-–убрики

 -÷итатник

ѕисьма јфанаси€ ‘ета Ћьву “олстому - (0)

Ђ¬ Ђѕоликушкеї все рыхло, гнило, бедно, больної Ђ¬ Ђѕоликушкеї все рыхло, гнило, бедно, больної...

  ћеждународному дню художника - (0)

∆уковский —танислав ёлианович. „асть- 6. «имнее. ’рам –ождества Ѕогородицы. «венигор...

ћихаил  онстантинович  лодт (1832 - 1902) - (0)

»ван Ќиколаевич  рамской. ѕортрет художника ћихаила  онстантиновича  лодта Ѕарон ћихаил  ...

’анана мити - ƒорога цветов - (0)

’анана мити - ƒорога цветов ...

ћадонны –афаэл€ - (0)

≈го ћадонны…   ћен€ всегда влекла к себе и грела. ћечта о музе —анти –афаэл€....

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 49931

"Ќемецкий композитор из –оссии" - јльфред Ўнитке (1934 - 1998)

¬оскресенье, 24 Ќо€бр€ 2013 г. 18:24 + в цитатник

 

 

   ћне нет дома на «емле, € это пон€л. ¬ –оссии € - еврей или немец. ѕопав в √ерманию, тут же начинаю ощущать то, что мен€ от немцев отдел€ет. ѕричем втройне отдел€ет - как происход€щего из –оссии, как евре€, не знающего еврейского, и как родившегос€ в немецкой области, но в ———–. “ам € - русский композитор.
 

***

   я должен работать, € должен €сно услышать то, что есть вне мен€. Ёто значит, что сколько на «емле сейчас людей, столько и миров. ƒл€ мен€ есть мне не видима€, но бесспорно существующа€ друга€ реальность. » все, что странного со мною делаетс€, странно только дл€ мен€, а с точки зрени€ этой реальности, наверное, объ€снимо. Ќеверо€тное количество рифмующихс€ вещей в жизни! Ќеверо€тное количество как бы странностей, параллелей.

(»з книги ј.√. Ўнитке «Ѕеседы, выступлени€, статьи»)

   —ознание человека последних дес€тилетий XX века вобрало в себ€ много новых представлений: возникло новое чувство ¬селенной, новое отношение к искусству прошлого как к пам€ти культуры, живущей в современности. Ёти мысли своеобразно и глубоко претворились в творчестве Ўнитке. —ложный герой его лирико-психологических сочинений т€готеет к построению философских концепций, в которых угадываетс€ св€зь со «всеобщими» темами искусства.

  ¬ его музыке слышитс€ повествование о „еловеке и ¬селенной, о сознании и подсознании, а также о духовном и бездуховном, об извечной борьбе добра и зла. «а чисто музыкальными категори€ми угадываетс€ человек с романтически чутким, обостренным отношением к миру, человек как едина€ частица прошлого, насто€щего и будущего. „еловек и музыка оказываютс€ дл€ Ўнитке геро€ми одного р€да: музыка как бы становитс€ в творени€х композитора метафорой мира человека.

  јльфред Ўнитке родилс€ 24 но€бр€ 1934 года в городе Ёнгельс в –еспублике немцев ѕоволжь€. ≈го отец, √арри ¬икторович Ўнитке (1914—1975), родилс€ во ‘ранкфурте-на-ћайне, куда его родители перебрались из Ћибавы в 1910 году. Ўнитке окончил ћосковскую консерваторию в 1958. ¬ 1961 там же он окончил аспирантуру по классу сочинени€ √олубева. ¬ 1961-1972 преподавал в ћосковской консерватории, а затем стал свободным художником.  

 

  ѕервым произведением, которое открыло зрелого Ўнитке и предрешило многие черты дальнейшего развити€, стал ¬торой скрипичный концерт (1966). ¬ечные темы страдани€, предательства, смерти воплотились здесь в €ркой, контрастной драматургии, где линию положительных персонажей образовали солирующа€ скрипка и группа струнных, линию отрицательных — отщепившийс€ от струнной группы контрабас, духовые, ударные, фортепиано.

   амерна€ музыка Ўнитке, в которой развиваютс€ традиции лирико-психологического искусства, это поиски синтеза. ¬нешне многие из его сочинений «попадают в волну» нетрадиционной камерности 1960-х.  омпозитор экспериментирует в области составов инструментов, пишет сочинени€ с «модными» названи€ми — «—еренада», «ƒиалог», использует приемы новых техник.

  ќднако, направл€€ их на раскрытие сложных психологических концепций, Ўнитке оказываетс€ наследником традиций Ўостаковича.

  ќдним из центральных произведений Ўнитке €вилась ѕерва€ симфони€ (1972), главенствующей идеей которой стала судьба искусства как отражение перипетий человека в современном мире. ¬первые в советской музыке в одном произведении была показана необъ€тна€ панорама музыки всех стилей, жанров и направлений: музыка классическа€, авангардна€, древние хоралы, бытовые вальсы, польки, марши, песни, гитарные наигрыши, джаз и т. п.  омпозитор применил здесь методы полистилистики и коллажа, а также приемы инструментального театра (движение музыкантов по сцене). „етка€ драматурги€ придала целевую направленность развитию чрезвычайно пестрого материала, разграничив искусство подлинное и антуражное, утвердив в итоге высокий позитивный идеал.

  ѕолистилистику как €ркий способ показать конфликт классической гармонии мироощущени€ и современной перенапр€женности Ўнитке использовал во множестве других своих сочинений — ¬торой (1980) и “ретьей симфони€х (1981), “ретьем (1978) и „етвертом скрипичном концертах (1984), альтовом  онцерте (1985), ѕосв€щении ѕаганини (1982), ¬торой сонате дл€ скрипки (1968).

 

  Ќовые, грани своего даровани€ Ўнитке раскрыл в период ретро, новой простоты, внезапно наступивший в европейской музыке в семидес€тые годы. ѕочувствовав ностальгию по выразительной мелодии, он создал лирико-трагические –еквием (1975), фортепианный  винтет (1976) — произведени€, биографически св€занные со смертью матери, потом отца.

  Ќаброски к –еквиуму

  –еквием, части которого были использованы в музыке к пьесе Ўиллера «ƒон  арлос», содержит часть «¬ерую». Ёто главный эпизод, стилистически более всего приближенный к современности.  омпозитор подключает большое количество ударных инструментов, в звучании кульминации мелькают эстрадные ритмы.

  ¬ фортепианном квинтете соединились исповеди композитора и человека. —корбь и лирическа€ теплота этого сочинени€, посв€щенного пам€ти матери, переданы в музыке редкой красоты. ѕ€ть частей сочинени€ лаконичны, спа€ны общим тематическим материалом и складываютс€ в единое монологическое высказывание, также близкое самораскрытию сознани€. ћонологическое действие квинтета насыщено ассоциативностью, музыкальными символами. ¬неличностное начало, сто€щее за обеими темами, нарочито отстран€етс€ композитором, подчин€ющим темы ритму вальса. Ёто вариант танца смерти, принимающей облик того, к кому она €вилась, отчего жанровость становитс€ зловещей и страшной.

  —озданныи почти одновременно с квинтетом  онцерт гроссо - страстное и трагическое повествование о мироздании, жизни, св€зи времен, показанных через судьбу музыки, культуры, трагического излома духовных ценностей. Ёто как бы взгл€д из насто€щего на великую цивилизацию, от которой остались лишь искореженные осколки, как после вселенской катастрофы.

 

  “рагическое ощущение времени, передаваемое в произведени€х искусства, близко напр€женной атмосфере €дерного века с нависшей над человечеством угрозой €дерной катастрофы. √олос Ўнитке в  онцерте гроссо присоедин€етс€ не к тем, кто просто рефлектирует, его страстно-эмоциональна€ исповедь-монолог, вызывающа€ огромный р€д ассоциаций, содержит тот пафос отрицани€ зла, который был присущ Ўостаковичу и всему гуманистическому искусству.

  ¬осьмидес€тые годы стали дл€ композитора этапом синтеза лирического и мелодического начал, расцветших в ретро, с громадами симфонических концепций предыдущего периода. ¬о ¬торой симфонии к сложной оркестровой ткани он добавил контрастный план в виде подлинных одноголосных григорианских песнопений — под куполом современной симфонии зазвучала древнейша€ месса.

  ¬ “ретьей симфонии, написанной к открытию нового концертного зала √евандхауз (Ћейпциг), в виде стилистических намеков дана истори€ немецкой (австро-немецкой) музыки от средневековь€ до нынешнего дн€, использовано более 30 тем-монограмм композиторов, завершает еЄ проникновенный лирический финал.


“реть€ симфони€! ѕомню первое у нас исполнение ее в Ѕольшом зале  онсерватории в далеком 1981 году, сразу после мировой премьеры.  ак долго после того, как стихли последние звуки оркестра, в потр€сенном зале – в том еще «зале», где в отличие от наших дней, было куда меньше случайных людей - сто€ла кака€-то особа€, € бы сказал – литургическа€ тишина!

 ак отмечает в своей замечательной книге о Ўнитке ¬алентина Ќиколаевна ’олопова, треть€ симфони€ не имеет €вной программы, но вс€ пронизана бесчисленным множеством чисто музыкальных аллюзий, квази-цитат, стилистических имитаций и - оп€ть же, чисто музыкальных – открывающих-скрывающих символов-«шифров» (традици€ которых – этой «серьезной игры» дл€ посв€щенных - в немецкой музыке очень давн€€).

¬ темы-монограммы превращаютс€ имена тридцати трех (!) австро-немецких композиторов: ».-—.Ѕаха с трем€ его сыновь€ми, √ендел€, √айдна, ћоцарта, Ѕетховена, Ўуберта, ¬ебера, ћендельсона-Ѕартольди, Ўумана, Ѕрамса, ¬агнера, Ѕрукнера, ћалера, –егера, ». и P. Ўтраусов, ЎЄнберга, Ѕерга, ¬еберна, ’индемита, Ёйслера, ƒессау, ќрфа, ’артмана, ¬айл€, Ўтокхаузена, ’енце, ÷иммермана и  агел€. »з Anton Bruckner получаетс€ a-b-c-e, то есть: л€-—и-бемоль-до-ми. 

¬ виде квази-цитат по€вл€ютс€ разные хоралы, вступление к ««олоту –ейна» ¬агнера, до-мажорна€ прелюди€ Ѕаха, ре-минорный клавирный концерт ћоцарта, увертюра к бетховенскому «Ёгмонту», вальсы ». Ўтрауса. ¬озникают аллюзии на музыку ћалера, композиторов нововенской школы и т. д. 

ѕерефразиру€ слова Ћеви-—тросса о ¬агнере, можно было бы сказать, что Ўнитке тут учин€ет грандиозную и сложнейшую – к тому же, подчеркну еще раз: чисто музыкальную (пон€тно, что глубоко личную) - аналитику всей истории и судьбы немецкой музыки.

» все это присутствует, живет и действует в музыке не внешним и головным образом, но «работает» именно как особого рода изначальна€ и имманентна€ герменевтика, собственно музыкальное само-истолкование музыки «поверх» этих конструкций.

“ак, в конце этой последней, самой удивительной части симфонии, грандиозного - воистину брукнеровской силы и какой-то особой щем€щей скорбной ноты, пронизывающей всю эту музыку – јдажио, как раз там, где вы, быть может, расслышите двухминутное совместное присутствие – второе, не иначе! – того же Ѕрукнера (нар€ду с ћалером - одного из самых близких Ўнитке музыкантов) и ¬агнера, - быть может, вы услышите также – услышьте это! - как из, казалось бы, неотвратимо надвигающегос€ и до полной непроницаемости плотнеющего мрака, вдруг - как некое невозможное чудо - начинает струитьс€ - стремительно разрастающийс€ и все заполн€ющий —вет! «авидую тем, кто услышит это впервые – ничего подобного вы никогда не слыхивали.

https://www.facebook.com/boris.bimbad


  ¬торой струнный квартет €вилс€ синтезом древнерусской песенности и драматической концепции симфонического плана. ¬есь его музыкальный материал составл€ют цитаты из книги ”спенского «ќбразцы древнерусского певческого искусства» — одноголосные погласицы, стихиры, трехголосные гимны. ¬ некоторых моментах подлинное звучание сохранено, в основном же оно сильно трансформировано — ему придана современна€ гармоническа€ диссонантность, лихорадочна€ взвинченность движени€. ¬ кульминации драматизм обострен до введени€ натуралистического плача, стона. ¬ финале средствами струнного квартета создана иллюзи€ звучани€ невидимого хора, исполн€ющего старинный распев.

 

  ќдним из самых впечатл€ющих сочинений Ўнитке стала его кантата «»стори€ доктора »оганна ‘ауста» (1983). “радиционный дл€ европейской культуры образ чернокнижника, продавшего душу дь€волу за жизненное благополучие, раскрыт композитором в самый драматический момент его истории — момент кары за соде€нное, справедливой, но ужасающей.  аждый художник по-своему подходит к фигуре ‘ауста. ƒл€ кого-то он — грешник, дл€ кого-то титан, бросающий вызов небесам.  аков же ‘ауст дл€ Ўнитке?  омпозитор так разъ€сн€л свое прочтение легенды: «” всех ‘ауст, погр€зший во зле, сохран€ет драгоценнейшее качество, отличающее человека, — совесть. Ѕеспощадный суд человечества над собой, творимый им на прот€жении всей истории, — источник надежды и на будущее мира». »з этих слов и музыки кантаты можно заключить, что ‘ауст дл€ Ўнитке — это заблудившеес€, но ищущее путь к спасению человечество. Ќайти его можно, только вскрыв и искоренив пороки.

  ¬ 1985 в крайне сжатый срок Ўнитке написал два крупных и значительнейших своих сочинени€ — полный лучезарного света хоровой  онцерт a cappella на стихи арм€нского мыслител€ и поэта дес€того века Ќарекаци и альтовый  онцерт звучащий трагедией, которую уравновесила только красота музыки.

  ѕеренапр€жение в работе катастрофически подорвало здоровье композитора. ¬озвращение к жизни и творчеству запечатлелось в виолончельном  онцерте (1986), по своей концепции зеркально-симметричном альтовому: в заключительном разделе виолончель, усиленна€ электроникой, мощно утверждает художественную волю.

  јльфред Ўнитке сочин€л музыку к кинофильмам и активно использовал киномузыку в концертных произведени€х: ѕервой симфонии и —юите в старинном стиле дл€ скрипки и фортепиано звучала музыка из фильма «ћир сегодн€» («» все-таки € верю»), ѕервом  онцерте гроссо — танго из «јгонии» и темы из «Ѕабочки», в “рех сценах дл€ голоса и ударных — музыка из «ћаленьких трагедий».

  ≈сть у Ўнитке и произведени€, предназначенные дл€ сцены. ¬ 1985 он написал балет «Ёскизы». ¬ 1987-м по€вилс€ третий его балет — «ѕер √юнт», первым был «Ћабиринты» 1971 года.

  — 1990 Ўнитке жил в √ермании. «десь он написал оперу «∆изнь с идиотом» (1991).

 лассическа€ музыка



–убрики:  композиторы и дирижЄры
ћетки:  

ѕроцитировано 3 раз
ѕонравилось: 6 пользовател€м



MsTataka   обратитьс€ по имени — праздником, “амарочка !!!!! ¬оскресенье, 24 Ќо€бр€ 2013 г. 19:00 (ссылка)

010 (550x433, 887Kb)
1234292_183244115190884_1280261225_n (588x700, 135Kb)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Musia-mamusia   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 24 Ќо€бр€ 2013 г. 20:46 (ссылка)
—пасибо, “амара! Ѕывают моменты, когда не можешь и не хочешь говорить, только слушаешь. я сейчас много слушаю Ўнитке и о Ўнитке. —пасибо "¬ечной музыке", много слушаю в его дневнике:) ќстальной вечер у теб€:)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—реда, 27 Ќо€бр€ 2013 г. 19:56ссылка
” каждого сво€ музыка и свои ассоциации, св€занные с ней! ∆елаю тебе Ћюдочка при€тного отдыха!
√алаћаг   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 25 Ќо€бр€ 2013 г. 19:42 (ссылка)
“амара, спасибо! —ложный композитор. ¬ернее - его музыка, но...завораживает. ÷итирую. Ѕуду проникатьс€ дальше.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕонедельник, 25 Ќо€бр€ 2013 г. 22:07ссылка
¬от и € проникаюсь и стараюсь отбирать, что попри€тнее-пон€тнее. Ќекоторые подвижки ощущаю, так мне кажетс€. —пасибо, √ал€, за участие!
Svetlana-k   обратитьс€ по имени ¬торник, 26 Ќо€бр€ 2013 г. 18:02 (ссылка)
“амара!
“ы вз€лась за непокоренну. пока, вершину в музыкальном искусстве.
ќчень сложна€ музыка. Ќайти красивости там, практически, невозможно... Ёто сама жизнь.
—пасибо!
¬се прочла и послушала с удовольствием...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—реда, 27 Ќо€бр€ 2013 г. 19:59ссылка
ƒобрый вечер, —вета! ќчень мне симпатичен Ўнитке и его небольшие формы мне нрав€тс€, а на большие ещЄ духу не хватает
ѕерейти к дневнику

—реда, 27 Ќо€бр€ 2013 г. 20:12ссылка
ƒобрый вечер, “амара!
я согласна, что малые формы можно слушать...
ѕослушай еще —офью √убайдулину.
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку