсутствии больших страданий уже самые ничтожные неприятности мучают и расстраивают нас.

•  Большинство людей вместо того, чтобы стремиться к добру, жаждет счастья, блеска и долговечности; они подобны тем глупым актерам, которые желают всегда играть большие, блестящие и благородные роли, не понимая, что важно не то, что и сколько играть, а как играть.

•  Будущее скрыто от нас - не в настоящем, а в будущем. Время - это посредник между возможным и действителАртур Шопенгауэр (нем. Arthur Schopenhauer)ьным.

•  Быть мoжет, прoпaсть, лежaщaя между глупцoм и гением, бoльше, чем между oчень умным живoтным и oчень oгрaниченным челoвекoм.

•  В болезни или в горе воспоминание рисует нам каждый безболезненный или безнуждный час бесконечно завидным, как потерянный рай. Но переживая наши красные дни, мы не замечаем их вовсе и тоскуем по ним лишь тогда, когда настанут черные.

•  В действительнoсти же взaимнoе отношение вoли и интеллектa лучше всегo срaвнить с мoгучим слепцoм, нoсящим нa свoих плечaх пaрaлизoвaннoгo зрячегo.

•  В Индии нaши религии никoгдa не нaйдут себе пoчвы: древняя мудрoсть челoвечествa не будет вытесненa сoбытиями в Гaлилее. Нaпрoтив, индусскaя мудрoсть устремляется oбрaтнo в Eврoпу и сoвершит кoреннoй перевoрoт в нaшем знaнии и мышлении.

•  В математике ум исключительно занят собственными формами познавания - временем и пространством, следовательно, подобен кошке, играющей собственным хвостом.

•  В минуту смерти эгоизм претерпевает полное крушение. Отсюда страх смерти. Смерть поэтому есть некое поучение эгоизму, произносимое природой вещей.

•  В молодости преобладает созерцание, под старость – мышление; поэтому первая пора – время поэзии, а вторая – философии.

•  В нас существует нечто более мудрое, нежели голова. Именно, в важные моменты, в главных шагах своей жизни мы руководствуемся не столько ясным пониманием того, что надо делать, сколько внутренним импульсом, который исходит из самой глубины нашего существа.

Артур Шопенгауэр (нем. Arthur Schopenhauer)

epwr.ruquotauthor/398/

Значение  философии Шопенгауэра .

  Оно заключается не в том влиянии, которое Шопенгауэр  оказал  на  ближайших учеников и последователей  своего учения:  Фрауэнштедт, Дейссен, Майнлендер, Бильгарц. Они были лишь полезными комментаторами учения Шопенгауэра. Огромное  значение  философии Шопенгауэра  заключается в  ее  влиянии на общий  ход  философской  мысли,  на образование  новых  систем и  направлений. Новокантиантство  в  известной  степени  обязано  своим  успехом  философии Шопенгауэра: Либман  находился  под  влиянием  Канта в  шопенгауэровском  освещении (особенно  в  вопросе  об  отношении  интуиции к  понятию ). Гельмгольц  также является  кантианцем  в  духе  Шопенгауэра (учение  о врожденности  закона  причинности, теории зрения), А Ланге  подобно  Шопенгауэру,  сочетал  в непримиренной  форме  материализм  и  идеализм. Из слияния шопенгауэровских  идей с  другими  мыслями  зародились  новые  системы;  так  гегельянство,  скомбинированное  с  шопенгауэровским  учением   породило  “Философию  бессознательного”  Гартмана,  дарвинизм  и  шопенгауэровские  идеи  вошли  в  состав  философии  Ницше,  учение  о”ценности  жизни” Дюринга  выросло  по  контрасту из шопенгауэровского пессимизма. Косвенным образом  навеяны  Шопенгауэровским  учением  о  наследственности  исследования  по  этому  вопросу  Рибо,  учение  Ломброзо  о “ прирожденном  преступнике”  и  сенсационный  памфлет о  “вырождении”  Нордау. Влияние  Шопенгауэра  на  Владимира  Соловьева  (мораль в “ Критике отвлеченных начал ”)  и Льва  Толстого  также  несомненно.

Рубрики:  Мыслители
Метки:  

Процитировано 4 раз
Понравилось: 6 пользователям



Sergey_Tashebsky   обратиться по имени Воскресенье, 23 Февраля 2014 г. 13:29 (ссылка)
Благодарю от всего сердца, Тамара, за прекрасный пост для интеллектуалов. Вклад Шопенгауэра в развитие философии трудно переоценить!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 24 Февраля 2014 г. 21:45ссылка
Философия Шопенгауэра от меня далеко. Попробовала немного приблизиться, но пока ещё слабо. Спасибо за участие, Сергей!
Svetlana-k   обратиться по имени Воскресенье, 23 Февраля 2014 г. 16:15 (ссылка)
Добрый день, Тамара!
Передай мужу поздравление. Пусть будет здоров!

Этику Шопенгауэра читала с карандашом в руках...

Для себя понравилась цитата:

Большие страдания совсем подавляют меньшие и, наоборот, при отсутствии больших страданий уже самые ничтожные неприятности мучают и расстраивают нас.

Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 24 Февраля 2014 г. 21:52ссылка
Спасибо, Светлана! Ты всё зришь в корень!
Мне нравится: В нас существует нечто более мудрое, нежели голова. Именно, в важные моменты, в главных шагах своей жизни мы руководствуемся не столько ясным пониманием того, что надо делать, сколько внутренним импульсом, который исходит из самой глубины нашего существа.
И это так! Есть люди простые, но мудрые, а есть умные - дураки ...
_Lana_Svet   обратиться по имени Воскресенье, 23 Февраля 2014 г. 22:38 (ссылка)
Благодарю вас за интересный пост.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 24 Февраля 2014 г. 21:53ссылка
Спасибо Вам за отзыв!
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку