-–убрики

 -÷итатник

ѕам€ти ≈лены ќбразцовой - (0)

¬ ћариинском театре пройдет вечер пам€ти ≈лены ќбразцовой ¬ ћариинском театре пройде...

Ўильдер јндрей Ќиколаевич (1861-1919). - (0)

«имние пейзажи. «имние лесные пейзажи стали настолько каноническими, что сегодн€ ручьи и п...

Ћегендарна€ балерина “амара “уманова - (0)

„ерна€ жемчужина русского балета: как эмигрантка из “ифлиса покорила Ћа —кала,  овент-√арден и √олли...

Ќеустанного стремлень€ неизменна€ печаль,Ч - (0)

"...чары €сных светлых снов..." Aspen Trunks and Descending Moon ‘антази€.  онстантин Ѕаль...

CANOVA, BERNINI, MACDONALD - (0)

"Victoria and Albert Museum, London" "Victoria and Albert Museum, ' London" BAMBAIA Char...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 50267

11 но€бр€ 1821 года родилс€ ‘едор ћихайлович ƒостоевский

ѕонедельник, 11 Ќо€бр€ 2013 г. 17:40 + в цитатник

"—тать русским значит перестать презирать народ свой. » как только европеец увидит, что мы начали уважать народ наш и национальность нашу, так тотчас же начнет и он нас самих уважать".

  

  ‘едор ћихайлович ƒостоевский родилс€ в ћоскве, в многодетной семье военного медика. ¬ 15 лет после смерти матери с братом ћихаилом вынужден переехать в —анкт-ѕетербург. ѕосле завершени€ образовани€ в пансионе, ‘едор поступает в »нженерное училище. ¬ период его учебы крепостные кресть€не убивают отца ƒостоевского. ¬последствии он отказываетс€ от наследственных прав на это имение. ¬ 1843 он поступает на службу в корпус при —анкт-ѕетербургской инженерной команде. ¬ этот период писатель переводит на русский €зык Ѕальзака и пишет свой первый роман «Ѕедные люди», который сразу же обращает на себ€ внимание критиков и публики. ¬ 1849 ‘Єдора ƒостоевского приговаривают к смертной казни по делу ѕетрашевского. ќднако казнь в последний момент была заменена каторгой.

  ‘едор ћихайлович ƒостоевский умер 9 феврал€ 1881 года.   этому времени писателем были предсказаны практически все важнейшие событи€, которые произойдут в ’’ веке. ћногие современники уже тогда называли его пророком.
   ¬еликий сатирик —алтыков-ўедрин так выразилс€ о произведени€х ƒостоевского: «ѕо глубине замысла, по ширине задач нравственного мира, разрабатываемых им, этот писатель стоит совершенным особн€ком, он вступает в область предвидений и предчувствий, которые составл€ют цель не непосредственных, а отдаленных исканий человечества».  



  ‘едор ћихайлович одним из первых заметил, что многие молодые люди в середине ’I’ века мыслили как –аскольников: можно убить и тем самым осчастливить мир.
«„ем, чем, – рассуждал он устами –аскольникова, – мо€ мысль была глупее других мыслей и теорий, ро€щихс€ и сталкивающихс€ одна с другой на свете, с тех пор, как этот свет стоит? —тоит только посмотреть на дело совершенно независимым, широким и избавленным от обыденных вли€ний взгл€дом, тогда, конечно, мо€ мысль окажетс€ вовсе не так… странною. ќ, отрицатели и мудрецы в п€тачок серебра, зачем вы остановились на полдороге!».                         
   Ќет, не прав –одион –оманович, и через полвека после него не остановились «отрицатели и мудрецы». Ёто предвидел ƒостоевский. ¬от еще одна цитата из эпилога романа «ѕреступление и наказание»: «≈му грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой €зве, идущей из глубины јзии на ≈вропу. ¬се должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих, избранных. ѕо€вились какие-то новые трихины, существа микроскопические, всел€ющиес€ в тела людей. Ќо эти существа были духи, одаренные умом и волей. Ћюди, прин€вшие их в себ€, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Ќо никогда, никогда люди не считали себ€ так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные. Ќикогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований. ÷елые селени€, целые города и народы заражались и сумасшествовали. ¬се были в тревоге и не понимали друг друга, вс€кий думал, что в нем одном и заключаетс€ истина».

  

  √лавный идейный вдохновитель революционной €чейки ѕетр ¬ерховенский из романа «Ѕесы» составил план действий дл€ будущих «ниспровергателей основ»: «ћы уморим желани€; мы пустим пь€нство, сплетни, донос; мы пустим неслыханный разврат; мы вс€кого гени€ потушим в младенчестве. ¬се к одному знаменателю, полное равенство… ѕолное послушание, полна€ безличность, но раз в тридцать лет пускать и судорогу, и все вдруг начинают поедать друг друга, единственно, чтоб не было скучно… Ќо одно или два поколени€ разврата необходимо; разврата неслыханного, подленького, когда человек обращаетс€ в гадкую, трусливую, жестокую, себ€любивую мразь, вот чего надо!»
  ќднако ¬ерховенский, прототипом которого был псевдосоциалист —ергей Ќечаев, все же не так прост. ¬едь он пов€зал своих единомышленников кровью.
 ÷итата из «Ѕратьев  арамазовых»: «¬ыражаютс€ иногда про “зверскую” жестокость человека, но это страшно несправедливо и обидно дл€ зверей: зверь никогда не может быть так жесток, как человек, так артистически, так художественно жесток».
  ¬спомним слова «любимца партии» большевиков Ѕухарина: «ѕролетарское принуждение во всех своих формах, начина€ от расстрелов и конча€ трудовой повинностью, €вл€етс€, как ни парадоксально это звучит, методом выработки коммунистического человека из человека материала капиталистической эпохи».

  ƒостоевский в молодости сам был социалистом. ¬о вс€ком случае, писатель так считал. ќн входил в кружок ѕетрашевского, где обсуждались социалистические идеи. Ќичего опасного дл€ государства в «салоне» не происходило. Ќу, собрались, попили чаю, пообсуждали утопистов ‘урье, ќуэна, материализм ‘ейербаха… Ќа одном из заседаний ƒостоевский прочел знаменитое письмо Ѕелинского √оголю.
¬от и все. Ќо император Ќиколай I еще помнил выступление декабристов, и в результате по доносу «засланного казачка» всех арестовали. ѕервый приговор – смертна€ казнь. ѕотом монарша€ милость – каторга. ќднако ‘едор ћихайлович разочаровалс€ в «идеалах социализма» не потому, что пострадал (хот€ до сих пор некоторые исследователи называют его христианствующим социалистом), а потому, что на каторге он нашел дл€ себ€ иные ценности, а точнее, вернулс€ к ним.
√ерой ƒостоевского –аскольников на каторге вспоминает прошлое: «ƒа и что это такое эти все муки прошлого! ¬се, даже преступление его, даже приговор и ссылка, казались ему теперь, в первом порыве, каким-то внешним, странным, как бы даже и не с ним случившимс€ фактом… ѕод подушкой его лежало ≈вангелие…»

√равюра –ене по фотографии 1879

    ак ни странно, именно каторга подвигла ƒостоевского на предсказани€ будущего. ѕрактически все его романы – пророческие. —он –аскольникова уже упоминалс€. ј вот в «Ѕесах» был указан даже срок, за который революци€ охватит страну, – п€ть мес€цев. ѕравда, ѕетр ¬ерховенский планировал ее в мае начать, а к окт€брю закончить. ¬ действительности сроки несколько сдвинулись: советска€ власть «твердо встала на ноги» с окт€бр€ 1917 года по март 1918-го.

 

  ѕочему же социализм пришелс€ по душе росси€нам? ѕо ƒостоевскому, он возник как поправка к христианству «и улучшение последнего, сообразно веку и цивилизации», поэтому захватил «сердца и умы многих во им€ какого-то великодуши€». » стало: вместо креста – п€тиконечна€ звезда; вместо ’риста – Ћенин, —талин, и так далее…


√равюра –ене по фотографии 1879

  Ќе обошлось здесь и без гордыни человеческой. ««лой дух, – писал ‘едор ћихайлович, – несет с собою страстную веру, а, стало быть, действует не одним параличом отрицани€ и соблазном самых положительных обещаний: он несет новую антихристианскую веру, стало быть, новые нравственные начала обществу, увер€ет, что в силах выстроить весь мир заново, сделать всех равными и счастливыми и уже навеки закончить ¬авилонскую башню, положить последний замковый камень ее.
ћежду поклонниками этой веры есть люди самой высшей интеллигенции; веруют в нее тоже все малые и сирые, труд€щиес€ и обремененные, уставшие ожидать ÷арстви€ ’ристова; все отверженные от благ земных, все неимущие…» » еще: «–аз отвергнув ’риста, ум человеческий может дойти до удивительных результатов»
.

  ѕредвид€ будущее развитие исторических процессов, ‘едор ћихайлович писал: «Ќо никогда, может быть, ≈вропа не была ближе именно к такому перевороту и переделке территорий, как в наше врем€… “огда все рухнет об –оссию, тогда мы должны быть целы и выставить православие».

http://tainy.info

«Ћюбовь к человечеству даже совсем немыслима, непон€тна и совсем невозможна без совместной веры в бессмертие души человеческой. “е же, которые, отн€в у человека веру в его бессмертие, хот€т заменить эту веру, в смысле высшей цели жизни, "любовью к человечеству", те, говорю €, подымают руки на самих же себ€; ибо вместо любви к человечеству насаждают в сердце потер€вшего веру лишь зародыш ненависти к человечеству...

   Ћюбовь к человечеству вообще есть, как иде€, одна из самых непостижимых идей дл€ человеческого ума. »менно как иде€. ≈е может оправдать лишь одно чувство. Ќо чувство-то возможно именно лишь при совместном убеждении в бессмертии души человеческой.»

  ƒостоевский, «ƒневник писател€».

 



–аньше: ‘Єдор ћихайлович ƒостоевский. Ѕесы

  "ƒостоевского нужно читать без предубеждений, не слуша€, что говор€т друзь€ или пишут критики. ћожно услышать и нередко, что ƒостоевский — жестокий талант, мрачный писатель, изображает маленького человека непригл€дным, злым. Ќо в мире ƒостоевского всегда властвует нравственный закон. ¬се герои ƒостоевского, даже самые непригл€дные, следуют ему. ” ƒостоевского нет пропащих людей, человек всегда может восстановитьс€, стать лучше. ” него нет маленьких людей, у него каждый герой, в конце концов, в идеале гений. ¬ «ƒневнике писател€» ƒостоевский обращаетс€ к современникам и говорит своим читател€м, что каждый из них Ўекспир. Ёто как же? „еловек стихи и не пробовал писать, и вдруг Ўекспир? ј ‘Єдор ћихайлович считал, что каждый человек велик и безмерен и всегда может восстановить в себе человека, то есть восстановить в себе образ Ѕожий.   сожалению, многие читатели не вид€т этот смысл творчества и это откровение гени€.



  јвтор книги «—ветлый, жизнерадостный ƒостоевский», чьи слова вы и вспомнили, ќскар фон Ўульц, не сомнева€сь, назвал ‘Єдора ћихайловича јпостолом ’риста, и архимандрит »устин, который после смерти был канонизирован —ербской православной церковью, в своем труде «ƒостоевский о ≈вропе и слав€нстве» называл его так же. Ёто св€той свидетельствовал! ƒл€ ѕреподобного »устина ƒостоевский тоже светлый, жизнерадостный гений. ћрачный гений он дл€ тех, в ком нет духовной опоры, кому не открыт спасительный смысл христианства, кто, в конце концов, не верит в Ѕога..."

ѕрезидент ћеждународного общества ƒостоевского ¬ладимир «ахаров



—ери€ сообщений "ƒостоевский":
„асть 1 - јнна √ригорьевна ƒостоевска€ (1846 Ч 1918)
„асть 2 - 11 но€бр€ 1821 года родилс€ ‘едор ћихайлович ƒостоевский
„асть 3 -  то мы. “ютчев. ƒостоевский
„асть 4 - ƒостоевский: Ђќдно совсем особое словцо о слав€нахЕї
...
„асть 16 - ÷итаты ƒостоевского
„асть 17 - 196 лет со дн€ рождени€ ‘едора ћихайловича ƒостоевского
„асть 18 - “айны "»диота" ‘. ћ. ƒостоевского

ћетки:  

ѕроцитировано 7 раз
ѕонравилось: 7 пользовател€м



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку