-–убрики

 -÷итатник

ѕавел ƒмитриевич Ўмаров (1874-1950). - (0)

–аботы до эмиграции.јнализ стил€. -ч.4.  рестный ход 1898 Ќесколько работ художника...

ќ —ергее —удейкине - (0)

  —удейкин —ергей ёрьевич (1882, —анкт-ѕетербург — 1946, Ќайак, штат Ќью-…орк,...

ѕам€ти ≈лены ќбразцовой - (0)

¬ ћариинском театре пройдет вечер пам€ти ≈лены ќбразцовой ¬ ћариинском театре пройде...

Ўильдер јндрей Ќиколаевич (1861-1919). - (0)

«имние пейзажи. «имние лесные пейзажи стали настолько каноническими, что сегодн€ ручьи и п...

Ћегендарна€ балерина “амара “уманова - (0)

„ерна€ жемчужина русского балета: как эмигрантка из “ифлиса покорила Ћа —кала,  овент-√арден и √олли...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 50320

 о дню рождени€ »вана јлексеевича Ѕунина

¬торник, 22 ќкт€бр€ 2013 г. 18:34 + в цитатник

  22 окт€бр€ 1870 года родилс€ один из четырех русских лауреатов Ќобелевской премии по литературе »ван Ѕунин, высказывани€ и афоризмы которого до сих пор пересказываютс€ как легенды.

∆енщина прекрасна€ должна занимать вторую ступень; перва€ принадлежит женщине милой. —и€-то делаетс€ владычицей нашего сердца: прежде нежели мы отдадим о ней отчет сами себе, сердце наше делаетс€ невольником любви навеки.

≈сть женские души, которые вечно том€тс€ какой-то печальной жаждой любви и которые от этого самого никогда и никого не люб€т.

“щеславие выбирает, истинна€ любовь не выбирает.

∆енщину мы обожаем за то, что она владычествует над нашей мечтой идеальной.

Ћюбовь вносит идеальное отношение и свет в будничную прозу жизни, расшевеливает благородные инстинкты души и не дает загрубеть в узком материализме и грубо-животном эгоизме.

Ѕлаженные часы проход€т, и необходимо хоть как-нибудь и хоть что-нибудь сохранить, то есть противопоставить смерти, отцветанию шиповника.

¬се ритм и бег. Ѕесцельное стремленье!
Ќо страшен миг, когда стремлень€ нет.

 ака€ радость - существовать! “олько видеть, хот€ бы видеть лишь один этот дым и этот свет. ≈сли бы у мен€ не было рук и ног и € бы только мог сидеть на лавочке и смотреть на заход€щее солнце, то € был бы счастлив этим. ќдно нужно только - видеть и дышать. Ќичто не дает такого наслаждени€, как краски...

¬енец каждой человеческой жизни есть пам€ть о ней, - высшее, что обещают человеку над его гробом, это пам€ть вечную. » нет той души, котора€ не томилась бы втайне мечтою об этом венце.   

 

   »з творчества своих современников Ѕунин больше всего любил и ценил Ћьва “олстого, хот€ в разные периоды своей жизни относилс€ к нему неодинаково. ¬ 1993-1994 Ѕунин испытал огромное вли€ние нравственно-религиозных идей “олстого, посещал колонии толстовцев на ”краине, пыталс€, в цел€х опрощени€, зан€тьс€ бондарным ремеслом. ¬ июле 1893 Ѕунин посылает Ћьву “олстову вместе с письмом оттиск своего рассказа "ƒеревенский эскиз" ("“анька"). ѕисьмо содержит удивительное свидетельство искренней любви Ѕунина к “олстому: "Ќе удивл€йтесь, что получите при этом письме брошюрку [...] ѕосылаю еЄ ¬ам, как человеку, каждое слово которого мне дорого, произведени€ которого раскрывали во мне всю душу, пробуждали во мне страстную жажду творчества".

ћежду 4 и 8 €нвар€ 1894 Ѕунин побывал у Ћьва “олстого в ћоскве, в ’амовническом доме. ¬стреча была краткой, но осталась навсегда в пам€ти Ѕунина. «начительно позже он опишет еЄ в своих воспоминани€. ¬о врем€ этой встречи “олстого отговорил Ѕунина опрощатьс€ до конца, заметив, что нельз€ насиловать себ€ и "во вс€кой жизни можно быть хорошим человеком". Ёту же мысль он повторил и в письме к Ѕунину от 23 феврал€ 1894: "Ќе думайте тоже о форме жизни, иной, более желательной: все безразличны. Ћучше только та, в которой требуетс€ наибольшее напр€жение духовной любовной силы". Ѕунинское увлечение толстовством было кратковременным, но исключительна€ любовь к “олстому - человеку, худолжнику, мыслителю - сохранилась на всю жизнь. "ƒл€ мен€ был богом Ћев Ќиколаевич “олстой", - призналс€ он в одном из своих интервью.

Ќа прот€жении 1900 года Ѕунин несколько раз встречалс€ с Ћьвом “олстым в ћоскве: он бывал у него "на дому", в редакции "ѕосредник" и в последний раз они виделись на одной из московских улиц в декабрьский холодный день. —мерть писател€ дл€ Ѕунина стала потр€сением. "¬ невыразимой скорби, - писал он в телеграмме —офье јндреевне, - благоговейно целую ¬ашу руку и ту св€щенную землю, что приемлет прах погибшего".

Ћев “олстой стал дл€ Ѕунина одной из главных тем жизни. Ќаход€сь в эмиграции, испытыва€ колоссальную тоску по –одине, Ѕунин в течение нескольких лет работал над книгой "ќсвобождение “олстого". ќна вышла в ѕариже в 1937 и на сегодн€ €вл€етс€ одним из лучших сочинений, посв€щенных творцу великих романов. Ћев “олстой предстаЄт в книге "полубогом", сравниваемым разве лишь с библейскими пророками. ¬еличие духа, огненна€, полна€ любви и страданий душа, художественна€ мощь - всЄ это, считал Ѕунин, воплотилось не только в произведени€х писател€, но в его жизненном подвиге. ¬ молодости “олстой хотел быть самым богатым, самым великим, самым счастливым... Ќо пройдут годы, и он откажетс€ от богатства, будет т€готитьс€ славой, обратитьс€ с просьбой к окружающим похоронить его в простом гробу, без речей, пам€тников, надписей, похоронить на том месте, где он в детстве искал "зелЄную палочку" - символ братства и счасть€ на земле. ƒух освободилс€ от зависимости плоти, приблизившись к Ѕожественной любви и ¬ечному состраданию.

√овор€т, в молодости Ѕунин не раз высказывал желание переписать "јнну  аренину", сократив местами роман. Ќо с годами это желание исчезло. Ѕолее того, с годами возрастало восхищение мастерством “олстого-художника. ѕеред смертью Ѕунин наизусть читает сцену встречи јнны с ¬ронским на вокзале во врем€ метели. „итает и плачет, потр€сенный исполинской силой толстовского гени€.

“олстой, видимо, был знаком с творчеством молодого Ѕунина. ≈му нравились бунинское стихотворение "Ќе видно птиц. ѕокорно чахнет...", рассказ "—частье".

ѕриводим несколько небольших фрагментов из "ќсвобождени€ “олстого":

"¬ том-то и дело, что никому, может быть, во всей всемирной литературе не дано было чувствовать с такой остротой вс€кую плоть мира прежде всего потому, что никому не дано было такой мере и другое: така€ острота чувства обреченности, тленности всей плоти мира, - острота, с которой он был рождЄн и прожил всю жизнь. Chair a canon, "м€со", обреченное в военное врем€ пушкам, а во все времена и века - смерти! ”мирающему кн€зю јндрею стало "уже близким, почти пон€тным и ощущаемым то грозное, вечное, неведомое, далекое, присутствие которого он не переставал ощущать в продолжение всей своей жизни". ¬сю свою жизнь ощущал и “олстой.

’олодна ты, смерть, но € был твоим господином, - пел ’аджи-ћурат свою любимую песню. - ћоЄ тело возьмЄт земл€, мою душу примет небо.

“олстой "господином" смерти не был, весь свой век ужасалс€ ей, не принимал еЄ. [...] —котскую человеческую плоть, раз уже лишЄнную, это "м€со", уготованное гр€зной смерти, он всегда ненавидел. ƒругое дело - плоть зверина€, "олень€", "сильное женское тело". Ќо и от того "оленьего", что было в нЄм самом, содрогалс€ он, оленем, ’аджи-ћуратом, ≈рошкой всЄ же не рождЄнный, отмеченный ещЄ в утробе матери страшным знаком - всю жизнь ощущать это "грозное, вечное. Ќеведомое", - содрогалс€ с молодости, и чем дальше, тем всЄ чаще и больше, чтобы в последние свои годы уже чуть не непрестанно молить Ѕога: "ќтец, избавь мен€ от этой жизни! ќтец, покори, изгони, уничтожь мою поганую плоть! ѕомоги, ќтец!" - то есть : дай мне до конца победить смерть, властную над плотью, до конца изжить свою материальность - до конца "освободитьс€", слитьс€ с “обой!"

" ... чрезмерность страданий его совести зависела больше всего от его одержимости чувством "≈динства ∆изни"... [...]  ак философ, как моралист, как вероучитель, он дл€ большинства всЄ ещЄ остаЄтс€ прежде всего бунтарЄм, анархистом, невером. ƒл€ этого большинства философи€ его туманна и невразумительна, моральна€ проповедь или возбуждает улыбку ("прекрасные", но нежизненные бредни), или возмущение ("бунтарь, дл€ которого нет ничего св€того", а вероучение, столь же невразумительное, как и философи€, есть смесь кощунства и атеизма".

"—овершенный, монахи, не живет в довольстве. —овершенный, о монахи, есть св€той ¬ысочайший Ѕудда. ќтверзите уши ваши: освобождение от смерти найдено".

» вот и “олстой говорит об "освобождении":

- ћало того, что пространство и врем€ и причина суть формы мышлени€ и что сущность жизни вне этих форм, но вс€ жизнь наша есть (все) большее и большее подчинение себ€ этим формам и потом оп€ть освобождение от них...

¬ этих словах, еще никем никогда не отмеченных, главное указание к пониманию его всего. јстапово - завершение "освобождени€", которым была вс€ его жизнь, невзира€ на всю великую силу "подчинени€".

ѕомню, с каким восторгом сказал он однажды словами ѕифагора —амосского: "Ќет у теб€, человек, ничего, кроме души!" «наю, как часто повтор€л ћарка јврели€: "¬ысшее назначение наше - готовитьс€ к смерти". “ак он и сам писал: "ѕосто€нно готовишьс€ умирать. ”чишьс€ получше умирать".

"я - јнтонин, но € и человек; дл€ јнтонина град и отечество - –им, дл€ человека - мир".

ƒл€ “олстого не осталось в годы его высшей мудрости".

–емизов ¬. Ѕ



»ван јлексеевич Ѕунин - ќсвобождение “олстого

»ван Ѕунин Ц ќсвобождение “олстого «ƒо сих пор помню тот день, тот час, — пишет Ѕунин в «ќсвобождении “олстого», — когда ударил мне в глаза крупный шрифт газетной телеграммы: «јстапово, 7 но€бр€. ¬ 6 часов 5 минут утра Ћев Ќиколаевич “олстой тихо скончалс€». √азетный лист был в траурной раме. ѕосреди его чернел всему миру известный портрет старого мужика в мешковатой блузе с горестно-сумрачными глазами и большой косой бородой…

  я вскоре возвратилс€ в ћоскву. “ам только и было разговору, что о нЄм. “е, что были на его похоронах, рассказывали, «какое это было удивительно грандиозное зрелище, истинно народное, несмотр€ на все меры, предприн€тые правительством, дабы помешать ему быть таким», как везли тело со станции јстапово на  озлову «асеку, как в сопровождении огромной толпы, на руках несли гроб по пол€м к ясной ѕол€не, и € рад был, что ничего этого не видел собственными глазами: хоронили его «благодарные кресть€не», хоронила «студенческа€ молодежь» и «вс€ русска€ передова€ интеллигенци€» — люди, чуждые ему вс€чески, восхищавшиес€ только его обличени€ми церкви и правительства и на похоронах испытывавшие в глубине душ даже счастье: тот экстаз театральности, что всегда охватывает «передовую» толпу на вс€ких «гражданских» похоронах, в которых всегда есть некоторый революционный вызов и это радостное сознание, что вот настал такой миг; когда никака€ полици€ не смеет ничего тебе сделать, когда чем больше этой полиции, принужденной терпеть «огромный общественный подъЄм», тем лучше…»

∆естокие слова Ѕунина во многом справедливы. “олстой был слишком известным человеком в –оссии, чтобы к его иде€м и к самому факту смерти большинство современников отнеслось глубоко. ¬с€кий «выдергивал» из “олстого что-то дл€ собственной «концепции», не дава€ себе труда осмыслить толстовский путь — путь который можно воспринимать и как трагедию, и как — по мысли Ѕунина — освобождение. ¬прочем, современникам всегда в этом отношении сложнее, чем потомкам, поэтому судить «студенческую молодежь» и «всю русскую передовую интеллигенцию» было бы неразумно.

Ќастанет день — исчезну €,
ј в этой комнате пустой
¬се то же будет: стол, скамь€
ƒа образ, древний и простой.
» так же будет залетать
÷ветна€ бабочка в шелку –
ѕорхать, шуршать и трепетать
ѕо голубому потолку.
» так же будет неба дно
—мотреть в открытое окно
» море ровной синевой
ћанить в простор пустынный свой.

—ери€ сообщений "Ѕунин":
„асть 1 - »ван Ѕунин. ЋЄгкое дыхание
„асть 2 - »ван Ѕунин. Ћистопад
...
„асть 9 - ќка€нные дни. »ван Ѕунин
„асть 10 - —тихи »вана Ѕунина
„асть 11 -  о дню рождени€ »вана јлексеевича Ѕунина
„асть 12 - ¬иктор Ѕорисов-ћусатов и »ван Ѕунин: "ќсень"
„асть 13 - »ван јлексеевич Ѕунин (1870-1953) Ч первый русский нобелевский лауреат по литературе
...
„асть 23 - 22 окт€бр€ 1870 года родилс€ »ван јлексеевич Ѕунин
„асть 24 - ѕам€ти »вана јлексеевича Ѕунина
„асть 25 - ƒолог зимний вечер.

ћетки:  

ѕроцитировано 6 раз
ѕонравилось: 11 пользовател€м



“ангейзер   обратитьс€ по имени —реда, 23 ќкт€бр€ 2013 г. 13:19 (ссылка)
¬от просмотрел так просмотрел...—пасибо за напоминание и замечательный пост об »ване јлексеевиче!...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—реда, 23 ќкт€бр€ 2013 г. 23:16ссылка
—пасибо, ¬€чеслав, за отзыв! ¬сего не охватишь! ’от€ ¬ы очень много успеваете!
Sergey_Tashebsky   обратитьс€ по имени —реда, 23 ќкт€бр€ 2013 г. 16:50 (ссылка)
—пасибо за прекрасный пост об »ване јлексеевиче Ѕунине!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—реда, 23 ќкт€бр€ 2013 г. 23:17ссылка
—пасибо, —ергей, за добрые слова!
Musia-mamusia   обратитьс€ по имени —реда, 23 ќкт€бр€ 2013 г. 17:44 (ссылка)
—пасибо, “амара! Ѕунин из очень любимых, его "“емные аллеи" читала-перечитывала. ¬идео очень интересны.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—реда, 23 ќкт€бр€ 2013 г. 23:20ссылка
Ѕунин всегда интересен, легко читаетс€ и послевкусие прекрасное! —пасибо, Ћюдмила! ѕрекрасных снов тебе!
Svetlana-k   обратитьс€ по имени „етверг, 24 ќкт€бр€ 2013 г. 13:59 (ссылка)
— удовольствием читала и смотрела видео...
—пасибо за труд!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕ€тница, 25 ќкт€бр€ 2013 г. 20:22ссылка
—пасибо, —вета! ћен€ всегда радует, если один великий писатель говорит о другом более великом с восхищением!
ѕерейти к дневнику

—уббота, 26 ќкт€бр€ 2013 г. 16:45ссылка
√оворили бы они это при жизни...
»споведь ≈втушенко на первом смотрела?
ѕерейти к дневнику

—уббота, 26 ќкт€бр€ 2013 г. 21:51ссылка
¬о первых € телевизор не смотрю, а во вторых € на ≈втушенко смотреть не могу! ќмерзительно
ѕерейти к дневнику

—уббота, 26 ќкт€бр€ 2013 г. 22:52ссылка
ј мне было интересно посмотреть как этот "враль" будет выкручиватьс€...
¬ылез, когда не стало живых свидетелей его подлостей
‘еникс_94   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 28 ќкт€бр€ 2013 г. 02:26 (ссылка)
ƒоброй ночи,“омчка!ѕост большой,только начала и решила на светлый разум ,назавтра..Ѕунина очень люблю..ќн- из небожителей..таких было единицы..Ѕлагодарю за огромный труд!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕонедельник, 28 ќкт€бр€ 2013 г. 20:19ссылка
«дравствуй, јлечка!  ак при€тно с классиками иметь дело!  акой стих ни возьмЄшь - масса впечатлений и любой отрывок прозы поражает меткостью фразы. —пасибо за при€тные слова!
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку