-–убрики

 -÷итатник

ѕисьма јфанаси€ ‘ета Ћьву “олстому - (0)

Ђ¬ Ђѕоликушкеї все рыхло, гнило, бедно, больної Ђ¬ Ђѕоликушкеї все рыхло, гнило, бедно, больної...

  ћеждународному дню художника - (0)

∆уковский —танислав ёлианович. „асть- 6. «имнее. ’рам –ождества Ѕогородицы. «венигор...

ћихаил  онстантинович  лодт (1832 - 1902) - (0)

»ван Ќиколаевич  рамской. ѕортрет художника ћихаила  онстантиновича  лодта Ѕарон ћихаил  ...

’анана мити - ƒорога цветов - (0)

’анана мити - ƒорога цветов ...

ћадонны –афаэл€ - (0)

≈го ћадонны…   ћен€ всегда влекла к себе и грела. ћечта о музе —анти –афаэл€....

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 49912

јбрам ‘едорович »оффе (1880 - 1960) - Ђотец советской физикиї

¬торник, 29 ќкт€бр€ 2013 г. 11:35 + в цитатник

јбрам ‘едорович »оффе    јбрам ‘едорович »оффе родилс€ 29 окт€бр€ 1880 года в городе –омны ѕолтавской губернии в семье купца второй гильдии ‘айвиша (‘Єдора ¬асильевича) »оффе и домохоз€йки –ашели јбрамовны ¬айнштейн. —реднее образование получает в реальном училище  (1889—1897), там он познакомилс€ со —тепаном “имошенко - отцом механики сплошных сред, дружеские отношени€ с которым поддерживал и в зрелом возрасте.

  ¬ 1902 ј. ‘. »оффе окончил —анкт-ѕетербургский “ехнологический институт, в 1905 — ћюнхенский университет в √ермании, где работал под руководством –ентгена и получил степень доктора философии.

  — 1906 јбрам ‘едорович работал в ѕолитехническом институте, в 1918 организовал ‘изико-механический факультет дл€ подготовки инженеров-физиков. ¬ 1911 »оффе прин€л лютеранство дл€ вступлени€ в брак с нееврейкой.

  ¬ 1911 »оффе определил зар€д электрона, использовав ту же идею, что и ћилликен: в электрическом и гравитационном пол€х уравновешивались зар€женные частицы металла (в опыте ћилликена — капельки масла). ќднако эту работу »оффе опубликовал в 1913 (ћилликен опубликовал свой результат несколько раньше, поэтому в мировой литературе эксперимент получил его им€).

 

  ¬ 1913 году јбрам ‘едорович »оффе защитил магистерскую и в 1915 докторскую диссертации по физике. — 1918 — член-корреспондент, а с 1920 — действительный член –оссийской академии наук.  

  ¬ 1918 создаЄт и возглавл€ет физико-технический отдел при √осударственном рентгенологическом и радиологическом институте, €вл€€сь также ѕрезидентом этого института (директором был профессор Ќеменов). ¬ 1921 »оффе стал директором ‘изико-технического института јЌ ———–, созданного на основе отдела и названного теперь его именем. ¬ 1919—1923 — председатель Ќаучно-технического комитета петроградской промышленности, в 1924—1930 — председатель ¬сероссийской ассоциации физиков, с 1932 — директор јгрофизического института.

 

   ¬ здании ѕолитехнического всегда по четвергам собиралс€ семинар »оффе. Ќачинали в 7, кончали в 11, так, чтобы успеть на последний трамвай, на знаменитый, прославленный во всех студенческих песн€х "двадцать первый номер" от Ћесного до города.

”частники семинара:  апица, Ћукирский, —еменов, ‘ренкель, ƒорфман... тогда еще не академики, не профессора, а просто студенты и младшие преподаватели - обсуждали все самое интересное, что по€вл€лось в науке.

Ќаучный семинар »оффе. ѕосле заседани€ сфотографировались: ‘ренкель, —еменов, ёщенко, »оффе, Ўмидт, Ѕобр, Ќеструх, ƒобронравов.
 апица стоит, р€дом с ним Ћукирский, ћиловидова- ирпичева и ƒорфман, тот самый яков √ригорьевич ƒорфман, который был студентом, потом юнкером, отказавшимс€ защищать «имний дворец. Ёто ему в переполненном петроградском трамвае »оффе говорил, что в физике тоже начинаетс€ революци€.
  Ќаучный семинар »оффе. ѕосле заседани€ сфотографировались: ‘ренкель, —еменов, ёщенко, »оффе, Ўмидт, Ѕобр, Ќеструх, ƒобронравов.  апица стоит, р€дом с ним Ћукирский, ћиловидова- ирпичева и ƒорфман, тот самый яков √ригорьевич ƒорфман, который был студентом, потом юнкером, отказавшимс€ защищать «имний дворец. Ёто ему в переполненном петроградском трамвае »оффе говорил, что в физике тоже начинаетс€ революци€.

 
¬ јкадемии наук. ѕетр Ћеонидович  апица, »горь ¬асильевич  урчатов и јбрам ‘едорович »оффе
¬ јкадемии наук. ѕетр Ћеонидович  апица, »горь ¬асильевич  урчатов и јбрам ‘едорович »оффе

  јбрам ‘едорович »оффе — один из инициаторов создани€ ƒома учЄных в Ћенинграде (1934). ¬ начале ќтечественной войны он был назначен председателем  омиссии по военной технике, в 1942 — председателем военной и военно-инженерной комиссии при Ћенинградском горкоме партии.

¬ 1944 ј. ‘. »оффе, в свою очередь, прин€л участие в судьбе ‘изического факультета ћ√”. ќт его имени ћолотову было написано письмо четырЄх академиков, которое инициировало разрешение противосто€ни€ между так называемой «академической» и «университетской» физикой.

  ¬ декабре 1950, во врем€ кампании по «борьбе с космополитизмом», »оффе был сн€т с поста директора и выведен из состава ”чЄного совета института. ¬ 1952 году возглавил лабораторию полупроводников јЌ ———–. ¬ 1954 на основе лаборатории организован »нститут полупроводников јЌ ———–.

  јбрам ‘едорович »оффе отличалс€ способностью выбирать и привлекать к работе молодые таланты, а также умением пропагандировать науку среди читающей публики. јбрам ‘Єдорович увлекал собеседников мечтами о будущем техники. Ќекоторые еЄ достижени€, казавшиес€ »оффе легкими и выполнимыми, до сих пор во многом остаютс€ мечтами, а кое-что сбылось неожиданно быстро дл€ него.

   Ќиже приведены отрывки из беседы с ј. ‘. »оффе, опубликованной в є 5 "¬округ света" за 1931 год.    

"ѕутешествие в будущее" 

–едактор:  аковы основные проблемы техники завтрашнего дн€ и техники отдаленного будущего?

ј. ‘. »оффе: ќдин из основных вопросов техники - это энергетика. — помощью каких источников энергии может человечество разрешить в будущем энергетическую проблему? Ќесомненно, что большую роль должна сыграть непрерывно поступающа€ к нам солнечна€ энерги€... —ейчас свободной солнечной энергией можно считать только ту, котора€ падает на пустыни и на мор€. Ѕольша€ часть удобной земли используетс€ дл€ растительного сырь€. ѕравильно ли это?

ƒл€ будущего неправильно. –астени€, правда, используют солнечную энергию, но человеческа€ техника скоро перегонит в этом отношении живую природу. –астени€ используют 6 % падающей на них энергии солнечных лучей, между тем техника химическа€ и фотохимическа€ может использовать солнечную энергию в гораздо более высоких пределах - до 92-95 %. Ёто соотношение показывает, что растени€ вр€д ли удержатс€ на «емле, когда наша техника достигнет соответствующих успехов.

’леб или искусственна€ пища

...Ќадо думать, что основной продукт питани€ - хлеб - со временем будет играть роль вкусового вещества, вроде мандарина, то есть как один из элементов, внос€щих разнообразие в пищу. ћы питаемс€ хлебом потому, что не умеем получать основную пищу искусственно, синтетическим путем. — другой стороны, плодородность почвы позволит чрезвычайно далеко пойти вперед. ѕлощадь, зан€та€ под культурой злаков, значительно сократитс€.  огда думаешь о проблеме солнечной энергии, то невольно сталкиваешьс€ с той мыслью, что главную массу солнечной энергии берут пол€.

—амолет на солнечный батаре€х, как его представл€л себе ј. ‘. »оффе в 1931 году - рисунок из архива журнала "¬округ света"“ретье измерение

–едактор:  аковы пути воздушного транспорта?

ј. ‘. »оффе: √овор€ о будущем, конечно, нельз€ пройти мимо вопросов воздушного транспорта. ¬с€ проблема летани€ св€зана с 1908 годом. — этого года человечество полетело, перешло из двух измерений в третье. Ёто произошло не потому, что были открыты какие-то новые принципы, но потому, что к 1908 году техника достигла определенного отношени€ веса машины к еЄ мощности, дошла до такого предела, который дал возможность летать. ѕтица летает потому, что имеетс€ определенное соотношение между ее весом и мощностью еЄ крыльев. —амым легким двигателем €вл€етс€ электродвигатель с достаточно легким источником электроэнергии. ≈сли бы эта задача полностью была бы разрешена, то при помощи таких легких аккумул€торов все воздухоплавание было бы значительно шире использовано. ≈сли бы гальванический элемент был зар€жен солнцем или другим видом энергии, причем этот элемент оказалс€ бы легче, чем свинцовый, так, чтобы вес аккумул€тора плюс вес электродвигател€ стал достаточно мал - то мы перешли бы на электроуправление, которое чрезвычайно облегчает все дело. ƒл€ отдаленного, даже не чрезмерно отдаленного будущего мне рисуетс€ именно такое решение задачи. “огда человек полетит как птица, чуть ли не сид€ в кресле. Ќадо придумать очень мощный маленький аккумул€тор, сравнительно легкий, и тогда человек может полететь пр€мо из окна или из двери.

Ќа воздушных улицах

–едактор: ≈сли будущее транспорта в воздухе, то, очевидно, он должен быть совершенно автоматизирован.

ј. ‘. »оффе: Ќесомненно. ¬ этой области в довольно короткий период развити€ нашей техники будет достигнута полна€ автоматичность. ”правление летательным аппаратом может быть и должно быть совершенно автоматизировано. Ќа месте можно задать весь путь аппарату. „еловеку не нужно будет беспокоитьс€ о том, что аэроплан может перевернутьс€.   этому надо добавить, что в воздухе гораздо легче передвигатьс€, чем по земле, так как в воздухе мы можем избежать путей перекрещивани€, что на улицах при двух измерени€х представл€ет большие трудности при движении. ¬ трех измерени€х это не будет представл€ть никаких затруднений. Ѕудут определенные пути, никаких столкновений не может быть. ¬ы садитесь в аэроплан и таким образом летите, аэроплан сам будет выполн€ть работу. ¬озможно и другое. »сточник энергии находитс€ на земле, с земли идет управление, вы имеете только регулирующие приспособлени€.

Ќедостаточно используетс€ и энерги€ ветра, - та же энерги€ солнца. —ейчас имеютс€ уже неплохие ветр€ные двигатели, которые сконструировал наш √идродинамический институт (÷ј√») - ј. ‘. »оффе. –исунок из журнала "¬округ света", 1931 год¬нутриатомна€ энерги€

–едактор: »меютс€ ли ещЄ источники энергии, которые нами совершенно не используютс€?

ј. ‘. »оффе: ≈сли говорить об энергии внутриатомной, то запас еЄ имеетс€ колоссальный. Ќекоторую часть его можно, веро€тно, использовать. Ќе совсем правильно называть эту энергию "запасами". Ёто не источник энергии, а еЄ кладбище. јтом есть знак того, какие громадные запасы энергии, ранее существовавшие в мире, были уже затрачены. Ќо этот минимум не всегда абсолютен. ≈сть атомы недостроенные - радиоактивные атомы, где можно произвести дальнейшее уменьшение. ≈сли вз€ть четыре атома водорода, соединить их €дра с двум€ электронами, а два оставить, то получитс€ атом гели€ - и тогда освободитс€ громадное количество энергии. ≈сли бы мы таким образом умели превращать водород в гелий, то это бы €вилось большим источником энергии.

—сылки

 

   рупнейшей заслугой  »оффе €вл€етс€ основателем уникальной физической школы, котора€ позволила вывести советскую физику на мировой уровень. ѕо инициативе »оффе начина€ с 1929 были созданы физико-технические институты в крупных промышленных городах: ’арькове, ƒнепропетровске, —вердловске и “омске. «а глаза и ученики, и другие коллеги с любовью и почтением называли јбрама ‘Єдоровича «папа »оффе».



   ѕод руководством ј. ‘. »оффе начинали свою научную де€тельность будущие Ќобелевские лауреаты  апица, работали крупнейшие учЄные јлександров, јлиханов, јрцимович,Ѕронштейн, ƒорфман, «ельдович,  икоин,  онстантинов,  урчатов, “амм (также будущий лауреат Ќобелевской премии), ‘ренкель, ’аритон  и многие другие.

http://www.people.su/45832

–убрики:  ”чЄные и открыти€
ћетки:  
ѕонравилось: 1 пользователю



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку