-Рубрики

 -Цитатник

Письма Афанасия Фета Льву Толстому - (0)

«В «Поликушке» все рыхло, гнило, бедно, больно» «В «Поликушке» все рыхло, гнило, бедно, больно»...

К Международному дню художника - (0)

Жуковский Станислав Юлианович. Часть- 6. Зимнее. Храм Рождества Богородицы. Звенигор...

Михаил Константинович Клодт (1832 - 1902) - (0)

Иван Николаевич Крамской. Портрет художника Михаила Константиновича Клодта Барон Михаил К...

Ханана мити - Дорога цветов - (0)

Ханана мити - Дорога цветов ...

Мадонны Рафаэля - (0)

Его Мадонны…   Меня всегда влекла к себе и грела. Мечта о музе Санти Рафаэля....

 -Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Всегда под рукой

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 49931

Наталья Макарова: для меня балет – священное служение

Пятница, 22 Ноября 2013 г. 15:57 + в цитатник

   «Глубокий талант Натальи Макаровой сиял в самых знаменитых театрах мира и продолжает вдохновлять следующие поколения танцоров балета». Эти слова, адресованные прославленной русской балерине, прозвучали в декабре минувшего года на торжественной церемонии вручения премии Центра исполнительских искусств имени Кеннеди в Вашингтоне. Награда, по статусу сравнимая со званием рыцаря в Великобритании и орденом Почетного легиона во Франции, присуждается «за выдающийся вклад в американскую и мировую культуру».

  Вклад Натальи Макаровой в мировую культуру начался более полувека назад, за тысячи километров от Вашингтона, в родном Ленинграде. Окончив в 1959 Вагановское хореографическое училище, балерина более 10 лет работала ведущей солисткой Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова. 4 сентября 1970 во время гастролей театра в Лондоне Наталья попросила политического убежища в Великобритании – первая женщина-балерина в истории, решившаяся на такой шаг. В одночасье все переменилось: в СССР титул солистки-балерины знаменитого театра страны сменился званием «невозвращенки». Начался новый стремительный, бурный, порой мучительный, озаренный творческими открытиями и упоительными победами путь к осуществлению своего жизненного призвания на Западе. Уже в декабре 1970 Макарова стала прима-балериной Американского театра балета, в 1972 она получила статус приглашенной звезды Лондонского Королевского балета, с 1984 – статус постоянной приглашенной звезды Лондонского фестивального балета, выступала с крупнейшими балетными труппами мира.       

 

  Известные балетмейстеры – Джордж Баланчин, Джером Роббинс, Энтони Тюдор, Серж Лифарь, Глен Тетли считали честью работать с Макаровой. Многие из них ставили балеты и па-де-де специально для нее: Аштон – «Соловей», Бежар – «Мефистофель», Ноймайер – «Эпилог», Ульф Гаад – «Чудесный мандарин», Ролан Пети – «Голубой ангел».

   В 1974 Макарова дебютировала как балетмейстер, поставив в Американском театре балета сначала акт «Теней» из балета Минкуса «Баядерка», а в 1980 – весь спектакль целиком. В 1982 в созвездии талантов Натальи сверкнула грань драматической актрисы. В возобновленном ради нее на Бродвее мюзикле Ричарда Роджерса, Лоренца Харта, Джорджа Эббота и Джорджа Баланчина «На пуантах» она сыграла главную роль танцовщицы Веры Бароновой. За эту роль актриса получила множество престижных театральных премий, среди которых Tony и премия Лоуренса Оливье. Не менее значительные события произошли и в личной жизни балерины: в 1976 в Сан-Франциско она вышла замуж за бизнесмена Эдварда Каркара; свидетелем на их свадьбе был Михаил Барышников. 1 февраля 1978 родился сын Андрей.

 

  Немного в истории XX века найдется балерин, сумевших так полно и многогранно реализовать свой творческий потенциал. Макарова гастролировала по всему миру, танцуя классический и современный репертуар. В 1988 в Лондоне она вновь вышла на сцену в составе труппы Кировского театра, станцевав Одетту в «белом» акте «Лебединого озера». «Невозвращенка», выступающая с покинутым театром, – даже для первых перестроечных лет было событием из области фантастики. Осуществить невероятное сумел Олег Виноградов – главный балетмейстер Кировского театра. И бывший соученик Наташи по школе. Год спустя благодаря его стараниям Макарова получила официальную визу на въезд в Советский Союз. В питерском аэропорту у самого трапа самолета ее ждали родные, друзья, поклонники. Мама Наташи впервые увидела внука Андрея... Потом был творческий вечер на сцене Кировского театра, где когда-то начался ее путь в большой балет – Макарова с французом Александром Сомбартом танцевали дуэт из балета Дж. Крэнко «Онегин».

 

  В январе 1991 Наталья участвовала в марафоне «Санкт-Петербург – возрождение»: номер «Луна» с Хосе Антонио стал завершающим в ее карьере балерины. Наталья Макарова продолжает свое служение: роли в спектаклях, телепроекты, писательская и благотворительная работа, участие в жюри престижных конкурсов и балетмейстерские проекты. Ее постановка «Баядерки» в Американском театре балета в 1980 положила начало шествию этого балета по многим сценам мира. За эти годы Макаровой были созданы авторские редакции коронных балетов классического репертуара – «Жизель», «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Пахита».

  В апреле в Королевском театре «Ковент-Гарден» Наталья Макарова представляла свою версию «Баядерки». Наша встреча состоялась перед одним из премьерных спектаклей.

Natalia Makarova 02 Наталья Макарова: для меня балет – это священная служба

       Макарова и Барышников в "Жизели.       Макарова и Нуриев в "Лебединном озере"

  Бывая на спектаклях российского балета, поражаешься не только мастерству исполнителей главных партий, но и ювелирной отточенности движений кордебалета. Английский балет, к сожалению, далеко не всегда радует подобным уровнем. Это действительно так или просто наше русское имперское мышление мешает быть объективными?
    Все равно русские «впереди планеты всей» в балете! Русские звезды – самые яркие и всегда востребованы.

   С чем это связано?
  В первую очередь со школой, образованием; а также с одаренностью и талантами. Это комплекс – школа + талант. В балете есть цикличность, периоды, когда появляется множество талантливых исполнителей, и времена, когда их мало. Мне кажется, в английском балете в данный момент ощущается нехватка сильных балерин и танцовщиков. Да и само понятие «английский балет» весьма условно: в труппе преобладают иностранные исполнители – из Аргентины, Бразилии, России, Италии, Венгрии и многих других стран.

  Многие годы вы ставите балет «Баядерка» на сценах разных стран мира. Ваши впечатления от нынешней постановки в Лондоне?
   Недостаточно отрепетированный спектакль. У нас было слишком мало времени, чтобы отработать партии, к тому же у исполнителей был целый ряд травм, в последний момент пришлось делать замены. У танцовщиков здесь огромная нагрузка, приходится работать в спектаклях и классического, и современного балета одновременно. Все это, естественно, сказалось на качестве. Учитывая эти обстоятельства, премьера прошла неплохо.

Наталья Макарова,  Кеннет МакМилан, Михаил Барышков

  В своей книге «Биография в танце» вы описываете опыт работы над различными образами, которые вам довелось воплотить на сцене. При этом фокусируетесь не на технической стороне исполнения, а именно на том, как происходил процесс вживания в роль. Имел ли место аналогичный подход в книгах, написанных другими балетными исполнителями?
   Мне кажется, с такой глубиной проникновения – нет. Многие балерины или танцовщики сочетают в своих книгах рассказ об истории своей жизни и работе, я же пишу только о профессиональной стороне. Мне хотелось передать опыт, накопленный на сцене, рассказать, как менялась я сама и мои роли. Для меня балет – это не просто карьера, это призвание, священная служба.



   Вы в детстве сами приняли решение стать балериной?

  Это произошло случайно – как и все важнейшие события моей жизни, которые происходили как будто ненароком. Я в этом смысле фаталистка – думаю, что всю жизнь меня кто-то за руку ведет. В Ленинграде я как-то проходила мимо хореографического училища, прочла, что там набирают экспериментальный курс, зашла. Когда стали записывать мои данные, так растерялась, что даже телефон неправильно назвала! Но каким-то чудом спустя два месяца меня разыскали сотрудники училища и предложили там учиться. Родители были против – в те годы ведь профессия балерины не считалась серьезным занятием, однако дирекция настаивала. Наверное, что-то они во мне тогда разглядели. Пропорции правильные? Так в 13 лет я стала ученицей Вагановки.

Natalia Makarova 03 Наталья Макарова: для меня балет – это священная служба

   Решение уехать из Советского Союза в 1970, наверное, далось вам нелегко?
   Нет, это было абсолютно спонтанное решение, принятое под влиянием друзей. Если бы я что-то заранее планировала, никогда бы не смогла осуществить – не тот характер. Трудно
было решиться, но после почувствовала освобождение.

  У вас не было страха за родных?

  Мои родные – люди не очень известные в обществе, поэтому страха разрушить их карьеру или судьбу у меня не было.

  Была возможность поддерживать связь с семьей в России?
  Трудно было. Иногда находились люди, которые рисковали, брали у меня какие-то вещи или деньги и передавали родителям в России. Этим добрым людям я благодарна до конца жизни. Интересно, как в те годы по телефонным звонкам можно было судить о взаимоотношениях между Советским Союзом и Западом: либо звонки не соединялись вообще, либо нас подслушивали или связь прерывалась.

 

  Вы танцевали со многими известными танцовщиками. Кто были вашими любимыми партнерами?

  Эрик Брун, кстати – друг Нуриева. Изумительный танцовщик. Чтобы быть хорошими партнерами в танце, нужно, чтобы химическое состояние подходило друг другу – вот такая алхимия у нас была с Бруном. Танцевала с Иваном Начевым, Энтони Дауэллом из Королевского балета. Барышников и Нуриев – каждый по-своему хорош и по-своему сложен.

  Вы переживали очень активный период карьеры в Америке, когда стали матерью. В те годы балерина, родившая ребенка в 37 лет, была редкостью. Вы не боялись, что это скажется на вашей балетной деятельности, что не удастся вернуться на сцену?

  Нет, нисколько не боялась. Наоборот, ощущала, будто меня ведет какая-то рука свыше. Продолжала танцевать первые четыре месяца беременности, а после родов, спустя три месяца, вернулась на сцену «Метрополитен-опера».



  Вскоре после рождения сына балерина смотрела спектакль в «Метрополитен-опера». И поделилась с сидящей с ней рядом Жаклин Онассис своими планами – крестить Андрюшу в православной церкви. Восторг Жаклин по этому поводу был таким бурным, что Макаровой пришлось пригласить ее стать крестной матерью – несмотря на то, что она уже выбрала на эту роль кого-то другого. А крестным отцом Андрея стал король Греции Константин.

  Вы почувствовали какие-то изменения в себе как в балерине?

  Да, как будто пришло второе дыхание. Было ощущение полного обновления организма – эмоциональное и духовное.

  Вы как-то сказали, что чувствуете себя больше актрисой, которая танцует, чем балериной, которая играет. Продолжая танцевать, вы одновременно участвовали в драматических спектаклях. Было интересно попробовать себя в разных ипостасях?

  Я бы сказала, это возможность самовыражения есть в разных сферах. Началось все с музыкальной комедии «На пуантах» – именно тогда у меня появился вкус говорить на сцене. Я сыграла довольно много ролей на сцене – в основном, как ни странно, в комедиях, а ведь в балете у меня лирико-драматическое амплуа.

 

   Было сложно?

  Конечно, непросто выйти на сцену и говорить на другом языке. Помню, в пьесе Бернарда Шоу «Мезальянс» у меня был огромный монолог. Стоишь на середине сцены в окружении знаменитых актеров, и надо суметь донести суть монолога не двигаясь – для балерины задача чрезвычайно трудная! Но потом как-то удалось преодолеть этот барьер, и я даже получала удовольствие оттого, что текст выходит изнутри, а не с помощью телодвижений и жестов. Было интересно достичь этого состояния! Много пришлось работать над голосом – ставить его, опускать вниз, я уже не говорю о своем английском произношении! Мне давали роли, в которых героиня говорит либо с русским, либо с польским акцентом.

 

    Вы также рисуете?

  Рисовала я всегда – правда, очень по-дилетански. Делаю это скорее для расслабления.

  Недавно в Вашингтонском центре исполнительских искусств имени Джона Кеннеди президент США Барак Обама вручил вам премию «За вклад в американскую культуру».

  Эта чрезвычайно престижная премия стала для меня настоящим сюрпризом. Могу похвастаться, что была единственной женщиной, получившей в 2012 эту награду. Было очень тепло и торжественно. Хиллари Клинтон, Барак Обама, Мерил Стрип – все говорили душевные слова. Я была поражена, как они запомнили всю мою биографию! Потом был большой гала-концерт. Самое приятное, что на этом торжестве присутствовали мой сын и муж. Он же американец.

  А муж понимает масштаб вашей славы?

  Сейчас – да. Раньше не очень понимал!



  Наталья Макарова скромно промолчала о том, что вручавший ей награду Барак Обама – пятый президент, с которым она общалась. До него были Рейган, Картер, Буш-старший в бытность вице-президентом и Клинтон.

  Вы много ездите по миру, но живете в Сан-Франциско. Посадили у своего дома березки, построили православную часовню. Это ностальгический жест?

  Эту церковь я посвятила памяти своей бабушки, которая меня, пятилетнюю девчонку, когда-то крестила тайком. Если бы она могла увидеть эту церковь, это сделало бы ее счастливой.

  Кроме «Баядерки», вы ведь ставили и другие балетные спектакли. В вашей постановке «Жизели» гораздо больше мужских партий, чем обычно.

  Да, есть такая идея. Я, кстати, только что вернулась из Стокгольма, где была возобновлена моя постановка этого балета. А по поводу мужских партий вспомнилась смешная история. Помню, танцевали мы с Руди «Лебединое озеро» где-то в Германии. И вдруг в самом начале «черного» па-де-де, перед выходом на сцену, у меня свело икру. Не могу двинуться с места и, конечно же, прошу Нуриева: «Руди, давай!» Он тут же стал танцевать мою партию, с удовольствием исполняя женские движения. И был бесконечно счастлив! Общеизвестно, что Нуриев внес большой вклад в мужской танец, обогатил и развил его; до него в балете мужчины в основном выполняли поддержки для балерин.



  Есть планы постановки новых балетов?

  Пока нет. Кроме «Баядерки», я ведь уже поставила «Лебединое озеро» в Перми и в Китае, «Спящую красавицу» – в Лондоне, «Пахиту», «Жизель» – почти весь классический репертуар. Просто из-за того, что спектакли постоянно возобновляются, мне приходится каждый раз вновь работать с труппой – чтобы не испортили постановку!

  Вы любите эту работу?  

Конечно, окончив выступать как танцовщица, я продолжаю работать в балетной сфере и, как мне кажется, приношу пользу!

newstyle-mag.compersonalii/natalya-makarova-dlya…

Гала–концерт звезд балета в честь юбилея Натальи Макаровой

Легендарная балерина Наталья Макарова на гала-концерте звезд балета в честь ее юбилея, который прошел на сцене Александринского театра в рамках Десятого международного фестиваля балета Dance open 03. 04. 2011.

Рубрики:  Русские не в России
Великие балерины
Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 3 пользователям



nadia_obo   обратиться по имени Пятница, 22 Ноября 2013 г. 18:02 (ссылка)
Очень прекрасная балерина! Спасибо, Томочка!
Ответить С цитатой В цитатник
Ела2012   обратиться по имени Пятница, 22 Ноября 2013 г. 18:51 (ссылка)
Благодарю!
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку