-–убрики

 -÷итатник

Ќепейзажный Ћевитан - (0)

Ќесложно пон€ть, на чЄм основано утверждение, будто человеческие лица и фигуры не дав...

ѕауль ÷елан (1920 - 1970) - (0)

"...любое стихотворение — это своего рода брошенна€ в море бутылк...

ѕоэзи€ снов от Ќаталии  равченко - (5)

ћне сон не снитс€, € его сню.                  ...

150-летие со дн€ рождени€ ћарии —клодовской - юри - (0)

¬сего в истории всего четыре человека сумели получить Ќобелевскую премию дважды: ћари€ —клодовска...

ћузыка јда »еронима Ѕосха - (0)

ћузыка в јду »еронима Ѕосха я люблю музыку и люблю Ѕосха. ј вот Ѕосх полифоническую музыку ...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 49676

ѕам€ти ѕавла јлександровича ‘лоренского

¬оскресенье, 08 ƒекабр€ 2013 г. 18:50 + в цитатник

  4000491_pavel1 (354x533, 23Kb)8 декабр€ 1937 года был расстрел€н ѕавел ‘лоренский — св€щенник, богослов, религиозный философ, учЄный, поэт. ≈го называли русским Ћеонардо да ¬инчи, он был другом и духовником лучших людей своего времени.

  ћать, ќльга (—аломи€) ѕавловна, урождЄнна€ —апарова, по отцу происходила из древнего арм€нского кн€жеского рода ћелик-Ѕегл€ровых, по матери — из именитого грузинского рода ѕааташвили. ќтец, јлександр »ванович, сын военного врача, окончил ѕетербургский »нститут путей сообщени€: серьЄзный уважаемый инженер, строил в «акавказье дороги и мосты, впоследствии стал заместителем начальника  авказского округа путей сообщений, а также действительным статским советником. ” ‘лоренских имелись поместь€ в ≈лисаветпольской губернии — во врем€ волнений там укрывались местные арм€не, спаса€сь от натиска кавказских татар. ¬последствии ѕавел ‘лоренский посто€нно искал «особые корни своей арм€нской семьи», и утверждал, что его род происходит не из ѕерсидской јрмении, а из  арабаха. ” ‘лоренских-старших было семеро детей. ѕавел родилс€ 9 €нвар€ 1882 близ ≈влаха (ныне јзербайджан) и был назван в честь св€того апостола ѕавла.

   ќсенью 1882 семь€ переселилась в “ифлис (“билиси), где маленького ѕавла крестили в старинном храме у подножи€ горы ћтацминда, близ могилы √рибоедова.

  ¬ 17 лет ѕавел ‘лоренский глубоко и искренне обратилс€ к религии. Ќо родители упЄрлись: сначала получи университетское образование! ѕавел окончил гимназический курс первым, с золотой медалью и в 1900-м поступил на физмат ћосковского университета, знакомитс€ с јндреем Ѕелым, Ѕрюсовым, Ѕальмонтом, ћережковским, √иппиус, Ѕлоком, увлекаетс€ поэзией, публикуетс€ в журналах «Ќовый ѕуть» и «¬есы». «атем он увлекс€ учением ¬л. —оловьЄва и архимандрита —ерапиона (ћашкина) и по благословению епископа јнтони€ (‘лоренсова), поступил в ћосковскую духовную академию, где за работу в духе теодицеи «—толп и утверждение истины», удостаиваетс€ ћакариевской премии. ¬ 1911 г. ‘лоренский прин€л сан, в 1912-м назначен редактором академического журнала «Ѕогословский вестник».

  Ѕрак ‘лоренских-старших был идеален, и они стали примером дл€ ѕавла. ѕо окончании јкадемии (1910) он обвенчалс€ с учительницей начальных классов јнной ћихайловной, урожденной √иацинтовой. ‘лоренские-младшие переехали в —ергиев ѕосад. јнна ћихайловна была скромной, люб€щей, заботливой матерью дл€ их п€терых детей: ¬асили€,  ирилла, ћихаила, ќльги и ћарии (“инатин). ¬месте с младшими детьми она ездила к ссыльному мужу в Ќижний Ќовгород и на ƒальний ¬осток. »менно она сохранила дом в —ергиевом ѕосаде и рукописное наследие  ѕавла јлександровича. ¬нуки ‘лоренского пошли в деда: ѕавел ¬асильевич —  профессор –√”Ќи√, академик ћ—ј, академик –ј≈Ќ, член —оюза писателей –оссии, руководитель Ёкспертной группы по чудесам при —инодальной богословской комиссии –ѕ÷, а игумен јндроник (“рубачЄв) — директор ÷ентра изучени€, охраны и реставрации наследи€ св€щенника ‘лоренского, директор музе€ ‘лоренского в —ергиевом ѕосаде, основатель и директор ћузе€ ѕавла ‘лоренского в ћоскве.

   ≈щЄ гимназистом, ѕавел ‘лоренский увлекс€ фотографией. —нимки јкропол€, античных статуй и барельефов украшали книжные шкафы в его кабинете. — детских лет до кончины фотоснимок был дл€ него символом вечности. 15-летним юношей, во врем€ поездки в √ерманию, ‘лоренский живо интересовалс€ фотоаппаратурой; в письме к отцу от 13 июн€ 1897 г из ƒрездена он пишет о желании приобрести «машину особой конструкции, котора€ дает рентгеновы фотографии». ¬от как ‘лоренский вспоминал своЄ путешествие по √рузии летом 1899: «÷елыми дн€ми лазил по горам, фотографиру€, дела€ зарисовки, записыва€ свои наблюдени€, а по вечерам приводил все это в пор€док… пластинки приходилось закладывать в аппарат с большими неудобствами, при свете». „асть этих фотографий сохранилась до наших дней. ¬ тюремной камере на —оловках, где прошли последние мес€цы жизни отца ѕавла, с ним были фотографии родных и близких: после вечерней молитвы он смотрел на эти снимки, мысленно жела€ дорогим ему люд€м поко€ и душевного равновеси€.

  ѕо преданию, чтобы избавить честную главу св€того —ерги€ от поругани€, отец ѕавел ‘лоренский, архимандрит  ронид, ё. ј. ќлсуфьев, граф ¬. ј.  омаровский и ставшие впоследствии св€щенниками —. ѕ. ћансуров и ћ. ¬. Ўик вскрыли раку —ерги€ –адонежского и изъ€ли главу ѕреподобного, а на еЄ место положили главу погребЄнного здесь же, в Ћавре, кн€з€ “рубецкого. √лаву св€того —ерги€ схоронили в ризнице и дали обет молчани€, не нарушенный впоследствии никем.  огда в 1933 ‘лоренский был арестован, в тайну посв€тили ѕ. ј. √олубцова, ставшего позже архиепископом Ќовгородским и —тарорусским. √олубцов тайно перенЄс ковчег и схоронил его в окрестност€х Ќиколо-”грешского монастыр€ под Ћюберцами. ¬скоре √олубцов был арестован, из заключени€ попал на фронт, а после демобилизации принЄс ковчег в дом плем€нницы ќлсуфьева ≈. ѕ. ¬асильчиковой. Ќезадолго до своей кончины она и рассказала о тайне. ¬асильчикова хранила заветный ковчег со честной главой у себ€ дома в цветочном горшке. Ќа ѕасху 21 апрел€ 1946 Ћавра была вновь открыта, мощи ѕреподобного возвращены ÷еркви.



  ¬ начале 1930-х против ‘лоренского разв€зываетс€ кампани€ в советской прессе. 26 феврал€ 1933 последовал арест, а через 5 мес€цев — осуждение на 10 лет. «атем его выслали по этапу в восточно-сибирский лагерь «—вободный», где он работал в научно-исследовательском отделе управлени€ ЅјћЋј√а. 10 феврал€ 1934 ‘лоренский был направлен в —ковородино на опытную мерзлотную станцию, где проводил исследовани€, которые впоследствии легли в основу книги Ќ. ». Ѕыкова и ѕ. Ќ.  аптерева «¬ечна€ мерзлота и строительство на ней». 17 августа 1934 ѕавел јлександрович ‘лоренский был помещЄн в изол€тор лагер€ «—вободный», а 1 сент€бр€ 1934 отправлен со спецконвоем в —оловецкий лагерь особого назначени€, на лагерный завод йодной промышленности: там он решал проблемой добычи йода и агар-агара из морских водорослей и сделал более дес€ти запатентованных научных открытий.

‘лоренский - автор целого р€да значимых естественно-научных трудов: «ƒиэлектрики и их техническое применение», «ѕространство, масса, среда», ««апасы мировой энергии», « арболит. ≈го производство и свойства», «‘изическое значение кривизны пространства», «‘изика на службе математики»…

ƒействительно, такое сочетание неверо€тной философской и богословской глубины исследований и воистину энциклопедического размаха области его научных исследований, поражавшее как его современников, так и потомков, позвол€ет говорить о ѕавле ‘лоренском как о великом русском мыслителе и выдающимс€ русском ученом общемирового значени€…

ѕавла ‘лоренский с сыном ћишей

÷итаты ѕавла јлександровича ‘лоренского

¬гл€дись в €вление — и увидишь, что оно есть шелуха другого, глубже его лежащего.

¬се мы осуждаем жадность в пище. Ќо почему же в таком случае необузданное удовлетворение другой естественной потребности — познани€ – не считаетс€ пороком?

¬ глубине физического лежит тайна, физическим полуприкрывающа€с€, но совсем — не физическа€.

¬ —реде нет ничего такого, что в сокращенном виде, в зачатке хот€ бы не имелось у „еловека.

ƒуховна€ любовь выражаетс€ в преодолении границ самости, в выхождении из себ€.

ќбъ€снить — дл€ научного мировоззрени€ значит, в моих глазах, уничтожить конкретную целостность €влени€, доказать его иллюзорность

ќпределить — это значит дать пон€тие.

ѕознание вещей позвол€ет дать им имена.

ѕонимать чужую душу — это значит перевоплощатьс€.

«акон накладывалс€ на мой ум, как стальное €рмо, как гнет и оковы. » € с жадностью спрашивал об исключени€х

ћеханическое объ€снение — дешевое объ€снение.

ћысль мо€ не протекала систематически, а всегда волновала и поражала мен€.

“айна мира символами не закрываетс€, а именно раскрываетс€, в своей подлинной сущности, то есть как тайна.

–азве христиане не были рождены €зыческими родител€ми?

≈вропейска€ философи€ вышла из рук ѕлатона.

∆изнь с природой — жизнь, в которой столько черной работы и житейской грубости и котора€ тем не менее в глубине своей всегда носит сосредоточенность и подлинную любовь.

Ќеведомое — жизнь мира.

ѕрекрасное тело одеждами не сокрываетс€, но раскрываетс€, и притом прекраснее, ибо раскрываетс€ в своей целомудренной стыдливости. Ќапротив, тело, бесстыдно обнаженное, закрыто познанию, ибо потер€ло игру своей стыдливости, а она-то и есть таинственна€ глубина жизни и свет из глубины.

“о, что радует, называетс€ красотою; любовь как предмет созерцани€ есть красота.

“рижды преступна хищническа€ цивилизаци€, не ведающа€ ни жалости, ни любви к твари, но ищуща€ от твари лишь своей корысти, движима€ не желанием помочь природе про€вить сокрытую в ней культуру, но нав€зывающа€ насильственно и условно внешние формы и внешние цели.

”знать то, что мен€ не касаетс€, мне никогда не было привлекательным.

„еловек без имени не человек, ему не хватает самого существенного.

ѕсихологически — все, нами ощущаемое, есть символическое воплощение нашей внутренней жизни, зеркало нашего духа.

ѕусть нет леших и русалок — но есть воспри€тие их ѕусть нет власти закл€тий и заговоров но есть вера в нее.

„еловек есть бесконечность.

„еловек есть сумма ћира, сокращенный конспект его; ћир есть раскрытие „еловека, проекци€ его.

„еловек — малый мир, микрокосм. —реда — большой мир, макрокосм.

„тобы стать православным, надо окунутьс€ разом в самую стихию православи€, зажить православно — и нет иного пути.

Ёнергии вещей втекают в другие вещи, и кажда€ живет во всех, и все — в каждой.

я хотел видеть душу, но € хотел видеть ее воплощенной.




 

–убрики:  ћыслители/‘лоренский
ћетки:  

ѕроцитировано 2 раз
ѕонравилось: 4 пользовател€м



√алаћаг   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 09 ƒекабр€ 2013 г. 10:10 (ссылка)
—пасибо за интересный пост! ÷итирую с благодарностью!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕонедельник, 09 ƒекабр€ 2013 г. 21:51ссылка
—пасибо, √алина! ” нас с ¬ами много уже по ‘лоренскому, но его творчество неисчерпаемо
ѕерейти к дневнику

¬торник, 10 ƒекабр€ 2013 г. 18:13ссылка
ƒа, “амара, так оно и есть! Ќужно бы и об его знаменитых внуках написать. Ќо навр€д ли соберусь.
ѕерейти к дневнику

¬торник, 10 ƒекабр€ 2013 г. 19:03ссылка
я знаю, что есть у ‘лоренского внук - большой учЄный. Ќо мен€ интересует только мыслитель ѕавел ‘лоренский
ѕерейти к дневнику

¬торник, 10 ƒекабр€ 2013 г. 20:24ссылка
ћен€ в большей степени интересует не ученый внук, а игумен јндроник (“рубачев). ќн работает в ћƒј при “роице-
—ергиевой лавре в посаде. “ам, где дед жил и служил.
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку