-Рубрики

 -Цитатник

Письма Афанасия Фета Льву Толстому - (0)

«В «Поликушке» все рыхло, гнило, бедно, больно» «В «Поликушке» все рыхло, гнило, бедно, больно»...

К Международному дню художника - (0)

Жуковский Станислав Юлианович. Часть- 6. Зимнее. Храм Рождества Богородицы. Звенигор...

Михаил Константинович Клодт (1832 - 1902) - (0)

Иван Николаевич Крамской. Портрет художника Михаила Константиновича Клодта Барон Михаил К...

Ханана мити - Дорога цветов - (0)

Ханана мити - Дорога цветов ...

Мадонны Рафаэля - (0)

Его Мадонны…   Меня всегда влекла к себе и грела. Мечта о музе Санти Рафаэля....

 -Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Всегда под рукой

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 49908

Наталья Сергеевна Гончарова (1881-1962)

Среда, 23 Октября 2013 г. 19:52 + в цитатник


Амазонка русского авангарда в Третьяковской галерее   В Третьяковской галерее открылась масштабная выставка, посвященная творчеству Наталии Гончаровой.
 

  В экспозиции представлены около четырех сотен экспонатов. Это живопись и графика, книжные иллюстрации, эскизы к знаменитым «Русским сезонам» в Париже. Большинство работ ранее в России не выставлялись. Реализация такого проекта стала возможной благодаря поддержке банка ВТБ. Выставка называется «Наталия Гончарова. Между Востоком и Западом» и сопоставима с открывшейся ровно 100 лет назад персональной выставкой Гончаровой 1913 года.

 

  Наталья Гончарова принадлежала к старинному дворянскому роду, она приходилась двоюродной правнучкой жене А. С. Пушкина. Наталья Сергеевна Гончарова посещала занятия в Московском университете. В 1901 поступила в МУЖВЗ, где училась на скульптурном отделении у Волнухина и Трубецкого. В 1904 за скульптурные работы получила малую серебряную медаль и вскоре оставила училище.

<a  data-cke-saved-href="/rus-artists/Г/goncharova-natalya-sergeevna-1881-1962-i13595/goncharova-self-portrait-with-yellow-lilies-180745.html" href="/rus-artists/Г/goncharova-natalya-sergeevna-1881-1962-i13595/goncharova-self-portrait-with-yellow-lilies-180745.html">Купить репродукцию № 180745</a> 

Автопортрет с лилиями

  В 1900-х годах Наталья Сергеевна много путешествовала, начала заниматься живописью. Её импрессионистские работы  с успехом демонстрировались на выставках МТХ, "Мира искусства". В 1906 году Гончарову пригласил Дягилев для участия в русском отделе Осеннего Салона в Париже.

<a  data-cke-saved-href="/rus-artists/Г/goncharova-natalya-sergeevna-1881-1962-i13595/goncharova-natalia-corner-of-a-garden-sun-180712.html" href="/rus-artists/Г/goncharova-natalya-sergeevna-1881-1962-i13595/goncharova-natalia-corner-of-a-garden-sun-180712.html">Купить репродукцию № 180712</a> 

Уголок сада

 Еще в училище Наталья Гончарова познакомилась с Михаилом Ларионовым, который впоследствии стал лидером художников русского авангарда. Наталья Сергеевна была соучастницей всех художественных начинаний Михаила Фёдоровича. Их имена неразделимы в истории русского искусства. Они интересовалась кубизмом и футуризмом, а Гончарова с 1906 года увлеклась примитивом.

 

  Неопримитивизм - огромный вклад Натальи Гончаровой в искусство начала XX века. Вдохновение она черпала в языческих идолах, каменных "бабах",  лубочных картинках. Народным искусством и религиозной живописью навеяны ее картины "Уборка хлеба" (1908), "Рыбная ловля" (1909). Первобытной мощью веет от "Идолов" (1909). Особенностью живописи Гончаровой были плоские цветовые пятна, очерченные четким контуром, напоминающие приемы Гогена, влияние которого испытали многие русские художники.

Гончарова Н.С. «Стрижка овец»

Бабы с граблями

  Европейская слава Гончаровой началась с создания декораций для оперы-балета «Золотой петушок», поставленной в 1914-м в рамках дягилевских «Русских сезонов».

  Наталья Сергеевна Гончарова участвовала во всех выставках "левых" художников. Современники называли её, Экстер и Розанову "амазонками русского авангарда".

  Работы Гончаровой не всегда встречали понимание. Так в 1911 года с выставки "Бубнового валета" полиция потребовала убрать картину "Бог плодородия". Церковная цензура в 1912 году выступила против четырехчастного цикла "Евангелисты", показанного на выставке "Ослиный хвост".

  В 1911-12 годах Наталья Гончарова начинает исповедовать принципы лучизма, разработанные Михаилом Ларионовым. К числу наиболее известных ее работ этого времени относится "Велосипедист"

File:Goncharova cyclist.jpg

  1913 год был самым насыщенным в творчестве Натальи Сергеевны и Михаила Фёдоровича. Именно в этом году Дягилев по совету Бенуа заказал Гончаровой оформление балета "Золотой петушок" на музыку Римского-Корсакова для "Русских сезонов" в Париже.

«Открылся занавес и все увидели эти ослепительные декорации, очень русские, даже азиатско-русские и зал просто замер, ахнул и на протяжении всего спектакля не мог отойти от первоначального впечатления».

Эскиз декораций к опере Римского-Корсакова `Золотой петушок

  В 1914 году отдельной серией вышли "Мистические образы войны" - большие литографии, ставшие не только попыткой создания современного лубка на патриотическую тему, но и символическими изображениями, потрясающими своей экспрессией и силой.

  В 1915 Гончарова и Ларионов, приняв предложение Дягилева о совместной работе, уехали из России и полвека прожили в необычном старинном доме Парижа.

  

  Марина Цветаева не раз бывала в гостях у Гончаровой и Ларионова, и при этом отмечала, что жизнь и работа семьи проходила гармонично. Она писала, что каждый день Наталья творит, находя время для акварели, масла, карандаша, угля, пастели, и выполняет свои работы безукоризненно.

   В дягилевсМотивы иконописикой антрепризе Наталья Сергеевна трудилась над оформлением спектаклей "Русские сказки" на музыку Лядова, "Шарф Коломбины" Гофман-сталя. Лучшими творениями Гончаровой стали декорации и костюмы к "Свадебке" (1923) и "Жар-птице" (1926) Стравинского.

  После смерти Дягилева (1929) эта работа прервалась. В дальнейшем Наталья Гончарова сотрудничала с театрами Европы и Америки, не оставляя занятий живописью и графикой.

 Гончарова перепробовала все самые авангардные направления начала ХХ в.: кубизм, абстракционизм, футуризм, лучизм, но не остановилась на каком-то одном. Наталья Гончарова меняла стили как платья, дизайном которых, кстати, подрабатывала одно время. Искусство Натальи Сергеевны уходит корнями в русскую народную культуру. 

Мотивы иконописи

   Продолжением библейской темы в творчестве Натальи Гончаровой является  «Апокалипсис Иоанна Богослова». Это рукописная книга, созданная в Париже, у которой даже текст рисовался Гончаровой вручную, то есть это некая печатная книга допечатной эры. Она как бы апеллирует к тем рукописным русским книгам.

  В 1915 году Наталья Гончарова по приглашению Сергея Дягилева приехала работать в качестве театрального художника в Париж. Тогда она еще не знала, что в Россию больше не вернется. Мальчик с петухом

  Вместе с Михаилом Ларионовым они прожили в Париже до конца своих дней. Часть работ для этой выставки привезена из Франции. После смерти Гончаровой ее наследие удалось вернуть в СССР. Правда, в качестве откупа пришлось подарить несколько работ парижскому центру Помпиду. Там, например, хранится одна из картин этого полиптиха. В последние годы на Западе вышло сразу два каталога работ русской художницы. Впрочем, по словам специалистов Третьяковки, многие из опубликованных в них картин – сомнительного происхождения.

Мальчик с петухом

«Там есть недостоверные работы, – рассказывает Ирина Вакар. – То, что Гончаровой приписывается большое количество слабых работ, это вообще бедствие для репутации художника. И поэтому наша выставка это в какой-то мере ответ тем, кто принимает на веру и любую мазню готов считать работой Гончаровой. Нет. Это очень сильная, чрезвычайно одаренная художница».

  Еще в предреволюционные годы Наталья Сергеевна заинтересовалась «испанской» темой, впоследствии художница возвращалась к этой теме вплоть до 1930.

  Картина «Испанка» представляет собой динамичную абстрактную конструкцию. Композиция передает мощную энергию традиционного испанского танца и яркие краски костюма.

  В 1957 году Гончарова оформила фестиваль в Монте-Карло, посвященный 15-летию со дня смерти знаменитого Фокина, чьи постановки балетов в свое время и помогли раскрыться Натальи Сергеевне как художнику-сценографу.

  Сирень

  В конце жизни Наталья Гончарова сильно страдала от артрита. Чтобы удержать кисточку в руках, ей приходилось привязывать ее веревкой. Именно так написаны ее последние картины, которые датируются 58-м годом. На эту серию Гончарову, всегда стремившуюся к авангарду во всем, вдохновил запуск первого искусственного спутника земли. Натальи Сергеевны Гончаровой не стало 17 октября 1962 года.

  Судьба творческого наследия Натальи Гончаровой немного напоминает строки стихотворения её  друга, Марины Цветаевой, оставившей прекрасные воспоминания о Наталье Сергеевне:

  Спустя много лет красота, мощь и своеобразие живописи художницы нашли множество поклонников. И сейчас на мировом рынке антиквариата именно работы Натальи Гончаровой ставят ценовые рекорды.

"Сказки и Царе Салтане", 1921. Иллюстрации Натальи Гончаровой.

 

 

 

Рубрики:  ДаКар
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 5 пользователям



egulumbek   обратиться по имени Среда, 23 Октября 2013 г. 21:17 (ссылка)
Хотя Гончарова и Ларионов не художники моего ближнего круга (вот Серебрякова ... да!), посмотрел с интересом. Спасибо!
Ваш ЭГ
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 23 Октября 2013 г. 22:40ссылка
Авангард не входит в круг моих предпочтений, поэтому мне очень трудно было выбрать репродукции, на которые приятно смотреть. Но погрузиться в жизнь и творчество этих безусловно талантливых художников мне было очень интересно! Спасибо за отзыв, Эрнст Голимович!
Феникс_94   обратиться по имени Четверг, 24 Октября 2013 г. 02:53 (ссылка)
Вот-вот..Мне было интересно прочитать о ней..Но работы,кроме "Испанки" ,не понравились.Спасибо за видео и пост,Томочка!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 24 Октября 2013 г. 16:43ссылка
А мне понравились те работы, которые ближе к импрессионизму: уголок сада и сирень. Спасибо, Алечка, за отзыв!
Svetlana-k   обратиться по имени Четверг, 24 Октября 2013 г. 19:50 (ссылка)
Вот еще одна Наталья Гончарова...
Где-то мне попадался этот материал.Сожалею, что так сложилась ее судьба, но она "стойкий солдатик"
Спасибо, Тамара!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 25 Октября 2013 г. 20:33ссылка
Она была очень успешной художницей, но детей у неё не было, муж любил многих женщин - это не назовёшь женским счастьем
Mischell   обратиться по имени Суббота, 26 Октября 2013 г. 22:58 (ссылка)
Очень интересно познакомиться с неизвестными для меня доселе именами творческих личностей!) благодарю!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 27 Октября 2013 г. 20:39ссылка
Только последнее десятилетия мы - не художники, узнали о них. А цены на их картины всё выше и выше. Замечательно, что они завещали России многое, и кое что удалось получить
Аноним   обратиться по имени Вторник, 17 Ноября 2015 г. 04:35 (ссылка)
Для меня это -песенка УНОНУНО УНО МОМЕНТО,в общем из занятного фильма.И можно ли говорить о творчестве рядом с АРВЕДЕРЧИ РОМА. Для росписи посуды...но можно было не тратить на это жизнь.1го Декабря СОГБИ распродает ее труды.Загляните.
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку