-Рубрики

 -Цитатник

Музыка сердца. Георгий Свиридов - (0)

Старинные мастера говорили - показать красоту камня, показать красоту дерева, красоту металла...

Письма Афанасия Фета Льву Толстому - (0)

«В «Поликушке» все рыхло, гнило, бедно, больно» «В «Поликушке» все рыхло, гнило, бедно, больно»...

К Международному дню художника - (0)

Жуковский Станислав Юлианович. Часть- 6. Зимнее. Храм Рождества Богородицы. Звенигор...

Михаил Константинович Клодт (1832 - 1902) - (0)

Иван Николаевич Крамской. Портрет художника Михаила Константиновича Клодта Барон Михаил К...

Ханана мити - Дорога цветов - (0)

Ханана мити - Дорога цветов ...

 -Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Всегда под рукой

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 49937

Художник Константин Алексеевич Коровин и театр

Четверг, 05 Декабря 2013 г. 18:27 + в цитатник

  Константин Коровин (1861-1939) — русский живописец — первый опыт работы в качестве театрального художника получил в Частной опере Саввы Мамонтова, прославившейся в том числе и новым подходом к декорационному оформлению.

Частная опера Мамонтова открылась в 1885. Среди духовных лидеров мамонтовской труппы были художники В. Васнецов и Поленов. Под воздействием их идей формировалось творчество Коровина, как театрального живописца. Первой работой Коровина в мамонтовской антрепризе стал спектакль "Виндзорские проказницы" О. Николаи (1885). 

  Вместо традиционного убранства сцены, определявшего лишь место действия, Коровин стремился передать общий эмоциональный настрой спектакля, создавая декорации и костюмы в своей, импрессионистической манере. 

  Головин вспоминал: “Имя Коровину создали не столько пейзажи, сколько работы для Мамонтовского театра." Особенный успех имел “Фауст” – лаборатория, сад Маргариты и улица. В “Лакме” фурор произвел экзотический пейзаж, в частности ярко-белые цветы, происхождение которых было совершенно случайно и очень курьезно: работая над декорациями, Константин Алексеевич уставал и однажды заснул и во сне опрокинул ногой горшочек с белой краской: она пролилась на холст. Утром, проснувшись, Коровин увидел, что декораций нет, плотники потихоньку отнесли их в театр. Константин Алексеевич отправился к Мамонтову в зрительный зал на репетицию, в смущении спрятался за кресло и стал выжидать, что-то будет? Когда поднялся занавес и собравшиеся увидели экзотический пейзаж с белыми цветами, – все “ахнули” от восторга. Мамонтов бросился его благодарить и поздравлять, восхищаясь больше всего его замечательными цветами. “Да, признаться, они мне удались”, – невозмутимо ответил Коровин, хотя и видел эти цветы впервые.    

В дальнейшем Константин Алексеевич осуществил множество постановок у Мамонтова. Среди них "Аида" (1885), "Лакме" (1885), "Дон Жуан" (1885), "Джоконда" (1886), "Фаворитка" (1886), "Самсон и Далила" (1886), "Псковитянка" (1886), "Богема" (1887). Во второй период деятельности мамонтовской оперы Коровин участвовал в создании "Хованщины" (1897), "Садко" (1897), "Майской ночи" (1898), "Бориса Годунова" (1898). 



В 1900  театральная стезя Коровина, как и его друзей Шаляпина и Головина перемещается в императорские театры. В. А.Теляковский приглашает его в Большой театр, где господствовал тогда талантливый художник и мастер машинерии Карл Вальц (1846-1929), представитель старой школы декораторов. Дебютом Коровина в Большом стала "Русалка" Даргомыжского, над которой он работал с Головиным.

 Художественный уровень постановок на казенной сцене в то время оставлял желать много лучшего, о чем с горечью говорил директор Императорских театров  Теляковский: «Театр пуст, и на каждое представление... чиновники конторы едут в казенные учебные заведения... пополнять публику спектаклей учениками... Надо внести вкус и понимание». Вот этого вкуса и понимания и предстояло добиться художникам, подобным Константину Коровину.

   Работая почти четверть века в Большом Константин Коровин оформив свыше пятидесяти опер и балетов: «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила» Глинки, «Русалка» Даргомыжского, «Садко», «Золотой петушок» Римского-Корсакова, «Князь Игорь» Бородина, «Евгений Онегин», «Лебединое озеро», «Щелкунчик» Чайковского, «Хованщина» Мусоргского, «Дон Кихот» Минкуса, «Раймонда» Глазунова, «Саламбо» Арендса.

пристань
'Пристань в Новгороде. 1906. Эскиз декорации к опере Н.А.Римского-Корсакова 'Садко'   

Константин Коровин выстроил и воплотил принципиально новую для Большого театра роль художника-соавтора спектакля. Врожденная музыкальность позволяла Коровину соотнести особенности звучания, ритма: «Краски, аккорды цветов, форм — эту задачу я и поставил себе в декоративной живописи театра балета и оперы».

  В Большом Коровин открыл для себя неведомый прежде мир балета. Работая с хореографом Александром Горским над постановкой балета «Дон Кихот», он впервые отказался от традиционных пачек и классических причесок; нарушил симметричную планировку, выбрав диагональную композицию, что очень усилило необходимое впечатление динамично развивающегося действия.

театральная живопись Коровина

  Эскиз декорации для  балета Пуни 'Конек-Горбунок' на сцене Мариинского театра. 1912

   Однако новые художественные решения казались современникам слишком дерзкими и в театре принимались в штыки. Маляры портили декорации; артисты отказывались надевать коровинские костюмы — те самые, что впоследствии вызывали восторг и изумление за рубежом.

Свободная, эмоциональная манера живописи с широкими обнаженными мазками и чистым цветом, отмеченная уже в ранних работах художника необычайной остротой чувственного и непосредственного восприятия мира, как нельзя лучше подошла для решения тех задач, которые были поставлены перед сценографией оперным театром новой формации.



   Константин Коровин обогатил культуру оформления спектаклей в музыкальном театре. Он раскрыл громадные возможности сценографии и указал путь будущим поколениям художников сцены. 

 

  На ретроспективной выставке работ Константина Коровина, посвящённой 150- летию знаменитого русского художника, в Третьяковской галерее (ГТГ) на Крымском Валу были представлены эскизы, декорации и костюмы для оперных спектаклей Большого, Мариинского театров и для спектаклей, оформленных им во Франции.

   

Коровин сумел вдохнуть в сценографическое искусство новые идеи. Этому способствовал его художественный темперамент. Мастер всегда отталкивался от музыкальной ткани произведения, что было созвучно принципам его творчества, импрессионистическому "пиру" красок на его полотнах. Среди характерных работ в этом ключе можно отметить эскизы к неосуществленной постановке "Зигфрида".

Блестяще талант художника проявился в "Демоне" Рубинштейна, который он оформил для сцены Мариинского театра (1902). Некоторую дань (не без влияния М.Врубеля и И.Билибина) художник отдал также модерну. Эти тенденции заметны в его "Золотом петушке" (Большой театр, 1909).

Константин Коровин. Град-столица

Константин Коровин. Град-столица

Первые годы после революции Коровин пытался приспособиться к новой жизни. Он продолжал работать в театральном жанре. Среди лучших работ этого периода "Сказание о невидимом граде Китеже (Большой театр, 1918).

В 1922 Константин Алексеевич выезжает с выставкой своих произведений в Германию, затем во Францию, где и остается. В эмиграции Константин Коровин пробыл с 1922 по 1939. Франция встретила его равнодушно, государственные театры никаких заказов не давали. У Коровина был накоплен огромный опыт 40-летней работы в театре: в Русской частной опере Мамонтова, в Императорских театрах Москвы и Петербурга он был художником-постановщиком более 100 спектаклей. 



 

 

 В 1928 году Коровин пишет декорации к "Князю Игорю" для открытия знаменитой частной Русской оперы в Париже, организованной Марией Кузнецовой-Бенуа (премьера состоялась 27 января 1929 года). В 1930 году художник оформляет для Русской оперы "Китеж". Любопытно сравнить живописную манеру этого "Китежа" с работой 12-летней давности в России. Эмигрантский "Китеж" кажется более "французским", высветленным, театральным.

Театральное творчество Коровина достаточно сильно отличается от стилистики его коллег по цеху М.Врубеля, А.Головина, Н.Рериха, И.Билибина и ряда других.

На фоне господствовавших тогда в декорационном искусстве мирискуснических идей, с их упором на декоративность и стилизацию, в манере Коровина всегда сохранялось больше чистой живописности и пластики.

Источник:  Константин Алексеевич Коровин

Константин Коровин. Декорация 1-го действия. 1937

Константин Коровин. Декорация 1-го действия. 1937

  В 1908 парижский театр «Опера-Комик» в течение года добивался от Коровина согласия оформлять готовившуюся к постановке «Снегурочку». А в 30-х и до конца дней он жил в Париже в бедности, пытаясь добыть деньги на содержание больной жены и сына Алексея (инвалида), исполняя частные заказы для театра и продавая картины. Его небольшие по размеру полотна часто были написаны на картоне не только маслом, но и акварелью, темперой.

  1928 год стал переломным для художника, его привлекли к участию в большом проекте. В это время во Франции создавалась Парижская частная опера, владелицей и вдохновительницей которой стала оперная певица с мировым именем Мария Николаевна Кузнецова (1880 - 1966), финансистом был ее муж Альфред Массне - племянник знаменитого композитора. Организатором всего предприятия был князь Церетели. Они были хорошо знакомы с Константином Коровиным.



  Парижская частная опера открылась 27 января 1929 года оперой «Князь Игорь» на музыку А.П.Бородина. Оформлял огромные декорации к четырехактной опере в пяти картинах 68-летний Коровин собственноручно. Он чувствовал огромное душевное ликование, он писал другу: «Моя свеча еще горит».

коронование

Борис Годунов. Коронование. 1934. Эскиз декорации к опере М.П.Мусоргского 'Борис Годунов'

  В Париже были поставлены оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» в оформлении Билибина, «Снегурочка» в оформлении Коровина и в оформлении его сына Алексея «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Парижская публика была восхищена роскошью костюмов и пышностью декораций, которые создал Константин Коровин в опере «Князь Игорь». Кузнецова изменила первоначальный план: три оперы – три режиссера – три художника. Она дает Коровину еще один заказ – оформление оперы «Снегурочка», в которой на протяжении многих лет пела сама в созданных им декорациях и костюмах.

   Оформление огромной четырехактной оперы в шести картинах Кузнецова заказала Алексею Коровину. Этот заказ для нее был большим риском, ведь молодой художник никогда прежде не работал в театре. В 18 лет в результате несчастного случая Алексей Коровин стал инвалидом – ему ампутировали стопу левой ноги. К 1922 году он перенес 9 операций, нога была ампутирована до колена. Советские власти разрешили выезд семьи Коровиных за границу, чтобы они смогли приобрести там протез. Коровин-младший страдал от прогрессирующей душевной болезни, которая в 1950-м году унесла его жизнь. Опубликованные в сувенирной программе эскизы костюмов и декораций к опере «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», подписанные Алексеем Константиновичем Коровиным, подтверждают, что часть работы была выполнена его отцом.

красная площадь

Красная площадь в Москве. 1910. Эскиз декорации I акта оперы Мусоргского "Хованщина"

   Труппа Кузнецовой давала свои спектакли в Париже 4 раза в неделю почти полгода. В июле 1929 года Парижская частная опера отправилась в турне по Южной Америке. Перед поездкой репертуар пополнился оперой Мусоргского «Сорочинская ярмарка» в оформлении Гончаровой. Труппу возглавил сын Кузнецовой Михал Бенуа, так как Церетели был уволен. Нечестность или неопытность молодого руководителя привели к финансовому краху. Так бесславно погибло дело, начавшееся столь блистательно.

valentina-site.ru…konstantin-korovin/konstantin…7

сад

Сад Маргариты. 1910. Эскиз декорации III действия оперы Гуно "Фауст"

  «Выдающийся русский живописец Константин Коровин (1831-1939) жил трудно, много и тяжело работал, но в его картинах при этом нет никакой натуги и печали. Очень много света, много жизни, много эмоций. Писал он очень быстро. Одно время делал только этюды. Его за это упрекали, говорили, что его картины какие-то незаконченные, недосказанные. Но в этой недосказанности и была вся прелесть, весь импрессионизм Коровина. Схватить мгновенное ощущение, поймать блики, дрожание воздуха — вот, к чему он стремился. …Его картины – как окно в другую реальность. Там, где всегда светит солнце, искрится река и поют птицы…»

Андрей Кончаловский

Ешё сообщение:  Русский художник Константин Алексеевич Коровин

Серия сообщений "Коровин":
Часть 1 - Русский художник Константин Алексеевич Коровин
Часть 2 - Художник Константин Алексеевич Коровин и театр
Часть 3 - "Воспоминания о Федоре Шаляпине". Константин Алексеевич Коровин (1861–1939)
Часть 4 - Константин Коровин (1861-1939). Рассказы и воспоминанья
...
Часть 8 - Замечательный художник Константин Алексеевич Коровин (1861 – 1939)
Часть 9 - Константин Коровин и Валентин Серов
Часть 10 - Константин Коровин. ГУРЗУФ.

Рубрики:  Театр и актёры
ДаКар
Метки:  

Процитировано 3 раз
Понравилось: 2 пользователям



Svetlana-k   обратиться по имени Суббота, 07 Декабря 2013 г. 19:41 (ссылка)
Добрый вечер, Тамара!
Какое интересное и увлекательное творчество - создание на сцене необходимой атмосферы.
Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 07 Декабря 2013 г. 20:43ссылка
Спасибо! Не успеваю ничего, Светлана! Собрала материалы по замечательному Коровину...
Перейти к дневнику

Суббота, 07 Декабря 2013 г. 23:19ссылка
Не торопись!
Сообщение должно быть выдержанно, как хорошее вино...
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку