- нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -–убрики

 -÷итатник

„ечили€ Ѕартоли. ћузикферайн в ¬ене - (0)

„ечили€ Ѕартоли. ћузикферайн 12 декабр€ 2017 года в одном из лучших залов мира  ћузикфера...

ћузыка сердца. √еоргий —виридов - (0)

—таринные мастера говорили - показать красоту камн€, показать красоту дерева, красоту металла...

ѕисьма јфанаси€ ‘ета Ћьву “олстому - (0)

Ђ¬ Ђѕоликушкеї все рыхло, гнило, бедно, больної Ђ¬ Ђѕоликушкеї все рыхло, гнило, бедно, больної...

  ћеждународному дню художника - (0)

∆уковский —танислав ёлианович. „асть- 6. «имнее. ’рам –ождества Ѕогородицы. «венигор...

ћихаил  онстантинович  лодт (1832 - 1902) - (0)

»ван Ќиколаевич  рамской. ѕортрет художника ћихаила  онстантиновича  лодта Ѕарон ћихаил  ...

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей: 8172
 омментариев: 29960
Ќаписано: 49953

ѕоэт јлександр »ванович ¬веденский (1904 - 1941)

ѕ€тница, 06 ƒекабр€ 2013 г. 19:22 + в цитатник

   ¬веденского не с кем сравнить, не с кем поставить р€дом. “екстов сохранилось мало, они кочуют из издани€ в издание, слива€сь, несмотр€ на неизбежные технические перерывы, в единый бормочущий сон, все об одном: ¬рем€, —мерть, Ѕог. ≈ще недавно знакомство с этими текстами служило знаком некоей причастности, едва ли не кастовой принадлежности, паролем, по которому узнавали друг друга...

    ак все гении такого типа, внешне это был типичный сын своего века, «гул€ка праздный», любимец женщин, завсегдатай ресторанов, «болтун и азарт-ный игрок». Ќо стоило откупорить крышечку, и слова вырывались наружу, ровным си€нием залива€ всю землю и небо до звезд — одной ногой в далеком прошлом, другой — в необозримом будущем. Ѕез пафоса и отча€ни€, без амбиций и сомнений, безогл€дно и бесповоротно, почти без помарок. ƒобавлю немаловажное: с хорошей долей самоиронии, какую дает только полна€ уверенность в себе, точнее, в своем безошибочном пере. ѕотому что снаружи перед нами — человек как человек: «» зубы у мен€ как клавиши — на какой ни нажмешь, все больно».    

  јлександр ¬веденский родилс€ в ѕетербурге 6 декабр€ 1904 года. ≈го отец был экономистом, мать - врачом-гинекологом. ƒолгие годы јлександра »вановича ¬веденского знали исключительно как детского писател€, и лишь немногим были известны его произведени€, не предназначенные дл€ детей.

  ¬ 1950-е и 1970-е годы преданные друзь€ поэта яков —еменович ƒрускин и “амара јлександровна Ћипавска€ разбирали его рукописи, изучали их, комментировали. яков ƒрускин написал о нем исследование, “амара Ћипавска€ составила словарь €зыка ¬веденского. ¬ 1960-е несколько молодых филологов, заинтересовавшихс€ де€тельностью группы ќЅЁ–»”, легенды о которой литературный Ћенинград передавал из уст в уста, разыскали якова —еменовича и прочли эти сохраненные им, почти никому не известные тексты. “огда, однако, удалось опубликовать всего два стихотворени€ ¬веденского в малотиражном “артусском научном сборнике.
  ¬ 1978 году, незадолго до смерти, ƒрускин начал передавать свой архив, где хранились, главным образом, рукописи ¬веденского и ƒаниила ’армса, √осударственной публичной библиотеке имени —алтыкова-ўедрина.



 

  јлександр ¬веденский родилс€ в ѕетербурге 6 декабр€ 1904 года. ≈го отец был экономистом, мать - врачом-гинекологом. ƒолгие годы јлександра »вановича ¬веденского знали исключительно как детского писател€, и лишь немногим были известны его произведени€, не предназначенные дл€ детей. ¬ 1950-е и 1970-е годы преданные друзь€ поэта яков —еменович ƒрускин и “амара јлександровна Ћипавска€ разбирали его рукописи, изучали их, комментировали. яков ƒрускин написал о нем исследование, “амара Ћипавска€ составила словарь €зыка ¬веденского. ¬ 1960-е годы несколько молодых филологов, заинтересовавшихс€ де€тельностью группы ќЅЁ–»”, легенды о которой литературный Ћенинград передавал из уст в уста, разыскали якова —еменовича и прочли эти сохраненные им, почти никому не известные тексты. “огда, однако, удалось опубликовать всего два стихотворени€ ¬веденского в малотиражном “артусском научном сборнике. ¬ 1978 году, незадолго до смерти, ƒрускин начал передавать свой архив, где хранились, главным образом, рукописи ¬веденского и ƒаниила ’армса, √осударственной публичной библиотеке имени —алтыкова-ўедрина.

  ѕисать о ¬веденском одновременно очень просто и очень сложно. ѕотому что он — не ветка дерева «старой» литературы, но и не экскаватор, пытающийс€ это дерево своротить, а скорее отдельно сто€щее деревце, выросшее на том же корне. ƒл€ описани€ этого €влени€ требуетс€ непосредственный, незамыленный взгл€д, подобный тому, каким смотрел на мир сам поэт; требуетс€ новый €зык, допускающий филологические приемы лишь в рамках пародийного остранени€, — подобно тому, как допускал сам ¬веденский приемы и клише «старой» литературы; требуетс€, если хотите, некоторый непрофессионализм. Ёто может звучать как самооправдание, но посмотрите, что получаетс€ при изучении этого некондиционного материала у некоторых уважаемых ученых, и задумайтесь вместе со мной.

ѕри изучении земли
»ных в больницу увезли,
¬ сумасшедший дом.

(« ругом возможно Ѕог»)

ћне кажетс€, что дл€ понимани€ и св€зи юношеских произведений с более зрелыми и вообще всего творческого пути ¬веденского, может быть, надо начать изучение его вещей с последних, проследить его путь в обратном направлении — с конца к началу.

Ѕессмыслица и единосущна€ коммуникаци€ ¬веденского или единосущное соответствие текста контексту — контрадикторное отрицание вс€кого рода нормальной правдоподобной коммуникации, то есть правдоподобного соответстви€ текста контексту, как плюс-, так и минус-соответстви€. ѕоэтому и бессмыслица ¬веденского, в отличие от абсурда »онеско, не негативное пон€тие, а имеет положительное содержание, но оно и не может быть адекватно сказано на €зыке, предполагающем подобосущное соответствие текста контексту, знака означаемому.    Ќа вопрос: признает ли ¬веденский постулат истинности, нельз€ ответить ни да, ни нет; его понимание коммуникации и соответстви€ текста контексту принципиально иное — вне пон€тий плюс- или минус-нормальной коммуникации.

   Ёто по€снение € ни в коем случае не считаю объ€снением „звезды бессмыслицы“, котора€ здесь есть, она останетс€ не объ€сненной и не пон€той. Ёто только совет: хочешь, думай так, а не хочешь, думай иначе или вообще не думай, что, может быть, самое правильное.

   ѕервый и главный исследователь текстов ¬веденского ƒрускин, приступа€ к ним с детским удивлением, с арсеналом не вполне филологических инструментов и с совершенно не литературными мозгами, начинает и выигрывает:

  јлександр ¬веденский родилс€ в ѕетербурге 6 декабр€ 1904 года. ≈го отец был экономистом, мать - врачом-гинекологом. ƒолгие годы јлександра »вановича ¬веденского знали исключительно как детского писател€, и лишь немногим были известны его произведени€, не предназначенные дл€ детей. ¬ 1950-е и 1970-е годы преданные друзь€ поэта яков —еменович ƒрускин и “амара јлександровна Ћипавска€ разбирали его рукописи, изучали их, комментировали. яков ƒрускин написал о нем исследование, “амара Ћипавска€ составила словарь €зыка ¬веденского. ¬ 1960-е годы несколько молодых филологов, заинтересовавшихс€ де€тельностью группы ќЅЁ–»”, легенды о которой литературный Ћенинград передавал из уст в уста, разыскали якова —еменовича и прочли эти сохраненные им, почти никому не известные тексты. “огда, однако, удалось опубликовать всего два стихотворени€ ¬веденского в малотиражном “артусском научном сборнике. ¬ 1978 году, незадолго до смерти, ƒрускин начал передавать свой архив, где хранились, главным образом, рукописи ¬веденского и ƒаниила ’армса, √осударственной публичной библиотеке имени —алтыкова-ўедрина. «а трагической судьбой, за шеренгой вопросительных знаков, столыпинскими галстуками выстроившихс€ по обочинам проложенной ¬веденским поэтической дороги, по которой, кроме него, так никто и не ездил, как-то забывают об одной из главнейших его составл€ющих — элементе смешного в этой невеселой истории; смешного, без которого настойчивое вопрошание превратилось бы в невыносимое занудство. я давно и намеренно предлагаю термин «смешное» вместо слов «комическое» — он уместнее в разговоре об обэриутской травестации пафоса, нос€щей, как и всЄ, что они делали, не вполне литературный характер. » если ’армс еще цепл€лс€ за свое старомодное писательство, то ¬веденский спокойно существует вне рамок этой тухловатой парадигмы с ее муками творчества и несбыточного чудотворства. ” него все в пор€дке и со словесностью, и с бессловесностью, и с чудом, и со своим местом в превращении первого, через второе, в третье.

  » смешное играет тут основополагающую роль — это способ существовани€ поэта как точки превращени€. ѕричем с помощью пары навод€щих вопросов становитс€ €сно, что свойство слов что-либо «обозначать» не имеет особого отношени€ к так называемому «смыслу», и спасает от замешатель-ства, вызванного этой ситуацией, как раз бесполезна€, «бессмысленна€» категори€ смешного:

¬ ручейке
была тюрьма,
был в цветке
болезней сбор,
был в жуке
ненужный спор.
Ќи в чем € не увидел смысла.
Ѕог “ы может быть отсутствуешь?
Ќесчастье.
Ќет € все увидел сразу,
подн€л дн€ немую вазу,
€ сказал смешную фразу,
чудо любит п€тки греть.
—вет возник,
слова возникли,
мир поник
орлы притихли…

(«√ость на коне»)

   ƒействительно, само по себе предположение, что слова, тем более написанные на бумаге, могут что-то означать, то есть иметь отношение к каким-то огромным смыслам/бессмысленност€м, чрезвычайно смешно. ќтсюда посто€нное подначивание слова, подталкивание его под локоть, перемигивани€, подножки у ¬веденского: «—просим ее: откуда она знает, что она то?» (« ругом возможно Ѕог»). —просим слово: откуда оно знает, что оно то? что оно обозначает то самое, что призвано/привыкло/прин€то обозначать? ѕри этом - тверда€ уверенность, что, даже перекувырнувшись в воздухе, слово все равно встанет, как кошка, на четыре лапы.

ѕри этом, в отличие от вс€кого рода «экспериментов», слово у ¬веденского далеко не беспредметно. (я не беру в расчет его ранние постфутуристические опыты — рассматриваю их как «ученичество миров» и «бред овечьих полусонок».)

  ”словные персонажи у него получаютс€ значительно удачнее, чем у иных тщательно стрем€щихс€ к отображению реальности авторов.

  ¬се это чрезвычайно лаконично. «¬се слова должны быть об€зательны», — мечтал ’армс. — «—тихи надо писать так, что если бросить стихотворение в окно, то стекло разобьетс€». ¬веденскому это удавалось без труда, поход€, он иначе не умел:

 о мне шли гости. 
ћари€ ѕавловна —мирнова, 
—екретарь суда гр€знов 
—тарый, хмурый, толстый, вдовый, 
и «ернов. 
√енерал и генеральши, 
юнкер ѕальмов, гусар Ѕорецкий, 
круглый, что орех твой грецкий 
дальше. 
(«„етыре описани€»)

  ¬ непосредственной св€зи с категорией смешного наход€тс€ две другие важные составл€ющие поэтики (или, подража€ терминологии ƒрускина, скажем — апоэтики) ¬веденского: категори€ простоты и категори€ случайности.
   —о случайностью он подружилс€ сразу, еще когда в юности, в √»Ќ’” е учеником “ерентьева записывал ассоциативные р€ды слов. Ќикакой простоты там еще не было, а было бульканье первобытного мозгового бульона — с пеной, с косточками, с ошметками луковой шелухи. Ќо другого пути к простоте, видимо, не было, а путь оказалс€ правильным. ¬ качестве перехода от постфутуристической зауми к высокоорганизованной прозрачной бессмыслице показательна больша€ вещь 1926 г. «ћинин и ѕожарский», в это издание не включенна€, — возможно, самое большое из известных произведений на русском €зыке, созданных в технике автоматического письма, да еще и в квазидраматической форме. »менно здесь хорошо видно, как, продравшись сквозь собственные заросли, взмывает торжественный лес безошибочной случайности:

Ћежу однажды бездыханный
и образ вижу сонной бездны
вдруг вижу стрелок наслажденье
иль €рких птичек колыханье
папахи добрые девиц
и мономах в кулак свистит
могильный холм растет зеленый
зеленый он растет зеленый
быть может круглый нет зеленый
медаль чиновника на нем
и шапка у него земл€
ох шапка у него земл€

   ¬едь случайность и безошибочность (об€зательность) — сестры-двойн€шки, одна без другой не живет и чахнет. √овор€ о ’лебникове, “ын€нов так характеризовал «мораль нового поэта»: «Ёто мораль внимани€ и небо€зни, внимани€ к „случайному“ (а на деле — характерному и насто€щему)». Ёти слова в полной мере можно отнести к ¬веденскому: да, он бо€лс€ зубного врача, а также, возможно, хулиганов, собак и карательных органов, но с лихвой компенсировал это полнейшим поэтическим бесстрашием. ѕосле всего, что было (и будет), еще и словечек бо€тьс€? — ¬от еще новости! ѕотому с ним так легко и никогда не скучно, несмотр€ на то что он посто€нно бьет в одну точку, как колокол.  ак сказал ќлейников в «–азговорах»  Ћипавского: «я считаю ј. ¬. выше ’лебникова, у него нет тщеты и беспокойного разнообрази€ ’лебникова».

  «ѕотом, — как сказано у ’армса по совсем другому поводу, — всЄ пошло очень просто», и все тексты ¬веденского, написанные за следующие без малого п€тнадцать лет, производ€т впечатление единого целого, — каковое впечатление не портит даже отсутствие в их цепи некоторых важных звеньев, за каким-то лешим понадобившихс€ далеким от словесности организаци€м или просто отправленных на растопку. “ак, например, был зачитан пресловутый роман «”бийцы вы дураки», о котором тот же ќлейников в тех же «–азговорах» сказал: «Ёто основа вс€кой будущей прозы, открытие ее». (ќткрытие-то открытие, да только судить о нем мы можем разве что по этой самой «будущей прозе», а поди ее найди.) ¬прочем, грех жаловатьс€ — удивительно, что вообще хоть что-то сохранилось, в основном старани€ми  ƒрускина, а также харьковской семьи поэта. ќколо п€ти дес€тков текстов — в нашем случае очень даже много. ¬печатление «единого текста» усиливаетс€ благодар€ ключевым словам, на которые этот текст нанизан, — это станет очевидно каждому, кто прочитает ¬веденского хот€ бы несколько раз. ќб этих ключевых словах, или «иероглифах», говорилось уже достаточно, и повтор€тьс€ здесь ни к чему. √лавное — не поддатьс€ иллюзии, будто с помощью полученных ключей можно что-то открыть, «чтоб все пон€ть и объ€снить». ѕон€ть-то как раз и не получитс€, и не надо пытатьс€ — и в этом сам текст как нельз€ более похож на то, что с его помощью описываетс€.

¬се что € здесь пытаюсь написать о ¬ремени, €вл€етс€ строго говор€ неверным. ѕричин этому две. 1) вс€кий человек, который хоть сколько-нибудь не пон€л врем€, а только не пон€вший хот€ бы немного пон€л его, должен перестать понимать и все существующее. 2) Ќаша человеческа€ логика, и наш €зык не соответствуют времени, ни в каком ни в элементарном ни в сложном его понимании. Ќаша логика и наш €зык скольз€т по поверхности времени.
“ем не менее, м. б. что-нибудь можно попробовать и написать если и не о времени, не по поводу непонимани€ времени, то хот€ бы попробовать установить те некоторые положени€ нашего поверхностного ощущени€ времени, и на основании их нам может стать €сным путь в —мерть, и в сумрак, в Ўирокое непонимание.
≈сли мы почувствуем дикое непонимание, то мы будем знать что этому непониманию никто не сможет противопоставить ничего €сного. √оре нам, задумавшимс€ о времени. Ќо потом при разрастании этого непонимани€ тебе и мне станет €сно что нету, ни гор€, ни нам, ни задумавшимс€, ни времени.
                                                (<—ера€ тетрадь> )

  

  27 сент€бр€ 1941 года јлександра ¬веденского арестовали по обвинению в контрреволюционной агитации. ¬ св€зи с подходом немецких войск к ’арькову был этапирован в эшелоне в  азань, но в пути 19 декабр€ 1941 скончалс€ от плеврита. ≈го тело было доставлено в морг  азанской психиатрической больницы. ћесто захоронени€ неизвестно.

—охранилась записка јлександра »вановича из заключени€, написанна€ тупым карандашом:

"ћилые, дорогие, любимые.
—егодн€ нас увоз€т из города.
Ћюблю всех и крепко целую. Ќадеюсь, что все будет хорошо, и мы скоро увидимс€. ÷елую всех крепко, крепко, а особенно √алочку и Ќаталочку.
Ќе забывайте мен€.
—аша".

 

  » последнее, довольно элементарное соображение. ¬веденский ушел гораздо раньше, чем успел развернутьс€. “ридцать семь лет — не возраст, несмотр€ на роковую традиционность. ќн только-только начал набирать насто€щую силу, насто€щий вес. ѕоследние вещи на голову выше всего, что он делал раньше. “ак что неизвестно, чем бы это все закончилось. 

ѕусть мчитс€ в путь ручей хрустальный,
	пусть рысью конь спешит зеркальный,
	вдыха€ воздух музыкальный -
	вдыхаешь ты и тленье.
	¬озница хилый и сварливый,
	в последний час зари сонливой,
	гони, гони возок ленивый -
	лети без промедлень€.

Ќе плещут лебеди крылами
над пиршественными столами,
совместно с медными орлами
в рог не труб€т победный.
»счезнувшее вдохновенье
теперь приходит на мгновенье,
на смерть, на смерть держи равненье
певец и всадник бедный.

1940

http://www.vitanova.ru/katalog/tirazhnie_izdaniya/rukopisi/gost_na_kone_izbrannie_proizvedeniya_52

јЋ≈ —јЌƒ– ¬¬≈ƒ≈Ќ— »…

ћЌ≈ ∆јЋ ќ „“ќ я Ќ≈ «¬≈–№…

ћне жалко что € не зверь,
бегающий по синей дорожке,
говор€щий себе поверь,
а другому себе подожди немножко,
мы выйдем с собой погул€ть в лес
дл€ рассмотрени€ ничтожных листьев.
ћне жалко что € не звезда,
бегающа€ по небосводу,
в поисках точного гнезда
она находит себ€ и пустую земную воду,
никто не слыхал чтобы звезда издавала скрип,
еЄ назначение ободр€ть собственным молчанием рыб.
≈щЄ есть у мен€ претензи€,
что € не ковЄр, не гортензи€.
ћне жалко что € не крыша,
распадающа€с€ постепенно,
которую дождь размачивает,
у которой смерть не мгновенна.
ћне не нравитс€ что € смертен,
мне жалко что € неточен.
ћногим многим лучше, поверьте,
частица дн€ единица ночи.
ћне жалко что € не орЄл,
перелетающий вершины и вершины,
которому на ум взбрЄл
человек, наблюдающий аршины.
ћне жалко что € не орЄл,
перелетающий длинные вершины,
которому на ум взбрЄл
человек, наблюдающий аршины.
ћы с€дем с тобою ветер
на этот камушек смерти.
ћне жалко что € не чаша,
мне не нравитс€ что € не жалость.
ћне жалко что € не роща,
котора€ листь€ми вооружалась.
ћне трудно что € с минутами,
мен€ они страшно запутали.
ћне неверо€тно обидно
что мен€ по-насто€щему видно.
≈щЄ есть у мен€ претензи€,
что € не ковЄр, не гортензи€.
ћне страшно что € двигаюсь
не так как жуки жуки,
как бабочки и кол€ски
и как жуки

ћетки:  



ампель   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 08 ƒекабр€ 2013 г. 17:44 (ссылка)
” таких людей смертельный механизм запущен при рождении...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬оскресенье, 08 ƒекабр€ 2013 г. 20:08ссылка
ƒобрый вечер, подружка ќл€! ’орошо ещЄ, если некоторые из них, успевают что то сотворить!
ѕерейти к дневнику

¬оскресенье, 08 ƒекабр€ 2013 г. 20:22ссылка
ѕроцент таковых ничтожно и обидно мал, но человечеству достаточно ...сотворить то они сумеют, но пон€ть их тоже кто то должен...
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку