-Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Всегда под рукой

 -Рубрики

 -Цитатник

Письма Афанасия Фета Льву Толстому - (0)

«В «Поликушке» все рыхло, гнило, бедно, больно» «В «Поликушке» все рыхло, гнило, бедно, больно»...

К Международному дню художника - (0)

Жуковский Станислав Юлианович. Часть- 6. Зимнее. Храм Рождества Богородицы. Звенигор...

Михаил Константинович Клодт (1832 - 1902) - (0)

Иван Николаевич Крамской. Портрет художника Михаила Константиновича Клодта Барон Михаил К...

Ханана мити - Дорога цветов - (0)

Ханана мити - Дорога цветов ...

Мадонны Рафаэля - (0)

Его Мадонны…   Меня всегда влекла к себе и грела. Мечта о музе Санти Рафаэля....

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей: 8164
Комментариев: 29910
Написано: 49883

Родион Щедрин. Балет "Конёк-Горбунок"

Вторник, 17 Декабря 2013 г. 16:11 + в цитатник

Молодой Щедрин часто бывал в доме Лили Брик, где и услышал голос Майи Плесецкой – в записи. Плисецкая пела музыку балета Прокофьева «Золушка». Щедрин поразился точности вокального воспроизведения мелодии.

Лично встретились они чуть позже, но в том же гостеприимном доме. Композитор был звездой вечера, много играл, а потом подвез Майю домой на личном авто. Совершенно очаровала его балерина на одной из репетиций «Конька-Горбунка». 

Влюбленные отправились в путешествие по России – причем из-за отсутствия официальной регистрации брака чуть ли не в каждой гостинице им отказывали в ночлеге. Позже пара, конечно, оформила свои отношения в ЗАГСе. Этот «брак по искусству» сохранился на всю жизнь. Все балеты Щедрина связаны с танцем Плисецкой – и это целая балетная культура.

https://www.facebook.com/tvcenter?hc_location=timeline  

  За сотню лет до того, в 1864, на русской сцене (императорский Петербургский Большой Каменный театр) появлялся балет на этот сюжет — это был балет "Конёк-Горбуеок" композитора Пуни в постановке главного балетмейстера Петербургской императорской труппы Артура Сен-Леона. Это был первый балет на русскую национальную тематику. Он имел шумный успех, и его лубочной стиль надолго воцарился на русской хореографической сцене. Демократическая критика XIX века не восприняла его, усмотрев явную имперскую патетику постановки, посвященной Александру Второму-Освободителю, на долю которого выпало освободить Россию от крепостного права. Но сценический успех хореографии Артура Сен-Леона был неоспорим. Балет Пуни еще много лет входил в репертуар русских театров.

Коровин Константин Алексеевич (1861-1939). "Танец 1912". Эскиз декорации для балета Пуни "Конек Горбунок" на сцене Мариинского театра

  При советской власти старорежимный балет был признан не соответствующим делу построения социализма и коммунизма во всем мире; поэтому решено было создать советский балет «Конек-Горбунок». Новый балет был сочинен в 1955 молодым композитором Родионом Щедриным, тогда ещё студентом консерватории, на тот момент ему было немногим более двадцати лет.

  Появлению музыки поездка в белорусскую глушь, к природе, — пояснял композитор. Там, вдали от цивилизации, наслаждаясь деревенской жизнью, он слушал народные песни: «Музыка к балету „Конек-Горбунок“ — моя ранняя, очень ранняя работа. Но работа этапная, важная для моего творческого самоутверждения, многое в жизни моей определившая. Работа, на которой „поймал“ я в свои музыкантские руки неземную Жар-Птицу — Майю Плисецкую. Ей эта партитура и посвящена…» — говорил Родион Щедрин. Премьера балета прошла в Большом театре в 1960 году.  Балет полон юмора, озорства, скоморошества, красочности русского лубка. А главное — сатирически подает образ царя, что соответствовало всему: и первичной литературной основе, и идеологическому настрою времени появления нового балета.

  Деревенская изба. Воскресный день. Братья Гаврила и Данила собираются на гулянку. Иван тоже хотел бы пойти с ними, но младшего брата оставляют дома — пусть сидит на печи. От скуки он начинает играть на дудочке. У окна собираются деревенские ребятишки. Иван зовет их в избу, потешает, учит плясать. Вернувшись, братья выгоняют ребят и бранят Ивана.

  С поля возвращается отец. Он просит сыновей найти злого вора, уничтожившего их урожай пшеницы. Вооружившись топорами и вилами, братья уходят в дозор. Иван, взяв краюху хлеба, тихонько отправляется вслед за ними.

  Ночное поле. Братья, выпив для храбрости, засыпают. Из-за куста выглядывает Иван.   Увидев спящих, он сам встает на караул. Неожиданно налетает вихрь, и перед Иваном появляется чудо-кобылица. Он хватает ее за хвост и садится верхом. Кобылица, как ни старается, не может сбросить седока. Она просит Ивана отпустить ее на волю, обещая за себя выкуп. Иван отпускает ее. Кобылица дарит ему двух золотогривых коней и впридачу маленького Конька-Горбунка с аршинными ушами. Небо светлеет. Это пролетают жар-птицы. Одна из них роняет перо. Иван устремляется за сверкающим перышком. Крадучись и озираясь, появляются Данила и Гаврила. Они видят коней и уводят их с собой — продавать в град-столицу.

  Возвращается Иван. Как ни предостерегает его Конек не брать пера жар-птицы, Иван не слушает. Заметив пропажу коней, он горько плачет. Конек предлагает отправиться в погоню за похитителями. Базарный день в столице. Толпы гуляющих. Братья с конями становятся в конный ряд, вызывая всеобщее изумление. Появляется царь со своей свитой и хочет купить чудо-коней. Тут вбегает Иван и объясняет, что хозяин он. Царь покупает коней, но его конюшенный не может управиться с ними. Тогда царь назначает конюшенным Ивана, а своего переводит в спальники. Новый спальник недоволен. Он клянется отомстить Ивану, занявшему его место.

 

   Действие второе. Жаркий летний день. Царь сидит в своей светлице. Главная мамка кормит его с ложечки. Сенные девушки овевают царя платками, оберегая от зноя. Царский спальник, подсматривая за Иваном, замечает у него перо жар-птицы. Дождавшись, когда Иван заснет, он крадет перо и приносит его царю с доносом на конюшенного. Царь восхищен красотой пера. Нечаянно он прикасается им к стене — и тут же оживают нарисованные на ней жар-птицы. Под волшебным пером оживает и сходит со стены красавица царь-девица. Царь без памяти влюбляется в нее, но красавица тут же исчезает. По совету спальника царь посылает Ивана привезти ему царь-девицу. Конек-Горбунок обещает помочь другу.

Серебряная гора на берегу моря. Сюда каждую ночь приплывает царь-девица. С помощью Конька Ивану удается схватить царь-девицу. Он поражен ее красотой. Царь-девица тоже не налюбуется Иваном. Конек усыпляет красавицу, и все отправляются в обратный путь.

Действие третье. Царь с нетерпением ждет возвращения Ивана. Бояре усердно смотрят в подзорную трубу. Появляется Иван со спящей царь-девицей. Царь лихорадочно прихорашивается. Просыпается царь-девица. Потерявший от любви голову царь хочет немедленно жениться, но красавица требует достать сначала со дна морского ее перстень. Царь приказывает Ивану раздобыть перстень. Иван горюет, не зная, как справиться с новым поручением. Конек утешает его — он берется помочь и в этой беде.

  Иван опускается на дно моря-океана. Морская царевна показывает Ивану чудеса подводного царства. Медузы, кораллы, морские коньки развлекают гостя. Однако никто не знает, где перстень царь-девицы. Морская царевна зовет на помощь всезнающего ерша-забияку. Ерш вытаскивает из песка ларец с перстнем. Иван благодарит всех и поднимается на поверхность.

Декорация к балету "Конек-Горбунок"

Эскиз декорации М. Шишкова к балету Пуни "Конек-Горбунок", 1878. Мариинский театр.

  Действие четвертое. Во дворце все готово к свадьбе. Только царь-девица не рада приготовлениям. Она грустит, вспоминая об Иване. А вот и он сам, в руках его — перстень. Царь передает перстень красавице и тут же хочет идти с ней к венцу. Но Царь-девица смеется над стариком и предлагает ему сначала искупаться в котле с кипящим молоком, чтобы помолодеть. Царь в страхе. Спальник нашептывает царю, что надо искупать сперва Ивана. Царь зовет Ивана и приказывает ему прыгать в котел.

  Конек-Горбунок приходит другу на выручку. Он ворожит над котлом, после чего Иван смело ныряет в кипящее молоко. Выходит он оттуда чудо-красавцем. Следом прыгает в котел царь и исчезает там. Народ приветствует Ивана и царь-девицу, водит вокруг них величальные хороводы. Пожелав всем счастья, Конек-Горбунок улетает.

belcanto.ruballet_horse.html

Премьерой хореографической сказки "Конек-Горбунок" Родиона Щедрина в постановке Алексея Ратманского открылся Девятый международный фестиваль балета "Мариинский".

Балет "Конек-Горбунок" в постановке Алексея Ратманского

Балет "Конек-Горбунок" в постановке Алексея Ратманского

"3а горами, за лесами, за широкими морями..." — так начинается сказка Ершова "Конёк-Горбунок". Это — как волшебство, как допуск к некоему сакральному, вечному. «Конёк-Горбунок» — произведение народное, почти слово в слово, по сообщению самого автора, взятое из уст рассказчиков, от которых он его слышал.

Метки:  

Процитировано 5 раз
Понравилось: 5 пользователям



Sergey_Tashebsky   обратиться по имени Вторник, 17 Декабря 2013 г. 17:44 (ссылка)
Очень красивый пост о красивых людях. Прекрасный фильм-балет. От души благодарю Вас, Тамара!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 17 Декабря 2013 г. 18:08ссылка
Спасибо, Сергей, за красиво поддерживающий отзыв! По секрету Вам скажу, что я не в восторге от музыки Щедрина и Плесецкая не моя любимая балерина, но их очень уважаю и рада, если сообщение хорошо воспринимается
Musia-mamusia   обратиться по имени Вторник, 17 Декабря 2013 г. 17:57 (ссылка)
Томочка, спасибо большое! Для меня непреходящее счастье видеть М.Плисецкую, а сколько хороших чувств вызывает она в паре с мужем, смогли достойно пронести отношения. А то часто оправдываются, что двум творческим личностям не ужиться в паре..., наверное, причины в другом.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 17 Декабря 2013 г. 18:50ссылка
Добрый вечер, Людмила!Трудно, конечно, вместе творческим людям, если они оба амбициозны. Щедрин, по моему, без амбиций. Много примеров есть дружной жизни до смерти среди актёров
KaterinaAverian   обратиться по имени Среда, 18 Декабря 2013 г. 00:57 (ссылка)
Тамара, спасибо большое за пост, интересно было его просмотреть и прочитать!!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 18 Декабря 2013 г. 21:30ссылка
Спасибо, Катя, за внимание к моим подборкам!
Аноним   обратиться по имени Среда, 18 Декабря 2013 г. 17:12 (ссылка)
в постановке Ратманского в Мариинском цвета костюмов совпадают с цветами польского и грузинского флага. Намёк на известные события происшедшие примерно в то же время
когда балет был поставлен.
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать ветку
Перейти к дневнику

Среда, 18 Декабря 2013 г. 21:28ссылка
Интересное наблюдение! Спасибо
Svetlana-k   обратиться по имени Суббота, 21 Декабря 2013 г. 20:37 (ссылка)
Щедрин -Плисецкая!
Потрясающая пара. А вместе, потому что разные...
Конек-Горбунок так любят детишки...
Спасибо, Тамара!
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Воскресенье, 22 Декабря 2013 г. 20:24 (ссылка)
Спасибо, Светлана! Конёк-Горбунок их соединил! Да продлит Господь дни их совместной жизни!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку