-Рубрики

 -Цитатник

Павел Дмитриевич Шмаров (1874-1950). - (0)

Работы до эмиграции.Анализ стиля. -ч.4. Крестный ход 1898 Несколько работ художника...

О Сергее Судейкине - (0)

  Судейкин Сергей Юрьевич (1882, Санкт-Петербург — 1946, Найак, штат Нью-Йорк,...

Памяти Елены Образцовой - (0)

В Мариинском театре пройдет вечер памяти Елены Образцовой В Мариинском театре пройде...

Шильдер Андрей Николаевич (1861-1919). - (0)

Зимние пейзажи. Зимние лесные пейзажи стали настолько каноническими, что сегодня ручьи и п...

Легендарная балерина Тамара Туманова - (0)

Черная жемчужина русского балета: как эмигрантка из Тифлиса покорила Ла Скала, Ковент-Гарден и Голли...

 -Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Всегда под рукой

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 50308

Павел Фёдорович Челищев

Четверг, 03 Октября 2013 г. 12:53 + в цитатник
   Павел Фёдорович Челищев открыватель новых путей в живописи первой половины ХХ века. Его творчеством восхищались, его боготворили в Европе и США, его называли "русским Дали". В то же время на родине в России имя самобытного и талантливого художника мало кому известно.
  В 1919 Павел Челищев вместе с армией Деникина навсегда покинул родину. Только в 1958 его знаменитая картина "Феномена" в виде свернутой в рулон декорации с балетной труппой Джорджа Баланчина была передана по завещанию мастера в фонд Государственной Третьяковской галереи.
  "Феномена" перекочевала в запасники и пролежала там сорок лет. Только недавно она появилась в постоянной экспозиции. И сейчас эта картина удивляет, а подчас и шокирует зрителя, привыкшего к совсем другой живописи. В ней все необычно и непредсказуемо.
Феномена 
 
  Еще в ранние годы начал формироваться талант Павла Челищева. В имении Челищевых в Дубровке была оранжерея, куда молодой художник часто наведывался. Он подолгу простаивал над анемонами, которые расцветали даже зимой. Ему казалось, что это глаза, которые на него смотрят, что это сомкнутые уста, которые вот-вот разомкнутся и о чем-то расскажут.

 
  В 1918 многодетная семья Челищевых была погружена на подводу и по личному приказу Ленина выселена из их родового имения в с. Дубровка Калужской губернии. Павел отправляется в Киев. Там он занимается в новосозданной Украинской академии художеств. Работает картографом в добровольческой армии Деникина, и в 1919 году принимает решение окончательно покинуть Россию. Так, в 20 лет обрывается пуповина, связывающая Павла с Отечеством.
  Челищев следует сначала в Константинополь, затем в Европу. Начинающий художник отправляется покорять Берлин, Лондон и Париж. Живописная слава его началась с картины "Корзинка с клубникой", которую приобрела Гертруда Стайн. В 1925у Челищев впервые попадает в ее салон. В молодом русском художнике Стайн увидела мощный энергетический импульс и он сразу вошел в избранное общество.
  Вот что пишет Гертруда Стайн в своей знаменитой "Автобиографии Эллис Би Токлас" о Челищеве и неоромантиках: "Этот молодой русский был довольно интересен. Он писал, по крайней мере он так утверждал, цвет который не был цветом и писал три головы в одной. Пикассо уже рисовал три головы в одной. Через некоторое время русский стал писать три фигуры в одной. Был ли он один такой. В каком-то смысле да, хотя у них там была целая группа. Им всем было примерно лет по двадцать шесть. ...Работы этого русского Челищева были самые сильные из всей его группы и самые зрелые и самые интересные".
  Вскоре Павла Федоровича заметила другая поэтесса из того же салона Гертруды Стайн -Эдит Ситуэл и тотчас взяла Павла Федоровича к себе в салон. Поначалу Павел был увлечен завораживающей англичанкой, но был готов поддерживать с ней только дружеские отношения. Эдит согласилась на его условия и в течение многих лет оставалось его музой, покровительницей и импресарио.
 
"Сибилла", 1937 
  В 1926 Павел Челищев участвовал в первой выставке группы неогуманистов в галерее Друэ. В 1920-е – 30-е писал портреты и фигуры: Гертруда Стайн, Эдит Ситуэл, "Семья композитора Маркевича", "Жонглер", "Голубой клоун", "Клоунесса". Именно в этот период Челищев использует в работе при создании живописных полотен песок и кофе, с их помощью создавая на холсте своеобразные барельефы, что производит на зрителей удивительное, мистическое впечатление. Монохромный цикл живописи Челищева для многих стал неожиданностью. Художник внезапно отказывается от всех цветов, кроме коричневого, серого и черного. Внешним поводом для этого послужила поездка в Африку.
"В ложе", 1931
"Спящая женщина", 1931
 
Двойная фигура, 1925-26 
  Павел Челищев прославился как оформитель знаменитых дягилевских балетов. В 1928 по замыслу художника был поставлен балет "Ода". Челищева вдохновило космогоническое творение Ломоносова "Вечернее размышление о божием величестве". Музыка Николая Набокова, двоюродного брата известного писателя, сопровождалась поэтическим текстом Ломоносова. В постановке были задействованы все мыслимые и немыслимые сценические средства, включая фосфорическое свечение и пиротехнические эффекты. Каждое движение танцоров изменяло конфигурацию пространства. 
Спектакль не был принят современниками. По поводу этого Челищев говорил: "Я Вам открыл дверь в Мироздание, в Вечность, а Вы не захотели туда войти!". Успокаивая своего кумира, верная поклонница таланта Павла Челищева Гертруда Стайн говорила: "Придет время. Все увидят и войдут!"
 В одном из дягилевских балетов Челищев создал образ ангела с крыльями, растущими из груди. Однажды его спросили: "Почему у вашего ангела растут крылья из груди?".  - "А Вы часто видели ангелов? – усмехнулся он, - для того чтобы лететь в пространство n измерений достаточно одного крыла, преломленного во всех пространствах".
Павел Челищев
В сентябре 1928 в галерее Кларидж состоялась персональная выставка Челищева, которую открывала Эдит Ситуэл как покровительница его на долгие годы. В тридцатые годы Эдит почти все время жила в Париже, чтобы быть рядом с Павлом.
 Эдит Ситуэл, 1928

А вот так называемые Челищевские обманки.

 
  
Без названия (Мышь), 1939
 
   Скорее это не сюрреалистические обманки, а философское зрение "Все во всем".
Предчувствуя приход фашизма, Челищев покидает Европу. Перед Второй мировой войной эмигрирует в США, там он достиг мировой славы как живописец-сюрреалист.

Часть вторая

Рубрики:  Русские не в России
Метки:  

Процитировано 3 раз
Понравилось: 1 пользователю



elalaza   обратиться по имени Четверг, 03 Октября 2013 г. 13:01 (ссылка)
Тамарочка,спасибо большое за знакомство с неизвестным мне доселе художником.Ты волшебница,всегда умеешь удивить,очаровать своими рассказами о забытых талантах и возвращаешь им поклонников и почитателей их таланта,пусть даже после их ухода.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 03 Октября 2013 г. 21:42ссылка
Сама я, Эллочка, с большой радостью открыла для себя этого загадочно интересного художника! Зачиталась и заслушалась! Раньше слышала фамилию, а в голову не брала ничего. Фильм очень интересный с поэтом Константином Кедровым
Bo4kaMeda   обратиться по имени Четверг, 03 Октября 2013 г. 13:03 (ссылка)
Томаовсянка, Спасибо))
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 03 Октября 2013 г. 21:43ссылка
Очень рада Вашему вниманию, Вера!
sofija330   обратиться по имени Суббота, 05 Октября 2013 г. 20:16 (ссылка)
Спасибо Вам большое! У меня больше на слуху был математик Челищев,но про художника никогда не слышала.Его картина "Феномена" завораживает.Жаль.что по Интернету ее не очень хорошо можно разглядеть.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 05 Октября 2013 г. 21:40ссылка
Мне очень видео про Челищева понравилось. Очень интересный художник! Спасибо, Сонечка, за сочувствие!
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку