-Рубрики

 -Цитатник

К Международному дню художника - (0)

Жуковский Станислав Юлианович. Часть- 6. Зимнее. Храм Рождества Богородицы. Звенигор...

Михаил Константинович Клодт (1832 - 1902) - (0)

Иван Николаевич Крамской. Портрет художника Михаила Константиновича Клодта Барон Михаил К...

Ханана мити - Дорога цветов - (0)

Ханана мити - Дорога цветов ...

Мадонны Рафаэля - (0)

Его Мадонны…   Меня всегда влекла к себе и грела. Мечта о музе Санти Рафаэля....

Леонид Филатов. О, не лети так, жизнь - (0)

Десять лет назад ушёл из жизни Леонид Алексеевич Филатов. Он многое успел в своей не очень д...

 -Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Всегда под рукой

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 49879

Якопо Тинторетто (1518–1594)

Воскресенье, 29 Сентября 2013 г. 12:13 + в цитатник

   Якопо Тинторетто "Автопортрет"

  Тинторетто (Якопо Робусти) родился 29 сентября 1518 года в Венеции. Он был сыном красильщика шелка. Отсюда и его прозвище Тинторетто – «маленький красильщик». Еще в детстве он пристрастился к рисованию углем и пользовался красочными материалами отца для своих живописных опытов на стене дома. Ридольфи рассказывает: «Чтобы лучше изучить приемы наложения красок, Тинторетто старался бывать всюду, где что‑нибудь окрашивали и расписывали, и часто принимал участие в работах маляров».     

  Некоторое время Тинторетто учился у Тициана. В дальнейшем, работая днем и ночью, художник не упускал возможности учиться у великих предшественников. Своих идеальных вдохновителей и предшественников Тинторетто отметил, написав на дверях своей мастерской девиз: «Рисунок Микельанджело, колорит Тициана».

   В 1539 Тинторетто открыл собственную мастерскую. В 1545 он выполнил по заказу Аретино две мифологические картины для плафона. В 1547 написана «Тайная вечеря» для церкви Санта‑Маркуола.

«…манера широкого эскизного мазка, сложность ракурсов, выбор очень высокого горизонта, сочетание богатого узора линий и цвета со сдержанностью колорита говорят о развивающейся зрелой манере мастера, – отмечает Сусленков. – В его ранних произведениях впервые появляются легкие, почти прозрачные фигуры дальнего плана, чуть намеченные легкой сетью прозрачных мазков, – прием, придающий живописи Тинторетто особую одухотворенность».

Цикл картин \"Чудо св. Марка\". Чудо св. Марка. 1548

"Чудо святого Марка"

   В 1545–1546 Якопо Тинторетто побывал в Риме и Мантуе, остальные годы он безвыездно работал в Венеции. В 1548 по заказу Скуола ди Сан‑Марко он написал картина «Чудо св. Марка». Тинторетто использовал легенду об александрийском рабе, которого подвергают пытке за то, что он ослушался своего хозяина и ушел молиться на могилу св. Марка. Изображен тот момент, когда при появлении святого, слетающего с неба, орудия пытки ломаются в руках палача. Тинторетто получает официальные заказы, начинает работать в Прокурациях, во Дворце дожей, в ряде венецианских церквей, портретирует выдающихся венецианцев и государственных деятелей, сближается с цехами и филантропическими братствами.

   В 1550 Тинторетто женился на Фаустине деи Вескови. У них родилось трое детей. Дочь Мариэтта умерла рано. Сын Доменико помогал отцу в мастерской и оставил самостоятельные работы. Младшая дочь Оттавия вышла замуж за художника Франческо Кассерио, продолжавшим традиции мастерской после смерти учителя.

Спасение Арсинои. Вторая половина 16 века

"Спасение Арсиной"

   Работы пятидесятых годов отражают широту взглядов художника. В 1550–1553 он создает библейский цикл «Адам и Ева» для Скуола делла Тринита. Затем появляется цикл «фризов», отличающийся от «Адама и Евы», тонким поэтическим обаянием и пьянящим чувством радости жизни. В несколько ином преломлении звучит тема чувственной земной красоты в картине «Спасение Арсинои». Один из самых поэтичных образов Тинторетто, созданных в эти годы, – образ библейской красавицы Сусанны в картине «Сусанна и старцы». С блестящим мастерством Тинторетто пишет ослепительное нагое тело на фоне сочной зелени сада, выступая как продолжатель лучших традиций «золотого века» венецианской живописи.

  «Введение во храм» в церкви Санта‑Мария дель Орто (1555) открывает нового Тинторетто. «Драматизация рассказа, смещение логического центра, подчеркнутая асимметрия композиции – все было ново и непривычно в этой картине, – пишет Нессельштраус. Одни видели в этой картине новое слово искусства, другие – дерзкое нарушение освященных традицией законов».



  

  В 1562 Якопо Тинторетто начинает свой знаменитый цикл, посвященный легенде о св. Марке («Похищение тела св. Марка», «Спасение сарацина», «Опознание тела св. Марка»). В «Спасении св. Марка» (1562–1566) пространство словно не имеет фона, грозовая тьма и призрачный свет замечательно передают ощущение тревожности мира. Сакральный характер сцены подчеркнут светом, сосредоточенным на теле святого. Чистые, сияющие краски, характерные для его ранних работ, приобретают холодные изысканные оттенки, обретают большую эмоциональную напряженность.

  Тинторетто в 1566 был избиран членом Флорентийской Академии рисунка. В последующие годы он выполнял официальные заказы: во Дворце дожей – большие композиции «Страшного суда» и «Битвы при Лепанто», участвовал в украшении библиотеки св. Марка, писал картоны для мозаик и официальные портреты. В эти годы Тинторетто создает картины, проникнутые стремлением уйти от конфликтов действительности в мир поэтической сказки и мечты. Великолепна по взволнованно яркой живописи композиция «Происхождение Млечного пути» (1570), построенная на контрасте стремительно вторгающейся из глубины пространства служанки Юпитера и нежно жемчужного тела удивленно откинувшейся назад нагой богини.

Возникновение Млечного пути. 1575

"Возникновение Млечного пути"

  В некоторых аллегорических произведениях Тинторетто прославляет Венецию. «Обручение Вакха с Ариадной», «Кузница Вулкана», «Минерва отстраняет Марса от Мира и Изобилия», «Меркурий и три Грации».

  Тинторетто написал для братства св. Роха (Скуола ди Сан‑Рокко) в 1549 огромную картину «Св. Рох в госпитале». Последние тридцать лет жизни художник создал 56 карти для братства, которое было одним из самых влиятельных в Венеции и ставило своей задачей помощь бедным и больным. В 1564 году для украшения дворца братства Тинторетто предложил совету безвозмездно картину «Св. Рох во славе». В этом же году он становится членом братства. В 1565 он пишет для братства – «Распятие», самое большое в мире живописное полотно (7x22 метра).

"Распятие"

  «Живопись Тинторетто изумительна. Но картины его, даже огромные, кажутся эскизами, ибо стремление выразить как можно больше, проявляя при этом неиссякаемое дерзание, вредило завершенности образов. Как точно заметил Суриков, "он совсем не гнался за отделкой, как Тициан, а только охватывал конструкцию лиц просто одними линиями в палец толщиной". Но линия такой толщины уже не линия. Размашиста и могуча кисть Тинторетто. Цвет и свет – эти две стихии Тинторетто сливаются под его кистью, как бы окунутой им в волны света. Никто до него не противопоставлял друг другу такие массы света и тени, вырывая светом из тьмы подлинно титанические образы» (Любимов). «Распятие» – это действительно целый мир. Как и в жизни, в нем все неожиданно и вместе с тем необходимо и значительно. Поражают и ренессансная пластическая лепка характеров и глубокое ясновидение человеческой души.



 

  «В 1576 Тинторетто возвращается к работам в Скуола ди Сан‑Рокко и обязуется к празднику святого закончить и принести в дар братству центральную и самую крупную композицию плафона – "Медный змий". В 1577 году он заканчивает еще две картины, довольствуясь оплатой стоимости холста и красок, и в том же году обращается к братству с новым предложением – обязуется закончить украшение плафона и написать ряд картин для церкви братства, 10 картин для украшения стен верхнего этажа, выполняя не менее 3 картин в год. В качестве компенсации за эту огромную работу он просит ничтожную годовую пенсию в 100 дукатов. В 1578–1581 годы живописец выполняет 10 композиций в верхнем зале, в 1582–1584 работает над стенными композициями нижнего зала ("История Марии"). Заканчивается цикл картиной "Встреча Марии с Елизаветой" (1588) на главной лестнице». (Сусленков)

  Среди картин этого периода «пронизанная стремительным драматизмом "Тайная вечеря"; проникнутая тонким чувством слияния человеческой души с миром природы и элегической мечтательностью "Мария Египетская в пустыне" (нижний зал); полное скрытого напряжения и беспокойства "Искушение Христа"; грозно‑величественное "Иссечение Моисеем воды из камня", показывающее напряженную борьбу титана со стихийными силами природы» (Колпинский).

  В период работы над верхним и нижними залами Скуола ди Сан‑Рокко Тинторетто пишет ряд исторических картин: «цикл Гонзага» (1580), 4 батальные композиции в зале Большого Совета во Дворце дожей (1581–1584), «Битву при Заре» (1584–1587). В 1588–1590 годах мастер создает шедевр «Битва архангела Михаила с сатаной».

Тайная вечеря. 1592-1594

"Тайная вечеря"

    В последний год жизни Тинторетто создаёт полотно «Тайная вечеря» для церкви Санта‑Мария Маджоре, решая ее иначе, чем раньше для Сан‑Маркуоло (1547), Сан‑Симионе (около 1560), Сан‑Тровазо (около 1565), Сан‑Поло (1578). Не драматический конфликт, не раскрытие предательства являются содержанием картины, а мистический момент утверждения таинства («Сие есть Тело Мое»). Волнение апостолов, вызванное словами Христа, тени ангелов, возникающие в мерцающем зеленовато‑золотистом свете люстры, ощущение безграничности пространства составляют разительный контраст с жизненной убедительностью бытовой сцены. В этой попытке объединения реального и мистического Тинторетто приближается к противоречивой сложности формирующегося искусства барокко.

Портрет двух мужчин. Вторая половина 16 века

"Портрет двух мужчин"

   Тинторетто написал много портретов. Поздние полотнам: «Альвизе Корнаро», «Себастьяно Вениер» присуща необычайная острота и насыщенность духовного выражения. Вершиной его портретного творчества стал автопортрет, исполненный около 1588 года. Внутренняя духовная красота, красота нравственного мира человека преображают его лицо, придают ему необычайную силу и значительность.

  От Боскини осталось описание творческого метода Тинторетто. Сначала мастер отправлялся к месту, предназначенному для будущей картины, чтобы ознакомиться с высотой ее размещения, с расстоянием от зрителя, с условиями освещения. Затем Тинторетто начинал организовывать фигурную композицию с помощью восковых моделей. Когда композиционный замысел находил свое окончательное воплощение на кукольной сцене, Тинторетто приступал к фиксации отдельных фигур в рисунках углем или итальянским карандашом на квадрированных листах бумаги – каждой фигурке на сцене (или во всяком случае большинству действующих лиц) соответствовал отдельный рисунок. С помощью сетки рисунки переносились на холст в увеличенном виде и фиксировались в обобщенном монохромном подмалевке. После проверки на месте воздействия композиции-подмалевки мастер переходил к детальному моделированию фигур и к колористической разработке картины.

  

   Биографы рассказывают о скромном быте Тинторетто. Вдали от городского шума и суеты, близ церкви Санта‑Мария дель Орто его семья занимала скромное жилище. Тинторетто отличался крайним бескорыстием. Заказы он выполнял с увлечением, не заботясь о размерах гонорара. Тинторетто ценили за острый ум, высокие моральные качества и простой, открытый нрав. К узкому кругу его друзей принадлежали выдающиеся представители венецианской интеллигенции, ученые и музыканты – Даниэле Барбаро, братья Вениер, Лодовико Дольче, секретари Сената Риччо и Рамузио, композитор и дирижер Сан‑Марко Джузеппе Царлино. Известно, что Тинторетто был музыкально одарен, прекрасно играл на различных инструментах и любил устраивать музыкально‑драматические инсценировки.

ohudognikah.rucontent/tintorett

Христос с Марией и Марфой. Вторая половина 16 века

Христос с Марией и Марфой

Рубрики:  живопись
Метки:  

Процитировано 4 раз
Понравилось: 3 пользователям



nadia_obo   обратиться по имени Воскресенье, 29 Сентября 2013 г. 12:24 (ссылка)
Какая ты умница, Томочка! С утра уже такой пост сотворила! Спасибо тебе большое!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 29 Сентября 2013 г. 12:33ссылка
Наденька! Ты самая шустрая на Лиру! Пока я отшлифовывала свой опус, ты уже его забрала! Спасибо тебе!
Перейти к дневнику

Воскресенье, 29 Сентября 2013 г. 13:03ссылка
Да вот видишь я какая!
elalaza   обратиться по имени Вторник, 08 Октября 2013 г. 13:15 (ссылка)
Спасибо,Томочка,твои работы настолько пространны и интересны,что невозможно пройти мимо.Беру,чтобы еще раз прочесть и просмотреть.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 08 Октября 2013 г. 19:56ссылка
Спасибо, Элла! Начинаешь знакомиться с художником и обилие и совершенство работ, написанных пять столетий назад, потрясает!
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку